Вы переводили слово "hacker"?

Впервые я услышал слово "хакер" в середине 80-х в узком кругу профессиональных программистов. Никто не знал точно, что оно означает, всех вполне устраивали интуитивные и расплывчатые представления. Вероятная тому причина - условия невероятного недостатка информации. Нужные для программирования персональных компьютеров сведения можно было извлечь только из дефицитной англоязычной литературы. Недоставало знаний как предмета, так и основ языка, а интуитивность понимания терминов и расплывчатость определений были нормой. Уточнять значение слова "хакер" никому не приходило в голову.

Годы спустя, когда народилась армия любителей и пользователей персональных компьютеров, хакеры неожиданно превратились из героев узкопрофессионального фольклора в персонажей мифа, сотворенного средствами массовой информации. И однажды, в сотый раз объясняя далекому от компьютерных дел знакомому, кто такие хакеры, я вдруг понял, что обосновать свои объяснения мне нечем. Вот тогда мне впервые захотелось перевести слово "hacker". Масс-медиа создают у непосвященных читателей и зрителей впечатление, будто в компьютерной области существуют только сверхразумные комплексы, компьютерные вирусы да хакеры, творцы их всех. Например, в фильмах чудаковатые или сумасшедшие ученые почти поголовно представлены компьютерщиками (читай - хакерами), а уж среди киношных преступников хакеры есть всегда.

По свидетельству одного знакомого редактора газеты, материалы о хакерах неизменно привлекают внимание публики. Он говорит о них с некоторой брезгливостью, причисляя к хилерам, колдунам, астрологам, пришельцам и прочей нечисти. Пожалуй, трудно найти более авторитетное подтверждение наблюдения, что хакеры прочно прижились в современном массовом фольклоре.

Но популярность слова не проясняет его смысла. Более того, его современное употребление вступило в противоречие с прежним, программистским. Обыватели считают хакеров компьютерными преступниками и террористами. Юные романтики, взращенные на триллерах, представляют их себе благородными разбойниками - этакими рэмбо и терминаторами компьютерных сетей. Программисты старой закалки приписывают им гениальность, высочайший профессионализм и самозабвенное увлечение программированием. Такой разнобой лишний раз свидетельствует, что понятие окончательно размылось.

Источников информации в наше время предостаточно, и, начав разбираться что к чему, сразу обнаруживаешь две легенды. Ту, что поновее, творят для широкой публики телевидение, газеты и журналы. С ней мы все более или менее знакомы. Другую легенду можно услыхать от зрелых программистов. Речь в ней о "настоящих" хакерах и, что типично для рассказчиков, чья молодость уже позади, она окрашена грустью о "добрых старых временах". Вот ее краткое изложение. Принято считать, что хакеры впервые появились в Массачусетском технологическом институте (МИТ). Так называли участников клуба железнодорожного моделирования. У них был свой жаргон, непонятный непосвященным, и они до фанатизма увлекались конструированием. Кроме того, хакерами называли студентов, склонных к незамысловатым шуткам и розыгрышам.

Когда в МИТ появились первые компьютеры, хакеры-конструкторы перенесли свою страсть на них. Среди хакеров были не только студенты, но и преподаватели с аспирантами, не на шутку увлекшиеся новой игрушкой. Именно в МИТ хакерами была написана первая графическая компьютерная игра (сражение в космосе) и изобретен джойстик. Хакеры просиживали ночи напролет в машинном зале и спали на лекциях. Похожая картина наблюдалась в других институтах и университетах США. Из этих людей сформировалось первое поколение программистов, бывших по духу скорее учеными и исследователями-первопроходцами, чем поденщиками. С них началась новая индустрия, и Меккой хакеров стала Лаборатория искусственного интеллекта МИТ.

Первые компьютерные коммуникации, возможности которых сводились к передаче файлов и работе с компьютером при помощи удаленного терминала по телефонным линиям, объединили разрозненные группы университетских хакеров в своеобразное сообщество. Чуть позже, выпуск набора деталей "сделай сам" для микрокомпьютера "Альтаир" открыл эру персональных компьютеров. Сообщество хакеров пополнилось членами самодеятельных клубов любителей компьютеров.

Компьютерная связь по-прежнему имела важнейшее значение, поскольку только благодаря ей группы энтузиастов вливались в единое целое. Естественно, у хакеров сложился свой жаргон и неписаный кодекс поведения. Например, уважения товарищей можно было добиться только глубоким знанием компьютера и самозабвенным программированием, мотивируемым радостью интеллектуального свершения. Самой сутью сообщества был свободный и бескорыстный обмен информацией и программами. Это был "золотой век" хакеров. А потом их сообщество, по мере роста, стало расслаиваться. Так, были заметными интеллектуальные хакеры первой волны: ученыe, исследователи и профессиональныe программисты. Их даже называли не хакерами, а нердами, то есть "умниками". Среди остальных выделялись хакеры, разделявшие идеологию хиппи. Это они щеголяли длинными волосами, не отличались опрятностью, баловались травкой, увлекались восточными религиями, эпатировали почтенную публику своей асоциальностью и анархизмом. Однако всем хакерам одинаково не нравилась нарастающая коммерциализация программирования. Для одних она означала ограничение свободы обмена информацией, другие по идеологическим соображениям отвергали буржуазное торгашество. В исторической перспективе заметным событием той поры стало открытое письмо тогда еще юного и малоизвестного Билла Гейтса. Он одним из первых во всеуслышание обвинил хакеров в краже интеллектуальной собственности и приравнял к преступникам. Дело в том, что Гейтс рассчитывал немало выручить на розничной продаже компилятора Бейсика для персональных компьютеров, но программа разошлась по хакерским каналам сотнями экземпляров. Не исключено, что широкораспространенная среди программистов неприязнь к "Майкрософту" и лично Уильяму Гейтсу отчасти объясняется описанным событием. А борьба хакеров с коммерсантами от программирования продолжается и в наше время. Одни пишут и бесплатно распространяют программы высокого класса, а другие "из принципа" вскрывают защиту коммерческих программных продуктов.

Особенно показателен появившийся в начале 90-х "Манифест GNU", в котором Ричард Столлман, зачинатель проекта GNU, просил о помощи и поддержке. Проект предполагал создание некоммерческой операционной системы, компиляторов и средств разработки программ. Проект GNU существует и сейчас, а его участникам удалось добиться многого. Этику хакеров великолепно демонстрирует приводимый отрывок манифеста, в котором автор объясняет, почему считает себя обязанным взяться за дело.

"...Я считаю золотым правилом, что должен поделиться с другими понравившейся мне программой. Продавцы программ хотят разобщить пользователей и победить их, принуждая каждого по отдельности не передавать программы друг другу. Я отказываюсь нарушать солидарность пользователей. Будучи в здравом уме, я не подпишу договора о нераспространении программы или лицензионное соглашение.

Долгие годы я проработал в Лаборатории искусственного интеллекта, пытаясь противостоять этим и другим разрушительным тенденциям, но они, в конце концов, зашли слишком далеко - я не мог оставаться в организации, где такие вещи преподносятся мне против моей воли.

Чтобы и дальше пользоваться компьютерами, не теряя чести, я решил собрать воедино достаточно бесплатных программ, чтобы прожить без единой коммерческой программы. Я уволился из Лаборатории ИИ, чтобы у МИТ не было никаких законных средств удержать меня от распространения GNU...

Многим программистам не по душе коммерциализация операционных систем. Возможно, что они смогут больше зарабатывать, но от них потребуется считать других программистов противниками, а не товарищами.

Основное проявление дружбы программистами - обмен программами, но существующие рыночные отношения не позволяют программисту иметь друзей. Покупатель программы должен выбирать между дружбой и послушанием закону. Естественно, многие выбирают дружбу, но тем, кто верит в закон, приходится нелегко, что бы они ни решили. Они становятся циниками и приходят к выводу, что программирование - лишь способ зарабатывать деньги...

Я ищу людей, которые считают, что создание духа сообщества так же важно, как и зарабатывание денег... Нет ничего дурного в желании получить вознаграждение за труд или увеличить свои доходы до тех пор, пока для этого не используются разрушительные методы. Но в области разработки программ нынешние методы разрушительны. Выкачивание денег из пользователей программы путем ограничения ее применения разрушительно, поскольку ограничивает число и разнообразие возможных применений программы. А это снижает выгоду, которую человечество может извлечь из нее. Когда намеренно создаются запреты, их последствием становится разрушение. Причина, по которой достойный гражданин не прибегает к средствам увеличения своего благосостояния за чужой счет в том, что если бы так поступили все, то все бы обеднели во взаимном противостоянии. Такова кантианская этика, ее Золотое Правило. Лично мне не понравились бы последствия всеобщего утаивания информации, следовательно, я должен считать это вредным и для всех остальных. В частности, желание получить вознаграждение за свой творческий труд не оправдывает лишение всего или почти всего мира возможности воспользоваться плодами этого труда..."

На этом, пожалуй, можно закончить пересказ легенды о "настоящих" хакерах.

Теперь остается только перевести слово "hacker". Словарей, в которых упоминаются хакеры, я нашел всего пять: "Словарь по программированию и информатике" А.Б. Борковского, "Англо-русский фразеологический словарь" А.В. Кунина в двух томах, бессменный словарь Мюллера, "Оксфордский толковый словарь современного английского языка" А.С. Хорнби, "Словарь американского сленга" Р.А. Спиерса. Кроме того, пригодилась книга Э.С. Реймонда о жаргоне англоязычных хакеров и кое-что из хакерского фольклора. Ничего нового не оказалось в толковании из словаря по программированию. Оно содержало два варианта: во-первых, хакер - это "программист, способный писать программы без предварительной разработки детальных спецификаций и оперативно вносить исправления в работающие программы, не имеющие документации", а во-вторых, "пользователь вычислительной системы (обычно сети ЭВМ), занимающийся поиском незаконных способов получить доступ к защищенным данным". Негусто, но словарь-то специальный. Часто слова, используемые в качестве технических терминов, утрачивают свой исконный смысл, приобретая в техническом контексте новые значения. В результате, их употребление в узкоспециальном смысле, но в общем контексте, зачастую просто ошибочно.

Классический тому пример - слово "файл", известное каждому пользователю. При переводе выясняются поразительные вещи: "файл", в зависимости от контекста, означает напильник, пилочку для ногтей, отделку, полировку, оглоблю, дышло, ловкача, скоросшиватель, скрепку, досье, подшивку газет, картотеку, ряд, шеренгу, колонну, очередь... Компьютерный "файл" - далеко не то же самое, что "file" бытовой.

С "хакерами" дело обстоит точно так же. Вот значения "hacker" из словаря американского сленга: водитель такси, небрежный или неспособный программист, неудачливый во всех отношениях человек. Насколько могу судить, "неудачник" звучит для американцев одним из худших определений, как "никудышный человек".

В остальных словарях слова "hacker" не нашлось. Но "hacker" образовано от "hack", как "пловец" или "певец" от "плыть" или "петь". Переводы "hack" в роли глагола и существительного кое-что проясняют.

Так, много прямых значений существительного "hack" связано со словами кирка, мотыга, топор, удар, зарубка, ссадина на ноге, резаная рана... "hack" означает простые инструменты, которыми ударяют, которыми можно пораниться и так далее. Очевидно, отсюда происходит намек на небрежность хакеров. Сравните с русским выражением "топорная работа". Другая группа прямых значений "hack" тоже интересна: верховая или упряжная лошадь, лошадь напрокат, наемный экипаж, такси, таксист. Интересна она потому, что вполне проясняет группу переносных значений "hack": кляча, литературный поденщик, наемный писака, журналист, халтура. И еще: тяжелая неинтересная работа, особенно писательская, изнурительный труд ради пропитания.

Напрашивается вывод, что программистов, пишущих программы, впервые назвали хакерами, подметив сходство их работы с трудом профессиональных литераторов средней руки, "писак". Ядовитое прозвище. Связь со значениями "hack" налицо: люди заняты тяжелым, неблагодарным трудом, работают как лошади, за гроши пишут топорные программы, халтуру... Но и это еще не все. Трудно представить, чтобы само название имело презрительную окраску и было уничижительным. Очевидно, кличка "хакер" для самих хакеров однажды зазвучала иначе, став символом цеховой принадлежности и предметом гордости. Подтверждает такое предположение нерд и хакер Э.С. Реймонд. Он пишет: "Сами хакеры не любят называть себя хакерами, но счастливы, когда их называют этим славным именем. Дело в том, что хакеры считают себя элитой программистского сообщества, а кричать о своей элитарности свойственно лишь идиотам. При этом хакеры не замкнуты в себе, они всегда рады каждому новому члену в своих рядах".

Напоследок приведу толкования Реймонда для слов "хакер", "хак" и "хачить".

"Хакер" это:

1. Программист, которому изучение тонких и неочевидных свойств системы доставляет огромное удовольствие, в отличие от основной массы тружеников, обходящихся в работе минимально необходимыми знаниями.

2. Программист-фанатик, которому практическая работа доставляет несравненно больше радости, чем теоретические разговоры о компьютерах.

3. Тот, кто способен оценить и понять значение хака.

4. Программист, умеющий очень быстро работать.

5. Знаток конкретной системы, задачи, языка. Например, "UNIX-хакер".

6. Эксперт или фанатик в любой области. Например, "хакер-ботаник".

7. Тот, кому решение сложных задач доставляет истинное наслаждение, кто любит действовать нестандартно, в обход традиций и ограничений.

8. Тот, кто всюду ищет защищенную информацию (парольный, сетевой хакер, кракер).

А вот что такое "хак":

1. Программа, которая очень быстро, но не очень качественно выполняет свою задачу.

2. Программа, великолепно выполняющая свою задачу, но на которую затрачено слишком много сил и времени.

3. Сокращенная форма слова хакер.

4. Хак как таковой, безотносительно к здравому смыслу, функциональности и тому подобному. О хаке говорят как о джазе: "Если ты спрашиваешь, что это такое, то никогда этого не поймешь".

Наконец, "хачить" означает:

1. Испытывать физические или нравственные мучения.

2. Увлеченно работать.

3. Развлекаться грубыми шутками, "откалывать номера".

4. Развлекаться изучением неизвестных тонкостей компьютерной системы.

5. Полностью отрешиться от мелких земных делишек, погрузившись в Проблему.

6. Отлаживать программу, шлифовать ее реализацию.

7. Программировать на скорую руку, ставить "заплатки".

Евгений Щербатюк


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета