Кибернетическая Вест-Индия
Помнится, когда Христофор Колумб "открыл" Америку, он принял ее за совершенно другой материк. И даже позднее, когда стало слишком много вопросов по поводу вопиющего несоответствия между той Индией, которую открыли британцы, и той, которую открыл испанский мореплаватель, Колумб продолжал настаивать на своем. Разве что прибавил приставку "Вест"... Я это к тому, что далеко не все то, что мы имеем, на самом деле является именно тем, что мы о нем думаем.
Взять, к примеру, Интернет. Для подавляющего большинства людей он представляется таким большим мотком проводов, соединяющих огромное число компьютеров по всему миру. И главенствуют во всем этом бедламе исключительно Соединенные Штаты Америки как страна и английский - как язык. Подобное представление настолько укоренилось, что стало чем-то вроде полуофициального описания. На самом деле, создав Всемирную Паутину, человечество создало, точнее - открыло, новый, совершенно неизведанный континент, ничуть не меньший, чем все реальные земные континенты вместе взятые. Причем как в свое время открытие Америки кардинально переменило "Старый Свет", так и проникновение Сети в самые разные сферы человеческой жизни влияет на мир нынешний. И о том, куда все это идет, мне и хотелось поговорить.
В середине прошлого года российский сервер "ИнфоАрт" провел акцию "Сколько нас в Паутине". Ее целью было хотя бы примерно выяснить общее количество русскоязычных пользователей Интернет по всему миру. По-моему, они потом публиковали результаты, но цифры вроде не особенно впечатлили. Маловато, мол. Действительно, на фоне ста тридцати миллионов пользователей всего в мире, это как бы и не смотрится. Однако нью-йоркская компания eMarketer, которая, кстати сказать, и высчитала эту цифру, выявила целый ряд весьма любопытных тенденций. Несмотря на столь огромную численность, количество пользователей Интернет продолжает нарастать весьма и весьма быстрыми темпами. В 1999 году это число выросло аж на тридцать пять миллионов. Это практически по двадцать процентов в год! В общем, эксперты считают, что к 2003 году Всемирной Паутиной будут постоянно пользоваться примерно триста пятьдесят миллионов человек, и тогда киберпространство действительно можно будет считать "народным".
Но наиболее важным является другая тенденция. Менее чем за десять лет Америка потеряла лидерство в Сети! Неамериканских пользователей в Интернет стало значительно больше, чем североамериканских. В одной только Южной Америке прогнозируется рост с четырех миллионов в нынешнем году до двадцати шести миллионов в 2002! В ногу с латиноамериканцами идет Европа и Азия, темпы развития которых также ожидаются не ниже 200% в год. Понятно, что пока все это выглядит несколько незначительным, что ли. Всего Землю населяют чуть менее шести миллиардов человек, из которых возможностями Интернет пользуются всего лишь 2%. Но десять-пятнадцать лет назад и того не было...
Что из этого следует? Да, собственно, почти ничего, если не учитывать действие закона больших чисел. Вспомните, когда возводились первые мосты, проход и проезд по ним стоил немалых денег. Сегодня мост стал самым обычным инженерным сооружением, предназначенным для преодоления складок местности. И никто, за редким исключением, не взимает плату за пользование им. С Интернетом сейчас происходит практически то же самое. На заре своего существования вся выгода Паутины, за исключением удобства связи, заключалась в тех суммах, которые получали провайдеры, предоставлявшие саму услугу доступа. Сегодня ситуация изменилась в корне. Из "услуги" Интернет стал "местом", точно таким же, как место под торговую палатку или публичную библиотеку. В Интернете стали не просто торговать, а торговать крупно. Только в США оборот электронной торговли в 1999 году составил девяносто четыре миллиарда полновесных, так сказать, долларов. Ожидается, что к 2003 году он еще больше вырастет и достигнет отметки в один и две десятых триллиона долларов. По этому параметру Америка пока лидирует. Но ей в затылок уже дышит Германия, оборот электронной торговли в которой составил полтора миллиарда в 1998, более четырех миллиардов долларов - в нынешнем. Весьма близко, хотя и третьей, идет Великобритания со своими тремя миллиардами в 1999 году.
Мягко говоря, это очень и очень большие деньги. Они во много раз превышают обороты чисто провайдерских компаний и даже приводят к тому, что провайдеры стали вынуждены задуматься над изменением своих маркетинговых стратегий. Знаете, это как история с полиэтиленовыми пакетиками. Еще совсем недавно полиэтиленовая упаковка считалась самостоятельным товаром и продавалась отдельно. Сейчас же она стала чем-то вроде непременного приложения к покупаемому товару. Предоставляемого даром, прошу заметить! Создается такое впечатление, что Интернет разделит судьбу полиэтилена.
Я уже не говорю о том, что в ряде западных стран, например в Германии и Великобритании, некоторые провайдеры стали предоставлять доступ к Сети абсолютно задаром. Это, как говорится, очевидно. Дошло уже до того, что провайдеры начинают приплачивать своим клиентам за то, что они посещают Паутину. Однако и это, как оказывается, не предел.
Фирма Tandy Electronics, филиал американской корпорации Tandy, объявила о планах выпуска бесплатных ПК к концу следующего месяца. Чтобы получить такую машину, покупатель должен будет заключить двухлетний контракт с поставщиком услуг доступа в Internet. Интернет-компьютеры, о которых в последнее время так много говорили и писали, стоимостью около шестисот долларов, будут раздаваться даром. Условием получения "халявы" является заключение контракта с конкретным провайдером на строк около тридцати месяцев по фиксированной месячной ставке вне зависимости от времени, проведенного в Сети.
Хочу заметить, что инициатива Tandy вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим. Куда там! Tandy просто вынуждена пошевеливаться, чтобы не отстать от конкурентов. Например, от крупнейшей в Австралии группы компаний розничной торговли Myer-Grace Bros. Myer-Grace Bros обнародовала свои планы о начале продаж персонального компьютера Pavilion 4411 всего за триста австралийских долларов, что эквивалентно пятидесяти двум долларам США. Правда, "в нагрузку" такой счастливчик обязан заключить трехлетний контракт с интернет-провайдером, фирмой Optus, с фиксированной ставкой в пятьдесят два доллара в месяц.
Похоже, наступает время, когда нам придется пересмотреть смысл термина "бесплатный" и "халява". С одной стороны, подобные "халявные" предложения сразу наводят на мысль о функциональном смысле сыра в мышеловке, но у медали есть и оборотная сторона. За последний год в одних только Соединенных Штатах появились более двадцати компаний, которые предлагают всем желающим зарабатывать деньги на том, за что ранее приходилось только платить. Речь идет о специальных системах баннерной рекламы. Пока вы путешествуете по киберпространству по своим собственным надобностям в специально отведенной области монитора программа крутит рекламные ролики, за просмотр которых и предлагаются деньги.
Мне всегда было интересно узнать, кто и как за это платит. Малость покопавшись в новостных сообщениях, я нашел ответ. Интернет уже (!) рассматривается как самостоятельный рекламоноситель. Подчеркиваю, не параллельный газетам и бигбордам, не дополнительный к журналам и телевидению, а абсолютно самостоятельный. Это следует, например, из планов компании CNET.
CNET содержит собственный интернет-узел технической направленности: советы, технические новости, техническая и технологическая информация как для любителей, так и для профессионалов. По данным компании Media Metrix, он занимает 17-ое место по популярности среди ведущих Web-узлов и имеет 8,2 миллиона уникальных посетителей в месяц. Так вот, чтобы значительно увеличить эту цифру, а значит и повысить финансовую отдачу, CNET планирует израсходовать на рекламу сто (!) миллионов долларов в течение полутора лет. Примерно половина этих денег будет потрачена на онлайновую рекламу в районах с развитой телекоммуникационной инфраструктурой - в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Сиэттле и Денвере.
В общем, перефразируя известную советскую песню, "близится эра всеобщей электронной торговли". А торговля требует наличия двух важных условий: безопасности и еще раз безопасности. Для начала следует помнить, что нынешний Интернет это абсолютно открытая система, в том смысле, что практически вся передаваемая по проводам информация имеет крайне низкую степень криптозащиты. Конечно, сегодня рынок предлагает определенные решения, программные и аппаратные, но все они, как правило, весьма дороги и значительно снижают быстродействие Интернет в целом. В общем, увы, пока все они абсолютно не подходят для действительно массового использования.
Но прогресс не стоит на месте. Недавно стало известно, что в Национальной лаборатории Сандиа разработано новое устройство, которое может шифровать информацию примерно в 10 раз быстрее, чем позволяют ныне применяемые технологии. Оно позволит передавать зашифрованные данные по обычным широкополосным каналам со скоростью от 10 до 100 Гбит/с. В нем используется широко распространенная технология шифрования с 64-разрядным ключом. Однако технология, использованная при разработке нового устройства, может быть легко приспособлена и для 128-разрядного шифрования. Это тем более интересно, если учесть, что сегодня средним уровнем скорости является 2 Гбит/с.
Второй стороной безопасности является безопасность покупателя, так как товар в кибермагазине нельзя пощупать руками, опробовать перед покупкой или примерить. В обычной торговле все эти ситуации регламентируются довольно развитым законодательством, защищающим права потребителя. Как следует из ряда сообщений агентств новостей, развитые страны вплотную подошли к разработке правовой базы и для виртуальной торговли. Например, в Германии федеральный министр юстиции Херта Доблер-Гмелин представила закон "Об электронной торговле", который, в случае его принятия, станет серьезной правовой платформой для стандартизации электронной торговли в Германии и, возможно, во всем Евросоюзе. Пункты закона четко оговаривают права и обязанности сторон, указывают, что продавец должен предоставить покупателям не только полную информацию о продаваемом товаре, но и о себе самом, и что невыполнение указанных правил может привести, в том числе, и к уголовной ответственности. Нечто аналогичное сейчас рассматривается и американским Конгрессом.
И последнее, Всемирная Паутина продолжает быть местом общения. Причем пользователи Сети уже явно не собираются довольствоваться имеющимися формами, такими, как чаты, форумы и доски объявлений. Корпорация Scottish Telecom предложила своим пользователям технологию "виртуальной зоны" Virtual Zones (V-Zones), которая, по мнению специалистов, имеет все шансы на быстрый и огромный успех. По заявлениям представителей компании, V-Zones являются своего рода общедоступными трехмерными комнатами, в которых участники могут не только общаться между собой посредством текстовых сообщений, а в прямом смысле слова видеть друг друга и разговаривать. Каждый посетитель может создать свое собственное виртуальное воплощение и управлять им таким образом, что у всех окружающих будет складываться впечатление вполне реального разговора, близкого к тому, как это происходит по видеотелефону. Разве что V-Zones больше похожи на реальные кафе, бары, клубы и вообще на все то, что хотят видеть сами участники. Физическая модель V-Zones позволит создавать в них модели предметов и взаимодействовать с ними. Пока технология V-Zones еще не доведена до совершенства и не позволяет создать картинку такого же качества, как, например, телевизионное изображение. Но, как известно, длинная дорога начинается с одного шага...
Кому все это нужно? Поколению Y, кому же еще. Поколение Y - это все те, кому сейчас от пяти до двадцати лет и кто не испытывает никаких проблем при освоении новых информационных технологий. Именно им и предстоит осваивать эту виртуальную Вест-Индию.
Александр Запольскис
Взять, к примеру, Интернет. Для подавляющего большинства людей он представляется таким большим мотком проводов, соединяющих огромное число компьютеров по всему миру. И главенствуют во всем этом бедламе исключительно Соединенные Штаты Америки как страна и английский - как язык. Подобное представление настолько укоренилось, что стало чем-то вроде полуофициального описания. На самом деле, создав Всемирную Паутину, человечество создало, точнее - открыло, новый, совершенно неизведанный континент, ничуть не меньший, чем все реальные земные континенты вместе взятые. Причем как в свое время открытие Америки кардинально переменило "Старый Свет", так и проникновение Сети в самые разные сферы человеческой жизни влияет на мир нынешний. И о том, куда все это идет, мне и хотелось поговорить.
В середине прошлого года российский сервер "ИнфоАрт" провел акцию "Сколько нас в Паутине". Ее целью было хотя бы примерно выяснить общее количество русскоязычных пользователей Интернет по всему миру. По-моему, они потом публиковали результаты, но цифры вроде не особенно впечатлили. Маловато, мол. Действительно, на фоне ста тридцати миллионов пользователей всего в мире, это как бы и не смотрится. Однако нью-йоркская компания eMarketer, которая, кстати сказать, и высчитала эту цифру, выявила целый ряд весьма любопытных тенденций. Несмотря на столь огромную численность, количество пользователей Интернет продолжает нарастать весьма и весьма быстрыми темпами. В 1999 году это число выросло аж на тридцать пять миллионов. Это практически по двадцать процентов в год! В общем, эксперты считают, что к 2003 году Всемирной Паутиной будут постоянно пользоваться примерно триста пятьдесят миллионов человек, и тогда киберпространство действительно можно будет считать "народным".
Но наиболее важным является другая тенденция. Менее чем за десять лет Америка потеряла лидерство в Сети! Неамериканских пользователей в Интернет стало значительно больше, чем североамериканских. В одной только Южной Америке прогнозируется рост с четырех миллионов в нынешнем году до двадцати шести миллионов в 2002! В ногу с латиноамериканцами идет Европа и Азия, темпы развития которых также ожидаются не ниже 200% в год. Понятно, что пока все это выглядит несколько незначительным, что ли. Всего Землю населяют чуть менее шести миллиардов человек, из которых возможностями Интернет пользуются всего лишь 2%. Но десять-пятнадцать лет назад и того не было...
Что из этого следует? Да, собственно, почти ничего, если не учитывать действие закона больших чисел. Вспомните, когда возводились первые мосты, проход и проезд по ним стоил немалых денег. Сегодня мост стал самым обычным инженерным сооружением, предназначенным для преодоления складок местности. И никто, за редким исключением, не взимает плату за пользование им. С Интернетом сейчас происходит практически то же самое. На заре своего существования вся выгода Паутины, за исключением удобства связи, заключалась в тех суммах, которые получали провайдеры, предоставлявшие саму услугу доступа. Сегодня ситуация изменилась в корне. Из "услуги" Интернет стал "местом", точно таким же, как место под торговую палатку или публичную библиотеку. В Интернете стали не просто торговать, а торговать крупно. Только в США оборот электронной торговли в 1999 году составил девяносто четыре миллиарда полновесных, так сказать, долларов. Ожидается, что к 2003 году он еще больше вырастет и достигнет отметки в один и две десятых триллиона долларов. По этому параметру Америка пока лидирует. Но ей в затылок уже дышит Германия, оборот электронной торговли в которой составил полтора миллиарда в 1998, более четырех миллиардов долларов - в нынешнем. Весьма близко, хотя и третьей, идет Великобритания со своими тремя миллиардами в 1999 году.
Мягко говоря, это очень и очень большие деньги. Они во много раз превышают обороты чисто провайдерских компаний и даже приводят к тому, что провайдеры стали вынуждены задуматься над изменением своих маркетинговых стратегий. Знаете, это как история с полиэтиленовыми пакетиками. Еще совсем недавно полиэтиленовая упаковка считалась самостоятельным товаром и продавалась отдельно. Сейчас же она стала чем-то вроде непременного приложения к покупаемому товару. Предоставляемого даром, прошу заметить! Создается такое впечатление, что Интернет разделит судьбу полиэтилена.
Я уже не говорю о том, что в ряде западных стран, например в Германии и Великобритании, некоторые провайдеры стали предоставлять доступ к Сети абсолютно задаром. Это, как говорится, очевидно. Дошло уже до того, что провайдеры начинают приплачивать своим клиентам за то, что они посещают Паутину. Однако и это, как оказывается, не предел.
Фирма Tandy Electronics, филиал американской корпорации Tandy, объявила о планах выпуска бесплатных ПК к концу следующего месяца. Чтобы получить такую машину, покупатель должен будет заключить двухлетний контракт с поставщиком услуг доступа в Internet. Интернет-компьютеры, о которых в последнее время так много говорили и писали, стоимостью около шестисот долларов, будут раздаваться даром. Условием получения "халявы" является заключение контракта с конкретным провайдером на строк около тридцати месяцев по фиксированной месячной ставке вне зависимости от времени, проведенного в Сети.
Хочу заметить, что инициатива Tandy вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим. Куда там! Tandy просто вынуждена пошевеливаться, чтобы не отстать от конкурентов. Например, от крупнейшей в Австралии группы компаний розничной торговли Myer-Grace Bros. Myer-Grace Bros обнародовала свои планы о начале продаж персонального компьютера Pavilion 4411 всего за триста австралийских долларов, что эквивалентно пятидесяти двум долларам США. Правда, "в нагрузку" такой счастливчик обязан заключить трехлетний контракт с интернет-провайдером, фирмой Optus, с фиксированной ставкой в пятьдесят два доллара в месяц.
Похоже, наступает время, когда нам придется пересмотреть смысл термина "бесплатный" и "халява". С одной стороны, подобные "халявные" предложения сразу наводят на мысль о функциональном смысле сыра в мышеловке, но у медали есть и оборотная сторона. За последний год в одних только Соединенных Штатах появились более двадцати компаний, которые предлагают всем желающим зарабатывать деньги на том, за что ранее приходилось только платить. Речь идет о специальных системах баннерной рекламы. Пока вы путешествуете по киберпространству по своим собственным надобностям в специально отведенной области монитора программа крутит рекламные ролики, за просмотр которых и предлагаются деньги.
Мне всегда было интересно узнать, кто и как за это платит. Малость покопавшись в новостных сообщениях, я нашел ответ. Интернет уже (!) рассматривается как самостоятельный рекламоноситель. Подчеркиваю, не параллельный газетам и бигбордам, не дополнительный к журналам и телевидению, а абсолютно самостоятельный. Это следует, например, из планов компании CNET.
CNET содержит собственный интернет-узел технической направленности: советы, технические новости, техническая и технологическая информация как для любителей, так и для профессионалов. По данным компании Media Metrix, он занимает 17-ое место по популярности среди ведущих Web-узлов и имеет 8,2 миллиона уникальных посетителей в месяц. Так вот, чтобы значительно увеличить эту цифру, а значит и повысить финансовую отдачу, CNET планирует израсходовать на рекламу сто (!) миллионов долларов в течение полутора лет. Примерно половина этих денег будет потрачена на онлайновую рекламу в районах с развитой телекоммуникационной инфраструктурой - в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Сиэттле и Денвере.
В общем, перефразируя известную советскую песню, "близится эра всеобщей электронной торговли". А торговля требует наличия двух важных условий: безопасности и еще раз безопасности. Для начала следует помнить, что нынешний Интернет это абсолютно открытая система, в том смысле, что практически вся передаваемая по проводам информация имеет крайне низкую степень криптозащиты. Конечно, сегодня рынок предлагает определенные решения, программные и аппаратные, но все они, как правило, весьма дороги и значительно снижают быстродействие Интернет в целом. В общем, увы, пока все они абсолютно не подходят для действительно массового использования.
Но прогресс не стоит на месте. Недавно стало известно, что в Национальной лаборатории Сандиа разработано новое устройство, которое может шифровать информацию примерно в 10 раз быстрее, чем позволяют ныне применяемые технологии. Оно позволит передавать зашифрованные данные по обычным широкополосным каналам со скоростью от 10 до 100 Гбит/с. В нем используется широко распространенная технология шифрования с 64-разрядным ключом. Однако технология, использованная при разработке нового устройства, может быть легко приспособлена и для 128-разрядного шифрования. Это тем более интересно, если учесть, что сегодня средним уровнем скорости является 2 Гбит/с.
Второй стороной безопасности является безопасность покупателя, так как товар в кибермагазине нельзя пощупать руками, опробовать перед покупкой или примерить. В обычной торговле все эти ситуации регламентируются довольно развитым законодательством, защищающим права потребителя. Как следует из ряда сообщений агентств новостей, развитые страны вплотную подошли к разработке правовой базы и для виртуальной торговли. Например, в Германии федеральный министр юстиции Херта Доблер-Гмелин представила закон "Об электронной торговле", который, в случае его принятия, станет серьезной правовой платформой для стандартизации электронной торговли в Германии и, возможно, во всем Евросоюзе. Пункты закона четко оговаривают права и обязанности сторон, указывают, что продавец должен предоставить покупателям не только полную информацию о продаваемом товаре, но и о себе самом, и что невыполнение указанных правил может привести, в том числе, и к уголовной ответственности. Нечто аналогичное сейчас рассматривается и американским Конгрессом.
И последнее, Всемирная Паутина продолжает быть местом общения. Причем пользователи Сети уже явно не собираются довольствоваться имеющимися формами, такими, как чаты, форумы и доски объявлений. Корпорация Scottish Telecom предложила своим пользователям технологию "виртуальной зоны" Virtual Zones (V-Zones), которая, по мнению специалистов, имеет все шансы на быстрый и огромный успех. По заявлениям представителей компании, V-Zones являются своего рода общедоступными трехмерными комнатами, в которых участники могут не только общаться между собой посредством текстовых сообщений, а в прямом смысле слова видеть друг друга и разговаривать. Каждый посетитель может создать свое собственное виртуальное воплощение и управлять им таким образом, что у всех окружающих будет складываться впечатление вполне реального разговора, близкого к тому, как это происходит по видеотелефону. Разве что V-Zones больше похожи на реальные кафе, бары, клубы и вообще на все то, что хотят видеть сами участники. Физическая модель V-Zones позволит создавать в них модели предметов и взаимодействовать с ними. Пока технология V-Zones еще не доведена до совершенства и не позволяет создать картинку такого же качества, как, например, телевизионное изображение. Но, как известно, длинная дорога начинается с одного шага...
Кому все это нужно? Поколению Y, кому же еще. Поколение Y - это все те, кому сейчас от пяти до двадцати лет и кто не испытывает никаких проблем при освоении новых информационных технологий. Именно им и предстоит осваивать эту виртуальную Вест-Индию.
Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни