Программные редакторы MIDI устройств

При создании современной музыки активно используются синтезаторы и звуковые модули со многими десятками, а то и сотнями регулируемых параметров. Поэтому управление таким инструментом - довольно трудоемкий процесс, который еще больше усложняется рядом объективных трудностей.

Во-первых, размеры передней панели звукового модуля ограничены. Лицевая панель синтезатора больше, но и она небезразмерна. Как уместить на них многочисленные кнопки, слайдеры, переключатели? Кроме того, на большинстве современных инструментов имеется дисплей, информирующий пользователя о состоянии синтезатора, о том, какие регулируются параметры и какие они имеют значения. Дисплей может быть очень маленьким (пара строчек) или побольше, но все равно его почти всегда не хватает. Ко всему прочему, часто на дисплеях отображаются только цифробуквенные сообщения. И, наконец, сами устройства имеют ограниченный объем памяти для сохранения измененных параметров.

Для решения перечисленных и многих других проблем предназначены специальные компьютерные программы - редакторы внешних MIDI устройств. Принцип прост: вы подключаете свой инструмент к компьютеру по MIDI, загружаете необходимую программу и, пользуясь компьютерной клавиатурой и мышью, редактируете соответствующие параметры своего устройства.

Результаты редактирования можно сохранить в специальном формате на диск компьютера, а иногда и экспортировать в MIDI файл. Понятно, что при использовании подобных программ количество сохраненных конфигурационных файлов почти не ограничено и вы впоследствии всегда можете вызвать нужный файл и моментально установить требуемый режим. Таким образом, подобная программа может являться и своеобразным библиотекарем режимов, тембров и прочих значений состояния вашего синтезатора. Разумеется, у каждого синтезатора или звукового модуля имеются свои, отличающиеся от других, параметры управления. Однако, общая структура для всех инструментов приблизительно одинакова.

В свою очередь, и программы управления синтезаторами отличаются друг от друга. Одни могут управлять и запоминать абсолютно все параметры инструмента, с помощью других можно управлять только тембрами и эффектами. Некоторые представляют собой многоуровневые построения с наглядным графическим представлением всех параметров, другие же служат лишь для запоминания и текстового редактирования сообщений SysEx (System Exclusive).

Все программные редакторы условно можно разбить на три группы:

1. Редакторы для одной модели или группы родственных моделей инструментов.

2. Универсальные редакторы - программы, работающие со многими инструментами разных производителей. Как правило, они менее гибки и управляют не всеми параметрами инструментов.

3. Программы, выполняющие только библиотечные функции. Такие программы получают по MIDI сообщения SysEx от вашего устройства и сохраняют их в виде файла. В последующем возможна загрузка этого файла и отправка сообщений назад в инструмент.

Следует отметить, что программы могут редактировать параметры не только таких устройств, как синтезаторы или звуковые модули, но и большинства приборов, которыми можно управлять по MIDI - это могут быть процессоры эффектов, микшеры или установленные в компьютере звуковые платы.

Далее мы более подробно познакомимся с одной из подобных программ, а именно с редактором SCEdit для инструментов серии Sound Canvas, производимых компанией Roland.

SCEdit

Программа SCEdit работает со всеми звуковыми модулями серии Sound Canvas (SC 55, SC 88 и т. д.), а в режиме General MIDI - со всеми устройствами, которые поддерживают этот режим. Главное окно программы изображает панель управления и предоставляет прямой доступ ко всем регулируемым параметрам. Управление осуществляется мышью в реальном времени.

Значения параметров изображаются в небольших окнах, напоминающих жидкокристаллический дисплей. Изменения параметров в процессе регулировки передаются устройству по MIDI. Для непрерывных контроллеров (continuous controllers) имеется экранное колесико. А для прослушивания результата во время редактирования можно воспользоваться или внешней MIDI клавиатурой, или специальной экранной клавиатурой в нижней части главного окна программы.

Все отредактированные изменения можно сохранить целиком (в файле с расширением ALL) или для отдельной части (PRT), или для набора ударных (DRM). Под термином "часть" (part) здесь понимается звук (тембр), назначенный на определенный MIDI канал. Кроме того, изменения можно сохранить в виде сообщения SysEx в стандартном MIDI файле для того, чтобы его позже загрузить в MIDI секвенсер. Вы можете также запускать SCEdit параллельно с секвенсером и редактировать звуки в реальном времени.

Но сначала нужно объяснить, как можно менять значения параметров. Разумеется, круглые ручки, колесико и кнопки работают как во всех Windows программах. Но у вас есть еще один способ - установите мышь на любое окошко с параметрами, нажмите на левую кнопку и подвигайте мышь вверх-вниз. Значение параметра в этом окошке будет соответствующим образом меняться. Если окошко имеет зеленый цвет, оно готово к редактированию, если серый - в данный момент параметр регулироваться не может. Вверху, рядом с названием программы, располагаются две большие прямоугольные кнопки. Одна из них (с символом GS) служит для мгновенной установки всех параметров и контроллеров в значения по умолчанию.

Вторая кнопка (General MIDI) выбирает, в каком виде управляющие сообщения пойдут на устройство. В отжатом состоянии будут передаваться все управляющие сигналы, которые могут быть восприняты инструментами серии Sound Canvas. В нажатом состоянии включается режим General MIDI и будут передаваться значения только тех контроллеров, которые предусмотрены в этом формате.

Теперь давайте подробней рассмотрим главную панель.

Назначение функциональных областей на главной панели SCEdit

Все параметры разделены на следующие логические группы: Master, Part, Controller, Effects, Enables, Drum.

В области Master вы определяете глобальные параметры программы и вашего внешнего модуля. Здесь вы можете выбрать MIDI порты, включить или выключить сквозное прохождение MIDI сигнала (MIDI THRU), определить номер устройства (если у вас подключено несколько модулей Sound Canvas). Рядом находятся четыре ручки управления параметрами Volume (громкость), Pan (панорама), Tune (точная подстройка всего модуля) и KSHIFT (транспонирование вверх или вниз, от полутона до двух октав).

Область Voice разделена по вертикали на 16 частей, по числу MIDI каналов. В левом столбце области вы устанавливаете часть, которая будет в данный момент активной (то есть, ее можно редактировать с помощью других разделов главного окна программы). Чуть правее можно установить для этой части нужный MIDI канал. Еще правее находится столбец, в котором вы можете зарезервировать за данной частью определенное число генераторов. Это не означает число голосов полифонии в общепринятом смысле этого слова, так как в некоторых тембрах для каждого голоса полифонии требуется не один, а несколько звуковых генераторов. Число незарезервированных пока генераторов указано под этим столбцом и если оно равно нулю, значит все генераторы заняты. В самом правом столбце вы можете назначить банк и номер тембра для соответствующей части. Буквы под столбцом обозначают: С - банк 0 (с номерами соответствующими GM); V - вариации соответствующего номера тембра (значения банка от 1 до 16); М - нумерация тембров согласно модулю Roland МТ 32 (банк 127); D1 и D2 - два набора ударных инструментов.

В области главного окна Part вы можете редактировать ту часть, которую установили активной в разделе Voice. Все окошки и кнопочки подписаны, и вы легко разберетесь. Тем более, что все изменения можно делать в реальном времени и сразу же слышать, как тот или иной параметр влияет на звук. В области Display Panel можно увидеть некоторые параметры редактируемой части (part) в графическом изображении. Этот раздел программы имеет пять режимов, которые выбираются в верхней части окна. Режим ENVELOPE позволяет мышью менять параметры огибающей соответствующего генератора. В режимах REVERB и VOLUME изображены 17 столбиков (16 MIDI каналов и Мастер, обозначенный буквой А) уровня реверберации или громкости для всех MIDI каналов. В режиме CHORUS можно установить параметры хоруса, а режим PAN показывает значение панорамы для каждого MIDI канала. В области главного окна Effects вы можете регулировать глобальные параметры ревербератора и хоруса. Здесь имеются небольшие прямоугольные окошки со списками типов эффектов (это набор всех значений соответствующего эффекта, подобранный заранее и сохраненный под легко ассоциирующимся именем - например ROOM1, HALL1, DELAY и так далее).

В разделе Controller можно редактировать действие MIDI контроллеров для активной части. Стандартные контроллеры (Modulation, Pitchbend, Channel Aftertouch или Polyphonic Aftertouch) можно выбрать из готового списка в левом окошке, а для остальных там же найти название Controller1 или Controller2 и установить его номер. Правее находится область главного окна, которая называется Enables. Здесь вы можете определить, какие из управляющих MIDI сообщений могут приниматься частью, выбранной в разделе Voice. Цвет лампочки около каждого параметра означает: зеленый - может; темно-зеленый - может, но не будет влиять в данном режиме; красный - не может; темно-красный - не может и не будет влиять.

Область Drum относится к MIDI каналу 10 и наборам ударных. Как только вы сделаете активным десятый MIDI канал, широкое окошко в этой области поменяет цвет с серого на зеленый, следовательно сейчас эту часть можно редактировать. Как известно, в режиме ударных каждая нота соответствует отдельному инструменту. Щелкните по широкому окошку в этой области, и клавиатура в нижней части главного окна переключится в режим One Key (одна клавиша). Теперь, нажав на ней любую клавишу, можно увидеть название соответствующего ей звука в широком окошке и установить различные его параметры регуляторами, расположенными ниже. Здесь есть три параметра, характерных только для ударных инструментов.

Exc - вы приписываете текущий инструмент к какой-нибудь группе (номера от 1 до 127, 0 - без группы) и теперь при нажатии ноты с инструментом этой группы текущая нажатая нота перестанет звучать, даже если она не отпущена. Например, открытый и закрытый хэт вы назначили в одну группу (ноты A# и F#). Вы запустили ноту A# (открытый хэт, который звучит не меньше секунды) и сразу же ноту F# (то есть, как бы ножной педалью его закрыли). Естественно, звук открытого хэта сразу же прекращается. Два других специфических параметра ударных обозначаются стрелками. Стрелка вниз позволяет выключить данную ноту (и соответствующий ударный инструмент) совсем - нота нажимается, а звука нет. Стрелка вверх отключает функцию прекращения звука, когда соответствующая нота отпускается. Например, большая тарелка звучит долго (больше секунды) и вам теперь нет необходимости держать все это время нужную клавишу нажатой. Здесь следует отметить, что один из наборов ударных называется SFX. В нем каждой клавише соответствует не ударный инструмент, а какой-либо звук, взятый из жизни: дождь, гроза, лаянье собаки, проходящий поезд, сирена и так далее. Однако, редактируются все эти звуки точно так же, как и ударные инструменты.

И, наконец, внизу окна расположена клавиатура - Keyboards. Она используется, во-первых, для определения диапазона текущего голоса. Это необходимо, если вы хотите использовать multiple layers - несколько слоев разных тембров для текущей части. Ну, а чтобы просто послушать звучание редактируемой части, активизируйте любую ноту правой клавишей мыши.

В целом, программа хорошо справляется с поставленными задачами. Хорошо бы иметь возможность использовать не только заводские пресеты, но и запоминать свои. Кроме того, очень необходимы способы взаимодействия с MIDI секвенсорами, чтобы, во-первых, напрямую вписывать в них SysEx сообщения (а не через экспорт/импорт MIDI файла). Во-вторых, хорошо бы и проигрывать через этот редактор MIDI файлы. Например, завел в цикле какой-нибудь хитрый кусок - и экспериментируй себе с соответствующим тембром.

Заключение

Пока программные редакторы для синтезаторов, звуковых модулей и звуковых плат не отличаются особым разнообразием.

Самая большая проблема заключается в том, что структура управления и весь интерфейс отталкиваются от технологических особенностей инструментов, а не от психологии музыканта. Огромное количество ручек не вдохновляет, а наоборот - отпугивает.

И самая большая беда заключается в том, что одна какая-нибудь ручка только чуть-чуть меняет тембр звука (если меняет), а соседняя, точно такая же по внешнему виду, - чуть заденешь, и все встает с ног на голову! Для инженера и технолога логика таких ручек и циферок привычна и удобна. Но мне кажется, что музыкант должен видеть, что большие изменения звука делаются большим рулем, а маленькие - чем-нибудь едва заметным. Какой смысл на экране монитора показывать панораму инструментов набором цифр, а не графическим расположением на воображаемой сцене? Какой смысл все делать одинаковым, симметричным и к тому же одного цвета?

Почти все программы стараются повторить или имитировать реальные лицевые панели синтезаторов и звуковых модулей, как будто музыкант - это пилот аэролайнера или оператор АЭС. У трубы три клапана, а играть на ней учатся десять лет. А здесь все мои ученики, с восторгом подергав ручки настройки (минут двадцать), категорически отказываются вникать даже в стандартный набор GM контроллеров. И не потому, что это не нужно, а потому, что абсолютно нелогично с музыкантской - композиторской и исполнительской - точки зрения.

Громкость - да, панорама, Pitch Bend, даже огибающая - понятны (потому что очень наглядно можно представить), а 90% остальных параметров - нет. Поэтому и пользуется большинство музыкантов только заложенными, заводскими тембрами, а с помощью таких программ выполняют чисто микшерские задачи: развести по панораме, добавить реверберации и т. п.

Но пока производители не услышали этот слабый, но весьма эмоциональный упрек, я хочу вам посоветовать - возьмите в руки руководство, откройте Help, уговорите себя немножко побыть "ботаником". Ведь почти каждая программа может сделать звук вашего стандартного модуля свежим, не похожим на другие, а что еще настоящему творцу нужно? По материалам статьи Павла Живайкина
(журнал "Музыкальное Оборудование") подготовил Ник Худяков


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: soft

©1997-2024 Компьютерная газета