Новые возможности старой карты
Voodoo2
Итак, полгода назад вы купили карту Voodoo 2 и не собираетесь с ней расставаться по крайней мере еще полгода. Вы уже три раза прошли Half-Life и столько раз Quake, что даже сами начали рисовать уровни и ставить по сто монстров в комнате, чтобы хоть как-то усложнить игру. Но время можно потратить и более продуктивно - вы можете выжать из Voodoo 2 максимум, сделав ее лучше, быстрей и даже веселей. Многие из наших предложений вы можете применить и к Voodoo 1 или Voodoo Banshee.
Улучшите качество изображения
Карта Voodoo 2 устроена таким образом, что сигнал в ней, прежде чем достигнет монитора, должен пройти через систему фильтров (чтобы удовлетворять требованиям FCC). Это обычно приводит к снижению качества изображения, особенно на высоких разрешениях. Выйти из ситуации можно, например, применив уже не новую сегодня TNT-карту Canopus Spectra 2500. В ней реализована впервые появившаяся в WitchDoctor (RIVA 128) технология pass-through, позволяющая подключать видеокарты Voodoo 1 или 2 к Spectra таким образом, что последняя пропускает через себя сигнал от Voodoo к монитору. Это не совсем то подключение, на которое рассчитаны карты Voodoo, но оно дает два главных преимущества - отсутствие потерь качества сигнала при больших разрешениях и, используя драйверы Canopus, возможность создать ТВ-выход для видеокарт Voodoo.
Для тех же из вас, у кого есть новые мониторы, можем предложить другое решение. Некоторые из мониторов имеют два отдельных видеовхода - стандартный коннектор DB-15 и разъем для подключения BNC-кабеля. Купите кабель со стандартным коннектором DB-15 на одном конце и пятью коаксиальными BNC-коннекторами - на другом (можно купить кабель и распаять коннекторы самостоятельно). С его помощью подключите к монитору VGA-карту, а VGA-кабелем - Voodoo-карту (кабель, поставляемый с Voodoo не нужно использовать). Вам придется вручную переключаться между двумя режимами, но это небольшая плата за улучшенное качество изображения.
Оптимизируйте все параметры
Для тех из вас, кто имеет много времени или любит заниматься тестированием всех и вся, доставит удовольствие провести оптимизацию всевозможных параметров карты Voodoo 2 - от разгона до отключения режима v-sync, бесконечная комбинация установок предоставляет огромное поле деятельности. Это можно сделать и вручную, но такая программа, как TweakIt (http://www.3dfiles.com/bgrsoftware/tweakit.shtml), значительно упростит процесс.
Притормозите карту
Voodoo 2 не во всем безупречна. Перегрев, проблемы с памятью или ошибки после длительной работы - это небольшой перечень самых распространенных проблем. Если вам не повезло и вы уже знакомы с ними, то в первую очередь советуем поставить дополнительный охлаждающий вентилятор. Но лучшим выходом из положения является уменьшение рабочей частоты графического процессора. По умолчанию Voodoo 2 работает на 90-93 MHz. При помощи TweakIt установите значение порядка 85 MHz - это несколько снизит производительность карты, но вы забудете о перечисленных выше проблемах.
Режим SLI
Одним из достоинств Voodoo 2 является способность работать параллельно с другой картой Voodoo 2, что позволяет увеличить производительность и надежно работать при разрешениях 1024х768. Поскольку цены на Voodoo 2 значительно упали, то покупка второй карты Voodoo 2 - неплохое решение. Ее инсталляция довольно проста - поместите карту в слот PCI и при помощи поставляемого в комплекте кабеля соедините обе карты. Windows автоматически установит для нее драйверы, и вы сразу сможете воспроизводить игры в режиме SLI.
Многие задаются вопросом о совместном использовании двух различных карт. Однозначного ответа здесь нет. Можем только посоветовать использовать карты с одинаковым объемом памяти и драйверы 3Dfx Reference Drivers (http://www.3dfx.com/).
Игры Nintendo 64
Вы всегда были уверены, что ни одна видеоприставка не может сравниться с мощью вашего РС с картой Voodoo 2. Двое ребят под псевдонимами Epsilon и RealityMan подтверждают это. Созданный ими Glide-эмулятор UltraHLE Nintendo 64 позволяет Mario выглядеть на мониторе РС лучше, чем на экране любого телевизора. К сожалению, их эмулятор наделал столько шума, что они убрали его со своего сайта практически в тот же день, что и поместили. Но будьте уверены, эти мастера подпольного искусства не остановятся - посещайте их сайт (http://www.emuunlim.com/UltraHLE/) время от времени и, возможно, вам повезет заполучить их творение. Этот эмулятор действительно хорош.
Играйте в окне
Каждый знает, что карта Voodoo 2 работает только в полноэкранном режиме - она просто игнорирует 2D-карту и берет контроль за монитором в свои руки. В большинстве случаев это не создает каких-либо проблем. Но, если все же вы хотите иметь возможность запускать 3D-игры в отдельном окне, то воспользуйтесь программой Криса Донала (Chris Dohnal) под названием WinGlide (http://www.ece.ucdavis.edu/~dohnal/winglide/winglide.html). Она "считывает" информацию с карты Voodoo 2 и затем воспроизводит ее через вашу стандартную 2D-карту. Это может несколько отразиться на производительности, но, возможно, в вашем конкретном случае все будет нормально.
Слушайте музыку
Нет, сумасшедший хакер не создал на базе движка 3Dfx эмулятор звуковой карты - единственный звук, который может издать Voodoo 2, это звук жарящихся яиц. Просто, есть неплохая коллекция плагинов для Win-Amp, позволяющих визуализировать музыку в виде пространственных картинок. Посетите официальный сайт WinAmp (http://www.winamp.com/htdocs/3DOnly-1.html) или сайт Albedo (http://members.tripod.com/albedoplugin/), если вас заинтересовала подобная идея.
Сделайте трехмерную игру еще более трехмерной
Времена стереочков уже прошли, но компания Metabyte все еще продвигает свое изделие под названием EyeScream. Прежде чем раздраженно пропустить этот абзац, учтите, что EyeScream - явление несколько специфическое и отличается от других средств создания "виртуальной реальности". Metabyte написала специальные драйверы, которые позволяют использовать очки EyeScream вместе с картой Voodoo 2 и превратить практически любую 3D-игру в стерескопическое приключение. Поскольку сегодня игры разрабатываются без учета возможности их просмотра с помощью подобных очков, то их применение может быстро утомить глаза или вызвать головную боль. Но, поверьте, комбинация EyeScream и карты Voodoo 2 даст вам потрясающее ощущение виртуальной реальности (и без дорогостоящих шлемов).
Эпилог
Ну как? Выбрасывать Voodoo 2 в мусорное ведро, а пару сотен на ветер (или апгрейд) действительно еще рановато. Может, у вас есть собственные идеи насчет использования Voodoo 2?
RIVA TNT
Вы уже имели возможность ознакомиться с нашими рекомендациями по улучшению работы карты Voodoo 2, и теперь ваша карта на Voodoo 2 работает, как в сказке. Пора то же сделать и с картой на RIVA TNT. Мы собрали некоторые неплохие советы, маленькие хитрости и утилиты, которые помогут вам добиться нужного результата. Многие из них можно применить и к другим 2D/3D-картам, например, ATI Rage Fury или Matrox Mystique G200.
Quake слишком темный!
Одной из самых больших проблем карт на TNT является слишком темное воспроизведение игр OpenGL, подобных Half-Life или Quake. Даже если установить яркость монитора на максимум, цветовая гамма будет темной. К счастью, утилита под названием idGamma (http://www.d128.com/idgamma/) исправляет ситуацию с Quake, Quake II, Hexen II или Sin, а еще одна - hGamma (http://download.gamestats.com/half-life/files/misc/hgamma.zip) - улучшит яркость Half-Life. Не напрягайте глаза, исправьте ситуацию.
Разгоните свою карту
Вы хотите работать в режиме 1024х768, true color, но TNT слишком слаба, чтобы справиться с этим? Разгоните свою карту и можете даже помечтать, что у вас стоит TNT 2. Безусловно, разгон дело опасное и может наделать немало беды, но мы не тешим себя надеждой, что вы остановитесь перед возможностью улучшить производительность карты, добавив пару кадров в секунду. Чтобы все прошло по возможности более гладко, ознакомьтесь с рекомендациями TNT Tweak Guide (http://www.tweak3d.net/tweak/rivatnt/) или Definitive TNT tweak guide (http://members.aol.com/octanepc/tweaktnt1.html). Можете также загрузить специальные утилиты для разгона с веб-сайтов EnTech Taiwan (http://www.entechtaiwan.com/), MaxClock (http://members.xoom. com/hjsack/) и Fast Card (http:// www.planet3dfx.com/fastcard/).
Обновите драйверы
Некоторые производители карт не очень спешат обновлять драйверы, а некоторые, например, STB, купленная 3dfx, больше и не будут этого делать. К счастью, Nvidia на своем веб-сайте поместила Reference drivers (http://www.nvidia.com/Marketing/Products/Pages.nsf/pages/driver_prodDRIVERFR/) и коллекцию полезных утилит. Установив их, вы обнаружите на Рабочем столе небольшой ярлычок, через который легко открыть Панель управления вашей видеокарты.
Quake в режиме 32 бита
Знаете ли вы, что игры OpenGL, например Quake II, работают с той же глубиной цвета, что и ваш РС? Так что, если вы используете режим 1024х768 и глубину цветности 32 бита, то и Quake II можно воспроизводить с глубиной цвета 32 бита. К сожалению, существующие сегодня игры OpenGL не позволяют обнаружить разницы в качестве картинки достаточной для оправдания дополнительной нагрузки на машину, но вот Quake III: Arena разрабатывается именно для такого режима работы.
Большинство игр Direct3D работают в режиме цветовоспроизведения 16 бит, независимо от установок машины и лишь в некоторых новых из них предоставляется возможность выбрать более качественный режим.
Игры Glide
Это звучит неестественно. 3dfx всегда делала ударение на том, что интерфейс Glide работает только на ее картах. Поддержка Glide является одним из краеугольных камней существования 3dfx и, естественно, всех ее рекламных кампаний. Но, к ее великому огорчению, есть пара умных людей, которые разработали специальные программы-ретрансляторы, переводящие запросы Glide в запросы Direct3D. Посетите веб-сайт Glide Underground (http://www.devgames.com/GlideUnderground/) и вы найдете подробную информацию на эту тему (Creative Labs также создала специальную программу под названием Unified, решающую проблему совместимости интерфейса Glide с архитектурой Riva TNT (Прим. редактора)).
3D-игры в отдельном окне
Одна из лучших возможностей TNT, о которой, как ни странно, знают немногие, - это возможность воспроизводить игры типа Quake II или Unreal в отдельном окне. Достаточно нажать Alt-Enter - и вы сможете одновременно запустить чат, браузер или проверить почту. Полноэкранные игры - это не самое лучшее, что есть в жизни.
Слушайте музыку
Так же, как и в случае с Voodоo 2, речь не идет о сумасшедших фантазиях хакеров. Просто, есть неплохая коллекция плагинов для WinAmp, позволяющих визуализировать музыку в виде пространственных картинок. Посетите официальный сайт WinAmp (http://www.winamp.com/htdocs/3DOnly-1.html), если вас заинтересовала подобная идея.
Возможности OpenGL
Nvidia потратила немало усилий на разработку стабильно работающих драйверов OpenGL для карты TNT. И этим грех не воспользоваться. По большому счету, OpenGL (http://www.opengl.org/) - не игровой интерфейс, а стандартный интерфейс для приложений типа трехмерного моделирования или визуализации. Ознакомиться с таким применением этого API можно на примере приложений ModelMagic 3D (http://digest.com.ua/free_soft/free_soft_tools/modelmagic3d_1031.htm), RenderSoft VRML Editor (http://digest.com.ua/Downloads/PC/Result/TitleDetail/0,41,0-26116-g,00.html) или Mozaik (http://digest.com.ua/Downloads/PC/Result/TitleDetail/0,41,0-37718-g,00.html).
Материал опубликован с согласия еженедельника Online!Digest - "Компьютерное обозрение" (http://www.pcdigest.net)
Итак, полгода назад вы купили карту Voodoo 2 и не собираетесь с ней расставаться по крайней мере еще полгода. Вы уже три раза прошли Half-Life и столько раз Quake, что даже сами начали рисовать уровни и ставить по сто монстров в комнате, чтобы хоть как-то усложнить игру. Но время можно потратить и более продуктивно - вы можете выжать из Voodoo 2 максимум, сделав ее лучше, быстрей и даже веселей. Многие из наших предложений вы можете применить и к Voodoo 1 или Voodoo Banshee.
Улучшите качество изображения
Карта Voodoo 2 устроена таким образом, что сигнал в ней, прежде чем достигнет монитора, должен пройти через систему фильтров (чтобы удовлетворять требованиям FCC). Это обычно приводит к снижению качества изображения, особенно на высоких разрешениях. Выйти из ситуации можно, например, применив уже не новую сегодня TNT-карту Canopus Spectra 2500. В ней реализована впервые появившаяся в WitchDoctor (RIVA 128) технология pass-through, позволяющая подключать видеокарты Voodoo 1 или 2 к Spectra таким образом, что последняя пропускает через себя сигнал от Voodoo к монитору. Это не совсем то подключение, на которое рассчитаны карты Voodoo, но оно дает два главных преимущества - отсутствие потерь качества сигнала при больших разрешениях и, используя драйверы Canopus, возможность создать ТВ-выход для видеокарт Voodoo.
Для тех же из вас, у кого есть новые мониторы, можем предложить другое решение. Некоторые из мониторов имеют два отдельных видеовхода - стандартный коннектор DB-15 и разъем для подключения BNC-кабеля. Купите кабель со стандартным коннектором DB-15 на одном конце и пятью коаксиальными BNC-коннекторами - на другом (можно купить кабель и распаять коннекторы самостоятельно). С его помощью подключите к монитору VGA-карту, а VGA-кабелем - Voodoo-карту (кабель, поставляемый с Voodoo не нужно использовать). Вам придется вручную переключаться между двумя режимами, но это небольшая плата за улучшенное качество изображения.
Оптимизируйте все параметры
Для тех из вас, кто имеет много времени или любит заниматься тестированием всех и вся, доставит удовольствие провести оптимизацию всевозможных параметров карты Voodoo 2 - от разгона до отключения режима v-sync, бесконечная комбинация установок предоставляет огромное поле деятельности. Это можно сделать и вручную, но такая программа, как TweakIt (http://www.3dfiles.com/bgrsoftware/tweakit.shtml), значительно упростит процесс.
Притормозите карту
Voodoo 2 не во всем безупречна. Перегрев, проблемы с памятью или ошибки после длительной работы - это небольшой перечень самых распространенных проблем. Если вам не повезло и вы уже знакомы с ними, то в первую очередь советуем поставить дополнительный охлаждающий вентилятор. Но лучшим выходом из положения является уменьшение рабочей частоты графического процессора. По умолчанию Voodoo 2 работает на 90-93 MHz. При помощи TweakIt установите значение порядка 85 MHz - это несколько снизит производительность карты, но вы забудете о перечисленных выше проблемах.
Режим SLI
Одним из достоинств Voodoo 2 является способность работать параллельно с другой картой Voodoo 2, что позволяет увеличить производительность и надежно работать при разрешениях 1024х768. Поскольку цены на Voodoo 2 значительно упали, то покупка второй карты Voodoo 2 - неплохое решение. Ее инсталляция довольно проста - поместите карту в слот PCI и при помощи поставляемого в комплекте кабеля соедините обе карты. Windows автоматически установит для нее драйверы, и вы сразу сможете воспроизводить игры в режиме SLI.
Многие задаются вопросом о совместном использовании двух различных карт. Однозначного ответа здесь нет. Можем только посоветовать использовать карты с одинаковым объемом памяти и драйверы 3Dfx Reference Drivers (http://www.3dfx.com/).
Игры Nintendo 64
Вы всегда были уверены, что ни одна видеоприставка не может сравниться с мощью вашего РС с картой Voodoo 2. Двое ребят под псевдонимами Epsilon и RealityMan подтверждают это. Созданный ими Glide-эмулятор UltraHLE Nintendo 64 позволяет Mario выглядеть на мониторе РС лучше, чем на экране любого телевизора. К сожалению, их эмулятор наделал столько шума, что они убрали его со своего сайта практически в тот же день, что и поместили. Но будьте уверены, эти мастера подпольного искусства не остановятся - посещайте их сайт (http://www.emuunlim.com/UltraHLE/) время от времени и, возможно, вам повезет заполучить их творение. Этот эмулятор действительно хорош.
Играйте в окне
Каждый знает, что карта Voodoo 2 работает только в полноэкранном режиме - она просто игнорирует 2D-карту и берет контроль за монитором в свои руки. В большинстве случаев это не создает каких-либо проблем. Но, если все же вы хотите иметь возможность запускать 3D-игры в отдельном окне, то воспользуйтесь программой Криса Донала (Chris Dohnal) под названием WinGlide (http://www.ece.ucdavis.edu/~dohnal/winglide/winglide.html). Она "считывает" информацию с карты Voodoo 2 и затем воспроизводит ее через вашу стандартную 2D-карту. Это может несколько отразиться на производительности, но, возможно, в вашем конкретном случае все будет нормально.
Слушайте музыку
Нет, сумасшедший хакер не создал на базе движка 3Dfx эмулятор звуковой карты - единственный звук, который может издать Voodoo 2, это звук жарящихся яиц. Просто, есть неплохая коллекция плагинов для Win-Amp, позволяющих визуализировать музыку в виде пространственных картинок. Посетите официальный сайт WinAmp (http://www.winamp.com/htdocs/3DOnly-1.html) или сайт Albedo (http://members.tripod.com/albedoplugin/), если вас заинтересовала подобная идея.
Сделайте трехмерную игру еще более трехмерной
Времена стереочков уже прошли, но компания Metabyte все еще продвигает свое изделие под названием EyeScream. Прежде чем раздраженно пропустить этот абзац, учтите, что EyeScream - явление несколько специфическое и отличается от других средств создания "виртуальной реальности". Metabyte написала специальные драйверы, которые позволяют использовать очки EyeScream вместе с картой Voodoo 2 и превратить практически любую 3D-игру в стерескопическое приключение. Поскольку сегодня игры разрабатываются без учета возможности их просмотра с помощью подобных очков, то их применение может быстро утомить глаза или вызвать головную боль. Но, поверьте, комбинация EyeScream и карты Voodoo 2 даст вам потрясающее ощущение виртуальной реальности (и без дорогостоящих шлемов).
Эпилог
Ну как? Выбрасывать Voodoo 2 в мусорное ведро, а пару сотен на ветер (или апгрейд) действительно еще рановато. Может, у вас есть собственные идеи насчет использования Voodoo 2?
RIVA TNT
Вы уже имели возможность ознакомиться с нашими рекомендациями по улучшению работы карты Voodoo 2, и теперь ваша карта на Voodoo 2 работает, как в сказке. Пора то же сделать и с картой на RIVA TNT. Мы собрали некоторые неплохие советы, маленькие хитрости и утилиты, которые помогут вам добиться нужного результата. Многие из них можно применить и к другим 2D/3D-картам, например, ATI Rage Fury или Matrox Mystique G200.
Quake слишком темный!
Одной из самых больших проблем карт на TNT является слишком темное воспроизведение игр OpenGL, подобных Half-Life или Quake. Даже если установить яркость монитора на максимум, цветовая гамма будет темной. К счастью, утилита под названием idGamma (http://www.d128.com/idgamma/) исправляет ситуацию с Quake, Quake II, Hexen II или Sin, а еще одна - hGamma (http://download.gamestats.com/half-life/files/misc/hgamma.zip) - улучшит яркость Half-Life. Не напрягайте глаза, исправьте ситуацию.
Разгоните свою карту
Вы хотите работать в режиме 1024х768, true color, но TNT слишком слаба, чтобы справиться с этим? Разгоните свою карту и можете даже помечтать, что у вас стоит TNT 2. Безусловно, разгон дело опасное и может наделать немало беды, но мы не тешим себя надеждой, что вы остановитесь перед возможностью улучшить производительность карты, добавив пару кадров в секунду. Чтобы все прошло по возможности более гладко, ознакомьтесь с рекомендациями TNT Tweak Guide (http://www.tweak3d.net/tweak/rivatnt/) или Definitive TNT tweak guide (http://members.aol.com/octanepc/tweaktnt1.html). Можете также загрузить специальные утилиты для разгона с веб-сайтов EnTech Taiwan (http://www.entechtaiwan.com/), MaxClock (http://members.xoom. com/hjsack/) и Fast Card (http:// www.planet3dfx.com/fastcard/).
Обновите драйверы
Некоторые производители карт не очень спешат обновлять драйверы, а некоторые, например, STB, купленная 3dfx, больше и не будут этого делать. К счастью, Nvidia на своем веб-сайте поместила Reference drivers (http://www.nvidia.com/Marketing/Products/Pages.nsf/pages/driver_prodDRIVERFR/) и коллекцию полезных утилит. Установив их, вы обнаружите на Рабочем столе небольшой ярлычок, через который легко открыть Панель управления вашей видеокарты.
Quake в режиме 32 бита
Знаете ли вы, что игры OpenGL, например Quake II, работают с той же глубиной цвета, что и ваш РС? Так что, если вы используете режим 1024х768 и глубину цветности 32 бита, то и Quake II можно воспроизводить с глубиной цвета 32 бита. К сожалению, существующие сегодня игры OpenGL не позволяют обнаружить разницы в качестве картинки достаточной для оправдания дополнительной нагрузки на машину, но вот Quake III: Arena разрабатывается именно для такого режима работы.
Большинство игр Direct3D работают в режиме цветовоспроизведения 16 бит, независимо от установок машины и лишь в некоторых новых из них предоставляется возможность выбрать более качественный режим.
Игры Glide
Это звучит неестественно. 3dfx всегда делала ударение на том, что интерфейс Glide работает только на ее картах. Поддержка Glide является одним из краеугольных камней существования 3dfx и, естественно, всех ее рекламных кампаний. Но, к ее великому огорчению, есть пара умных людей, которые разработали специальные программы-ретрансляторы, переводящие запросы Glide в запросы Direct3D. Посетите веб-сайт Glide Underground (http://www.devgames.com/GlideUnderground/) и вы найдете подробную информацию на эту тему (Creative Labs также создала специальную программу под названием Unified, решающую проблему совместимости интерфейса Glide с архитектурой Riva TNT (Прим. редактора)).
3D-игры в отдельном окне
Одна из лучших возможностей TNT, о которой, как ни странно, знают немногие, - это возможность воспроизводить игры типа Quake II или Unreal в отдельном окне. Достаточно нажать Alt-Enter - и вы сможете одновременно запустить чат, браузер или проверить почту. Полноэкранные игры - это не самое лучшее, что есть в жизни.
Слушайте музыку
Так же, как и в случае с Voodоo 2, речь не идет о сумасшедших фантазиях хакеров. Просто, есть неплохая коллекция плагинов для WinAmp, позволяющих визуализировать музыку в виде пространственных картинок. Посетите официальный сайт WinAmp (http://www.winamp.com/htdocs/3DOnly-1.html), если вас заинтересовала подобная идея.
Возможности OpenGL
Nvidia потратила немало усилий на разработку стабильно работающих драйверов OpenGL для карты TNT. И этим грех не воспользоваться. По большому счету, OpenGL (http://www.opengl.org/) - не игровой интерфейс, а стандартный интерфейс для приложений типа трехмерного моделирования или визуализации. Ознакомиться с таким применением этого API можно на примере приложений ModelMagic 3D (http://digest.com.ua/free_soft/free_soft_tools/modelmagic3d_1031.htm), RenderSoft VRML Editor (http://digest.com.ua/Downloads/PC/Result/TitleDetail/0,41,0-26116-g,00.html) или Mozaik (http://digest.com.ua/Downloads/PC/Result/TitleDetail/0,41,0-37718-g,00.html).
Материал опубликован с согласия еженедельника Online!Digest - "Компьютерное обозрение" (http://www.pcdigest.net)
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 1999 год в рубрике hard :: технологии