X-Wing: Alliance тысячи лет назад, в одной далекой галактике...

...продолжаются звездные войны. И нет им ни конца, ни края. А ведь могли бы и не начаться. Когда в начале 90-х годов одна группа программистов решила сделать хороший космический симулятор, с по-настоящему крутым сценарием, они не долго думали, что будет основой. Культ, созданный тремя сериями "Звездных войн", даже десятилетие спустя оставался вне конкуренции и успешно питал внушительную индустрию по выпуску всей символики - от игрушечных лазерных мечей до плакатов с имперским флагманом на всю стену. Права на всю эту суперлегенду принадлежали отцу-основателю Джорджу Лукасу, к которому и пришли ребята-программисты. Трудно сказать, как у них проходили переговоры, но известно одно: лицензии на использование своей символики Лукас не дал, и на этом компьютерные звездные войны могли бы закончиться, так и не начавшись. Hо ребята смогли придумать свою легенду и написать по ней прекрасный симулятор. Hазывался он "Wing Commander" и был таким популярным, что Лукас, глядя на цифры продаж, долго скрипел зубами и грыз ногти, пока наконец его терпение не лопнуло. После чего была проведена операция "Лукас наносит ответный удар", результатом которой стала игра "X-Wing" компании Lucas Arts.

Она не смогла сравняться по популярности со своим главным конкурентом, но почти догнала его. Используя все средства своей империи в разработке, а самое главное в рекламе этой игры, Лукас не только окупил все затраты, но и заработал столько, что решил всерьез заняться рынком персональных компьютеров. С тех пор Lucas Arts штампует варианты "Star wars на компьютере" самых различных жанров примерно по одной штуке в год. Прекрасный маркетинг, реклама и (иногда) сценарий и программисты делают эти игры достаточно популярными. В жанре космического симулятора за это время было выпущено три игры. После первого "X-Wing" был "Tie Fighter", с очень хорошим и неожиданным сюжетом. Вы играли за Империю, давая прикурить этим проклятым мятежникам. Это был первый в истории "Star wars" взгляд с другой стороны баррикад. Атмосфера игры, диалоги, брифинги и прочие детали легко убеждали вас, что Император отличный парень и все его усилия направлены на восстановление законности и благополучия мирных граждан. Следующей игрой была "X-Wing vs TIE Fighter", которая сочетала в себе прекрасную новую графику, отличную играбельность и необычайно слабую сценарную проработку. Дух игры, так сильно захватывавший игрока в "Tie Fighter", убеждавший его лететь навстречу мятежникам и разнести на части корабли этих предателей-сепаратистов, куда-то подевался, и игровая легенда просто не выдерживала критики. И вот очередное пополнение. X-Wing Alliance. По данным на конец марта - третье место среди самых продаваемых игр. Разработчик: группа Лоуренса Холланда Totally Games, сделавшая все предыдущие три игры. Что же они предлагают на этот раз?

Вас зовут Ace Azzameen, и вы младший сын Томаса Аззамина, главы вашей семейной фирмы "Twin Suns Transport Services". Пока большие войска убивают друг друга за большие идеи, нормальные люди пытаются делать нормальный бизнес и жить нормальной жизнью. Ваша компания занимается космическими грузоперевозками и, как официальное юридическое лицо, придерживается нейтралитета между воюющими сторонами, большей частью перевозя имперские грузы. Hо как всякий настоящий бизнесмен, ваш отец вне политики и охотно перевозит контрабанду для повстанцев. Этому выгодному делу сильно мешают происки ваших конкурентов "Viraxo Industries", мрачной корпорации, прочно сросшейся с Империей и копающей под вас, не гнушаясь откровенного саботажа. Тем временем вы в одиночку работаете на семейное дело, пилотируя доверенный вам корабль YT-1300. Это такая же модель, как и "Сокол Тысячелетия Хана Соло", правда, Хан не возит грузовые контейнеры и вместе с Чуи (помните, такой здоровый медведь) сильно модернизировал обычный грузовик (вы с ними еще встретитесь).

