Домашняя музыкальная студия

В сети Internet можно найти множество статей на музыкальную тему. Немало музыкантов оборудуют себе "Домашние Студии" для своего творчества. Но, прочитав такие статьи, новичок никогда не сможет сразу разобраться в этом. Да и далеко не каждому по карману приобретение дорогого оборудования для студии. Моя статья рассчитана на начинающих или не очень опытных (а таких большинство) музыкантов-любителей. Хотя и профессионалы бывают разные. В общем, я буду безгранично рад, если вы найдете для себя что-то полезное в этой статье. Высказывая свое субъективное мнение, я надеюсь найти среди вас своих друзей и единомышленников.

За последние несколько лет техника домашней звукозаписи прошла долгий путь развития. Сейчас любой владелец домашней студии пользуется зачастую не менее качественным и сложным оборудованием, чем то, которое применяется на профессиональных студиях; при этом оборудование для домашней студии стоит дешевле. Чем сложнее становится оборудование, тем выше творческий потенциал домашней студии. Но окончательный результат зависит только от умения использовать свое оборудование. Вы должны знать, как работает все ваше оборудование, и научиться пользоваться им для достижения требуемого результата.

Оборудование студии

Самое трудное это, как говорится, начать. И действительно, с чего же начать? Естественно, что у музыканта уже имеются какие-то инструменты и оборудование, поэтому каждый должен исходить из своих соображений и возможностей. Здесь я хотел бы рассмотреть создание домашней студии не для написания демонстрационных MIDI-файлов, а вплотную приблизиться к профессиональной звукозаписи. Поверьте, что и в домашних условиях, при современной технике, можно добиться прекрасного результата. Примером тому может послужить первый альбом группы "Ase Of Bace", записанный в домашней студии.

Начнем с компьютера, ведь именно он будет главной фигурой в вашей студии. Стремительный взлет компьютерной промышленности не оставляет никаких шансов для погони за новыми моделями, да это и не нужно. Вполне достаточно будет модели Pentium 166-200 MHz с 32 Mb оперативной памяти. Винчестер желательно приобрести не менее 1.3Gb. Если больше - лучше, а если еще и пару, то вообще прекрасно!

Мои многолетние тяжбы по созданию звука привели к выводу, что вокал писать прямо на вход звуковой карты не желательно. Поэтому вам уже необходим микшерский пульт с микрофонным входом. Даже если карта оборудована микрофонным предусилителем, то это все равно не совсем серьезно. Плюс синтезаторы, эффекты и т.д. Вообще без пульта - никуда! О прекрасном кандидате на это место смотри в разделе про микшеры. Ну и само собой разумеется, что нужна еще и звуковая карта. О ярком представителе этого семейства смотри в разделе про звуковые карты. О синтезаторах разговор особый. Практически у каждого музыканта есть инструмент, и я не буду навязывать свое мнение о различных моделях. Здесь дело вкуса.

Несмотря на то, что звуковые карты и компьютерные программы позволяют реализовывать (виртуально) множество звуковых эффектов, я бы посоветовал приобрести в студию хоть один процессор эффектов, например фирмы "Alesis", лучше с фиксированными настройками.

Если вы собираетесь записывать свой голос или голоса других исполнителей, то вам не обойтись без микрофона. Вообще здесь верхнего предела не достигнуть никогда, но дело в том, что большинство музыкантов, помимо творческой работы дома в студии, должны еще и зарабатывать на хлеб и аппаратуру, а это всевозможные гастрольные поездки, рестораны, бары, свадьбы и т.д. Конденсаторный микрофон, хоть и имеет неоспоримое преимущество в студии, но в таких условиях жизни он не выдержит. Поэтому лучшим претендентом на это место будет динамический, очень выносливый и безотказный в работе, с хорошим профессиональным качеством микрофон "Shure-SM58".

Ну и наконец, куда вы будете все это записывать? Это может быть многоканальный студийный магнитофон, но вряд ли большинство музыкантов смогут позволить себе это. Поэтому можно ограничиться хорошим катушечным магнитофоном или серьезным кассетным, но лучший вариант это мини-дисковые деки фирмы "Sony". Они позволяют записывать информацию без потери качества, и мини-диски можно многократно перезаписывать, а емкость диска такая же, как и CD - 74 минуты. На этих аппаратах предусмотрены и цифровые IN/Out.

Для того чтобы слышать то, что вы будете записывать, необходима усиливающая аппаратура. Для начала можно воспользоваться Hi-Fi центром, который наверняка есть у вас дома. Но при первой возможности нужно приобрести студийные мониторы ближнего плана, а также и усилитель к ним.

Я коротко рассказал о комплектации домашней студии. Это не говорит о том, что этот набор - эталон. Присылайте свои мнения по этому поводу. Чем больше будет вариантов, тем легче выбрать начинающему музыканту.

Микшеры

Едва ли можно переоценить значение микшерной консоли в студии звукозаписи. Мы не будем рассматривать очень дорогие, большие пульты. Наша цель - подобрать оптимальный вариант (цена/качество) для домашней студии. На сегодняшний день (слава Богу) промышленность выпускает такое множество пультов, что глаза разбегаются. Но хочу отметить сразу - не стоит тратить деньги на покупку российской продукции. Уровень шумов, да и любые другие характеристики оставляют желать лучшего. На сегодняшний день хитом продаж на музыкальных фирмах являются микшерные консоли микросерии "MACKIE MS1202VLZ" и их брат "MACKIE MS1402VLZ". Вот один из этих пультов я и советую вам купить для своей домашней студии. Я расскажу подробно о пульте "MACKIE MS1202VLZ". Он отличается от своего брата только меньшим количеством входов, а это в домашней студии не самое главное.

Несмотря на то, что это пульт из микросерии и выглядит очень уж маленьким, это вполне профессиональный аппарат. Компактный мини-пульт "MS 1202VLZ" конфигурации 12x2 обладает уникально низкой ценой при развитой функциональной архитектуре. Приобретение этого прибора не пробьет брешь даже в скромном бюджете начинающего музыканта. Пульт великолепен в домашней студии! Двенадцать каналов (4mono + 4stereo), микрофонные и линейные входы, фантомное питание, разрывы, 2 посыла на канал, 2 стереовозврата, pre/post - переключаемая точка первого возврата, трехполосные эквалайзеры, кнопки PFL Solo и Mute, магнитофонные RCA-входы/выходы, мониторные и основные выходы, выход на стереонаушники. На первых четырех каналах предусмотрены микрофонные предусилители. Отключаемые Low Cut - фильтры и трехполосные эквалайзеры позволяют осуществлять частотную коррекцию сигнала. Располагающиеся под регулятором панорамы кнопки Solo и Mute дают возможность гибко управлять процессом микширования. Все эти и многие другие качества модели MS1202VLZ делают ее привлекательной для самых разных приложений. Информативные 12-сенментные трехцветные индикаторы уровня позволяют легко контролировать процесс микширования как опытным, так и начинающим звукоинженерам. А небольшие габариты и вес удачно дополняют привлекательность и удобство прибора - особенно в рамках домашнего звукового комплекса.

Я сам работаю с этим аппаратом. Уникальная возможность для записи вокала у этого пульта состоит в том, что, задействовав все каналы пульта для работы с фонограммой, вы можете записать любой по вашему выбору. Я включаю фонограмму, отстраиваю коррекцию вокала, довожу звучание до нормального уровня, включаю на запись только микрофонный вход и пою. Но в наушниках я слышу всю фонограмму, включая и голос. Причем громкость аккомпанемента можно регулировать по своему вкусу - это не отражается на записи. Вообще, я ни разу не пожалел о приобретении этого аппарата.

Звуковые карты

Давно ушли в прошлое те времена, когда звуковые карты предназначались только для сопровождения игр, а с точки зрения способности к музыке также напоминали детские игрушки. Сейчас даже самые дешевые карты могут воспроизводить более сотни тембров.

Чего же тогда следует ожидать от несколько более дорогих, но становящихся всё более доступными и пользующихся спросом устройств, - Creative Sound Blaster AWE64GOLD, Turtle Beach PINNACLE, Yamaha SW - 60XG и им подобных, не говоря уже о звуковых картах Audio MEDIA III, Terratec Audio System EWS64XL и т.д. Ограничившись одной фразой, можно сказать, что это оркестр и студия звукозаписи, размещенные в корпусе персонального компьютера. Я не буду описывать известные звуковые карты, хочу остановиться лишь на совершенно уникальной новинке фирмы Terratec - "Audio System EWS64XL".

АudioSystem EWS 64 XL является звуковой картой самого последнего поколения. Для такой карты само понятие "звуковая карта" является преуменьшенным. Это самое современное музыкальное устройство имеет, среди прочих, следующие возможности: эта звуковая карта полностью совместима со всеми играми DOS, Windows 3.1x и Windows 95, а также с теми играми, которые поддерживает стандарт Microsoft Direct Sound, семплирование до 64 голосов с оперативной памятью RAM в 6 Мб, которую можно расширить до 64 Мб; процессор эффектов для всех звуковых сигналов с разными функциями "реверберации", "хоруса" и различными алгоритмами 3D, а также процесс генерирования живого звука Audio Rendering (3D-позиционирование); система записи на жесткий диск, программное обеспечение которой поддерживает запись до 64 звуковых дорожек; MOD-проигрыватель файлов MOD с количеством каналов до 64 без нагрузки на процессор компьютера; цифровая система записи звука со стереофоническим входом (оптическим или коаксиальным) и двумя стереофоническими выходами (коаксиальными) в стандартном формате S/PDIF. Ниже приведен краткий обзор основных возможностей звуковой системы AudioSystem.

TerraTec AudioSystem EWS 64 XL является звуковой картой для шины ISA вашего компьютера PC. Благодаря новой технологии ее чипсета (набора микросхем), эта звуковая карта прекрасно работает с современным BIOS и операционными системами. Ключевое слово - "Plug and Play" (вставь и работай) (PnP). Если Ваша материнская плата имеет BIOS (базовую систему ввода-вывода) стандарта PnP и операционную систему Windows 95, звуковая карта обнаруживается автоматически и система настраивается также автоматически. Не нужно беспокоиться о IRO (прерываниях), DMA (каналах) и Адресах ввода/вывода I/O. Программа установки обеспечивает установку в максимально простом режиме, даже на более старых компьютерных системах.

Цифровая запись и воспроизведение звука управляются интегрированным в высокой степени CODEC вместе с процессором встроенного синтезатора. Благодаря своей тщательно продуманной схеме, эта звуковая карта имеет очень высокое отношение сигнал/шум по сравнению со звуковыми картами других производителей. Запись и воспроизведение возможны на максимальной частоте дискретизации (семплирования) 48 КГц при 16-битовом разрешении в аналоговом режиме и до 20-битового разрешения в цифровом (для воспроизведения) - это гораздо выше, чем у стандартного проигрывателя компакт-дисков. По этой причине теоретически возможно воспроизведение до 64 дорожек одновременно. На практике количество дорожек ограничено скоростью шины ISA.

В звуковой карте есть встроенный синтезатор с разными наборами образцов для загрузки в оперативную память карты. Поэтому EWS64 XL является очень разносторонним инструментом с действительно высококачественной системой синтеза на основе записанных форм волны (Wavetable), которую поддерживают все современные игры, доставляя огромное удовольствие. Кроме того, карта имеет возможность семплирования (дискретизации) звука, процессор эффектов для любых звуковых сигналов, цифровой звуковой интерфейс, второй интерфейс MPU-401 и стандарта MIDI и возможность подсоединения дополнительной карты с записью форм волны Wavetable (что дает в общей сложности 32 канала MIDI). И, наконец, есть возможность 4-х канального воспроизведения и использование процессора эффектов даже с играми DOS.

Данная карта является современным законченным изделием, предоставляя отличную совместимость с самыми важными распространенными звуковыми стандартами, а также разъем, позволяющий подсоединять одновременно два джойстика, плюс вход/выход MIDI. Кроме того, карта имеет: "Модуль 5j" для установки на передней панели корпуса вашего компьютера, который содержит цифровые соединения и два гнезда DIN по 5 контактов в каждом для прямого подсоединения к другим устройствам MIDI, и управляемый усилитель для подсоединения наушников. Разные звуковые источники, обрабатываемые картой AudioSystem EWS64 XL, можно легко контролировать и направлять на желаемые выходы благодаря программной панели управления. Вот краткое описание этого замечательного устройства. Если у вас возникли какие-нибудь вопросы по этой карте - пишите автору статьи.

Владимир Новгородский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета