Настолько ли мы зависим от компьютера?
С распространением компьютеров человек столкнулся с парадоксальной дилеммой: с одной стороны, компьютер - незаменимый помощник разрешения тех или иных задач, надежный и быстрый источник информации, хороший напарник для совместных развлечений, а с другой стороны, компьютер - источник всевозможных бед и напастей, начиная от атаки вирусов и хакеров и заканчивая своим пагубным психо-физическим воздействием на организм пользователя.
Мнения заинтересованных людей разделились на два лагеря: одни - всячески превозносят компьютер, другие - смотрят на него с некоторой опаской, но пользуются им, зачастую, и те и другие. В свою очередь, компьютер без разбора воздействует и на первых, и на вторых, и даже на третьих. Однако, как бы ни относились к "железу" отдельные индивиды, жизнь без него сейчас практически не мыслится, не мыслится в плане полноценного ее развития. С уверенностью можно признать, что компьютер практически всецело вошел в нашу жизнь, стал своеобразным кирпичиком в фундаменте развития всемирной истории развития человечества. Наступил новый, своеобразный "железный" век, когда на смену железным стрелам, копьям и топорам пришли высокоточные технологии слежки, шпионажа и поражения "неугодных миру сему".
Принесет ли новый век пользу человечеству? Пожалуй, да. Адаптируется ли к нему человек - вопрос еще открытый...
Открытый по той простой причине, что первыми в этом отношении забили тревогу медики, а вслед и за ними их близкие коллеги - психологи. В частности, по исследованиям, проведенным на базе Института психологии Российской академии наук, среди школьников, активно использующих в обучении компьютерные технологии, наблюдаются значительные задержки в некоторых способностях. Например, часть школьников испытывают затруднения в словесном творчестве (кстати, немалая доля наших белорусских студентов тоже обладает крайне бедным репертуаром репрезентации собственных мыслей и знаний), в устном счете при решении разнообразных по сложности задач и т.п.
Конечно же, нельзя с 100-процентной вероятностью заявлять, что отмечаемые у детей явления находятся в прямой зависимости от компьютера. Немаловажными являются такие факторы, как коэффициент интеллекта детей, их социальный статус в семье и среди сверстников, в конце концов их эмоциональное состояние на время проведения исследования. В то же время нельзя исключить той простой закономерности, что каждый человек, а тем более школьник, идет по пути наименьшего сопротивления. Зачем, скажем, школьнику утруждать себя в устном счете, когда рядом есть компьютер? Или зачем что-то выдумывать, когда проще что-то механически воспроизвести или, в крайнем случае, прибегнуть к плагиату?
С одной стороны - ребенок осваивает новый мир, обогащает свой кругозор, моделирует свое поведение в тех или иных ситуациях (зачастую это сводится к простому управлению тем или иным героем в определенного рода играх), а с другой - получает готовый вариант решения задачи (большинство игр и программ носят линейный характер или ограничены определенными рамками), не способен внести собственный акцент, элемент своего творчества в развитие поставленной перед ним задачи. Отсюда ограниченность мышления и никакой свободы для абстрактного творчества. В конце концов, теряется преемственность связей прошлых и настоящего поколений, когда утрачивается интерес к произведениям классиков, заменяемый интересами будущих, хотя и не реальных технологий. Возможно, такое поведение и оправдано - зачем жить прошлым, когда впереди нас ждет будущее.
Но как, в таком случае, быть с фактами, что изображаемая на мониторах агрессия, зачастую изобилующая во многих компьютерных играх и подогреваемая различными боевиками, транслируемыми по телевидению, приводит не столько к разрядке организма, сколько к его психическому истощению. Агрессия нуждается в выходе, которым порой служат родители, сверстники, друзья (помните случай с двумя школьниками, убившими 15 своих одноклассников в городе Литлтон, США?).
Конечно же, некоторым из нас довелось переиграть не один десяток игр, "убить" две сотни монстров или виртуальных тактических противников, но мы не совершили ничего асоциального.
Но агрессия все же в том или ином случае находит себе выход. Однако у детей и подростков психика до конца не сформирована и они не обладают тем социальным опытом, который накоплен людьми более старшего возраста. Отсюда и идут возрастные ограничения на просмотр тех или иных фильмов, программ и т.д. Но в компьютерной индустрии есть только одно табу - наличие или отсутствие компьютера дома. Дети играют во что угодно и посещают, порой, далеко не детские серверы...
А затем получается, что у людей с несформированной психикой компьютер стимулирует развитие жестокости мышления, меняет мотивацию совершаемых поступков, подменяет эмоциональное восприятие мира рациональным.
Сюда же можно прибавить вредоносное излучение монитора, шум, создаваемый работой блока питания, винчестера, CD-ROM'а. У людей, долгое время работающих за компьютером, увеличивается предрасположенность к различным заболеваниям - от привычного снижения зрения до снижения иммунитета и детородной функции организма.
Не получается ли, что дети, к примеру, слишком дорого платят за свои компьютерные развлечения? А большинство пользователей компьютера, ускоряя обработку данных и экономя драгоценное время, аналогичным образом подрывают свое здоровье, что не может увеличивать продолжительность жизни.
Так ли необходимо, применительно к отдельным случаям (в первую очередь к компьютерным развлечениям), подтверждать закон Единства и борьбы противоположностей?
Может, все же стоит пересмотреть свое собственное отношение к компьютерным развлечениям? Лишний раз призадуматься, подойдет ли и окажется ли вновь приобретенная игрушка полезной для Вашего ребенка?
В конце концов, призадумайтесь, стоит ли тратить свою жизнь и здоровье детей на пустые игры, которые, подразумевая развитие тех или иных навыков, одновременно выступают конкурентами здорового образа жизни.
Сергей ОСТРОВСКИЙ
Мнения заинтересованных людей разделились на два лагеря: одни - всячески превозносят компьютер, другие - смотрят на него с некоторой опаской, но пользуются им, зачастую, и те и другие. В свою очередь, компьютер без разбора воздействует и на первых, и на вторых, и даже на третьих. Однако, как бы ни относились к "железу" отдельные индивиды, жизнь без него сейчас практически не мыслится, не мыслится в плане полноценного ее развития. С уверенностью можно признать, что компьютер практически всецело вошел в нашу жизнь, стал своеобразным кирпичиком в фундаменте развития всемирной истории развития человечества. Наступил новый, своеобразный "железный" век, когда на смену железным стрелам, копьям и топорам пришли высокоточные технологии слежки, шпионажа и поражения "неугодных миру сему".
Принесет ли новый век пользу человечеству? Пожалуй, да. Адаптируется ли к нему человек - вопрос еще открытый...
Открытый по той простой причине, что первыми в этом отношении забили тревогу медики, а вслед и за ними их близкие коллеги - психологи. В частности, по исследованиям, проведенным на базе Института психологии Российской академии наук, среди школьников, активно использующих в обучении компьютерные технологии, наблюдаются значительные задержки в некоторых способностях. Например, часть школьников испытывают затруднения в словесном творчестве (кстати, немалая доля наших белорусских студентов тоже обладает крайне бедным репертуаром репрезентации собственных мыслей и знаний), в устном счете при решении разнообразных по сложности задач и т.п.
Конечно же, нельзя с 100-процентной вероятностью заявлять, что отмечаемые у детей явления находятся в прямой зависимости от компьютера. Немаловажными являются такие факторы, как коэффициент интеллекта детей, их социальный статус в семье и среди сверстников, в конце концов их эмоциональное состояние на время проведения исследования. В то же время нельзя исключить той простой закономерности, что каждый человек, а тем более школьник, идет по пути наименьшего сопротивления. Зачем, скажем, школьнику утруждать себя в устном счете, когда рядом есть компьютер? Или зачем что-то выдумывать, когда проще что-то механически воспроизвести или, в крайнем случае, прибегнуть к плагиату?
С одной стороны - ребенок осваивает новый мир, обогащает свой кругозор, моделирует свое поведение в тех или иных ситуациях (зачастую это сводится к простому управлению тем или иным героем в определенного рода играх), а с другой - получает готовый вариант решения задачи (большинство игр и программ носят линейный характер или ограничены определенными рамками), не способен внести собственный акцент, элемент своего творчества в развитие поставленной перед ним задачи. Отсюда ограниченность мышления и никакой свободы для абстрактного творчества. В конце концов, теряется преемственность связей прошлых и настоящего поколений, когда утрачивается интерес к произведениям классиков, заменяемый интересами будущих, хотя и не реальных технологий. Возможно, такое поведение и оправдано - зачем жить прошлым, когда впереди нас ждет будущее.
Но как, в таком случае, быть с фактами, что изображаемая на мониторах агрессия, зачастую изобилующая во многих компьютерных играх и подогреваемая различными боевиками, транслируемыми по телевидению, приводит не столько к разрядке организма, сколько к его психическому истощению. Агрессия нуждается в выходе, которым порой служат родители, сверстники, друзья (помните случай с двумя школьниками, убившими 15 своих одноклассников в городе Литлтон, США?).
Конечно же, некоторым из нас довелось переиграть не один десяток игр, "убить" две сотни монстров или виртуальных тактических противников, но мы не совершили ничего асоциального.
Но агрессия все же в том или ином случае находит себе выход. Однако у детей и подростков психика до конца не сформирована и они не обладают тем социальным опытом, который накоплен людьми более старшего возраста. Отсюда и идут возрастные ограничения на просмотр тех или иных фильмов, программ и т.д. Но в компьютерной индустрии есть только одно табу - наличие или отсутствие компьютера дома. Дети играют во что угодно и посещают, порой, далеко не детские серверы...
А затем получается, что у людей с несформированной психикой компьютер стимулирует развитие жестокости мышления, меняет мотивацию совершаемых поступков, подменяет эмоциональное восприятие мира рациональным.
Сюда же можно прибавить вредоносное излучение монитора, шум, создаваемый работой блока питания, винчестера, CD-ROM'а. У людей, долгое время работающих за компьютером, увеличивается предрасположенность к различным заболеваниям - от привычного снижения зрения до снижения иммунитета и детородной функции организма.
Не получается ли, что дети, к примеру, слишком дорого платят за свои компьютерные развлечения? А большинство пользователей компьютера, ускоряя обработку данных и экономя драгоценное время, аналогичным образом подрывают свое здоровье, что не может увеличивать продолжительность жизни.
Так ли необходимо, применительно к отдельным случаям (в первую очередь к компьютерным развлечениям), подтверждать закон Единства и борьбы противоположностей?
Может, все же стоит пересмотреть свое собственное отношение к компьютерным развлечениям? Лишний раз призадуматься, подойдет ли и окажется ли вновь приобретенная игрушка полезной для Вашего ребенка?
В конце концов, призадумайтесь, стоит ли тратить свою жизнь и здоровье детей на пустые игры, которые, подразумевая развитие тех или иных навыков, одновременно выступают конкурентами здорового образа жизни.
Сергей ОСТРОВСКИЙ
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни