Компьютерная игротерапия
По поводу компьютерных игр написано немало статей. В основном в публикациях приводится обзор и сравнение новинок в мире виртуальных развлечений, дается их описание, а также способы прохождения тех или иных уровней игры. Иногда встречаются материалы, посвященные обсуждению приверженцами игровых развлечений какого-то определенного клана (жанровой вариации) компьютерных забав. Редко, но все же "проскальзывают", отдельные статьи, обнажающие изъяны различных игр. Практически ничего не говорится о влиянии игр на самого пользователя, на развитие и функционирование его психики. Что есть в этом воздействии положительное, что есть отрицательное? В настоящей статье речь пойдет о компьютерной игротерапии, новом направлении в применении компьютерных игр для нормального развития человеческой психики.
(c) Компьютерная газета
В западной литературе подчеркивается возрастающая роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации.
В настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями в обучении счету, нарушениями пространственного различения по причине астигматизма, для компенсации речевых нарушений у неврологических пациентов, улучшения координации движений у детей и престарелых, диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей, диагностики ряда симптомов шизофрении.
Игры оказывают эффект улучшения устойчивости внимания у пациентов с черепно-мозговой травмой. Компьютерные игры могут быть полезны в оценке гиперактивности у детей по параметрам распределения внимания, а также времени реакции на те или иные игровые ситуации.
Медики и психологи отмечают, что результаты диагностики с помощью компьютерной игры на 75% совпали с диагностикой по "Matching Familiar Figures Test", что является хорошим показателем использования игры в качестве терапии. Так, при использовании модификации известной игры "Nintendo" для терапии детей в возрасте 5, 7 и 10 лет, были получены результаты, отмечающие улучшение у детей зрительно-моторной координации и способности удерживать в памяти значимые стимулы. Дети научились лучше контролировать свои эмоции по поводу успеха и неудачи, а также в проявлении собственной агрессии.
Английские исследователи успешно использовали игру "Game boy" в процессе терапии 8-летнего ребенка, отличающегося импульсивностью и отрицательным отношением к самому себе (фактически ребенка спасли от самоубийства и отрицательного восприятия реальной жизни). Другие зарубежные ученые, Даффи и Нетупски сообщают о значительных успехах в лечении 20-летней девушки с задержкой умственного развития (ее IQ (коэффициент интеллекта) был равен 9!) и агрессивным поведением. Ей было предложено обучение компьютерной игре "Atari". Терапевтам удалось добиться ее интереса и внимания к компьютерной игре и устранить на этой основе агрессивные симптомы.
Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является очень важным в процессе психотерапии. Показано, что с помощью компьютерных игр возможна тренировка сенсомоторики и оперативной памяти у пожилых людей. Так, в игре "Memory for Goblins" пациенты должны сосчитать членов семьи Гоблинов на экране. Игра состоит из нескольких серий, и подсчеты нужно производить для каждой серии отдельно. Затем игроки суммируют результаты своих подсчетов, оценивают точность, время ответа и другие показатели. Пожилые пациенты находят игру забавной, поскольку она оформлена в жанре популярных комиксов.
Есть интересные примеры использования компьютерных игр для работы с малолетними правонарушителями в целях улучшения их коммуникативных качеств, самовосприятия, оценки последствий собственных действий и контроля собственной импульсивности.
В США компьютерные игры широко используются для лечения алкогольной зависимости, что обусловило появление так называемых "центров компьютерной игротерапии". П.Рейфол и Е.Лайлс показали эффективность созданной ими игры "If you drink" в профилактике алкоголизма среди студентов. Аналогичные успехи достигнуты в области профилактики и лечения никотиновой и наркотической зависимостей. В компьютерной игре, созданной специально для подростков, геймер способен принимать решение относительно использования наркотиков и наблюдать последствия этого решения. Особенно эффективной эта программа оказалась для подростков, которые еще никогда не пробовали наркотиков: их установки против употребления наркотиков после сеанса компьютерной игры усиливаются. Несколько лет назад в США появились интерактивные компьютерные игры, созданные в целях профилактики СПИДа. Они позволяют не только узнать о факторах риска, но и моделировать поведение пользователя, чтобы избежать их.
Как справедливо отмечают многие авторы, эффективность профилактических мероприятий в конечном счете зависит от того, способен ли человек взять на себя ответственность за собственную судьбу и судьбу близких ему людей. Американский исследователь Д.Томас создал игру "Life Choices", которая имитирует жизненный цикл обычного американца. Игрок в ней "идет по жизни", совершая различные выборы относительно обучения, семьи, работы и т.д. Предусмотрена возможность вернуться назад и изменить свой выбор. Таким образом, игра позволяет людям лучше понять последствия выбора тех или иных действий, способствует формированию ответственности за свою судьбу, избежать совершения некоторых социальных ошибок.
По сравнению с традиционными методами терапии компьютерные игры имеют ряд преимуществ, среди которых далеко не последнее место занимает их дешевизна. К сожалению, нет данных, в которых сравнивалась бы эффективность традиционных и игровых методов лечения одного и того же заболевания. Очевидно, что такие исследования необходимы, если авторы рассматривают компьютерную игру в качестве средства лечения, способную серьезно конкурировать с известными медикаментами или психотерапией. Важным здесь является также то обстоятельство, что терапевт, использующий компьютерную игру, должен сам обладать знаниями в области компьютерной технологии и в идеале уметь разработать алгоритм игры. Если это невозможно по каким-либо причинам, то необходима психологическая экспертиза существующих компьютерных игр и их адаптация к конкретному виду терапии, которую врач должен осуществлять в тесном контакте с психологом и программистом.
Собрал и подготовил Сергей Островский
(c) Компьютерная газета
В западной литературе подчеркивается возрастающая роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации.
В настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями в обучении счету, нарушениями пространственного различения по причине астигматизма, для компенсации речевых нарушений у неврологических пациентов, улучшения координации движений у детей и престарелых, диагностики дисфункций памяти, пространственных способностей, диагностики ряда симптомов шизофрении.
Игры оказывают эффект улучшения устойчивости внимания у пациентов с черепно-мозговой травмой. Компьютерные игры могут быть полезны в оценке гиперактивности у детей по параметрам распределения внимания, а также времени реакции на те или иные игровые ситуации.
Медики и психологи отмечают, что результаты диагностики с помощью компьютерной игры на 75% совпали с диагностикой по "Matching Familiar Figures Test", что является хорошим показателем использования игры в качестве терапии. Так, при использовании модификации известной игры "Nintendo" для терапии детей в возрасте 5, 7 и 10 лет, были получены результаты, отмечающие улучшение у детей зрительно-моторной координации и способности удерживать в памяти значимые стимулы. Дети научились лучше контролировать свои эмоции по поводу успеха и неудачи, а также в проявлении собственной агрессии.
Английские исследователи успешно использовали игру "Game boy" в процессе терапии 8-летнего ребенка, отличающегося импульсивностью и отрицательным отношением к самому себе (фактически ребенка спасли от самоубийства и отрицательного восприятия реальной жизни). Другие зарубежные ученые, Даффи и Нетупски сообщают о значительных успехах в лечении 20-летней девушки с задержкой умственного развития (ее IQ (коэффициент интеллекта) был равен 9!) и агрессивным поведением. Ей было предложено обучение компьютерной игре "Atari". Терапевтам удалось добиться ее интереса и внимания к компьютерной игре и устранить на этой основе агрессивные симптомы.
Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является очень важным в процессе психотерапии. Показано, что с помощью компьютерных игр возможна тренировка сенсомоторики и оперативной памяти у пожилых людей. Так, в игре "Memory for Goblins" пациенты должны сосчитать членов семьи Гоблинов на экране. Игра состоит из нескольких серий, и подсчеты нужно производить для каждой серии отдельно. Затем игроки суммируют результаты своих подсчетов, оценивают точность, время ответа и другие показатели. Пожилые пациенты находят игру забавной, поскольку она оформлена в жанре популярных комиксов.
Есть интересные примеры использования компьютерных игр для работы с малолетними правонарушителями в целях улучшения их коммуникативных качеств, самовосприятия, оценки последствий собственных действий и контроля собственной импульсивности.
В США компьютерные игры широко используются для лечения алкогольной зависимости, что обусловило появление так называемых "центров компьютерной игротерапии". П.Рейфол и Е.Лайлс показали эффективность созданной ими игры "If you drink" в профилактике алкоголизма среди студентов. Аналогичные успехи достигнуты в области профилактики и лечения никотиновой и наркотической зависимостей. В компьютерной игре, созданной специально для подростков, геймер способен принимать решение относительно использования наркотиков и наблюдать последствия этого решения. Особенно эффективной эта программа оказалась для подростков, которые еще никогда не пробовали наркотиков: их установки против употребления наркотиков после сеанса компьютерной игры усиливаются. Несколько лет назад в США появились интерактивные компьютерные игры, созданные в целях профилактики СПИДа. Они позволяют не только узнать о факторах риска, но и моделировать поведение пользователя, чтобы избежать их.
Как справедливо отмечают многие авторы, эффективность профилактических мероприятий в конечном счете зависит от того, способен ли человек взять на себя ответственность за собственную судьбу и судьбу близких ему людей. Американский исследователь Д.Томас создал игру "Life Choices", которая имитирует жизненный цикл обычного американца. Игрок в ней "идет по жизни", совершая различные выборы относительно обучения, семьи, работы и т.д. Предусмотрена возможность вернуться назад и изменить свой выбор. Таким образом, игра позволяет людям лучше понять последствия выбора тех или иных действий, способствует формированию ответственности за свою судьбу, избежать совершения некоторых социальных ошибок.
По сравнению с традиционными методами терапии компьютерные игры имеют ряд преимуществ, среди которых далеко не последнее место занимает их дешевизна. К сожалению, нет данных, в которых сравнивалась бы эффективность традиционных и игровых методов лечения одного и того же заболевания. Очевидно, что такие исследования необходимы, если авторы рассматривают компьютерную игру в качестве средства лечения, способную серьезно конкурировать с известными медикаментами или психотерапией. Важным здесь является также то обстоятельство, что терапевт, использующий компьютерную игру, должен сам обладать знаниями в области компьютерной технологии и в идеале уметь разработать алгоритм игры. Если это невозможно по каким-либо причинам, то необходима психологическая экспертиза существующих компьютерных игр и их адаптация к конкретному виду терапии, которую врач должен осуществлять в тесном контакте с психологом и программистом.
Собрал и подготовил Сергей Островский
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1999 год в рубрике разное :: виртуальные радости