Рынок PC '99 - за кого нас держат?

Год 1999 в индустрии начался довольно агрессивно с выпуска новых продуктов, таких, как Pentium III, K6-III, относительно недавно к ним прибавились серии Voodoo3, TNT2 и прочие "монстры". У обычного пользователя складывается впечатление, что рынок бурно развивается, обогащается новыми технологиями, возникает острое желание обладать последними достижениями прогресса. На что, собственно, и рассчитывают производители.

Для начала небольшое лирическое отступление. Америка, конец 40-х годов, закончился период Великой Депрессии, позади война. Автомобильные компании быстро расширяют производство, индустрия процветает. Прошло время, середина 50-х, спрос стремительно падает, практически каждая семья могла позволить приобрести автомобиль еще в первой половине десятилетия. А если автомобиль не устарел, то зачем отказываться от вполне пригодной машины и покупать новую? Автомобильные магнаты кусали локти и не знали, что делать, - рынок насыщен, доходы падают.

И тут дизайнер и глава General Motors Харли Эрл (Harley Earl) выдвинул блестящую идею "динамического износа". Он предложил оказывать давление на потребителя, чтобы вынуждать его каждый год менять свою машину на новую. И не потому что она износилась, а потому что просто... вышла из моды. Цитата: "Мы создаем машину так, чтобы владелец машины 1957 года испытывал чувство горечи в конце 1958".

Надо сказать, идея здорово прижилась в компьютерном бизнесе. Итак, начнем по порядку.

Intel Pentium III

Сначала цитата из рекламы: "Представляем Pentium III - новый процессор компании Intel, открывающий новые возможности Internet", "Pentium III ускоряет Интернет" и т.п. Итак, у потребителя складывается впечатление, что у него медленно грузятся страницы (большинство сейчас используют модемы, у которых скорость передачи сильно ограничена) из-за слабого процессора - стоит ему поставить тот самый Pentium III и у него все будет "летать". А "бедные" пользователи, у которых Ce-leron, Pentium 2, AMD, Alpha, Sun, PowerPC, не смогут насладиться высокими скоростями и новыми возможностями. Большей глупости в рекламе я еще не слышал.

А чем же P3 отличается от P2:

1) название;

2) цена (прямое следствие первого отличия), ведь именно потребители оплачивают рекламу, которую его заставляют смотреть. Celeron и Pentium III изготавливаются по одному технологическому циклу, следовательно себестоимость их одинакова и равна порядка 30 $, если не меньше. Остальная часть стоимости это вливание в новые разработки (см. след. пункт);

3) набор новых команд (SSE), правда, нигде не используемых, скорее всего их постигнет участь MMX. Зачем разработчикам лишние проблемы с совместимостью взамен на сомнительное преимущество в скорости? Вот за счет этих команд и планируется ускорить сжатие-разжатие потокового видео, аудио и анимации. Вспомните, чем нас кормили в 1997, когда представляли "Pentium c технологией MMX" и пляшущих разноцветных человечков в скафандрах (бедные, ведь им жарко в скафандре, наверное);

4) уникальный номер - для безопасности платежей и идентификации пользователя. Вызвал шум в свое время, мол, нарушает Privacy и анонимность пользователя. Кстати, шум был поднят зря. Любая сетевая карта или виртуальный адаптер имеет уникальный MAC адрес, который может быть использован для этой цели. Кроме того, еще до выпуска в продаже был уже доступен программный эмулятор номера;

5) убраны известные ошибки, добавлены новые (как же без этого).

На этом выдающийся список усовершенствований можно завершить. Хочется добавить только, что ядро, технологический процесс, размер кэша 2-го уровня и частота его работы, тактовая частота и производительность остались практически без изменений (судя по результатам независимых тестов, а не информации от Intel, разумеется). Один факт: процессор P3 500 быстрее моего старого доброго разогнанного Celeron 300A в тесте WinBench на потрясающую цифру - 7%! Вот какая титаническая работа была проведена корпорацией Intel практически за целый год.

