Живой звук. Часть 1

Компьютер я люблю за его гуманность, можно сгоряча нарубить дров, а потом с легкой душой кликнуть несколько раз по "Undo" - и руби сызнова.


Сегодня мы поговорим о сведении материала. Возможны два стиля работы:

- Полное сведение (потрековая обработка).

- Пошаговое сведение-обработка.

Первый стиль предусматривает четкое планирование процесса и четкое следование плану. Он более предпочтителен тем, что вы всегда имеете возможность послушать всю композицию целиком, ведь зачастую получается так: один инструмент звучит неплохо, но в композицию не вписывается.

Второй стиль хорош тем, что никаких планов писать не надо (мы не в школе). Кроме того, он идеален, если всех музыкантов собрать одновременно невозможно.

Если говорить об оптимальном стиле, то таковым является третий - смешанный стиль. Основная работа планируется, а нюансы привносятся по ходу дела (вообще, творчество простому смертному планировать чрезвычайно сложно).

На мой взгляд, всегда существует много вариантов одного произведения, среди которых выбрать лучший просто невозможно (такова философия жизни, и проблема выбора в ней - основная проблема). Один нравится с первого звука, но быстро утомляет, другой наоборот.

Что-то мы отвлеклись. Сначала подготовим наш основной инструмент CakeWalk 7.0 для работы. Выберите для начала Tools> Audio Options . Так, что тут у нас?

General: кнопка включит тест вашей звуковой карты и автоматически установит DMA параметры.

Advanced: опция Use Wave Out For Timing включает синхронизацию Midi, используя аудио треки. У меня эта функция выключена, т.к. я использую Midi партии как фоновые и берегу ресурсы системы. Clip Audio Mix Upon Overflow включает плавное, "теплое" ограничение при завышенном уровне смешанного сигнала. Можете понизить уровень каждого канала в поле Vol и выключить ее. Эта функция также отъедает системные ресурсы, хотя часто весьма полезна. DMA - настройки в этом поле были установлены при тестировании платы в разделе General. SMPTE/MTC Sync - это поле определяет уровень синхронизации аудио по SMPTE коду (работа с видео). Для увеличения производительности поставьте переключатель в положение Trigger and Free-Wheel (низкий уровень синхронизации). Привязка к музыкальному размеру контролируется кнопкой, которая находится в правом нижнем углу окна программы (1 по рисунку), у меня она отключена.

Физически, само сведение никаких трудностей не вызывает. Для удобства выделите нужные вам треки (Shift+мышка) и кликните по кнопке Audio view (2). Перед вами окно редактирования аудиоданных (работать можно и в основном окне программы, но это то же самое, что забивать гвозди топором, когда есть молоток). С помощью ножниц (3) можно резать треки на фрагменты, кстати, я часто использую эту функцию. Режим Snap To Zero Crossing (кнопка 4) автоматически передвигает вставляемые фрагменты донорных треков в точки нулевого сигнала основного трека.

Теперь вы можете резать, копировать, перетаскивать треки и их фрагменты, короче почувствовать себя мужиком. Основные тонкости здесь в следующем:

- При копировании поставьте флажки в полях Events in Tracks, Copy Entire Clips as Linked, Clips Split Audio Events в появившемся диалоговом окне. При вставке фрагмента выбирайте в диалоговом окне: для смешивания фрагмента с треком - Blend Old and New, для вставки фрагмента в трек - Replace Old with New.

- При выделении части трека удобно использовать линейку, расположенную над окном треков (5).

- Резать треки лучше чуть позже акцентированной доли, чтобы все возможные щелчки маскировались малым барабаном (сольником).

- Естественным ориентиром для синхронизации являются партии ударных (именно поэтому их лучше писать вначале).

Я поступаю так: копирую фрагмент нужного мне трека вместе с треком ударных в нужное место, в свободный трек, синхронизирую (вручную), ориентируясь на основные барабаны. После этого вставляю фрагмент в нужный трек.

- Края фрагментов при необходимости сглаживаются процедурой Edit> Audio> Envelope, или кнопкой 6 по рисунку.

- Готовый трек, составленный из кусков, может быть склеен в один процедурой Edit> Audio> Combine.

- Как и любой нормальный микшер, CakeWalk предусматривает для каждого канала весьма полезные режимы MUTE (отключение канала) и SOLO (прослушивание канала), которые включаются кнопками 7.

Вообще говоря, сведение это не творческая часть работы, но требует терпения и аккуратности. Если композиция плохо сведена, то никакие фишки и заморочки не снимут налет делитанства. Поэтому не стоит надеяться на то, что какой-либо огрех не заметят, лучше переделать дефектную часть заново.

Федор Трухачев


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета