Официальные гонки "Формула-1"
Название в оригинале: Official Formula 1 Racing. Компания-производитель: Eidos Interactive. Интернет: http://www.eidos.com/ (официальный сайт компании Eidos), http://www.mplayer.com (для мультигейма). Год выхода: 1998-1999. Требования к компьютеру: Pentium-120 (и выше), 32 Мб, Windows'95 или Windows'98, 4-х CD-ROM, 150 Мб на винчестере, 2 Мб Video Card (естественно, что вкусить все прелести от игры можно лишь при наличии 3D Accelerator Card). Жанр: реалистичные автогонки в классе "Формула-1".
Специфика описания компьютерных игр обычно подразумевает беглое знакомство с последними новинками, появившимися в Минске у известных фирм, субъективный отбор самых приглянувшихся, кропотливую работу-тестирование и, собственно, само написание так называемой рецензии. После этого, как правило, игра безжалостно удаляется и уступает место новой - таковы суровые законы жанра. Хорошо, что еще организации, предоставляющие диск во временное пользование, не настаивают на описании всего приходяще-поступающего на полки магазинов, ибо на вкус и цвет товарищей нет. И описание заведомо не понравившейся лично тебе игре иногда превращается в жуткую сатиру или каторгу. Хотя, признаться честно, о неудачных играх писать все же легче, так как недостатки лежат на поверхности и очевидны. К чему это я клоню? Так вот, развлекательный продукт под названием Official Formula 1 Racing я еще очень долго буду хранить на жестком диске своего рабочего компьютера, ибо игра мне не только очень понравилась по многим моментам, а еще и потому, что я являюсь большим поклонником "королевы автоспорта", то бишь "Формулы-1". При этом игра не лишена некоторых недостатков, с которыми мы ознакомимся чуть позже.
Итак, компания Eidos, приобретя у FIA и FOA официальные и очень дорогие лицензии на право использовать в продукте настоящие имена пилотов, гонщиков, фирменных логотипов и т.д., сотворила, а затем предложила на рынке потребителям игру под названием Official Formula 1 Racing. Разработчики уже в самом названии дали понять геймерам, что те имеют дело с качественной игрушкой. В принципе, считаю, приобретя такой диск, трудно обмануться в своих ожиданиях. Правда, любители сигарет и табачной рекламы на болидах "Формулы-1" будут горько разочарованы. По договоренности с FIA и FOA, было решено лишний раз не дразнить различные антитабачные организации и не показывать такую рекламу детям, которые очень любят поиграть на компьютере. Опасная реклама, при сохранении боевой раскраски всех гоночных болидов по состоянию на сезон 1998 года, заменена на те же надписи, которыми команды стыдливо прикрывались, когда этапы "Формулы-1" проходили на автодромах стран, где запрещена подобная реклама. Но это, так сказать, приятные мелочи, на которые порой не обращаешь внимания.
При запуске игра интересуется наличием 3D Accelerator Card определенного вида и при ее отсутствии предлагает запустить игру в режиме Software. Не горюйте, игра замечательно идет без торможений на самых высоких и умопомрачительных расширениях даже на компьютере средней конфигурации (от Pentium-200). И это действительно здорово! Минимум, на котором мне довелось запустить игру и сносно в нее поиграть, оказался даже ниже рекомендуемого официального. Игра пошла на Pentium-100 при 16 Мб ОЗУ, Windows'95, 4-х CD-ROM и 1 Мб Video Card!
В главном меню имеется всего четыре раздела: "Язык", "Контроль", "О системе" и "Опции". Если что-то не понравилось, то можно демонстративно покинуть игру, нажав "Esc", и, подтвердив свое решение, достать диск из привода. Это ваше право, а для особо стойких мы продолжим. "Язык" подразумевает выбор не только, собственно, языка всех надписей (английский, французский, немецкий, итальянский, испанский - на выбор), но и единицы измерения расстояний в километрах или милях, меры объема заливаемого в баки топлива в литрах или галлонах и температуры окружающего воздуха и асфальта в градусах по Цельсию или Форренгейту. В разделе "Контроль" следует определиться с органами управления - клавиатура, джойстик, рулевое колесо или еще что-нибудь необычное с обратной связью. Счастливым обладателям только клавиатур рекомендуется подобрать привычную для них комбинацию клавиш. В разделе "О системе" вы с удивлением для себя обнаружите, что обладаете более мощным компьютером, чем предполагали ранее. В частности, Pentium-100 программа оценивает в Pentium-120, а Celeron-333 - аж в Pentium III! "Опции", пожалуй, самый насыщенный раздел игры. Здесь есть пять основных настроек по графике (разрешение можно подкорректировать во время игры клавишей "F1"), по музыкальному и звуковому сопровождению, а также содержится выбор команды и работы в гараже (боксах своей команды).
После этого можно вписать свое имя, состоящее максимум из восьми букв, в списки пилотов "Формулы-1" и тем самым заменить кого-нибудь в кокпите понравившейся машины.
Потом следует выбор вида игры: "Практика", "Быстрая гонка", "Одиночная гонка", "Чемпионат" или "Мультиплэйер". Кроме того, в этом же подменю есть другие установки в подраздельчиках: "Выбор Гран-при" (16 трасс чемпионата мира 1998 года), "Параметры", "Пилот", "Команда". В "Параметрах" гонки можно установить уровень своей подготовки к будущим сражениям за чемпионскую корону: "новичок", "стандарт" и "эксперт". Вся разница в скорости. "Новичку" и его соперникам на трассе позволяется разгоняться в лучшем случае до 250-270 км/час, а вот эксперту - до 320-330 км/час. При этом разницы в управлении как таковой нет, но зато очень тяжело удержать болид на такой скорости в пределах дорожного полотна, ну а тем более совершать обгоны. Так как мы уж коснулись скорости, то есть еще одно замечание. Во время квалификации скорость болида почему-то обычно чуть ниже, чем в гонке. Хотя в реальных гонках происходит наоборот, ибо в квалификации автомобиль несет на себе минимум горючего, тогда как на старт гонки он выходит с заполненными до краев баками. И еще одна маленькая особенность, созданная, видимо, для большей играбельности. Находясь на последнем месте или в конце гоночного пелетона во время гонки, можно развить большую скорость, чем если находиться в лидерах! Вот так вот! То есть сильно отстать вы не сможете и вырваться вперед намного от остальных тоже. По ходу гонки от этого постоянно создается дополнительное эмоциональное напряжение. Кроме всего прочего (завершая разговор о скорости), болиды разных команд развивают различную скорость. Быстрее всех на любой трассе будут всегда Ferrari и McLaren, медленнее - Minardi, Tyrrell (ныне BAR) и Arrows. Но это отнюдь не означает, что нельзя выигрывать гонки на Minardi. Напротив, можно и нужно!
Кажется, мы несколько увлеклись, поэтому снова продолжим изучать "Параметры" гонки. Выбираем категорию гонки, "бесконечное" или пополняемое во время пит-стопов топливо, вид гонки (аркада или simulation), количество соперников на трассе и погодные условия. Теперь спокойно можно переходить к последнему меню перед игровым процессом.
Непосредственный выбор перед началом Гран-при на определенной трассе включает в себя стандартную программу: а) облет трека на вертолете (с целью изучения конфигурации поворотов и особенностей трассы), б) свободная практика (практическое ознакомление с местом предстоящего сражения за победу в квалификации и гонке), в) квалификация (с целью завоевать лучшее место на стартовой решетке), г) разминка (еще раз попробовать скоростной режим перед началом гонки) и д) гонка. После гонки можно будет ознакомиться с ее результатами и статистическими данными, а также положением в Кубке конструкторов и общем зачете среди пилотов. Здесь есть еще одна панель, открывающая небольшое меню поднастроек для пилота, призванных облегчить ему задачу прохождения всей дистанции (установка автоматической коробки передач, недопустимость блокировки колес при торможении, невозможность поломок и т.д.). Вот теперь мы на треке. Скорость подгрузки феноменальная. Буквально спустя две-три секунды после выбора варианта игры вы уже находитесь в движении. Конечно, можно пропустить все тренировки и квалификацию и приступить сразу к гонке. В этом случае вы либо будете стартовать с последней позиции (что вполне логично), либо компьютер самостоятельно определит степень готовности вашего болида к гонке и поставит вашу машину на стартовой решетке согласно высчитанному им рангу (это уже забавно).
Передвигаться по треку, думаю, на прямых можно без проблем (педаль газа "в пол" и все дела), но вот найти баланс торможения перед входом в поворот сложно. Приходится постоянно манипулировать клавишами-педалями "газ"-"тормоз" (какой азарт!), чтобы, во-первых, пройти поворот на максимально возможной скорости и высоких оборотах двигателя и, во-вторых, не вылететь за пределы трассы, что чревато поломками и потерей драгоценного времени. Потому что в "Формуле-1" счет идет на тысячные доли секунды.
Людям, влюбленным в "Формулу-1", будет интересно играть в эту игру, хотя здесь и не предусмотрен подбор индивидуальных настроек болида. Атмосфера соперничества и сражения на трассе передана блестяще. Соперники неуступчивы, сражаются до конца, умело перекрывают траекторию, лихо обгоняют, грамотно выстраивают тактику дозаправок. Кстати, о дозаправках и остановках в боксах. На специальном табло выводится надпись pit или pen. Первая означает, что вас ждут на пит-стопе (замена колес, исправление какой-то поломки или дозаправка, или все вместе), а вторая - пенальти, 10-секундный штраф stop&go (за нарушение правил). Если соответствующая надпись не горит, то это означает, что вас не ждут в боксах. Поэтому без самодеятельности. Даже не пытайтесь заехать в боксы раньше времени - проедете на низкой скорости (на пит-лайн - дорожке, связывающей боксы с трассой, - скорости ограничены) мимо задраенных боксов и ни с чем возвратитесь на трассу.
Видов из кабины (кокпита) и вне его предостаточно. Плюс имеется возможность разместить камеру в любой точке вокруг автомобиля, то приближая, то отдаляя ее от него.
Несколько слов о поломках. Во-первых, они отчетливо визуально видны на экране монитора (спущенные или лопнувшие колеса, разбалансировка, поломка подвески, переднего или заднего крыла). Во-вторых, их последствия не сильно ощущаются в целом на поведении всей машины, но зато могут привести к еще более серьезным поломкам, сходу и невозможности продолжать гонку. В-третьих, особо нерадивые виртуальные пилоты ради победы могут на протяжении нескольких кругов протаранить всех соперников, заехать в боксы починиться, отбыть штраф за опасную езду и через несколько кругов отработать отставание и окончательно выйти в единоличные лидеры. Такое в данной игре возможно, хотя и нереально в жизни. Об игре Official Formula 1 Racing еще можно было много и красиво говорить. Она действительно мне понравилась и у нее имеется ряд неоспоримых преимуществ перед другими программами, имитирующими автогонки в классе "Формула-1". При случае попробуйте поиграть в нее сами и поделиться своими наблюдениями и новыми секретами. К тому же можно играть коллективно - игра поддерживает до 12 игроков в сети!
Единственное, о чем хотелось бы еще сказать, так это то, что Eidos Interactive является "официальным партнером" (Official Partner) команды West McLaren Mercedes. Поэтому на комбинезонах Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда должна значиться маленькая рекламная надпись с логотипом фирмы Eidos. Мелочь - но приятно! Все это говорит об уровне отношения к своему делу, не правда ли?
Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР
Специфика описания компьютерных игр обычно подразумевает беглое знакомство с последними новинками, появившимися в Минске у известных фирм, субъективный отбор самых приглянувшихся, кропотливую работу-тестирование и, собственно, само написание так называемой рецензии. После этого, как правило, игра безжалостно удаляется и уступает место новой - таковы суровые законы жанра. Хорошо, что еще организации, предоставляющие диск во временное пользование, не настаивают на описании всего приходяще-поступающего на полки магазинов, ибо на вкус и цвет товарищей нет. И описание заведомо не понравившейся лично тебе игре иногда превращается в жуткую сатиру или каторгу. Хотя, признаться честно, о неудачных играх писать все же легче, так как недостатки лежат на поверхности и очевидны. К чему это я клоню? Так вот, развлекательный продукт под названием Official Formula 1 Racing я еще очень долго буду хранить на жестком диске своего рабочего компьютера, ибо игра мне не только очень понравилась по многим моментам, а еще и потому, что я являюсь большим поклонником "королевы автоспорта", то бишь "Формулы-1". При этом игра не лишена некоторых недостатков, с которыми мы ознакомимся чуть позже.
Итак, компания Eidos, приобретя у FIA и FOA официальные и очень дорогие лицензии на право использовать в продукте настоящие имена пилотов, гонщиков, фирменных логотипов и т.д., сотворила, а затем предложила на рынке потребителям игру под названием Official Formula 1 Racing. Разработчики уже в самом названии дали понять геймерам, что те имеют дело с качественной игрушкой. В принципе, считаю, приобретя такой диск, трудно обмануться в своих ожиданиях. Правда, любители сигарет и табачной рекламы на болидах "Формулы-1" будут горько разочарованы. По договоренности с FIA и FOA, было решено лишний раз не дразнить различные антитабачные организации и не показывать такую рекламу детям, которые очень любят поиграть на компьютере. Опасная реклама, при сохранении боевой раскраски всех гоночных болидов по состоянию на сезон 1998 года, заменена на те же надписи, которыми команды стыдливо прикрывались, когда этапы "Формулы-1" проходили на автодромах стран, где запрещена подобная реклама. Но это, так сказать, приятные мелочи, на которые порой не обращаешь внимания.
При запуске игра интересуется наличием 3D Accelerator Card определенного вида и при ее отсутствии предлагает запустить игру в режиме Software. Не горюйте, игра замечательно идет без торможений на самых высоких и умопомрачительных расширениях даже на компьютере средней конфигурации (от Pentium-200). И это действительно здорово! Минимум, на котором мне довелось запустить игру и сносно в нее поиграть, оказался даже ниже рекомендуемого официального. Игра пошла на Pentium-100 при 16 Мб ОЗУ, Windows'95, 4-х CD-ROM и 1 Мб Video Card!
В главном меню имеется всего четыре раздела: "Язык", "Контроль", "О системе" и "Опции". Если что-то не понравилось, то можно демонстративно покинуть игру, нажав "Esc", и, подтвердив свое решение, достать диск из привода. Это ваше право, а для особо стойких мы продолжим. "Язык" подразумевает выбор не только, собственно, языка всех надписей (английский, французский, немецкий, итальянский, испанский - на выбор), но и единицы измерения расстояний в километрах или милях, меры объема заливаемого в баки топлива в литрах или галлонах и температуры окружающего воздуха и асфальта в градусах по Цельсию или Форренгейту. В разделе "Контроль" следует определиться с органами управления - клавиатура, джойстик, рулевое колесо или еще что-нибудь необычное с обратной связью. Счастливым обладателям только клавиатур рекомендуется подобрать привычную для них комбинацию клавиш. В разделе "О системе" вы с удивлением для себя обнаружите, что обладаете более мощным компьютером, чем предполагали ранее. В частности, Pentium-100 программа оценивает в Pentium-120, а Celeron-333 - аж в Pentium III! "Опции", пожалуй, самый насыщенный раздел игры. Здесь есть пять основных настроек по графике (разрешение можно подкорректировать во время игры клавишей "F1"), по музыкальному и звуковому сопровождению, а также содержится выбор команды и работы в гараже (боксах своей команды).
После этого можно вписать свое имя, состоящее максимум из восьми букв, в списки пилотов "Формулы-1" и тем самым заменить кого-нибудь в кокпите понравившейся машины.
Потом следует выбор вида игры: "Практика", "Быстрая гонка", "Одиночная гонка", "Чемпионат" или "Мультиплэйер". Кроме того, в этом же подменю есть другие установки в подраздельчиках: "Выбор Гран-при" (16 трасс чемпионата мира 1998 года), "Параметры", "Пилот", "Команда". В "Параметрах" гонки можно установить уровень своей подготовки к будущим сражениям за чемпионскую корону: "новичок", "стандарт" и "эксперт". Вся разница в скорости. "Новичку" и его соперникам на трассе позволяется разгоняться в лучшем случае до 250-270 км/час, а вот эксперту - до 320-330 км/час. При этом разницы в управлении как таковой нет, но зато очень тяжело удержать болид на такой скорости в пределах дорожного полотна, ну а тем более совершать обгоны. Так как мы уж коснулись скорости, то есть еще одно замечание. Во время квалификации скорость болида почему-то обычно чуть ниже, чем в гонке. Хотя в реальных гонках происходит наоборот, ибо в квалификации автомобиль несет на себе минимум горючего, тогда как на старт гонки он выходит с заполненными до краев баками. И еще одна маленькая особенность, созданная, видимо, для большей играбельности. Находясь на последнем месте или в конце гоночного пелетона во время гонки, можно развить большую скорость, чем если находиться в лидерах! Вот так вот! То есть сильно отстать вы не сможете и вырваться вперед намного от остальных тоже. По ходу гонки от этого постоянно создается дополнительное эмоциональное напряжение. Кроме всего прочего (завершая разговор о скорости), болиды разных команд развивают различную скорость. Быстрее всех на любой трассе будут всегда Ferrari и McLaren, медленнее - Minardi, Tyrrell (ныне BAR) и Arrows. Но это отнюдь не означает, что нельзя выигрывать гонки на Minardi. Напротив, можно и нужно!
Кажется, мы несколько увлеклись, поэтому снова продолжим изучать "Параметры" гонки. Выбираем категорию гонки, "бесконечное" или пополняемое во время пит-стопов топливо, вид гонки (аркада или simulation), количество соперников на трассе и погодные условия. Теперь спокойно можно переходить к последнему меню перед игровым процессом.
Непосредственный выбор перед началом Гран-при на определенной трассе включает в себя стандартную программу: а) облет трека на вертолете (с целью изучения конфигурации поворотов и особенностей трассы), б) свободная практика (практическое ознакомление с местом предстоящего сражения за победу в квалификации и гонке), в) квалификация (с целью завоевать лучшее место на стартовой решетке), г) разминка (еще раз попробовать скоростной режим перед началом гонки) и д) гонка. После гонки можно будет ознакомиться с ее результатами и статистическими данными, а также положением в Кубке конструкторов и общем зачете среди пилотов. Здесь есть еще одна панель, открывающая небольшое меню поднастроек для пилота, призванных облегчить ему задачу прохождения всей дистанции (установка автоматической коробки передач, недопустимость блокировки колес при торможении, невозможность поломок и т.д.). Вот теперь мы на треке. Скорость подгрузки феноменальная. Буквально спустя две-три секунды после выбора варианта игры вы уже находитесь в движении. Конечно, можно пропустить все тренировки и квалификацию и приступить сразу к гонке. В этом случае вы либо будете стартовать с последней позиции (что вполне логично), либо компьютер самостоятельно определит степень готовности вашего болида к гонке и поставит вашу машину на стартовой решетке согласно высчитанному им рангу (это уже забавно).
Передвигаться по треку, думаю, на прямых можно без проблем (педаль газа "в пол" и все дела), но вот найти баланс торможения перед входом в поворот сложно. Приходится постоянно манипулировать клавишами-педалями "газ"-"тормоз" (какой азарт!), чтобы, во-первых, пройти поворот на максимально возможной скорости и высоких оборотах двигателя и, во-вторых, не вылететь за пределы трассы, что чревато поломками и потерей драгоценного времени. Потому что в "Формуле-1" счет идет на тысячные доли секунды.
Людям, влюбленным в "Формулу-1", будет интересно играть в эту игру, хотя здесь и не предусмотрен подбор индивидуальных настроек болида. Атмосфера соперничества и сражения на трассе передана блестяще. Соперники неуступчивы, сражаются до конца, умело перекрывают траекторию, лихо обгоняют, грамотно выстраивают тактику дозаправок. Кстати, о дозаправках и остановках в боксах. На специальном табло выводится надпись pit или pen. Первая означает, что вас ждут на пит-стопе (замена колес, исправление какой-то поломки или дозаправка, или все вместе), а вторая - пенальти, 10-секундный штраф stop&go (за нарушение правил). Если соответствующая надпись не горит, то это означает, что вас не ждут в боксах. Поэтому без самодеятельности. Даже не пытайтесь заехать в боксы раньше времени - проедете на низкой скорости (на пит-лайн - дорожке, связывающей боксы с трассой, - скорости ограничены) мимо задраенных боксов и ни с чем возвратитесь на трассу.
Видов из кабины (кокпита) и вне его предостаточно. Плюс имеется возможность разместить камеру в любой точке вокруг автомобиля, то приближая, то отдаляя ее от него.
Несколько слов о поломках. Во-первых, они отчетливо визуально видны на экране монитора (спущенные или лопнувшие колеса, разбалансировка, поломка подвески, переднего или заднего крыла). Во-вторых, их последствия не сильно ощущаются в целом на поведении всей машины, но зато могут привести к еще более серьезным поломкам, сходу и невозможности продолжать гонку. В-третьих, особо нерадивые виртуальные пилоты ради победы могут на протяжении нескольких кругов протаранить всех соперников, заехать в боксы починиться, отбыть штраф за опасную езду и через несколько кругов отработать отставание и окончательно выйти в единоличные лидеры. Такое в данной игре возможно, хотя и нереально в жизни. Об игре Official Formula 1 Racing еще можно было много и красиво говорить. Она действительно мне понравилась и у нее имеется ряд неоспоримых преимуществ перед другими программами, имитирующими автогонки в классе "Формула-1". При случае попробуйте поиграть в нее сами и поделиться своими наблюдениями и новыми секретами. К тому же можно играть коллективно - игра поддерживает до 12 игроков в сети!
Единственное, о чем хотелось бы еще сказать, так это то, что Eidos Interactive является "официальным партнером" (Official Partner) команды West McLaren Mercedes. Поэтому на комбинезонах Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда должна значиться маленькая рекламная надпись с логотипом фирмы Eidos. Мелочь - но приятно! Все это говорит об уровне отношения к своему делу, не правда ли?
Искренне Ваш, Дядюшка КЛАСТЕР
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных