О, кто ты, прекрасная незнакомка?!

- Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, про операционную систему BeOS и какие у нее минимальные системные требования.


- Да, надоели всем нескончаемые обновления Windows. О BeOS слухи ходят уже давно. Не прошло незамеченным, как понимаю, и недавнее сообщение в "Компьютерной хронике" о том, что компания Fujitsu решила комплектовать некоторые модели высокопроизводительных компьютеров, предназначенных для продажи в Европе, этой системой.

Компакт с какой-то версией BeOS (имейте в виду, что на сегодня последней официально выпущенной является BeOS Release 4) я уже видел в магазине, но почему-то взять его поленился. И пока сам еще не попробовал, что это такое и в самом ли деле эта система имеет ряд преимуществ не только перед Windows NT, но и перед другими сегодняшними профессиональными системами. Море информации о BeOS можно найти на сайтах компании Be, Inc. Пользуясь этими сведениями, попытаюсь ввести вас в курс дела. Хотя обещания создателей, как обычно, выглядят чересчур радужными, думаю, что в них есть зерно истины.

Откуда взялась BeOS Толчком к созданию принципиально новой операционной системы послужило распространение цифровых способов обработки информации, в первую очередь видео, аудио и графики. Авторы BeOS справедливо отмечают, что многократно возросшие возможности и мощность новейших персональных компьютеров и рабочих станций вступают в противоречие с операционными системами, чрезмерно усложненными и пребывающими в настоящее время уже в довольно почтенном возрасте. Эти системы появились, когда никто и не думал о мультимедиа, потому их архитектура не является оптимальной для работы с такими данными и приложениями.

Разработчики BeOS не стали брать за основу Windows или UNIX. Они придумали концепцию мультимедийной операционной системы, названную ими MediaOS, и начали реализовывать ее практически с нуля. Используя при этом, разумеется, новейшие подходы - такие как объектно-ориентированное программирование и самые перспективные архитектурные решения. Причем, в отличие от прошедших долгий путь развития систем, эти подходы применены абсолютно на всех уровнях, а не только в графическом интерфейсе.

Несколько слов об основных особенностях предложенной ими концепции и готовой системы. Во-первых, сама концепция MediaOS предполагает максимально полное использование аппаратных ресурсов компьютера, поскольку без этого невозможно эффективно обрабатывать цифровые медиа-данные. BeOS рассчитана на многопроцессорные системы, и на них с мультимедийными задачами она справляется значительно эффективнее, чем Windows NT или UNIX.

Многопоточность и многозадачность

В BeOS реализован принцип проникающей многопоточности. Каждая программа разбивается на множество небольших задач, выполняемых одновременно. Таких задач - вычислительных потоков - может быть десяток, а может и тысяча. Потоки распределяются между процессорами системы, что повышает скорость их выполнения. Проникающей многопоточность названа разработчиками BeOS потому, что, в отличие от других систем, она применена на всех без исключения уровнях - от ядра и файловой системы до пользовательских приложений.

Разумеется, в BeOS реализована и многозадачность. Причем использован вытесняющий принцип, который позволяет одновременно запустить большое число приложений, хоть сотню, и система при этом остается работоспособной, не виснет. Благодаря вытесняющей многозадачности BeOS при любой нагрузке не требуется много времени на переключение между приложениями. Система в любых условиях сохраняет хорошее время отклика.

Не менее важной является усовершенствованная защита памяти. BeOS использует виртуальную память, что позволяет снабдить необходимыми ресурсами массу работающих одновременно программ. В то же время приложение не способно повлиять на выделенную "соседу" память, и при зависании одной из программ другим, как и системе, это событие до лампочки. По словам разработчиков, дополнительную безопасность работы приложений и надежность обеспечивает интегрированная в систему внутренняя архитектура клиент-сервер (правда, я не совсем разобрался, что конкретно под этим понимается).

Файловая система

Так как разработчики BeOS с самого начала знали, с какими массивными данными им придется иметь дело, они создали совершенно новую 64-битовую файловую систему. Она способна адресовать значительно больше дискового пространства, чем типичные сегодняшние 32-битовые файловые системы. Поэтому размер файлов, как и дисковых томов, не ограничен 4 гигабайтами - BeOS предоставляет возможность записывать файлы терабайтного объема, если у вас найдется, на что это сделать.

Файловая система BeOS позволяет записывать громадные файлы, сохраняя без компрессии и обработки свежеоцифрованные с высоким разрешением видео- и аудиоданные. Это открывает возможность создания чрезвычайно эффективных и доступных по стоимости систем профессионального монтажа.

Кроме того, файловая система BeOS обладает встроенными функциональными возможностями базы данных - наряду с файлами данных записывается масса атрибутов и индексов. В ней имеется поисковый энжин, позволяющий с помощью языка запросов легко и быстро найти нужную информацию. Замечу, что это функция операционной системы и никаких СУБД не требуется. Благодаря протоколированию файловая система BeOS обеспечивает высокую надежность хранения данных и помогает оптимизировать доступ к ним.

Пользовательский интерфейс

И конечно, у BeOS мощный графический многооконный пользовательский интерфейс. Рабочие пространства могут иметь свою глубину цвета и другие атрибуты, наследуемые открываемыми в них окнами приложений. Система обладает встроенной поддержкой OpenGL, что упрощает создание приложений трехмерной графики и позволяет оптимизировать их производительность на системном уровне. Повышено и качество графики, например по умолчанию используется сглаживание шрифтов (anti-aliasing).

Раз BeOS от А до Я писали с применением объектно-ориентированного подхода, то неудивительно, что разработчики сделали ее полностью модульной. У BeOS модульная динамическая многопоточная система ввода-вывода, позволяющая подключать новые драйверы устройств, даже не перегружая после этого систему. Пожалуйста, "на лету" изменяйте конфигурацию периферии компьютера, не прерывая многочасовое выполнение ресурсоемких вычислительных задач, идущее в фоновом режиме.

Сетевые возможности

Для BeOS Интернет - родная среда. В системе для сетевого взаимодействия компьютеров используется TCP/IP, совместный доступ к файлам организован на основе ftp-протоколов. Каждый компьютер с BeOS способен выполнять в сети роль файлового сервера. В систему встроены клиентские функции электронной почты и Web, как и функции Web-сервера. Кроме того, в BeOS встроен сервер Telnet, что позволяет получить доступ к своей системе из любой точки мира. Сетевая система BeOS, так же как ее файловая система и пользовательский интерфейс, построены по модульному принципу с применением многопоточности. Это гарантирует возможность использования в будущем новых высокоскоростных протоколов и сетевых сервисов по мере их появления.

Но и это не все. BeOS позволяет обращаться к данным других систем. В настоящее время она поддерживает Windows FAT 16 и 32, ISO9660, HFS (Mac OS) и NFS. Эта поддержка обеспечивается подключаемыми модулями, выпускаемыми не только компанией Be, но и сотрудничающими с ней разработчиками, так что список расширяется постоянно. Для сетевой печати в BeOS можно использовать работающие в среде Ethernet лазерные принтеры AppleTalk, а также другие модели, понимающие протокол TCP/IP.

На чем работает BeOS

На какие компьютеры рассчитана BeOS? Разумеется, на существующие и широко распространенные аппаратные платформы. Как утверждают разработчики, BeOS прекрасно работает на машинах архитектуры Intel (простой Pentium и мощнее) и PowerPC. Как на многопроцессорных, так и на оснащенных всего одним процессором. Только в последнем случае вычислительные потоки не распределяются между несколькими процессорами, а замыкаются на один-единственный. Безусловно, это сказывается на производительности, но BeOS тем не менее сохраняет все свои преимущества.

BeOS мирно уживается на одной машине с другими операционными системами, включая, к примеру, Windows, Linux, MacOS. В комплект системы входит менеджер загрузки BeOS Bootman, позволяющий при перезагрузке выбрать систему, с которой собираетесь работать. Выполняйте мультимедийные проекты средствами и приложениями BeOS, а для других целей используйте, на здоровье, другие системы и свои старые программы.

Сложнее с интернациональной поддержкой. BeOS - англоязыкая система, но использующая кодировку Unicode UTF-8, которая применяется в Java. Благодаря этому вы можете просматривать документы на разных языках и обращаться к дискам, где в названиях файлов используются не только английские буквы. Но для ввода пока предусмотрен только английский модуль. Разработана поддержка японского языка при вводе. Эта функция также является модульной, поэтому обогатить возможности системы способны сторонние программистские фирмы. Если захотят.

Что еще хотите знать?

Кроме сведений, с которыми я вас познакомил, на сайтах Be, Inc. присутствуют обширные разделы вопросов и ответов. Полезно их почитать, чтобы уяснить некоторые тонкости. Вот, например, такие:

- Собирается ли Adobe переписать программы для BeOS? Есть ли Photoshop для BeOS?

- Как и другие ведущие компании, Adobe зарегистрировалась в числе разработчиков программных продуктов для BeOS. Однако суть проблемы в том, что для BeOS надо писать приложения заново, а не адаптировать старые программы. Это единственный вариант добиться максимальной эффективности. Тут, как говорится, карты в руки небольшим программистским фирмам, не отягощенным грузом поддержки старых версий, более мобильным и готовым к переходу на передовые технологии. Если у этих ребят есть новые идеи, им не придется воровать куски кода в чужих продуктах. Компания Be предоставит все необходимое для реализации проектов.

- Позволяет ли BeOS совместное использование вычислительных ресурсов, таких как процессорное время?

- Пока нет, но над этой интересной идеей уже думают.

- У меня есть многопроцессорная система, но ее нет в списке BeBox. Будет ли система BeOS работать не ней?

- Mais oui! But of course! Разумеется! Иначе она не была бы BeOS!

- Сколько приложений уже выпущено для BeOS?

- Сегодня для BeOS написано уже свыше 900 приложений: от небольших демонстрационных программ до полнофункциональных коммерческих пакетов. Свое желание писать программы для BeOS изъявили более 4,500 разработчиков. Когда BeOS стала коммерчески доступной, число приложений для нее начало быстро расти. Что сегодня есть, можно посмотреть на сайте BeDepot.com.

- Но как ведут себя "знаменитости"? Будут ли и они разрабатывать приложения для BeOS?

- После выхода BeOS Release 4 многие фирмы проявили к этой версии неподдельный интерес. Но только некоторые из них готовы обсуждать свои планы публично. Из самых известных фирм, занявшихся разработкой приложений для BeOS, следует упомянуть MGI, Steinberg и Maxxon.

- Как можно сравнить BeOS с Windows NT?

- На самом деле в компании Be любят Windows NT. Некоторые компьютеры с Windows NT подключены в качестве файловых и сетевых серверов к сети с Ве-машинами. В этой же сети есть UNIX-системы и компьютеры с MacOS.

Но между всеми этими системами есть основополагающие отличия. Она рассчитаны на решение совершенно разного круга проблем. Windows NT была призвана стать надежной и мощной системой для сетевых серверов. И она ею стала, потеснив в честной конкуренции Novell Netware (и хорошо, что это сделала). Теперь она начинает успешно конкурировать с UNIX-системами для компьютеров класса рабочих станций, таких как системы Sun, SGI и IBM RS6000. Новые версии Windows NT отличаются добавлением большого количества функций сетевого администрирования, позволяющих ей выступать своего рода коммуникационным концентратором между клиентами всех типов.

А BeOS - это операционная система, разработанная специально для удовлетворения потребностей разработчиков цифровых медиа-данных. Под обработку видео, звука, трехмерной анимации, графики оптимизированы все без исключения части BeOS. Эта система построена с нуля на базе концепции MediaOS и не отягощена грузом древних решений. Она снимает ограничения с высокопроизводительных архитектур и открывает путь для использования на полную катушку вычислительных возможностей современных персональных компьютеров при разработке мультимедиа и цифровых материалов.

- А как BeOS соотносится с Linux?

- Опять же, речь идет о совершенно разных задачах и целях. Linux, FreeBDS и Unix в целом представляют собой огромные серверные операционные системы. На них получаются великолепные почтовые, файловые и Web-серверы, и они справляются с большинством других сетевых задач. Linux, как и другие варианты UNIX, правильнее напрямую сравнивать с Windows NT.

- Составит ли BeOS конкуренцию Windows? Не боитесь ли, что Microsoft раздавит вас своим весом?

- BeOS предназначена для обработки в реальном времени цифровых медиа-данных на аппаратном обеспечении потребительского класса. Это специализированное средство, наилучшим образом подходящее для весьма ограниченного круга применений.

Операционные системы от Microsoft решают гораздо более широкий круг задач. BeOS прекрасно дополняет Windows, предоставляя людям возможность выбрать для конкретной работы наиболее подходящий инструмент - острый нож, если они нуждаются в нем, а не в кувалде.

Если вы работаете с Office, несомненно, вам надо пользоваться Windows. Но если вам понадобится в реальном времени манипулировать одновременно 16 цифровыми аудиотреками CD-качества, вам придется найти что-нибудь более подходящее для этого - BeOS. Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 1999 год в рубрике soft :: ос

©1997-2024 Компьютерная газета