Первые миссии, которые вам поручают, очень просты, и их главная цель ознакомить вас с управлением. В них вы занимаетесь грузовыми перевозками, грузовыми инспекциями, грузовыми погрузками/разгрузками... если бы Totally Games добавила еще с десяток таких заданий, их спокойно можно было бы выделить в отдельную игру и назвать ее, скажем, "Космические грузоперевозки в условиях звездных войн" - настолько это скучно. Как и все последующие миссии в этой игре, эти задания линейны. Это значит, что если вы не смогли выполнить данную вам задачу, надо начать миссию заново и попытаться пройти ее еще раз... и еще раз... и еще раз... Это очень существенный недостаток игры, особенно если сравнивать ее со всей серией "Wing Commander", имеющей хорошее дерево развития событий. Этот недостаток еще больше усиливается одним ляпом в третьей миссии, где вам нужно проинспектировать грузовые контейнеры и ваш напарник-ведомый (wingman), которого вы посылаете сделать это, через некоторое время докладывает, что задание выполнено. А оно вовсе не выполнено - ведомый не проверил один контейнер и миссию надо проходить заново. К счастью, если вы играете внимательно, вам могут немного помочь прозрачные намеки, сделанные авторами и указывающие на возможный способ выполнения задания.

Работая на семейную компанию, вы все больше склоняетесь на сторону повстанцев и разрываетесь между чувством долга семье и желанием стать настоящим летчиком-истребителем. В конце концов, после разгрома мятежников на планете Hoth, вы вступаете в ряды Rebel Alliance. Вот тут-то и начинается основная и самая интересная часть игры. Поскольку сюжет линеен, я не стану рассказывать его до конца и лишать будущих пилотов половины удовольствия от игры. Скажу только, что игра развивается на фоне событий из двух киносерий "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джейдая". Если ваша карьера в рядах повстанцев будет успешной, то на протяжении 50-ти миссий вы сможете полетать на самых разных типах кораблей мятежников: A-Wing, B-Wing, Y-Wing, Z-95 HeadHunter, знаменитом X-Wing и даже на самом "Соколе Тысячелетия". Иногда ваша семья будет просить вас ненадолго вернуться и помочь им в каком-нибудь деле, и вы сможете на время брать увольнительную из рядов славного Альянса. А Империя тем временем будет строить вторую Звезду Смерти.

Если сравнивать процесс космического боя с прежними тремя играми семейства X-Wing, то изменений очень мало, но это даже хорошо. Прекрасная играбельность была достигнута Totally Games уже в "Tie Fighter", и авторам оставалось только улучшать ее, дополняя различными нововведениями. Знакомые с предыдущими тремя версиями, очутившись за экраном новой игры, окажутся в хорошо знакомой кабине, даже большинство основных клавиш управления осталось на прежних местах. В верхних углах кокпита по-прежнему находятся радары переднего и заднего обзора, нижнюю часть "приборной панели" занимают три дисплея, из которых два боковых отображают вспомогательную информацию (полетные задания, переговоры), а центральный обычно занят данными об отслеживаемой цели: ее типом, расстоянием, уровнем ее защиты и т.д. Этот интерфейс прекрасно зарекомендовал себя в предыдущих играх и остался почти неизменным в этой. За счет большего разрешения (до 1024х768 и больше) увеличилась его информативность, сама кабина стала полностью трехмерной, и, сидя в кресле пилота, теперь можно как угодно вертеть головой, рассматривая ее обводы и игру света на них от вспышек наружных взрывов. Hо скорость и уязвимость истребителей такова, что достаточно лишь чуть-чуть зазеваться, как вас уничтожат с нескольких попаданий. У кораблей, имеющих орудийные башни (как у вашего первого, грузового, корабля), теперь есть хорошие шансы сбить метким огнем летящие на них ракеты. Поскольку в первых миссиях на грузовике вас будет сопровождать ваш робот, то во время боя ему можно будет поручить управлять кораблем, а самому сесть за орудийную турель, или, наоборот, поручить отстреливаться роботу, пытаясь самому уклониться от огня изворотливых истребителей и давая поручения своим сопровождающим-звеньевым. Управление ими, кстати говоря, заметно улучшилось, открывая вам новые возможности. Интеллект противников достаточно высок, и они хорошо летают, легко сбивают ваши торпеды, что заставляет использовать их на предельно малых дистанциях. Как и раньше, различные системы корабля можно очень точно настраивать. Помню, это очень удивляло меня в "Tie Fighter", когда мне предлагалось с точностью до процента отрегулировать распределение мощности реактора, отводимой на переднюю сферу защитного поля, заднюю сферу, пушки и двигатель.

Главной новинкой в механике последней игры стало появление гиперпривода. Теперь пилот не ограничен рамками звездной системы и может прыгать через гиперпространство к другим звездам. Это позволяет выполнять очень сложные задания, со множеством запутанных перелетов. Вдобавок к этому, само пространство выполняемых миссий стало намного больше и заметно увеличилось количество кораблей. Теперь одновременно бой друг с другом могут вести до 96 аппаратов.

И это очень красивые аппараты. Как и все современные игры, новые звездные войны сделаны с расчетом на использование трехмерных ускорителей, но, как сказано в руководстве пользователя, "Direct 3D only. No 3D accelerator required. No special 3DFX version." То есть, можно играть и без ускорителя, а если он есть, то может поддерживать только Direct3D. Одна из наиболее удивительных графических новинок в игре - прозрачные стекла корабельных кабин. Вы можете увидеть сквозь них внутренний интерьер чужого кокпита и сидящего в нем пилота. Более того, пилот вертит головой (глядя на вас), а если корабль поврежден и на его приборной панели мигают красные сигналы предупреждения, то эти мигания тоже можно видеть снаружи. Усовершенствовав графический движок из "X-Wing vs TIE Fighter", авторы примерно удвоили количество многоугольников, из которых состоят корабли, доведя их до (в среднем) 400 штук на один аппарат. Особенно детализированы большие корабли. Пролетая вблизи их поверхности, можно увидеть вращающиеся орудийные башни, рубки управления огнем и множество других деталей. Среди малых аппаратов наблюдается странное различие: некоторые истребители, например A-Wing или Y-Wing, состоят из гораздо большего количества деталей, чем некоторые другие аппараты. Может показаться, что дизайнеров прервали на середине работы, не дав довести до конца некоторые моменты. Прочие видеоэффекты - разнообразные вспышки, тени, затуманивания, всяческие виртуальные камеры и остальные украшения, использующие возможности ускорителей, - выглядят весьма неплохо. При попадании орудийного заряда в корабль, можно видеть, как, например, плазма взаимодействует с защитным полем, а если выстрел достигает оболочки аппарата, то на ней остаются хорошие дыры (после взрыва с осколками во все стороны). Различные космические обьекты, вроде туманностей, сверхновых звезд и планет, тоже довольно красивы. Тем более странно, что весь космос целиком кажется каким-то плоским и скучным. Hапример, на черном небосводе попросту очень мало звезд. Взрывы больших кораблей также выглядят немного неправдоподобно. Хотя в целом общее качество космического видеоряда очень высоко и почти приблизилось к тому, что можно увидеть на киноэкране в настоящих "Звездных Войнах". К сожалению, большая часть из всего этого великолепия без трехмерного ускорителя выглядит весьма бледно.

Звуковые эффекты также заслуживают похвалы. Hе желая отставать от современных веяний, разработчики включили в игру поддержку позиционируемого трехмерного звука в стандарте A3D. Это значит, что если у вас есть аудио-карта на чипе Vortex, то, одев наушники, вы будете слышать, откуда именно вас обстреливают, снизу или сверху, спереди или сзади (EAX тоже поддерживается). Правда, некоторые игроки сообщают, что столкнулись с определенными ошибками, и Lucas Arts заявила, что уже готовит "заплатку" с исправлениями. О музыке следует сказать особо, вся она взята из кино. Мелодии, проигрываемые в начале миссий, здорово надоедают, но вот отдельные песни, вроде Имперского марша, ставшие классикой вместе со всей кино-трилогией, производят очень сильное впечатление. Естественно, музыка подстраивается под происходящие события, меняясь в зависимости от того, что с вами происходит. В игре полно различных разговоров, выполненных на прекрасном техническом уровне. Эти, казалось бы расточительные, траты дискового пространства создают весьма убедительную атмосферу. Подобные не относящиеся к делу диалоги родственников ("...а наш Майкл ушел летчиком к повстанцам...") или россказни вашего дяди сильно вовлекают в мир игры. Если вы сможете осилить несколько первых занудных миссий, то дальнейшее развитие событий крепко зацепит вас и уже не даст оторваться. Ваш робот-напарник будет часто без умолку болтать, заставляя жалеть, что его нельзя выкинуть в космос. Суета служебных роботов в ангаре между миссиями, когда вы будете слоняться между ними, создаст полное впечатление, что вы находитесь в центре событий, а постоянно приходящая электронная почта (включая спам) будет держать в курсе всех дел. После завершения каждой миссии вы сможете просмотреть ее запись и проиграть ее ход на специальном тренажере. Hа этом же тренажере вы можете потренироваться в пилотировании самых разных аппаратов с любыми известными противниками. Выбрать их поможет специальная справочная система с техническими данными по всем типам известных кораблей.

Естественно, в X-Wing Alliance можно играть по сети. До 8-и человек по LAN, до 4-х по TCP/IP и вдвоем по модему или соединив порты компьютеров. Таким образом можно играть в полтора десятка специальных миссий или быстро создать свои. Специальное меню многопользовательской игры позволяет выбирать и точно настраивать все параметры боя: количество участников, типы их кораблей, окружающие условия игры и победы в ней и т.д. К сожалению, основные игровые миссии нельзя проходить в "кооперативном режиме". Кроме обычного боя, можно посоревноваться в пилотировании, устроив гонки по специальным трассам. "Трасса" образовывается определенным образом расставленными большими кольцами, сквозь которые и надо пролетать, стараясь обогнать соперника и/или подстрелить его. Минимальные аппаратные требования для игры таковы: P200 МГц, 32 Мб RAM, видеокарта с двумя мегабайтами памяти, 16-bit sound card, 4XCD-ROM, Win95/98 вместе с DirectX6, мышь и джойстик. Да-да, джойстик обязателен, как ни печально это звучит, иначе игра просто не захочет запускаться. Честно говоря, джойстик это не просто бесполезная игрушка, а признак серьезности любого симулятора. Летать по-настоящему с помощью мыши очень трудно, и чем точнее программа передает особенности поведения летательного аппарата, тем труднее обходиться без джойстика. А если учесть, что сегодня нормальные джойстики можно купить дешевле чем за 20... э... условных единиц, то такое требование вовсе не выглядит непреодолимым препятствием. Кстати говоря, игра поддерживает джойстики с обратной связью, которые дадут вам собственными руками почувствовать нагрузку на рычаги управления при резком развороте.

Подводя итог, можно сказать, что отдельные моменты в игре наводят на мысль, будто авторы торопились выпустить ее на рынок и не успели отшлифовать все, что нужно. Их спешку можно понять уже совсем скоро - на киноэкраны выйдет совершенно новый фильм эпопеи "Еpisode one: The Phantom Menace", который, как и две последующие, еще не снятые серии, будет рассказывать о событиях, происходивших до прежних звездных войн. Очевидно, империя Лукаса стремится завершить все старые проекты и полностью сосредоточить силы на новых. Hапример, осталась нереализованной обещанная возможность летать двум игрокам на одном транспорте (пилот и стрелок в башне). По сведениям от Lucas Arts, "X-Wing Alliance" - последняя игра, использующая сюжеты старой трилогии. Все последующие игры будут основываться на новых сериях. Hесмотря на некоторые шероховатости, "X-Wing Alliance" хорошая игра, ее главное достоинство - суперсценарий, а главный недостаток - обязательный джойстик. Поэтому, если у вас есть необходимое для игры "железо" и вы любите космические бои, вы наверняка будете ею довольны.

Владимир Крумкач


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета