DVD-ROM, взгляд со стороны
Не секрет, что очень много людей понаслышке знает о том, что существует такая технология, как DVD. Но обидно не столько то, что гораздо больше еще о ней ничего не слышали, а то, что те, кто слышали, считают ее очень далекой и недостижимой, хотя и полезной, красивой и т.д. Да, я согласен, в самом начале "DVD-эры" (началась в 1995 и все еще ждет своего расцвета) набор новых возможностей DVD по сравнению с компакт-дисками и видеокассетами был просто фантастическим, и поэтому в него верилось с трудом. Тем более, что живых DVD-проигрывателей и дисков не видел никто, даже не слышал от знакомых о счастливцах, имеющих "это".
Даже богатый, избалованный по нашим понятиям западный потребитель не бросился сразу сломя голову покупать DVD-плейеры, несмотря на их явное техническое и потребительское превосходство над видеомагнитофонами. До сих пор все не так просто. Если проследить судьбу всех носителей звуковой и видеоинформации, то вполне очевидно, что более современные обычно постепенно вытесняют ранее появившихся на потребительском рынке. Так, например, восковый валик был вытеснен патефонной пластинкой. Та, в свою очередь, виниловой грампластинкой. Последняя же царствовала около сорока лет, мирно сосуществуя в последние свои годы с бобинами и кассетами, удовлетворяя практически всех - от домохозяйки до меломана, пользующегося исключительно дорогостоящей техникой. Тем не менее, ее безоблачное существование было разбито всего за пять лет (!) компакт-диском, преимущество которого в области воспроизведения звука довольно спорно (удобства в употреблении и более высокий срок жизни несомненны). Ведь многие специалисты спорят до сих пор, с пеной у рта доказывая, что у компакт-диска "мертвое", "безжизненное" звучание, а у "винила" - "живое" и "теплое". Но сейчас это похоже на сравнение автомобиля и лошади.
Причем процесс совершенствования довольно сильно напоминает эволюцию жизни на Земле - та же борьба за существование. Точно так же выживает сильнейший, используя малейшие преимущества и те же тупиковые ветви эволюции. Например, проволочные бобинные магнитофоны для аудио или Video-CD с его "убогим" разрешением для видео. Хотел поначалу привести в качестве примера мини-диск, проигрывающий по качеству звучания компакт-диску, но фирма SONY (являющаяся разработчиком этой технологии) не стоит на месте. Технология компрессии оцифрованного звука ATRAC с каждой новой версией немножко улучшает звучание мини-дисков, а они сами и аппаратура для их проигрывания неуклонно дешевеют. Так что в следующем тысячелетии мы еще будем видеть мини-диски, обладающие возможностью неоднократной перезаписи, хотя им предстоит нелегкая борьба с перезаписываемыми компакт-дисками (однократно записываемые музыкальные компакт-диски уже вдвое дешевле по стоимости носителя и практически сравнялись по стоимости воспроизводящей аппаратуры класса Hi-Fi). Вот так и сейчас, мы будем свидетелями вытеснения DVD-дисками видеокассеты. Динамика же этого процесса, как и у многих предыдущих носителей аудио-видео информации, зависит от огромного количества факторов. Вот наиболее значительные из них.
Первый - степень технического превосходства. Вроде с этим все нормально и DVD значительно лучше всех других носителей видеоинформации, а по аудио обеспечивает по крайней мере такое же качество, как и компакт-диск (хотя из-за сжатия звуковой информации было бы корректней сравнивать качество звука с мини-диском). Но жизненный опыт показал, как более качественный по видеоизображению формат видеозаписи на видеокассету BETAMAX был полностью вытеснен с потребительского рынка форматом VHS из-за более дешевой стоимости производства магнитофонов и кассет. Сейчас он применяется только для профессиональной работы на телестудиях в виде усовершенствованной версии Digital Betacam.