AMD K6-III

Не менее достойный ответ от AMD. Позиционируется как конкурент Pentium III, недаром же перед самым выходом он был переименован из К6-3 в K6-III. В рекламе звучало нечто вроде "Самый быстрый х86 процессор" - и ведь действительно, в операциях с целыми числами он на несколько процентов опережал P3. Но если подойти с другой стороны, то для чего покупается мощный компьютер? Он покупается для игр. А игры используют интенсивные вычисления с плавающей точкой, с которыми К6 не может справиться вследствие того, что блок операций К6 давно морально устарел и всегда отставал от блока в процессорах Intel. Технология 3Dnow, которая должна прийти на помощь, наталкивается на лень разработчиков заниматься самодельными расширениями команд и проблемами совместимости. Между прочим, еще не все потеряно, Microsoft вплотную занимается разработкой нового графического интерфейса GDI+, в котором вовсю будут использоваться функции 3D акселератора. Уже сегодня некоторые его функции использует Windows2000 (прозрачные меню, сглаживание шрифтов и т.д.). Так что в недалеком будущем вполне возможно, что новая версия Word откажется работать без Voodoo4.

Основные отличия K6-2 от K6-III не менее впечатляют:

1) название;

2) цена (К6-III тоже рекламируется, но немного поскромнее);

3) кэш второго уровня на кристалле 256 Кб - действительно неплохая вещь. В рекламе говорится, что "Уникальная технология TriLevel Cache поднимает производительность до небывалого уровня", т.е. имеется в виду, что суммарный объем кэша больше чем у конкурентов. Однако при отключении двух мегабайт кэша из этой уникальной системы, расположенных на материнской плате, производительность падала на 2%! Т.е. дополнительный уровень кэша практически ничего не дает;

4) исправлены известные ошибки и добавлены новые.

3dfx Voodoo3

На рынке производителей видеочипсетов свои войны. Весной 99 (!!!) 3dfx выпустила в свет Voodoo3, графические возможности чипсета на уровне конца 97 года: максимум 16 Мб наборной памяти, 16-битный рендеринг, отсутствие поддержки больших текстур, неполноценная поддержка AGP. Насчет 16-битного рендеринга и больших текстур я хочу сказать только то, что 32 бита и большие текстуры это уже практически стандарт де-факто в современных играх, Voodoo использует в таких случаях dithering и уменьшение качества текстур, который делает изображение просто ужасным (посмотрите Quake 3 в 16-битном цвете и сразу станет понятно, о чем речь). В общем, получилась некая смесь Banshee и Voodoo2 c увеличенной тактовой частотой. Новых функций и повышение качества рендеринга нет. Частоту чипа и соответственно скорость удалось поднять за счет перехода на более современный технологический процесс.

Nvidia TNT2

Про ТNT2 хочется сказать отдельно, чип отличается от TNT1 только тем, что поддерживает более 32 Мб памяти и работает на повышенной тактовой частоте. Цифра 2 в названии обычно говорит про новое поколение, но, судя по характеристикам, на новое поколение здесь характеристик не набегает. Базовый вариант TNT2 быстрее первой TNT на целых 10-15 процентов в QuakeII - ну разве это достойный прирост в скорости? Далее, заявляется поддержка Anti-aliasing (скорость падает в 5 раз), трилинейной фильтрации (скорость падает на 40% либо используется аппроксимация), анизотропной фильтрации (сомнительного качества). В общем, эти функции поддерживаются для галочки в списке возможностей чипа.

Если вы хотите модернизировать ваш компьютер прямо сейчас, я бы рекомендовал подождать до осени. Впереди уже маячат Intel Coppermine, 3dfx Napalm, Nvidia NV10, уже начались поставки AMD Athlon (К7).

Интересно, оправдают ли себя все эти новинки или история повторится?

Виталий Шуравко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета