Агрессор

Хочу успокоить знатоков авиации - никакого глюка здесь нет: самолет F-16, разумеется, называется Falcon и никак иначе, а F-16 Agressor - это название игры. Очевидно, авторам пришлось придумывать это название, потому что авиасимулятор под названием Falcon уже существует (мы о нем писали). Естественно, что, разрабатывая очередной симулятор хорошо известного самолета, авторы искали нестандартные ходы - и кое в чем им это удалось, но не так чтобы во многом.
Определенная оригинальность заключается в сюжете: игрок выступает не в роли пилота ВВС США, а в качестве наемника, продающего свои услуги различным африканским государствам (впервые эта идея была в славном Strike Commander от Origin). Однако эта концепция фактически не влияет на gameplay: хотя успешно выполненные миссии приносят нам деньги и стоимость разбитых самолетов тоже указывается, нам не приходится закупать боеприпасы и машины, да и прохождение кампаний строго линейное, без возможности выбирать миссии. Короче, игра соответствует классической "схеме солдата", а не "схеме наемника". Одно отличие, впрочем, есть, но оно отнюдь не из разряда достоинств: летать приходится в одиночку, без взаимодействия со своими.

В игре сорок миссий, которые делятся на четыре последовательные кампании (каждая кампания разворачивается на своей территории). Как обычно, в каждой миссии имеются primary и secondary цели. Игра записывает ваши успехи и неудачи автоматически, но это не страшно, так как в случае невыполнения primary цели или вашей гибели миссию можно (и нужно) пройти заново. Помимо кампаний, есть также режим instant action, где вы можете задать количество и типы целей, район, время суток, а также (только в этом режиме!), если желаете, поблажки в виде "неубиваемости", "неврезаемости" или восстановления боезапаса.

Боезапасом, кстати, вы оснащаете самолет на свой вкус в любом из режимов, но не всегда вам предоставляют на выбор все имеющиеся типы бомб и ракет (советую, кстати, не брезговать дополнительными топливными баками - горючее кончается весьма шустро). После выполнения целей миссии садиться не обязательно - можно выйти по Ctrl+Q. Посадка, кстати, легкая. С Falcon 4.0 никакого сравнения. Если там был перегиб в одну сторону, то здесь - в другую. То есть, для того чтобы разбиться (при условии, что вы дотянули до полосы), надо специально постараться. Правда, если на большой скорости съехать с полосы, то все-таки взорвешься. Вообще, F-16 Agressor относится к разряду симуляторов, не признающих частичных поломок: достаточно ткнуться в препятствие на скорости в пару десятков км/ч, чтобы взорваться так, словно вонзился в землю на сверхзвуковой скорости - что, конечно, не лучшим образом говорит о реализме. Но что гораздо хуже - совершенно не ощущается разница между ездой и полетом. В Falcon 4 езда замечательно реалистичная, самолет подрагивает на стыках плит, шины шуршат по бетону и визжат при торможении, а тут - для того чтобы понять, сел ты или еще летишь низко над полосой, надо включать вид с внешней камеры. Соответственно и в воздухе никакой тебе вибрации на скоростях и т.п. - летишь, как в вакууме.

Но вместе с тем физическая модель не такая уж плохая. Да, нюансы не отработаны, но в целом поведение машины в воздухе отнюдь не аркадное. Чувствуется инерционность, на поворотах быстро падает скорость, мертвую петлю нельзя сделать при малой тяге. И самолет наш, точно так же, как и у наших противников, валится одной ракетой. (При этом, правда, выводится диагностика об отказе разных систем, что наводит на мысль, что они все-таки могут повреждаться по отдельности, но со мной этого не случалось. Возможно, для этого требуется попадание из пушки).

Атака целей тоже достаточно реалистична. Для каждого типа целей существует свой режим (к примеру, активные радары и просто наземные цели требуют разных режимов), а уже в рамках режима можно выбрать конкретный тип оружия (ракеты "умные", т.е. не станут выпускаться, если дистанция до цели слишком велика или тип ее не соответствует). Недостаточно, чтобы цель была просто захвачена радаром - необходимо развернуть самолет к ней и некоторое время держать его на курсе, пока следящая головка ракеты также осуществит захват. Вероятность попадания не стопроцентная даже по наземным объектам. Причем враги могут вести себя достаточно умно - к примеру, когда один из радаров противовоздушного комплекса поражен ракетой, второй отключает свой сигнал и становится невидим для противорадарных ракет. Но переоценивать AI игры тоже не следует: если ваша цель - наземные объекты, можно сосредоточиться на них и практически игнорировать вражеские самолеты; не то, чтобы они совсем не пытались вас сбить, но это следовало бы делать активнее и более скоординированно.

Графика в игре производит не однозначное впечатление. Лучше всего смотрится наш самолет: им можно любоваться во всех деталях и со всех видов, он просто красавец - особенно в сочетании с нетривиальной желтой раскраской (как-никак, в Африке воюем). Но и у него есть к чему придраться - при езде не крутятся колеса (тот же недостаток, разумеется, и у всей прочей техники в игре), стальная техника тоже вроде бы симпатичная, но почему-то при виде с внешней камеры показывается в слишком мелком масштабе (то, что вы видите на скриншотах, - это максимум), что не дает разглядеть подробности. Здания также недурны, хотя крупных городов нет - только военные и промышленные объекты.

А вот с природой дела обстоят хуже. Местность на первый взгляд красивая, но если приглядеться, заметна ее полигональная лоскутность. Совсем никуда не годятся облака, сделанные из откровенных и наглых крупных квадратов. Тени отбрасываются вертикально вниз. Не все хорошо и со временем суток: ранний и поздний вечер вполне пристойны (если не считать, что луна в ночном небе есть, а звезд нет, а также ночной тьмы сразу же над облаками, хотя под ними еще достаточно светло), а вот утро от дня практически не отличается. Зато поздним вечером зажигаются огни, и техника освещает дорогу фарами.

Разрушения сделаны халтурно - от объекта либо просто остается черное пятно, либо он остается фактически неповрежденным (к примеру, автомобиль прямое попадание ракеты просто опрокидывает набок). Единственное, что меня в этом смысле порадовало, это то, как тонут корабли: они уходят под воду весьма реалистично, задирая нос или корму в лучших традициях "Титаника".

Кокпит в игре фиксированный, но с элементами виртуального: если вы переключитесь на экран, где видна рука пилота, то заметно, как она движется сообразно движению вашего джойстика (правда, с некоторым запаздыванием). Показания приборов вы можете смотреть на отдельных видах крупным планом, на общем виде, показывающем приборную панель в целом (мелковато, однако), и (самое удобное) непосредственно на экране. Но, наверное, главный недостаток графики в том, что она тормозная. Моих 266 Мгц не хватает для плавной игры - меж тем с другими симуляторами, где графика отнюдь не хуже, такой проблемы не возникало.

К минусам игры следует отнести также не переопределяемое управление и, главное, отсутствие help'а (опять!). Однако наличие обучающих миссий частично решает последнюю проблему. В этих миссиях вам сообщают многие клавиши (но не все!), причем голос в игре дублируется текстом. Однако обучающие миссии явно не охватывают всех необходимых пилоту навыков. Так, совершенно не учат атаковать наземные цели. Вообще никакие, а ведь тут разнообразие приемов куда больше, чем в воздушном бою - сброс неуправляемых бомб требует совершенно иных действий, чем пуск противокорабельной ракеты...

Еще один аспект, который, вероятно, не всем понравится, - нет настройки уровня сложности. В общем и целом - ничего такого особо выдающегося в F-16 Agressor'е нет. Но вещь достаточно пристойная, полетать вполне можно.

YuN


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета