Цусима и Морские Баталии

Море всегда было источником романтики хоть в пятнадцатом веке, хоть в девятнадцатом, хоть в самом конце двадцатого. Есть в этом что-то такое, что невозможно описать и уж тем более измерить. Видимо, поэтому в нынешние времена разработчики компьютерных игр, нет-нет, а все же побалуют ценителей прекрасного какой-нибудь работой в области мореплавания. К примеру, на днях вышел на рынок компакт-диск ЦУСИМА И МОРСКИЕ БАТАЛИИ, который привлекает внимание уже одним своим названием. Расположенная на нем игра ЦУСИМА особого трепета не внушает. Это всего лишь осовремененный вариант старой детской игры "морской бой". Разве что, вместо неких усредненных "крейсеров", "линкоров" или "эскадренных миноносцев", предлагается размещать и, соответственно, топить, вполне современные объемные изображения боевых кораблей. При этом стрельба ведется не только по задаваемым вручную координатам, а еще и с возможностью выбора типа применяемого оружия (от обычной ствольной артиллерии до крылатых противокорабельных ракет). Куда больший интерес представляет вторая игра - TIDES OF WAR (в русской локализации МОРСКИЕ БАТАЛИИ).

Основной лейтмотив TIDES OF WAR - реальная история нашей планеты века, этак, XVIII. Совсем недавно открыта Америка. Далекая и манящая. Англия едва-едва зацепилась за нее, обзаведясь пока еще небольшими колониями в Новом Свете. Но чтобы добраться через Атлантику, нужен флот и отважные капитаны, ибо противник не гнушается морским разбоем. Времена смутные, но героические. Во всяком случае, молодой смельчак, избравший себе стезю капитана, имеет все шансы сделать головокружительную карьеру, начиная с крохотного посыльного судна, не больше корвета, и заканчивая огромным многопалубным линкором, возглавляющим эскадру. На пути к успеху чем только ни придется заниматься: каперствовать помаленьку, торговать ради пополнения припасов, громить и даже захватывать города, демонстрировать флаг, прорывать блокады, участвовать в полномасштабных морских сражениях в одиночку и в составе эскадры.

По этим признакам TIDES OF WAR можно отнести к своего рода аркаде, сильно разбавленной стратегией, под каковой нередко обозначают и обычные тактические симуляторы. Как и любому капитану, играющему в TIDES OF WAR, предоставляется возможность лично покомандовать виртуальным кораблем в достаточно большой мере похожем на настоящий. В зависимости от конкретной ситуации весь имеющийся личный состав можно (и нужно) делить между несколькими основными сферами деятельности, каковыми являются обслуживание артиллерии (с учетом каждого борта), работа с парусами, ремонтно-восстановительные работы, абордажная команда и резерв. В зависимости от "комплекта", а также от уровня потерь в боях (при наличии таковых) ваш корабль будет с той или иной скоростью маневрировать, стрелять и выполнять другие задачи. При этом на экране (а игра "скроена" с видом от третьего лица) будут развиваться весьма зрелищные события. В зависимости от курсовых углов, суда и корабли поворачивают паруса, оставляют пенные следы за собой, окутываются клубами порохового дыма, сияют языками пламени при пожаре, пушечные ядра описывают впечатляющие баллистические дуги, падая в воду при промахе, они подымают зрелищные всплески. В общем, полная красота.

При всех достоинствах присутствует в игре и ряд весьма заметных недостатков. К сожалению, несмотря на весьма впечатляющую наглядность и простоту пользовательского интерфейса, управлять виртуальным парусником ненамного легче, чем настоящим. Нет даже компаса, так что ориентироваться придется чуть ли не по звездам. Кроме того, разработчики допустили еще одно упущение. Имя ему - ведение огня. Мало того, что в игре вообще никак не обозначен сектор огня корабельных орудий и дальность их стрельбы при текущем прицеле, так еще практически невозможно одновременно маневрировать кораблем и в то же время переключать огонь с борта на борт. Не предусмотрено горячих клавиш, что заметно усложняет бой, ставя капитана перед довольно сложным выбором: либо избрать снайперскую тактику (перезарядил конкретный борт, подошел к противнику именно этим бортом, произвел залп, пошел на второй круг по большой дуге из-за медленности процесса управления), либо закрыть глаза на двукратный перерасход снарядов при стрельбе обоими бортами одновременно. При втором варианте воевать значительно проще, так как, сосредоточившись только на управлении, можно значительно искусней маневрировать, что дает гораздо больше возможностей для более точного залпа (а значит и наносить больший урон противнику), но при этом реальный боезапас снижается вдвое. Снайперская тактика, в свою очередь, чревата получением куда большего количества повреждений от вражеского огня, так как за время отхода для перезарядки противник тоже успевает подготовиться к встрече.

Тем не менее, в целом TIDES OF WAR представляет собой чрезвычайно заманчивое и увлекательное занятие, способное увлечь не на одни десяток вечеров. Игра весьма искусно смешала в себе авантюрное и карьерное начало, став очень и очень затягивающей, так как она практически не имеет границ. Особенно если виртуальный капитан имеет успех, который превращается в звонкую монету премиальных, расходуемых, в свою очередь, в порту на закупку провианта и снаряжения, ремонт корабля и найм недостающей команды. А потом, как водится, опять в море, на встречу славе. Можно в одиночку. Можно по локальной сети. В последнем случае допускается сразу подобрать себе достойный кораблик, а не начинать с самого маленького вооруженного суденышка, какое только сумеет отыскать для капитана его Адмиральтейство.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1999 год в рубрике дискотека :: игры

©1997-2024 Компьютерная газета