Снова о безопасности, или Чем опасен "компьютерный зрительный синдром"
О развитии компьютерных технологий говорится очень много, но об их влиянии на психофизиологическое состояние человека информация, как правило, несколько ограничена. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью развития и продвижения компьютерной индустрии на мировом рынке, с другой растущей потребностью в реализации коммерческих идей различных конкурирующих фирм-производителей. Предпочтение отдается развитию тем о компьютерных развлечениях, программном обеспечении и изредка о безопасности работы с компьютером.
Наибольшую нагрузку при работе с компьютером получают глаза, так как посредством их человек получает около 80% информации. Важная роль при этом отводится монитору, который изображает буквы, цифры и рисунки, состоящие не из непрерывных линий, как на бумаге, а, подобно мозаике, из точек, к тому же светящихся и мерцающих. Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книге. Еще менее контрастными делает их внешнее освещение, без которого, однако, работать на компьютере тоже вредно, хотя и по другим причинам.
Появление цветных мониторов сделало особенно важным подбор сочетаний цветов изображения и фона. И если дисплей дешевый, т.е. невысокого качества, то "считывание" текста или чертежа становится в этом случае сверхтяжелой зрительной работой. У пользователя неизбежно ухудшается зрение, появляется головная боль, утомление, двоение изображения - короче говоря, возникает так называемый "компьютерный зрительный синдром".
Отмечено, что взрослые после прекращения работы и определенного периода отдыха от всех этих симптомов обычно избавляются без последствий. По мнению офтальмологов, даже длительная и напряженная работа на компьютере не вызывает у взрослых серьезных глазных заболеваний. Иначе обстоит дело с детьми.
Зрительный, равно как и психический, аппарат ребенка не совершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко регламентируют допустимое время его работы на компьютере - в зависимости от возраста. Но поскольку оторвать ребенка от компьютерной игры чрезвычайно трудно, то и нормы эти соблюдаются редко, а в результате зрение его ухудшается. (Стоит ли игра свеч? Наибольшее предпочтение ребенка проводить свое время за игрой с компьютером, по сравнению с непосредственным межличностным общением со сверстниками, может сигнализировать о том, что у него есть проблемы в общении).
Дело в том, что спектры излучения покрывающих экран люминофоров не совсем соответствуют спектрам поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые, собственно, и ответственны за наше цветовое зрение. Оно, как было установлено еще в 1802 году английским врачом и физиологом Томасом Юнгом, - трихроматическое, т.е. основано на возбуждении трех разных типов колбочек, представляющих собой чувствительные клетки сетчатки глаза. Относительно недавно гипотеза Юнга была подтверждена и на генетическом уровне: у человека, оказывается, имеются колбочковые гены трех типов, каждый из которых кодирует свой спектральный тип колбочек.
Зрительный дискомфорт, однако, проявляется не только при использовании дисплеев на электронно-лучевых трубках. Он может возникать и в случае применения жидкокристаллических и газоразрядных дисплеев, а также дисплеев, выполненных на любых других физических принципах. Но только в тех случаях, когда неверно выбраны визуальные параметры прибора и световой климат рабочего места. Их совокупность в значительной мере определяет "эргономическую безопасность компьютеризации", которая ничуть не менее, а в чем-то даже более важна, чем электро- или пожарная безопасность.
Комплекс всех проблем эргономической безопасности компьютеризации будет существовать еще долго: вряд ли целесообразно ждать, пока орган зрения человека приспособится не только к реальному, но и к "экранному" изображению. А между тем в ряде стран компьютерной обработкой информации занимается до 70% всего работающего населения. Со временем это будет и у нас. Остается возможность максимальным образом "подогнать" компьютер и дисплей к физиологическим требованиям глаза и мозга человека, и с этой целью в России под эгидой Российской академии наук и под руководством академика О. М. Нефедова разрабатывается комплексная программа "Компьютер и зрение".
Одной из наиболее интересных задач этой программы станет создание "персональной дискеты пользователя", с помощью которой можно будет протестировать состояние собственного зрения и получить ряд вполне конкретных и относящихся персонально к вам рекомендаций. Например, выяснить, какие именно компьютерные очки вам следует заказать, сколько времени лично вы можете работать на компьютере и когда должны делать перерывы, появился ли уже у вас компьютерный синдром и сможете ли вы справиться с ним сами или вам пора обратиться к врачу.
А одна из программ на такой дискете сможет предупредить вас о необходимости перерыва, и даже сама отключит компьютер, если вы явно перенапряглись и нуждаетесь в отдыхе.
При помощи этой дискеты можно будет отрегулировать параметры экрана - цвет, яркость, контрастность и т.д. - в соответствии с потребностями зрительной системы конкретного человека и тем самым обеспечить безопасность и комфорт работы с компьютером. Особенно важно это для детей. Экономическая же целесообразность просто очевидна: сохраняется здоровье наиболее квалифицированной и перспективной части нашего населения.
В заключение следовало бы обратить внимание на некоторые правила безопасности при работе с компьютером:
• Наиболее ответственный возраст развития психики человека - от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка этого возраста от компьютерных игр.
• Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.
• Женщины не должны проводить у компьютера на работе более четырех часов. Беременным женщинам лучше на время вынашивания ребенка отказаться от компьютера.
• Работая на компьютере, старайтесь делать перерыв через 40 минут.
• Не экономьте на защитном экране монитора!
• Постарайтесь развивать не компьютерную память, а свою собственную.
• Направляйте тыловую часть монитора на внешнюю стену: часть излучения минует вас и ваших домашних.
Сергей Островский (при подготовке статьи использовались материалы журнала "Наука и жизнь")
Наибольшую нагрузку при работе с компьютером получают глаза, так как посредством их человек получает около 80% информации. Важная роль при этом отводится монитору, который изображает буквы, цифры и рисунки, состоящие не из непрерывных линий, как на бумаге, а, подобно мозаике, из точек, к тому же светящихся и мерцающих. Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книге. Еще менее контрастными делает их внешнее освещение, без которого, однако, работать на компьютере тоже вредно, хотя и по другим причинам.
Появление цветных мониторов сделало особенно важным подбор сочетаний цветов изображения и фона. И если дисплей дешевый, т.е. невысокого качества, то "считывание" текста или чертежа становится в этом случае сверхтяжелой зрительной работой. У пользователя неизбежно ухудшается зрение, появляется головная боль, утомление, двоение изображения - короче говоря, возникает так называемый "компьютерный зрительный синдром".
Отмечено, что взрослые после прекращения работы и определенного периода отдыха от всех этих симптомов обычно избавляются без последствий. По мнению офтальмологов, даже длительная и напряженная работа на компьютере не вызывает у взрослых серьезных глазных заболеваний. Иначе обстоит дело с детьми.
Зрительный, равно как и психический, аппарат ребенка не совершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко регламентируют допустимое время его работы на компьютере - в зависимости от возраста. Но поскольку оторвать ребенка от компьютерной игры чрезвычайно трудно, то и нормы эти соблюдаются редко, а в результате зрение его ухудшается. (Стоит ли игра свеч? Наибольшее предпочтение ребенка проводить свое время за игрой с компьютером, по сравнению с непосредственным межличностным общением со сверстниками, может сигнализировать о том, что у него есть проблемы в общении).
Дело в том, что спектры излучения покрывающих экран люминофоров не совсем соответствуют спектрам поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые, собственно, и ответственны за наше цветовое зрение. Оно, как было установлено еще в 1802 году английским врачом и физиологом Томасом Юнгом, - трихроматическое, т.е. основано на возбуждении трех разных типов колбочек, представляющих собой чувствительные клетки сетчатки глаза. Относительно недавно гипотеза Юнга была подтверждена и на генетическом уровне: у человека, оказывается, имеются колбочковые гены трех типов, каждый из которых кодирует свой спектральный тип колбочек.
Зрительный дискомфорт, однако, проявляется не только при использовании дисплеев на электронно-лучевых трубках. Он может возникать и в случае применения жидкокристаллических и газоразрядных дисплеев, а также дисплеев, выполненных на любых других физических принципах. Но только в тех случаях, когда неверно выбраны визуальные параметры прибора и световой климат рабочего места. Их совокупность в значительной мере определяет "эргономическую безопасность компьютеризации", которая ничуть не менее, а в чем-то даже более важна, чем электро- или пожарная безопасность.
Комплекс всех проблем эргономической безопасности компьютеризации будет существовать еще долго: вряд ли целесообразно ждать, пока орган зрения человека приспособится не только к реальному, но и к "экранному" изображению. А между тем в ряде стран компьютерной обработкой информации занимается до 70% всего работающего населения. Со временем это будет и у нас. Остается возможность максимальным образом "подогнать" компьютер и дисплей к физиологическим требованиям глаза и мозга человека, и с этой целью в России под эгидой Российской академии наук и под руководством академика О. М. Нефедова разрабатывается комплексная программа "Компьютер и зрение".
Одной из наиболее интересных задач этой программы станет создание "персональной дискеты пользователя", с помощью которой можно будет протестировать состояние собственного зрения и получить ряд вполне конкретных и относящихся персонально к вам рекомендаций. Например, выяснить, какие именно компьютерные очки вам следует заказать, сколько времени лично вы можете работать на компьютере и когда должны делать перерывы, появился ли уже у вас компьютерный синдром и сможете ли вы справиться с ним сами или вам пора обратиться к врачу.
А одна из программ на такой дискете сможет предупредить вас о необходимости перерыва, и даже сама отключит компьютер, если вы явно перенапряглись и нуждаетесь в отдыхе.
При помощи этой дискеты можно будет отрегулировать параметры экрана - цвет, яркость, контрастность и т.д. - в соответствии с потребностями зрительной системы конкретного человека и тем самым обеспечить безопасность и комфорт работы с компьютером. Особенно важно это для детей. Экономическая же целесообразность просто очевидна: сохраняется здоровье наиболее квалифицированной и перспективной части нашего населения.
В заключение следовало бы обратить внимание на некоторые правила безопасности при работе с компьютером:
• Наиболее ответственный возраст развития психики человека - от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка этого возраста от компьютерных игр.
• Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.
• Женщины не должны проводить у компьютера на работе более четырех часов. Беременным женщинам лучше на время вынашивания ребенка отказаться от компьютера.
• Работая на компьютере, старайтесь делать перерыв через 40 минут.
• Не экономьте на защитном экране монитора!
• Постарайтесь развивать не компьютерную память, а свою собственную.
• Направляйте тыловую часть монитора на внешнюю стену: часть излучения минует вас и ваших домашних.
Сергей Островский (при подготовке статьи использовались материалы журнала "Наука и жизнь")
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1999 год в рубрике разное :: страна советов