Пять распространенных ошибок при разработке интерфейсов программ

Перегруженность элементами управления

Перегруженность окон программы элементами управления встречается довольно часто. За примерами далеко ходить не надо - взять хотя бы любой интернет-браузер. Кроме того, что он сам содержит несколько панелей инструментов, более десятка кнопок, меню, скроллеры и т.д., содержимое большинства сайтов сегодня включает множество элементов управления - списки, кнопки. За всем этим пользователю очень сложно найти действительно нужную ему информацию.

Часто разработчики программ просто не знают, как сделать по-другому, и располагают всю необходимую в данный момент по их мнению информацию на одном окне. Окно при этом превращается в мешанину элементов управления и надписей. Даже опытный пользователь будет работать с такой программой с трудом, не говоря уже о новичке, который просто схватится за голову.

Программы предназначены для того, чтобы помогать пользователю делать свою работу. Пользователь не должен тратить свое время на саму программу. Перегруженность элементами управления приводит к тому, что человек отвлекается от своей основной задачи и принимается рассматривать окно программы, пытаясь понять, что здесь где и как с этим работать. Большое количество посторонних элементов заслоняет необходимую информацию.

В результате производительность работы с программой резко снижается. Кроме того, пользователю в этом случае практически невозможно создать у себя в голове модель поведения этого окна и позднее ее использовать. Каждый раз при работе с этим окном процесс познавания начинается сначала.

Необходимо всегда стремиться к минимизации числа элементов управления на экране. Не важно, насколько "крутым" является ваш интерфейс, будет лучше, если его будет меньше.

Вы скажете, что это абсурд - ведь получается, что идеальный интерфейс не должен быть виден совсем. Но так оно и есть. Существует понятие программ-агентов, которые выполняются в фоновом режиме, собирая и накапливая информацию, на основе которой выполняют определенные действия.

Примером может быть агент, который собирает информацию о ваших привычках, предпочтениях при работе с компьютером и в соответствии с этим сам настраивает рабочую среду, выдает напоминания и т.д.

Срабатывающий сразу пункт главного меню

Пользователи привыкли, что любой пункт главного меню в программах всегда содержит подменю. Помещение в главное меню пункта, который срабатывает сразу при нажатии на него, делает программу непредсказуемой. Еще хуже, если это пункт "Выход", который закрывает программу без всякого предупреждения. Представьте: пользователь исследует меню программы и неожиданно программа исчезает.

Чаще всего таким пунктом действительно является пункт "Выход". Разработчики программ, видимо, испытывают трудности с его размещением в меню. На самом деле все просто - "Выход" из программы лучше располагать самым нижним пунктом самого левого подменю, независимо от того, подходит он туда по смыслу или нет. Пользователи начинают искать его в первую очередь именно здесь.

Несоответствующие рисунки на кнопках

Практически ни одна программа сейчас не обходится без панелей инструментов с кнопками. Кнопки, конечно, имеют рисунки. Нажатие на кнопку вызывает определенное действие. Кажется логичным, что рисунок на кнопке должен соответствовать смыслу действия, однако многие про это забывают.

Некоторые разработчики просто не умеют рисовать картинки, некоторые просто не хотят и берут готовые (часто из других программ). В результате очень трудно без подсказки определить, что означает та или иная кнопка. Рисунки иногда получаются абсолютно не связаны с содержанием.

Четкий и понятный рисунок способствует повышению эффективности работы. Если рисунок соответствует действию, эта ассоциация легко запоминается пользователем, и в дальнейшем один только взгляд на кнопку позволяет мгновенно вспомнить ее назначение. Если же нет, то назначение приходится вспоминать либо узнавать заново каждый раз.

Красный цвет

Работать с цветом вообще нужно аккуратно.

Правильно примененный цвет может, например, передавать тонкие различия между однородными элементами. Неправильно примененный цвет может мешать работать с программой.

Особенно это относится к красному цвету. Так уж получилось, что для всех людей красный цвет ассоциируется с некой опасностью. Большое количество красного цвета в каком-либо месте на экране привлекает внимание, заставляет пользователя настораживаться, думать, что что-то не так.

Дорожные знаки красного цвета либо запрещают, либо предупреждают об опасности. Поэтому, если кнопка на экране окрашена в красный, независимо от того, что на ней написано, пользователь будет стараться избегать нажатия на нее.

В малых количествах красный цвет может исправно служить в качестве ненавязчивого указания наличия каких-либо проблем. Например, если получившееся в результате расчета число превышает норму.

Красный цвет может также использоваться в парах с другими. Существуют две метафоры - "термометр", когда красному противостоит синий, и "светофор" - зеленый. Обе они должны использоваться, только если это уместно.

Терминология

Так как программы пишут программисты, они часто забывают, что пользоваться ими будут обычные люди, которые не знакомы с их терминологией.

Большинство людей в действительности толком не представляют себе, что такое, например, "база данных" или понятие "записи". Файлы и манипуляции с ними тоже сложны для пользователей.

Такая терминология пугает пользователей, в результате чего снижается эффективность их работы. Практически всегда в подобных случаях можно назвать вещи более понятными именами. Программа должна говорить с пользователями на их языке.

Андрей Седельников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1999 год в рубрике разное :: страна советов

©1997-2024 Компьютерная газета