Агония Власти

Jagged Alliance. Как давно это было. Может кто-то еще и помнит о том, как где-то в Тихом океане на небольшом островке Метавира, профессор Джейк изготавливал из сока деревьев, произраставших там, противораковые лекарства. Но коварный Сантино, ученик и помощник Джейка, поднял восстание, разогнал туземцев, захватил остров и украл дочь профессора. Джейк обратился в A.I.M (ассоциация независимых наемников), заплатил огромную сумму и нанял шестерых "солдат удачи". Как результат - через месяц сторонники Сантино были перебиты, а сам он с горя взорвал себя вместе со своей лабораторией.

 

Спустя какое-то время вышел Jagged Alliance: Deadly Games. Если первая игра имела свой сюжет, карта острова состояла из трех десятков взаимосвязанных секторов и можно было переходить из одного в другой, то Jagged Alliance: Deadly Games представлял собой скорее эмулятор отряда наемников, чем игру с сюжетом и целью. В Jagged Alliance: Deadly Games было много по отдельности нарисованных, не связанных друг с другом секторов, и отряд, которым командовал игрок, просто получал задания. Например, убить всех врагов в секторе или провести гражданского, невооруженного и не одетого в броню человека из одного конца сектора в другой, сфотографировать мост. Каждое задание - один сектор.

Потом очень длительное время не было ничего - наступило затишье. Выход Jagged Alliance 2 задерживался несколько раз и большей частью по вине самих разработчиков из SirTech. Но, наконец-то, была объявлена официальная дата выхода игры, и все вздохнули с облегчением. Jagged Alliance 2 была игрой, которую все ждали. Напряженное ожидание сменилось небольшим затишьем. Но после недельной паузы начались вопросы о том, где достать русскую версию игры. Наши "доблестные пираты" постарались на славу. Оперативно сориентировавшись в обстановке, они быстренько сделали перевод ее на русский язык, только вот русского языка как такового там было маловато. "Счастливые" обладатели русской версии игры были сильно разочарованы. Не было переведено вступление, сам перевод носил корявый характер. В общем, как всегда, "доблестные пираты" сделали то, чего от них хотели с минимальными затратами труда. В то же время, хорошо известная на российском рынке компания "Бука" взялась за локализацию этой игры и вот сейчас передо мной лежит красивая коробка на которой написано "JAGGED ALLIANCE 2: АГОНИЯ ВЛАСТИ".

Итак, в небольшом, но богатом золотыми залежами королевстве Арулько король Энрико неудачно женился (с кем не бывает). Его "благоверная" сначала состряпала на него компроматик, а потом организовала покушение. Но королю удалось сбежать за границу, а его "милая" супруга узурпировала власть и начала, как могла, проводить в стране "демократические перемены". Отменила образование и здравоохранение, шахтеров низвела до уровня рабов. Зато армия у нее была весьма неплохая, если она на что деньги и тратила, так это на нее. И эти затраты оправдались - когда в стране организовался партизанский отряд из противников королевы Дейдраны, армия без особых проблем его обнаружила и практически полностью уничтожила. Те, кто выжил, вынуждены были уйти в глубокое подполье. Энрико же решил помочь остаткам партизан и нанял хорошо нам известных наемников из A.I.M. Точнее, он нанял молодого, но предприимчивого командира (то есть вас - в игре один солдат предоставляется сразу и его можно сконфигурировать под себя, дать ему имя на свое усмотрение и способности на выбор), а уж тот связался с A.I.M с помощью своего переносного компьютера, подключенного к Интернет. Концепция великолепная. Вы заказываете через Интернет нужных (или доступных по средствам) вам наемников, оружие и боеприпасы, информацию о различных заданиях и советах. Кстати, на сайте A.I.M нашлись нужные линки: и на магазин торговцев оружием, и на фирму по краткосрочному страхованию жизни, и на... погребальное бюро с магазином по продаже венков...Словом, очень мило.

К какому же жанру относится игра "Агония власти"? Стратегия? Собственно говоря, вся стратегия заключается в перемещениях ваших людей на большой карте Арулько, выборе нужных наемников и покупке им оружия. Тактики в игре "Агония власти" намного больше, поскольку, как только кто-то из наемников замечает противника, игра мгновенно переключается в пошаговый режим и вам предоставляется максимально проявить свои навыки тактика, заставляя наемников прятаться за деревьями, в домах или на крышах домов. Тактическое мышление необходимо, ибо солдат противника в игре очень много и они не какие-нибудь новобранцы.

В тактическом режиме вы и противник ходите поочередно, однако иногда во время перемещения противника право одного выстрела передается одному из ваших наемников. Бывает, впрочем, и по-другому, когда во время вашего хода стреляет противник. Стреляющего наемника выбирает компьютер, и, честно говоря, выбор наемника иногда вызывает удивление, ибо у него обычно либо не хватает времени на выстрел, либо он находится на таком расстоянии и в таком положении, что выстрел бессмыслен - лучше сразу выкинуть обойму. Иногда подобная "лотерея" вызывает чувство справедливого гнева. Представьте, где-то в кустах затаился первый наемник, а за углом дома стоит второй наемник. Внезапно навстречу второму наемнику выскакивает солдат из армии Дейдраны, а право на единственный выстрел передается первому наемнику. Тот, естественно, промахивается, и нетрудно догадаться, что произойдет в следующий момент. Хорошо еще, что первый наемник выживет, но ходы все равно потеряет.

Присутствуют в "Агонии власти" и элементы РПГ. Базовые характеристики наемников, за которые вы, собственно говоря, покупаете их, - лишь начало их профессионального роста. Если не менять и частенько не хоронить наемные кадры, то различные их качества имеют тенденцию увеличиваться. Например, вынуждая, скажем, доставшуюся бесплатно Айру постоянно перевязывать раны, вы вскорости убедитесь, что из нее получается неплохая медсестра, а оставив наемника обучать армию (здесь, кстати, подойдут и дети, предлагаемые агентством M.E.R.C.), можно наблюдать за ростом их лидерства.

Каждый наемник, который состоит в организации, имеет свою уникальную биографию и набор навыков. Наемник характеризуется силой, ловкостью, выносливостью, опытом, некоторыми специальными характеристиками (меткость, умение работать с взрывчаткой, с техникой, медикаментами), ну и, конечно же, уровнем квалификации. Помимо уникальных характеристик, каждый герой обладает неповторимой внешностью, голосом, сленгом и биографией. Все это необходимо проанализировать, прежде чем нанять человека для выполнения ответственного задания, которое возложено на вас.

Для того чтобы наемник работал на вас, необходимо заключить с ним контракт. Контракт действует ограниченное время. Вы можете располагать наемником один день, неделю или пару недель. Чем дольше, тем дешевле стоит один день, но, естественно, тем больше приходится выложить сразу. По истечении срока контракта вы можете перезаключить его. "Платите деньги - и мы будем работать на вас", - гласит принцип наемников. Но наемник всего лишь человек, поэтому необходимо его вооружить. У каждого наемника есть некоторое количество имущества - он может за отдельные деньги взять его с собой на задание, а может приехать без снаряжения совсем - если у вас уже есть, во что его одеть и чем вооружить прямо на месте.

Наемники в игре самые разные, взятые со всего мира, имеющие различные "мирные" специальности, непохожий характер и даже не совсем совместимые между собой характеры. Поэтому хочется опробовать различные комбинации наемников. С самого начала игры вам по карману будут лишь "не самые крутые" наемники. Наверное, лучше подписать контракт с парой-тройкой наемников и успеть за недельку их сложнейшей работы сделать как можно больше. Позднее, когда на вас будут трудиться местные и ежедневный доход достигнет нескольких тысяч, можно задуматься о более серьезных "солдатах удачи". Почему хочется вовлечь в сражение большее количество наемников? Потому что их комментарии, поступки очень забавны. На войне бывает не только страшно, но и весело. Наемники тоже люди. Крутые, смелые, безжалостные, но все равно люди, поэтому им нужно иногда спать, лечиться и тренироваться. Слава богу, что они не просят еды. Хотя... бутылочку, другую крепких напитков принять внутрь себя соглашаются с радостью и без промедления.

Игровой мир "Jagged Alliance 2: Агония Власти" - карта 16х16 квадратов. К слову - пешком из квадрата в квадрат примерно час пути. Можно нанять вертолет - если отбить малый аэропорт, найти скрывающегося пилота и захватить базы противовоздушной обороны. Можно купить машину, но потом надо будет где-то искать бензин, а он нынче очень дефицитный. И весь этот мир динамичен.

Вражеские отряды выходят из столицы Медуны и тренировочного лагеря Альма и отправляются отвоевывать зенитные базы и города. Небольшие отряды способны объединиться и напасть скопом. Если город долго не тревожат или он успешно обороняется (так как вы отрядили пару наемников для тренировки ополчения), в нем растет мораль, добыча золота/серебра в шахте повышается. А если заявиться в Альму с недружественным визитом, то отряды врага тут же становятся меньше.

В городах живут местные жители. Некоторые из них дают квесты, другие продают и покупают вещи и оружие... А если поругаться с главарем местной мафии (его зовут очень оригинально - Босс), то периодически станут появляться наемные убийцы, передающие тебе привет от Босса в комплекте с автоматной очередью в упор. Добрые люди, почти как в реальной жизни.

Враги тоже не лыком шиты. Обычные солдаты, в красной форме, вооружены пистолетами и легкими ружьями, а элитные гвардейцы, в черной форме и боевом камуфляже, вооружены почти всегда лучше тебя. Например, гвардейцу вполне может прийти в голову, что наемник - неплохая цель для противотанковой ракеты. А это, знаете ли, весьма больно и неприятно. Солдаты грамотно маскируются, приседают и переползают под огнем, прячутся за деревья, не стесняются пользоваться гранатами и ножами.

Организация миссий в игрушке такова: программа загружает что-то с диска, вы выбираете начальное местоположение вашего отряда, а затем начинаете поиск и уничтожение противника. Отличия между различными миссиями встречаются внутри сектора. Ландшафт сделан достаточно разнообразно: и лесистые участки, и практически оголенные места с парочкой хилых кустиков, которые можно срезать, и какие-то очень ветхие жилые постройки, и строения специального назначения, наподобие баз ПВО или аэродромов. Миссии происходят как в дневное время, так и в ночное. Сражаться ночью сложнее. Темень такая, что можно глаз выколоть. Кто-то стреляет, а откуда - не видно. К счастью, среди наемников есть эксперты по ночным боям - их и нужно подключать к ночным сражениям. Некоторые миссии, из тех, что ближе к финалу игры, происходят в помещениях, а это, знаете ли, очень ограничивает свободу перемещения. Но ничего не поделаешь - таков сюжет.

При захвате секторов, принадлежащих городам, количество солдат противника заранее не известно, но известен момент окончания миссии. После того как наемники пристреливают последнего врага, они поднимаются и со вздохом облегчения произносят что-то наподобие "земля вам будет пухом" или "сдохли, собаки". Как они узнают момент окончания боя, остается загадкой, но такой подход делает игрушку достаточно динамичной. Не нужно бродить по пустым секторам, а заниматься основным делом - выслеживать и отстреливать противника, а если некого больше убивать, миссия автоматически завершается.

В самый разгар боя на шум стрельбы, а может, посредством общения через какие-то переговорные устройства, сбегаются практически все противники. Они толпятся рядом друг с другом. Иногда присаживаются, иногда вдавливаются в землю, но всегда чертовски метко стреляют. Неужели уровень меткости у солдат Дейдраны равен сотне? Очень похоже на истину. Ибо пять подряд выстрелов, произведенных противником, попадают в цель, а пулеметные очереди метров в двадцати от цели попадают куда угодно, только не во врага. И где же он, хваленый профессионализм наемников? Другой серьезный противник ваших наемников - местные дикие животные. Встречаются они редко, но, честно говоря, лучше бы не встречались вообще. Вся сложность борьбы с ними состоит в том, что, скажем, дикие звери очень живучи, нападают одновременно с нескольких сторон и больно кусаются и царапаются, но зато оставляют после себя кожу и когти, которые можно выгодно продать.

После гибели же солдат противника возле их тел остаются трофеи - иногда одна-две обоймы, иногда ружье и бронежилет. Оружия в игре достаточно, можно сказать, что его много. Даже немного чересчур, так что в настройке есть возможность "ополовинить" это разнообразие. Вообще, арсенал необычайно широк и интернационален: десяток пистолетов, два с хвостиком десятка ружей и автоматов западного производства, но есть и отечественные "игрушки": карабин Симонова СКС, снайперская винтовка Драгунова, автоматы АКМ, РПК-74, АК-74 и АКСУ-74. Тут же тебе гранатометы подствольные и обыкновенные, противотанковые ракеты, есть даже футуристическое "ракетное ружье", стреляющее миниатюрными ракетами. Разнообразных патронов - тьма. Разные калибры и разные виды обойм. Разные типы пуль: обычные, бронебойные, со смещенным центром тяжести... И все это работает! Автомат можно зарядить одной автоматной обоймой на 30 патронов или тремя винтовочными по 10. Бронебойные пули поражают хорошо защищенных врагов, но не очень сильно им вредят, а пули со смещенным центром тяжести против брони совершенно малоэффективны, но зато небронированного противника калечат по-страшному. При особо удачном попадании в голову - голова просто разлетается кровавыми брызгами.

Не меньше и ассортимент гранат: обычная "лимонка" и облегченная миниграната, оглушающая граната, сбивающая врага с ног, граната со слезогонкой, ослепляющая, или с ипритом (классно травит народ), дымовая граната для маскировки. И все то же самое, но в 40-мм варианте для гранатомета. Да, вот, чуть не забыл - миномет, к сожалению, только легкий. Динамитные шашки, взрыватели часовые и радиоуправляемые и, конечно, пластиковая взрывчатка для вышибания дверей тоже предусмотрены.

Масса дополнительных вещей: на винтовку, например, можно прицепить оптический прицел, лазерный целеуказатель и сошки для стрельбы лежа. А на автомат можно поставить еще и подствольный гранатомет. На многие пистолеты можно навернуть глушитель и убивать врагов по-тихому. На дробовики есть специальная насадка-"утконос", регулирующая разлет дроби.

Для боя вблизи есть ножи, мачете, даже такой общепринятый инструмент для взламывания дверей и сундуков, как монтировка, тоже оружие ближнего боя. На наемника можно надеть каску стальную, или каску кевларовую, или каску из специального материала "Спектра" - какой-то суперпластик... Бронежилетов тоже штук пять. А еще прибор ночного видения для "работы" ночью и темные очки для работы днем. Звукоусилитель, чтобы услышать врага и приготовиться к обороне. Камуфляжный набор - для маскировки под болотную кочку. Аптечка полевая - для быстрого наложения повязок и набор доктора для лечения чуть позже (перевязка в поле не восстанавливает потерянное здоровье, но прекращает кровотечение, а то вполне можно кровью истечь от пустячной раны). В порядке особого шика - шприц со стимулятором регенерации.

Полезных вещей масса, но есть и "бесполезные", на первый взгляд. Например, наручные часы. Но из них, вместе с куском резинки, можно сделать самодельный часовой механизм для бомбы. Высшее достижение "хитрости" - детектор, указывающий наличие врагов на карте, вообще включает в себя экран от карманной игры и трубку от рентгеновского аппарата, кусок провода и жевательную резинку. А с помощью клея и липкой ленты из стальной трубки можно сделать насадку на ствол - увеличивает дальнобойность.

Есть и совсем оригинальные детали - например, можно встретить скрывающегося от королевы беглого ученого-кибернетика. Он подарит вам телеуправляемого робота, если вы найдете телекамеру и принесете ружье покруче. Если принесете - получаете в команду очень оригинального "бойца", не способного менять оружие (винтовка крепится намертво, раз и навсегда, но лично я дал ему СВД и не пожалел об этом) или нести запасные патроны, не способного действовать в одиночку (кто-то должен надеть шлем дистанционного управления, но этот кто-то вполне может воевать и в шлеме, он не мешает, разве что противогаз или солнечные очки с ним не наденешь), но зато неутомимого, не склонного к панике и кровопотере, легко ремонтируемого.

Наемники умеют ходить, бегать, двигаться, присев, и ползать, а также могут перелезать через забор и влезать на крышу. Стрелять быстро, но не очень точно или расходовать массу времени на прицельный выстрел. Стрелять в голову, в тело, по ногам. А после боя тренироваться, повышая характеристики и умения, самостоятельно или с учителем - более опытным наемником. А могут заняться тренировкой ополчения. Могут лечить раны или чинить оружие и броню (каждый предмет в игре, включая вертолет и автомашины, имеет показатель состояния: 100% - абсолютно исправен, чем меньше - тем хуже; потрепанное оружие может и заклинить, а граната или бомба может и не взорваться). А могут и просто спать - иначе будут слабеть и во время боя валиться с ног.

Игрушка доставит вам массу приятных впечатлений. Например, диалоги и монологи наемников. От их речей можно по полчаса хохотать. Профессиональные актеры и переводчики, принявшие участие в локализации игры, прекрасно справились со своей работой. Об этом довольно сложно написать, это надо слышать. Иногда короткие фразы, вида "Вещь!", "Мое!", иногда целые предложения - "Это как игра в прятки, но только с винтовками, ас". Последняя фраза, кстати, звучит из уст одного из интереснейших наемников с кличкой Стрелок и озвучкой, напоминающий гениального Папанова. Озвучка в виде выстрелов, попаданий пуль по различным предметам, перемещения наемников, солдат Дейдраны и так называемых неигровых персонажей сделана на высоком уровне - к ней никаких претензий.

Непременно нужно упомянуть и о видеовставках, показывающих, что происходит во дворце Дейдраны, пока вы так успешно воюете. Игра силой никогда не навязывает видеоролики, не хотите - не смотрите, однако никогда не помешают знания о противнике.

Искусственный интеллект в игре - тема, которой стоит посвятить пару абзацев. Честно говоря, я не заметил у противника особенно выдающегося поведения - все довольно усреднено и предсказуемо. Он старается действовать по обстоятельствам. Например, если он находится достаточно близко, то может подбежать и попытаться всадить нож. А если в его рюкзачке имеет граната, она непременно полетит в сторону одного из противников.

Другая поведенческая сторона противника связана с его моральными принципами. Встречаются в игре пофигисты, которым совершенно безразлично, убьют их или нет. Они будут долбить до последнего, пока не помрут от потери крови или не окажутся убитыми метким выстрелом. Среди противника встречаются люди поумнее. Они могут воспользоваться более мощным оружием своего убитого товарища. Но самые умные - это те, кто, получив ранение, бросает свое оружие и улепетывает во все лопатки с места боя. Такие "умники" должны цениться больше всего. Беглецы некоторое время обожают носиться вдоль границы сектора. Причем выбирают такое положение, что в прицел их не возьмешь, а из сектора они не выходят. Мерзавцы, одним словом.

К большому моему сожалению, в "Jagged Alliance 2: Агония Власти" и в помине нет возможности мультигейма, хотя было бы неплохо сразиться друг с другом по сетке. Но нужно отдать должное компании "Бука" - игрушка локализована просто изумительно. В общем и целом можно смело утверждать, что игра "Jagged Alliance 2: Агония Власти" станет несомненным и бесспорным хитом, причем не только этого сезона.

Олежка


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета