Откровения Web-мастера

Наверное, каждый, кто регулярно бродит по Сети в поисках информации, хоть раз задумывался над созданием собственной Web-страницы. Кто-то отбрасывает эту идею сразу, а кто-то просто не знает, с чего начать. Однажды такая идея посетила и автора этих строк. Накопленный в итоге опыт и понимание проблемы - перед вами. Эта статья предназначена подготовленным читателям, поэтому мы не будем тратить время на объяснение терминологии, а постараемся серьезно углубиться в тему, рассмотреть Web-издательство как комплексный процесс.

Начало

Собственно, создать Web-страницу очень просто. Можно воспользоваться даже редактором Word 97, выбрав в меню "Файл" пункт "Сохранить как HTML". Размещение страницы на одном из бесплатных серверов займет минут 20-30. Суть дела лежит глубже. Интернет с каждым днем становится все более насыщенным информационным ресурсом, и поиск информации в ней усложняется. Интернет - это своего рода издательство, доступное каждому, поэтому стоит хорошо подумать, зачем вам нужна своя Web-страница. Придумать что-то экстраординарное для наполнения страницы вряд ли удастся, так как в Сети уже существуют миллионы страниц с разнообразнейшей тематикой. Среди этих миллионов страниц есть очень много совершенно бесполезных и неинтересных. Нужно сделать так, чтобы ваша страница не попала в их число.

Сразу оговоримся, что коммерческие сайты - тема отдельного разговора, требующая иного подхода и отдельной статьи. Поэтому способов зарабатывания денег в Интернет мы касаться не будем. Желающие ознакомиться с основами электронной коммерции могут пойти на очень интересный сайт, адрес которого есть в конце статьи. Интернет - среда демократическая, и каждый может публиковать в ней, в принципе, все, что заблагорассудится. Но давайте задумаемся над вопросом: а что можно сделать, чтобы страницы в Сети стали лучше и интереснее? Ведь каждый Web-мастер как бы вкладывает кирпичик в общее здание Сети, так что стоит ли делать его каким попало? К тому же, если вы хотите создать сайт с хорошей посещаемостью, стоит учесть, чего не надо делать, чтобы не наскучить посетителям.

Было бы большим заблуждением считать, что другим людям будет интересно узнать вашу биографию, посмотреть многочисленные фотографии, запечатлевшие вас и членов семьи или друзей. Если, кроме вышеупомянутого, вам ничего не приходит в голову, то страницу лучше не делать совсем. Также не стоит компилировать страницу из несвежих анекдотов, набивших оскомину приколов Фоменко или армейского юмора, впопыхах надерганных с разных сайтов - все это уже было, было... сто раз было. Та же история с эротикой: если у вас нет оригинальных снимков, то даже не пытайтесь. Запомните - все, что вы захотите вывесить на своей странице, уже есть в Сети. Ваша задача - придать старому новое звучание. В этом случае неплохой вариант - страница со ссылками. Допустим, на юмор в Интернет, или ссылки на сайты про автомобили. При этом обязательно иметь комментарии к ссылкам (свои).

Если же у вас есть хобби или любимая профессия - это уже лучше. Итак, вы хотите представить себя через свое увлечение, хотите найти единомышленников и обмениваться информацией. Пусть так. Придумав тему, походите по Сети в поисках любой информации по этой теме. Посмотрите, что есть у других, что хорошо, что плохо. Так вы сможете прийти к концепции собственного сайта. Пусть ваша домашняя страница будет качественно наполненной, пусть она будет чем-то лучше других. Это и есть начало.

Что дальше

Второй по степени важности после содержимого параметр Web-публикации - ее обновляемость. Интернет - живой, быстро меняющийся организм, и если ваша страница не будет обновляться хотя бы раз в квартал, она неизбежно умрет в плане посещаемости. К вам никто не будет ходить. Представьте, что вы из месяца в месяц получаете один и тот же номер какого-либо журнала. Вы выучите его наизусть и перестанете им интересоваться. Так что будьте готовы к постоянным тратам времени и сил на обновление страницы.

Подумайте, достаточно ли у вас свободного времени на переработку материала и подготовку его для публикации в Web. Обновление, как и содержание, должно быть качественным и заметным посетителям. Но оно может быть и количественным. Заранее заготовив шаблон для верстки страниц, вы сумеете достаточно быстро подготовить очередную порцию материала.

Если вы не хотите в дальнейшем ограничиваться одной-двумя страницами, а хотите создать полноценный сайт с большим количеством информации, продумайте его структуру заранее. Нет ничего хуже плохо структурированного сайта, в котором легко запутаться. Структура сайта, пожалуй, третий краеугольный камень в теории Web-издательства. Порядок связи страниц между собой должен быть простым и абсолютно логичным. Глубина ссылок вряд ли должна превышать три страницы. Ширина раздела может быть достаточно большой, но при этом заголовки разделов должны иметь четкие, легко запоминаемые названия, однозначно ассоциирующиеся с темой раздела.

Если какая-то информация подходит для разных разделов сайта, то лучше разместить ее в обоих, снабдив кросс-ссылками. Не ломайте голову в бесплодных попытках жесткой привязки такой универсальной информации к какой-то конкретной странице. Пусть она повторяется - будет проще и вам, и посетителям. В целом трудно сказать, какой должна быть структура. Легче сказать, какой она не должна быть - сходите на сайт Института экономики авиации и посмотрите, скажем, раздел "Новости" - еще больше запутать структуру данных очень трудно. Углубившись внутрь, вы вряд ли вспомните с ходу раздел, откуда пришли.

Оформление

Многие имеют весьма смутное представление о хорошем оформлении Web-страниц. Вообще, дизайн стоит как бы особняком в иерархии параметров публикации. Он не первый, не второй, он сам по себе. Обучиться основам Web-дизайна непросто, поэтому, если есть сомнения в собственных способностях, лучше идти по пути упрощения оформления. Хуже точно не будет.

Есть немало примеров, когда создатели страниц полагают, что, чем больше наворотов, тем лучше. При этом вышеозначенные навороты якобы могут располагаться в любом порядке. Конечно же, это не так. Не стоит пугать посетителей яркими несочетающимися цветами. То же и про подложку - мне встретился однажды сайт, у которого подложка была в виде множества шариков 8х8. При этом шарики были синие, а цвет текста - черным! Без рези в глазах смотреть на это безобразие было нельзя. Надо ли говорить, что я больше не вернулся на эту страницу никогда?

HTML дает очень малый простор для творчества. Часто приходится изощряться, чтобы добиться совершенно элементарных вещей. Всевозможные плавные линии, окружности, наклонные текстовые блоки, тени под изображениями и полупрозрачные картинки можно сделать лишь в виде растровых изображений. Так что лучше использовать "рублено-прямолинейный" стиль с геометрически правильными элементами - верстать такую страницу будет намного проще. То же и с выключками текста. Не мучайтесь - отцентрируйте всю страницу или выключите текст влево и не более того. Подложку можно не использовать вовсе - текст и на белом фоне смотрится прекрасно. В дальнейшем, постигнув азы верстки HTML-документов, вы сможете усложнить оформление. Пусть вначале все будет просто.

Помните о других

Если же вам неймется насчет подложки в виде рисунков, то помните, что лучше подготовить маленький файл килобайт на 5 и размножить его встроенными средствами HTML-редактора. JPEG с разрешением 800х600, использованный для фона, будет грузиться безобразно долго. То же самое следует соблюдать при подготовке прочих изображений для Web - чем меньше будет их размер в байтах, тем лучше (без заметных потерь качества). Долго загружающиеся страницы рискуют быть вообще не просмотренными. Если вы ориентируетесь в основном на Россию с нашим качеством коммуникаций, помните - большинство пользователей у нас подключены к провайдерам по dial-up через телефонную линию. Скорость связи у них даже в лучшем случае не превысит 2 Кб/с.

Помните и заботьтесь о своих посетителях. Возможности их ПК будут наверняка отличаться от вашего, и часто не в лучшую сторону. Подумайте, каким будет лучшее разрешение для страниц. Вряд ли на всех мониторах можно установить 1024х768 - в противном случае страница целиком может и не поместиться на экран. Делать скроллинг влево-вправо очень утомительно. Оптимальной шириной страницы будет, пожалуй, 800 пиксел. Меньше - уж больно скудно для размещения большого количества текста и картинок. Даже 14-дюймовые мониторы и старые видеокарты могут выдать 800х600. И вот еще что: вы обращали внимание, что многие входные страницы популярных сайтов имеют малые размеры (иногда и 640х480) и выключены влево-вверх? Все правильно - это способ сделать просмотр гарантированным. Будь страница выключена по центру или вправо, пользователям небольших мониторов придется использовать прокрутку, а вначале они увидят в лучшем случае лишь половину страницы.

Есть вопрос цветности. Не всякая старая видеокарта может дать truecolor при 800х600. Красивые и сочные цвета ваших картинок могут неожиданно быть испорчены при просмотре их на слабом ПК (скажем, с 256 цветами). Соответственно, испортится мнение и о вашей странице. Некоторые сайты имеют "отмазку" - для наилучшего просмотра надо, мол, 1024х768 и truecolor. И IE 4.0 до кучи. Но это не лучший способ. Лучше обо всех позаботиться сразу.

Шрифты

Не надо использовать на странице огромное количество гарнитур шрифтов, даже если вы купили новый пиратский диск с 1000 русскими шрифтами. У ваших посетителей их может не быть. Что они получат взамен, трудно сказать; ладно, если это можно будет прочитать в принципе, а ведь может быть даже вот такая ЮАПЮЙДЮАПЮ (последнее - слово "абракадабра" в кодировке Windows, просмотренное в KOI-8). Больше трех-четырех гарнитур на странице (даже обычной, газетной или журнальной) -- вообще признак дурного вкуса. Самым лучшим будет использование двух шрифтов, причем заведомо имеющихся в любой Windows-системе: Arial и Times New Roman. Один из них с засечками, другой без, плюс возможности полужирного и курсивного начертания дадут вам достаточный простор для оформления текста. Максимум, что еще можно добавить - какую-то распространенную гарнитуру для заголовков. Всё! А чтобы не было проблем с кодировкой, лучше использовать Windows Western European (русифицированные ОС позволяют использовать в ней кириллицу) или универсальную UTF-8. Если же ваши оформительские потребности ну просто требуют некой забавной гарнитуры для заголовков, сделайте ее в виде растрового файла. Тут уж точно никаких проблем не будет.

Как уберечься от разочарований

Следует помнить и о различиях в браузерах. Хорошо выглядящая в IE страница наверняка будет смотреться в Netscape Navigator слегка по-другому, а иногда самым неожиданным образом - вы будете неприятно удивлены, увидев съехавшие строчки, изменившиеся отступы и т.д. А что подумает про вас посетитель? Помните: большинство редакторов HTML не поддерживают стандарт WYSIWYG. То, что вы видите в процессе верстки, совсем необязательно будет точно так же выглядеть в окне браузера.

Есть ли выход из всех этих досадных проблем? Есть. Он очень прост, но не очевиден - надо верстать страницы таблицами с нулевой границей. Размер ячейки можно строго зафиксировать, и тогда - о, чудо! - разочарований от содеянного будет куда меньше. При этом можно "победить" и такие труднореализуемые вещи, как интерлиньяж, несколько колонок текста и разная выключка для этих колонок. Не делайте одну таблицу для всей страницы - пусть их будет несколько для участков страницы с заведомо разными параметрами. Как это сделать, мы расскажем подробнее в другой раз.

Как бы там ни было, если пользователь сменит некоторые настройки браузера по умолчанию, а именно: размер шрифтов и кодировку, ваша страница все равно предстанет перед ним в неприглядном виде. Даже будучи сверстана таблицами. От этого уже, увы, никуда не деться, кроме как сделать страницу из множества растровых файлов. Это, кстати, не шутка - сходите на Hewlett-Packard и убедитесь.

Нужны ли фреймы

Однозначно, да. Хорошую страницу без них не сделать. Пара-тройка страниц на сайте обойдутся и без фреймов, но когда вы захотите сделать страницу по-настоящему удобной для пользования, вам станут нужны фреймы. В них обычно выводятся кнопки (текст или надписи) со ссылками на другие разделы сайта. Такой фрейм всегда перед глазами, он облегчает навигацию. Можно использовать фрейм для вывода заголовка - скроллинг в этом случае не уведет текст "под обрез" активного окна.

Только, ради Бога, не надо мелких фреймов со скроллингом! Обилие движков на странице приводит в состояние замешательства. И еще одно распространенное заблуждение: у фрейма должен быть бордюр. Попробуйте убрать бордюр совсем и вы почувствуете разницу. Сфера применения фреймов с бордюрами, с моей точки зрения Web-дизайна, очень ограниченна.

И вот тут-то стоит забыть о старых браузерах, не поддерживающих фреймы. Такая "забота" о посетителях сослужит вам плохую услугу. Браузеры бесплатны, так что пусть упертые пользователи старых версий подумают об апгрейде.

Совершенству нет предела

Web-сайт должен быть удобен для просмотра и навигации - это аксиома, которой надо следовать всегда и неукоснительно. Не жалейте времени на отладку и доводку вашего творения - всякие полезные мелочи типа ссылок возврата, закладок в тексте и вспомогательных фреймов будут всегда радовать глаз и улучшать ваше и чужое настроение.

По прошествии какого-то времени стоит заходить на свой сайт снова и снова и перемещаться по нему. Поначалу вы неизбежно встретите мелкие баги, которые легко поправимы. Нерабочие ссылки - грубая и досадная ошибка, их стоит отлавливать еще до загрузки содержимого на сервер. Испорченные в ходе upload'а картинки надо сразу заменять - они портят посетителям настроение не меньше мертвых линков, и ваш рейтинг в глазах серферов неизбежно пошатнется.

Затем вы наверняка захотите что-то улучшить. Настоящие идеи по усовершенствованию сайта приходят как раз в процессе его онлайновой проверки. "Вылизанный" и отлаженный сайт, пусть даже скромно оформленный, вызывает уважение и эстетическое удовлетворение. Пусть ваше дитя будет законченным.

Продолжение следует
Евгений Бубенников



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1999 год в рубрике интернет :: вебмастеру

©1997-2024 Компьютерная газета