Второй - поддержка производства аппаратов хотя бы несколькими наиболее крупными аудио-видео компаниями мира. Ведь в одиночку протолкнуть новую технологию в состоянии разве что такие гиганты, как SONY (транзисторный магнитофон, транзисторный телевизор, плоский кинескоп Trinitron, переносной кассетный плейер Walkman, формат видеокамер Video 8, Hi8, Digital 8, цифровая запись звука на пленке DAT и на мини-диске MD), JVC (формат видеокассет VHS, S-VHS, видеокамер VHS Compact, S-VHS-C), Philips (компакт-кассета, компакт-диск CD, CD-R). С одной стороны, здесь все в порядке, крупнейшие компании еще до выпуска DVD в продажу уняли имперские амбиции и договорились о принятии общего стандарта на DVD-Video. Организация DVD Forum, именуемая также DVD Consortium, объединила десять компаний-основателей, а теперь насчитывает более ста членов. DVD Forum согласовала стандарты на DVD-диски, DVD-плейеры, DVD-ROM, DVD-RAM и DVD-R, а совсем недавно - и на DVD-Audio.
Третий - поддержка ассортимента и актуальности информации на носителе. В случае DVD - это создание мощной базы кинематографических, музыкальных и театральных произведений (а для DVD-ROM - программных продуктов) на DVD-дисках. Благодаря поддержке крупнейших кинокомпаний мира, голливудских, эту задачу можно считать практически полностью решенной. Но это далось нелегкой для потребителя ценой (и в буквальном, и в переносном смысле этого слова). Было принято соглашение о разделе мира на шесть зон для избавления от видеопиратства и постепенных продаж новых видеофильмов по уже привычному снятию сливок: сначала подороже тем, кто побогаче, а уже потом подешевле тем, кто победнее.
Четвертый - нарастающая конкурентная борьба со свежими продуктами того же класса. divX - тот же DVD, но обеспечен относительно дешевыми (не дороже $5-7) или вообще бесплатными дисками. Правда, после первого проката в течение 2-3 суток последующие уже ощутимо бъют по карману. Или же DVD-RAM - формат перезаписываемого DVD. Компьютерный вариант от фирм Hitachi, Panasonic, Toshiba в СНГ доступен уже около года по цене $550-750 (но несмотря на ограничения формата диска в 2,6 Гб, вместо 4,7 для DVD-ROM, уже наступает на ноги DVD-ROM), а стационарный аппарат фирмы Toshiba выпущен на рынок совсем недавно. Но в этой борьбе у DVD имеется самый сильный козырь, необходимый каждому товару для успешного продвижения на рынке - цена. Да, с радостью можно констатировать, что стоимость аппаратуры для воспроизведения DVD неуклонно падает, благодаря возрастающим объемам производства и совершенствованию технологических процессов ("Спасибо, дедушка Маркс!").
Пятый. В производстве себестоимость выпуска DVD-диска приближается к себестоимости компакт-диска и дороже за счет трудоемкого процесса предварительной оцифровки, необходимо дорогостоящее оборудование (до 1 млн USD). Но по мере нарастания тиражей стоимость готового DVD постепенно приблизится к стоимости звукового CD (оборудование же для тиражирования дисков стоит от 9000 до 500000 USD, в зависимости от тиража). Растет рынок спроса - растет и рынок предложений. При стоимости производства полноценного видеофильма на DVD под заказ от 50 до 100 тыс. USD появились бюро, предлагающие создать часовой фильм с примитивным меню всего за 3 тысячи (на тираже в 10 тыс. штук приводит к себестоимости в 1.5-3 USD). А это дешевле тиражирования видеокассеты и гораздо технологичней, т.к. видеокассета даже на специальных автоматах записывается не менее, чем за 15-20 минут, а диск - за 1-2. В результате уже сегодня стоимость многих полноценных новинок на DVD заявлена студией Warner Brosers в 14.98 USD и не дороже 19.98 USD (сравните с 30-49 USD, после которых только диск постепенно дешевел по мере продаж до 20-35 USD).
Хочется верить, что, несмотря на все сложности, DVD пробьет себе дорогу в наши дома и станет привычной приставкой к телевизору, без которого жизнь невозможна уже ни в одной семье мира. И хотя говорить о замене видеокассет DVD дисками, как это уже полностью проделал звуковой компакт-диск с грампластинкой, а теперь завершает то же с аудио-кассетой, довольно рано, но перспектива постепенного внедрения DVD в нашу жизнь уже несомненна.
В подтверждение немного цифр: с момента выпуска первого DVD-плейера по 29.12.98 в мире их было продано 1 333 496 шт. (по данным сетевого обозрения DVD Insider - http://www.dvdinsider.com. Число же наименований фильмов на DVD возросло до 4,5 тыс., из которых практически каждый иностранный On-Line магазин, продающий DVD, в состоянии предоставить по почте 1000 - 2500 наименований. Но специфика "совковой" жизни доказывает, что плодами технического прогресса наслаждаться в СНГ (по крайней мере еще лет 5-10) будут либо наиболее обеспеченные, либо наиболее технически подкованные (читай: "озабоченные"). И действительно, при минимальной розничной цене DVD-плейера в ~300 USD (Toshiba DVD Player 2108 $295 http://web2.airmail.net/tweb), имеем в Москве ~500 (PioneerDV-515 $515), а в Одессе - ~700 USD (Sony DVD-S3000).
В развитии DVD технологии, как мне кажется, можно выделить уже, как минимум, несколько своеобразных "волн". Причем "наша" (СНГ) волна слабее и все время отстает от "западной". Первая (1996-97гг.). У них: DVD-аппараты только появились (первый DVD-проигрыватель поступает в Японии в продажу в ноябре 1996 г.). Покупает их только очень ограниченное число людей, не стесняющихся в затратах средств. Я думаю даже не потому, что дорого, а потому, что нечего было на них смотреть. Первые экземпляры аппаратов были выставлены на продажу немногими крупными фирмами-производителями практически сразу после принятия стандарта DVD-Video. И при этом они, на мой взгляд, выиграли дважды: подняли свое реноме за счет выпуска аппаратуры самой передовой технологии и сняли "сливки" с наиболее обеспеченного потребительского слоя. Дисков практически нет - только демонстрационные и "вечнозеленые" шедевры с гарантированным спросом. У нас: появление первых (переводных и разные прогнозы аналитиков) статей в журналах и компьютерных газетах. Ощущение полной фантастики и недоверие к тому, что у нас когда-либо появится что-либо подобное. В реальной продаже нет ни плейеров, ни дисков.
Вторая (1997-98гг.). У них: к производству DVD-плейеров подключается не менее 7-10 компаний, а общее число моделей достигает 12-25. По данным журнала "Стерео и Видео" к концу 1998 г. число проданных видеопроигрывателей в Америке достигает 500 тыс., а наименований видеофильмов на DVD только в США возрастает примерно до 700. Крупнейший On-Line магазин Америки MusicLand (http://www.musicland.com) в конце 1997 г. достиг показателя в 1 млн USD в неделю за проданные DVD-диски, а в последнюю предновогоднюю неделю 1998 г. - 5 млн USD (50 млн USD в год). В Москве число моделей возрастает от 3 до 44 (на декабрь 1998 г., по данным журнала "Салон Аудио Видео"). Число выпущенных русскоязычных дисков составляет почти 100 (всего выпуском занимается 5 компаний: "Амальгама", "Крупный План", "Лизард", "СолтисС", "Тивионика"). Компанией "Кирилл и Мефодий" (htp://www.km.ru) выпущен первый в СНГ программный продукт на DVD-ROM - "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия". Раньше она занимала четыре CD-ROM. Cамое интересное здесь даже не то, что это первый продукт в СНГ на DVD-ROM, а то, сколько усилий было затрачено на его создание. Ведь оцифровать и даже перевести в другую систему фильм гораздо проще, хотя тоже требует затрат времени.
Третья (1999гг.). Как мне кажется, начнет исподволь подниматься уже сейчас, когда на подходе после 20-летнего ожидания ТВЧ (телевидение высокой четкости). Ведь на фоне каждодневных передач с ослепительно четкой картинкой будет не очень приятно смотреть записи на видеокассетах (разве что S-VHS формата). За производство DVD-плейеров берется уже каждая уважающая себя фирма, выпускающая видео- и даже аудио-аппаратуру, вплоть до "экзотики": 3D Lab, E.A.D, Dantax, Faroudja, MicroMega, Theta Digital. И практически все эти модели доступны в Москве (боле 50 моделей на март 1999 г.). Число русскоязычных дисков перевалило за сотню, причем розничная цена упала до 14-35 USD. В планах компании "Кирилл и Мефодий" выпуск практически всех ее энциклопедий, переработанных и дополненных для выпуска на DVD.
Александр Бондаренко
Даже богатый, избалованный по нашим понятиям западный потребитель не бросился сразу сломя голову покупать DVD-плейеры, несмотря на их явное техническое и потребительское превосходство над видеомагнитофонами. До сих пор все не так просто. Если проследить судьбу всех носителей звуковой и видеоинформации, то вполне очевидно, что более современные обычно постепенно вытесняют ранее появившихся на потребительском рынке. Так, например, восковый валик был вытеснен патефонной пластинкой. Та, в свою очередь, виниловой грампластинкой. Последняя же царствовала около сорока лет, мирно сосуществуя в последние свои годы с бобинами и кассетами, удовлетворяя практически всех - от домохозяйки до меломана, пользующегося исключительно дорогостоящей техникой. Тем не менее, ее безоблачное существование было разбито всего за пять лет (!) компакт-диском, преимущество которого в области воспроизведения звука довольно спорно (удобства в употреблении и более высокий срок жизни несомненны). Ведь многие специалисты спорят до сих пор, с пеной у рта доказывая, что у компакт-диска "мертвое", "безжизненное" звучание, а у "винила" - "живое" и "теплое". Но сейчас это похоже на сравнение автомобиля и лошади.
Причем процесс совершенствования довольно сильно напоминает эволюцию жизни на Земле - та же борьба за существование. Точно так же выживает сильнейший, используя малейшие преимущества и те же тупиковые ветви эволюции. Например, проволочные бобинные магнитофоны для аудио или Video-CD с его "убогим" разрешением для видео. Хотел поначалу привести в качестве примера мини-диск, проигрывающий по качеству звучания компакт-диску, но фирма SONY (являющаяся разработчиком этой технологии) не стоит на месте. Технология компрессии оцифрованного звука ATRAC с каждой новой версией немножко улучшает звучание мини-дисков, а они сами и аппаратура для их проигрывания неуклонно дешевеют. Так что в следующем тысячелетии мы еще будем видеть мини-диски, обладающие возможностью неоднократной перезаписи, хотя им предстоит нелегкая борьба с перезаписываемыми компакт-дисками (однократно записываемые музыкальные компакт-диски уже вдвое дешевле по стоимости носителя и практически сравнялись по стоимости воспроизводящей аппаратуры класса Hi-Fi). Вот так и сейчас, мы будем свидетелями вытеснения DVD-дисками видеокассеты. Динамика же этого процесса, как и у многих предыдущих носителей аудио-видео информации, зависит от огромного количества факторов. Вот наиболее значительные из них.
Первый - степень технического превосходства. Вроде с этим все нормально и DVD значительно лучше всех других носителей видеоинформации, а по аудио обеспечивает по крайней мере такое же качество, как и компакт-диск (хотя из-за сжатия звуковой информации было бы корректней сравнивать качество звука с мини-диском). Но жизненный опыт показал, как более качественный по видеоизображению формат видеозаписи на видеокассету BETAMAX был полностью вытеснен с потребительского рынка форматом VHS из-за более дешевой стоимости производства магнитофонов и кассет. Сейчас он применяется только для профессиональной работы на телестудиях в виде усовершенствованной версии Digital Betacam.
Второй - поддержка производства аппаратов хотя бы несколькими наиболее крупными аудио-видео компаниями мира. Ведь в одиночку протолкнуть новую технологию в состоянии разве что такие гиганты, как SONY (транзисторный магнитофон, транзисторный телевизор, плоский кинескоп Trinitron, переносной кассетный плейер Walkman, формат видеокамер Video 8, Hi8, Digital 8, цифровая запись звука на пленке DAT и на мини-диске MD), JVC (формат видеокассет VHS, S-VHS, видеокамер VHS Compact, S-VHS-C), Philips (компакт-кассета, компакт-диск CD, CD-R). С одной стороны, здесь все в порядке, крупнейшие компании еще до выпуска DVD в продажу уняли имперские амбиции и договорились о принятии общего стандарта на DVD-Video. Организация DVD Forum, именуемая также DVD Consortium, объединила десять компаний-основателей, а теперь насчитывает более ста членов. DVD Forum согласовала стандарты на DVD-диски, DVD-плейеры, DVD-ROM, DVD-RAM и DVD-R, а совсем недавно - и на DVD-Audio.
Третий - поддержка ассортимента и актуальности информации на носителе. В случае DVD - это создание мощной базы кинематографических, музыкальных и театральных произведений (а для DVD-ROM - программных продуктов) на DVD-дисках. Благодаря поддержке крупнейших кинокомпаний мира, голливудских, эту задачу можно считать практически полностью решенной. Но это далось нелегкой для потребителя ценой (и в буквальном, и в переносном смысле этого слова). Было принято соглашение о разделе мира на шесть зон для избавления от видеопиратства и постепенных продаж новых видеофильмов по уже привычному снятию сливок: сначала подороже тем, кто побогаче, а уже потом подешевле тем, кто победнее.
Четвертый - нарастающая конкурентная борьба со свежими продуктами того же класса. divX - тот же DVD, но обеспечен относительно дешевыми (не дороже $5-7) или вообще бесплатными дисками. Правда, после первого проката в течение 2-3 суток последующие уже ощутимо бъют по карману. Или же DVD-RAM - формат перезаписываемого DVD. Компьютерный вариант от фирм Hitachi, Panasonic, Toshiba в СНГ доступен уже около года по цене $550-750 (но несмотря на ограничения формата диска в 2,6 Гб, вместо 4,7 для DVD-ROM, уже наступает на ноги DVD-ROM), а стационарный аппарат фирмы Toshiba выпущен на рынок совсем недавно. Но в этой борьбе у DVD имеется самый сильный козырь, необходимый каждому товару для успешного продвижения на рынке - цена. Да, с радостью можно констатировать, что стоимость аппаратуры для воспроизведения DVD неуклонно падает, благодаря возрастающим объемам производства и совершенствованию технологических процессов ("Спасибо, дедушка Маркс!").
Пятый. В производстве себестоимость выпуска DVD-диска приближается к себестоимости компакт-диска и дороже за счет трудоемкого процесса предварительной оцифровки, необходимо дорогостоящее оборудование (до 1 млн USD). Но по мере нарастания тиражей стоимость готового DVD постепенно приблизится к стоимости звукового CD (оборудование же для тиражирования дисков стоит от 9000 до 500000 USD, в зависимости от тиража). Растет рынок спроса - растет и рынок предложений. При стоимости производства полноценного видеофильма на DVD под заказ от 50 до 100 тыс. USD появились бюро, предлагающие создать часовой фильм с примитивным меню всего за 3 тысячи (на тираже в 10 тыс. штук приводит к себестоимости в 1.5-3 USD). А это дешевле тиражирования видеокассеты и гораздо технологичней, т.к. видеокассета даже на специальных автоматах записывается не менее, чем за 15-20 минут, а диск - за 1-2. В результате уже сегодня стоимость многих полноценных новинок на DVD заявлена студией Warner Brosers в 14.98 USD и не дороже 19.98 USD (сравните с 30-49 USD, после которых только диск постепенно дешевел по мере продаж до 20-35 USD).
Хочется верить, что, несмотря на все сложности, DVD пробьет себе дорогу в наши дома и станет привычной приставкой к телевизору, без которого жизнь невозможна уже ни в одной семье мира. И хотя говорить о замене видеокассет DVD дисками, как это уже полностью проделал звуковой компакт-диск с грампластинкой, а теперь завершает то же с аудио-кассетой, довольно рано, но перспектива постепенного внедрения DVD в нашу жизнь уже несомненна.
В подтверждение немного цифр: с момента выпуска первого DVD-плейера по 29.12.98 в мире их было продано 1 333 496 шт. (по данным сетевого обозрения DVD Insider - http://www.dvdinsider.com. Число же наименований фильмов на DVD возросло до 4,5 тыс., из которых практически каждый иностранный On-Line магазин, продающий DVD, в состоянии предоставить по почте 1000 - 2500 наименований. Но специфика "совковой" жизни доказывает, что плодами технического прогресса наслаждаться в СНГ (по крайней мере еще лет 5-10) будут либо наиболее обеспеченные, либо наиболее технически подкованные (читай: "озабоченные"). И действительно, при минимальной розничной цене DVD-плейера в ~300 USD (Toshiba DVD Player 2108 $295 http://web2.airmail.net/tweb), имеем в Москве ~500 (PioneerDV-515 $515), а в Одессе - ~700 USD (Sony DVD-S3000).
В развитии DVD технологии, как мне кажется, можно выделить уже, как минимум, несколько своеобразных "волн". Причем "наша" (СНГ) волна слабее и все время отстает от "западной". Первая (1996-97гг.). У них: DVD-аппараты только появились (первый DVD-проигрыватель поступает в Японии в продажу в ноябре 1996 г.). Покупает их только очень ограниченное число людей, не стесняющихся в затратах средств. Я думаю даже не потому, что дорого, а потому, что нечего было на них смотреть. Первые экземпляры аппаратов были выставлены на продажу немногими крупными фирмами-производителями практически сразу после принятия стандарта DVD-Video. И при этом они, на мой взгляд, выиграли дважды: подняли свое реноме за счет выпуска аппаратуры самой передовой технологии и сняли "сливки" с наиболее обеспеченного потребительского слоя. Дисков практически нет - только демонстрационные и "вечнозеленые" шедевры с гарантированным спросом. У нас: появление первых (переводных и разные прогнозы аналитиков) статей в журналах и компьютерных газетах. Ощущение полной фантастики и недоверие к тому, что у нас когда-либо появится что-либо подобное. В реальной продаже нет ни плейеров, ни дисков.
Вторая (1997-98гг.). У них: к производству DVD-плейеров подключается не менее 7-10 компаний, а общее число моделей достигает 12-25. По данным журнала "Стерео и Видео" к концу 1998 г. число проданных видеопроигрывателей в Америке достигает 500 тыс., а наименований видеофильмов на DVD только в США возрастает примерно до 700. Крупнейший On-Line магазин Америки MusicLand (http://www.musicland.com) в конце 1997 г. достиг показателя в 1 млн USD в неделю за проданные DVD-диски, а в последнюю предновогоднюю неделю 1998 г. - 5 млн USD (50 млн USD в год). В Москве число моделей возрастает от 3 до 44 (на декабрь 1998 г., по данным журнала "Салон Аудио Видео"). Число выпущенных русскоязычных дисков составляет почти 100 (всего выпуском занимается 5 компаний: "Амальгама", "Крупный План", "Лизард", "СолтисС", "Тивионика"). Компанией "Кирилл и Мефодий" (htp://www.km.ru) выпущен первый в СНГ программный продукт на DVD-ROM - "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия". Раньше она занимала четыре CD-ROM. Cамое интересное здесь даже не то, что это первый продукт в СНГ на DVD-ROM, а то, сколько усилий было затрачено на его создание. Ведь оцифровать и даже перевести в другую систему фильм гораздо проще, хотя тоже требует затрат времени.
Третья (1999гг.). Как мне кажется, начнет исподволь подниматься уже сейчас, когда на подходе после 20-летнего ожидания ТВЧ (телевидение высокой четкости). Ведь на фоне каждодневных передач с ослепительно четкой картинкой будет не очень приятно смотреть записи на видеокассетах (разве что S-VHS формата). За производство DVD-плейеров берется уже каждая уважающая себя фирма, выпускающая видео- и даже аудио-аппаратуру, вплоть до "экзотики": 3D Lab, E.A.D, Dantax, Faroudja, MicroMega, Theta Digital. И практически все эти модели доступны в Москве (боле 50 моделей на март 1999 г.). Число русскоязычных дисков перевалило за сотню, причем розничная цена упала до 14-35 USD. В планах компании "Кирилл и Мефодий" выпуск практически всех ее энциклопедий, переработанных и дополненных для выпуска на DVD.
Александр Бондаренко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 1999 год в рубрике hard :: приводы