Оно по-всякому бывает...

Оно по-всякому бывает, раз в год и валенок стреляет - гласит старая житейская мудрость. Это о том, что порой происходят вещи, казалось бы абсолютно невозможные. В теории, наружные двери лифта просто конструктивно не в состоянии открыться, если на этом этаже не остановился лифт. Однако в реальной жизни нет-нет, а приходится относиться серьезно к первому пункту инструкции по пользованию лифтом, гласящему, что сначала, после открытия дверей, следует убедиться, что перед вами вообще есть лифт.

Распространенное мнение, что техника, в особенности вычислительная, никогда не ошибается на самом деле является не более чем обычным штампом, от реальной жизни довольно-таки далеким. Все дело в том, что любую технику изначально придумывают, разрабатывают и изготавливают обычные люди, которым свойственно время от времени ошибаться. Иногда ошибки видны сразу или после непродолжительного тестирования. В этом случае изделие дорабатывается. Иногда же ошибки носят не столь очевидный характер и проявляются лишь тогда, когда уже поздно.

Самое веселое заключается в том, что многие такие "глюки" возникают даже не по вине техники, а по причине несколько неадекватной оценки всех последствий использования этой самой техники. Я более чем уверен, что когда десяток жутко секретных специалистов в страшно охраняемой всеми мыслимыми способами и методами военной лаборатории придумывали Интернет, ход их мыслей был прост и очевиден, как пара хорошо начищенных армейских ботинок: предполагаемый Интернет, впрочем, изначально его называли по-другому, будет новым быстрым устойчивым и удобным средством военной связи. Это означало, что сетевые терминалы будут устанавливаться исключительно в хорошо охраняемых помещениях, а работающие с ними специалисты станут подвергаться не менее скрупулезной проверке "компетентными органами", чем командиры атомных ракетных подводных лодок. Поэтому никому и в голову не пришло при разработке идеологии Интернет заложить в нее базовые средства обеспечения безопасности. Главным считалось добиться гарантированной устойчивости системы связи в случае ядерного нападения на США. Устойчивости-то они добились, только вот с тех пор так уж вышло, что терминалы вскоре выбрались из строго охраняемых зон. Оказалось, что Сеть это все равно что многолюдный проспект, посреди которого стоит бесхозная бутылка водки.

Любопытно, что этот опыт, как и многие последующие события, так никого ничему и не научили. Это в очередной раз продемонстрировали в чем-то даже курьезные события, произошедшие на днях в далекой Австралии. В раннее погожее субботнее утро внезапно приключилось нечто ужасное. В больницах скорой помощи, в службе спасения 911, в полицейских участках и пожарных депо внезапно зазвонили несколько тысяч телефонов. Разом. Можете себе представить состояние дежурных операторов, наверняка решивших, видя всю эту вакханалию, что Сидней то ли волной смыло, то ли землетрясением снесло, то ли завалило шальным метеоритом чудовищных размеров. Как потом выяснилось, городская система коммуникаций приняла более миллиона телефонных вызовов и, естественно, перегрузилась. Дорогостоящая аппаратура телефонных станций, захлебываясь в лавине звонков, не справилась с выстраиванием очередей, теряла некоторые вызовы, сбоила и вообще оказалась в состоянии близком к глубокому обмороку.

К счастью, ни пожаров, ни ограблений, ни прочих катастрофических напастей в ту субботу в Сиднее больше обычного, среднестатистического, не произошло. И даже хакеры особенно и не шалили. Виновниками случившегося были... новые автоматы по продаже прохладительных напитков. В отличие от нас, сирых, в Австралии дефицита телефонных пар не наблюдается, да и с восприятием всяких там полезных электронных штучек дела обстоят куда как лучше. Именно это "разведчика и сгубило". В последние модели вышеуказанных автоматов производители уже несколько лет встраивали электронный модуль, способный автоматически набрать заранее заданный телефонный номер и "просигнализировать", что бортовой запас банок или бутылок уменьшился до минимальной нормы и что "станция настоятельно просит заправки". Сложно сказать, как получилось, что большинство автоматов решили связаться со своими владельцами в одно и то же время, но получилось именно так. Тем субботним утром более трех сотен тысяч умных агрегатов разом бросились звонить по телефону и... ошиблись номером. Причины ошибочки пока не разглашаются, но телекоммуникационная корпорация Telstra до сих пор пытается понять, какие из более чем миллиона звонков были ошибочно сделаны автоматами, а какие - людьми, действительно нуждавшимися в той или иной помощи.

Между прочим, компания Coca-Cola, хотя и не имевшая к случившемуся никакого отношения тем не менее признала, что и в ее практике в недавнем прошлом случались подобные накладки. Правда, Coca-Cola повезло больше, так как сбой не имел столь громкого характера и коснулся лишь собственных служб доставки и прочих структурных подразделений, телефонные номера которых, по неведомой причине, оказались занесены в память торговых автоматов.

В общем, Интернет - штука хорошая, но что в ней таится - даже черту не ведомо. Глядишь, подключенная к Сети микроволновка, возмущенная нарушением рецептурного состава пекущейся в ней курицы, возьмет да и пошлет куда-нибудь свой горячий протест.

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета