Наши в городе

Еще каких-то десять-пятнадцать лет назад все было просто и понятно. "Их" спутники-шпионы являлись предметом законной гордости для "них" и большой головной болью для "нас". Зато "они" как огня боялись "наш" стройбат. Ведь недаром этим войскам даже оружия не доверяют. Примерно также обстояли дела и при оценке различных систем оружия. Естественно, "наши" танки с самолетами, с "нашей" точки зрения, на две, если не три, головы превосходили "их" танки с самолетами. За океаном картина существовала абсолютно аналогичная, разве что диаметрально противоположная. Каждой американской собаке вдумчиво и обстоятельно объяснялось, что всякие там патриотически настроенные рэмбо и нико, хоть за рычагами американского танка, хоть за штурвалом американского самолета, хоть с голыми руками, в состоянии сокрушить хоть миллион тех злобных "иванов", которые живут за железным занавесом.

А вот потом все полностью перепуталось. Турция грозит Кипру полноценной войной только лишь за то, что киприоты наши С-300 купили и вознамерились у себя на острове на боевое дежурство поставить. Да что там Кипр. После объединения Германий целая эскадрилья многоцелевых истребителей-бомбардировщиков МиГ-29 оказалась поставлена на вооружение немецких военно-воздушных сил. Словом, когда слегка осела пыль от рухнувшей Берлинской стены, для всеобщего обозрения открылась весьма любопытная картина. Оказалось, что "наше" оружие пользовалось заслуженной славой не только у "нас". Оно серьезно испугало и "их".

Только вот это нашло отражение буквально в чем угодно, но только не в области виртуальных развлечений. Ей богу, до маразма доходило, когда, например, в US NAVY FIGTERS пилот виртуального, насквозь американского, палубного истребителя F-18 после поражения очередной цели где-то над Киевом получает информационное сообщение, мол "уважаемый сэр, вы только что сбили украинский бомбардировщик B-52".

К счастью, время имеет тенденцию лечить иные, даже самые застарелые, недуги. Среди них - откровенное неприятие всего "нашего". Как оказалось, некоторые "товарищи", в основном из Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока, получив в руки образцы "нашего" оружия, стали представлять чрезвычайно серьезную угрозу для самой Америки. В общем, дело с мертвой точки наконец сдвинулось. Одна из известных издательских компаний, специализирующаяся на всевозможных симуляторах (это я о NOVALOGIC) выдала на гора новый продукт с незамысловатым названием - MIG-29 FULCRUM. Иностранное слово на букву "фэ" - это вовсе не ругательство, а официальное наименование этого самолета NATO.

Так вот, с сего момента любой, кому до зубной боли надоело виртуально изменять своему исчезнувшему отечеству на американских или английских самолетах, может освободить на своем винчестере двести мегабайт и установить туда эту новую игру.

Хочу сразу заметить, что разочарованными вы не останетесь. Ибо складывается такое впечатление, что полетный симулятор авторы решили создать буквально в послед-

ний момент, а до того творческий коллектив в поте лица "рисовал" обычный трехмерный шутер. Во всяком случае алгоритм прорисовки земной поверхности явно позаимствован оттуда. Это надо видеть. При включении режима "вид сзади сверху" создается полное впечатление игры не на персональном компьютере весьма средней мощности, а на высококачественном специализированном игровом автомате. Прекрасные текстуры. Реалистичные рельефы. Блестящее серебро рек в долинах. Снег на вершинах высоких гор. Разноцветная разметка не только на взлетных полосах, но даже на рулежных дорожках. Алгоритм текстурирования прекрасно справляется и с визуализацией таких динамичных объектов, как те же самолеты. На них видны не только стандартные опознавательные знаки, но и всякий неуставной арт, эмблемы эскадрилий и даже местами эмоциональные девизы типа "За Родину" и тому подобное.

Нельзя не отметить и совершенно своеобразный подход к имитации процесса управления виртуальным самолетом. Обычный, настоящий, пилот в полете вовсе не занимается внимательным рассмотрением всех приборов, которыми буквально нашпигована кабина. Хотя, если дело того требует, важнейшую роль могут играть даже мельчайшие детали. Так вот, в MIG-29 FULCRUM процесс организован в точном соответствии с этим. В случае такой необходимости виртуальный пилот имеет возможность увеличить определенные элементы оборудования кокпита для лучшего его восприятия. Правда, к этому еще привыкнуть нужно, ибо разработчики постарались по максимуму сохранить "родную" символику, которая используется на настоящем МиГ-29.

Не осталась в стороне и уникальность пилотажных характеристик этого самолета. Мало того, что он умеет очень и очень быстро летать, гораздо резвее своих заокеанских аналогов, так он еще и обладает совершенно фантастической аэродинамикой. Конструкторы машины даже придумали, как использовать в воздушном бою тот факт, что МиГ-29 оборудован двумя турбинами. Благодаря возможности мгновенного наращивания тяги каждой турбины по отдельности самолет может совершать вообще невозможные ранее фигуры высшего пилотажа. Правда, в игре MIG-29 FULCRUM для этого придется непременно обзавестись хорошим (желательно программируемым) джойстиком и потратить достаточно много времени на самообучение. Зато потом сам черт вам будет не брат. Это актуально еще и потому, что техника пилотирования виртуального самолета в точности копирует настоящий, в котором нельзя просто нажать какую-нибудь одну кнопицу и, например, мгновенно выровнять почти неуправляемую машину. Полагаю, это в особенности понравится сторонникам многопользовательского режима. Тем более, что в кабине нет какого-нибудь простого прибора, который бы показывал воздушную обстановку, что называется, "на пальцах". На войне как на войне, господа. Полезли в кокпит - не прикидывайтесь чайниками.

Между прочими, игру MIG-29 FULCRUM тестировал не кто-нибудь, а Юрий Приходько. Для тех, кто не в курсе, объясняю: Юрий Приходько является ведущим пилотом-испытателем конструкторского бюро МиГ и налетал на этой машине не одну сотню часов. Хотя в самой игре этот момент лучше воспринимать с определенной долей иронии. Дело в том, что во время тренировочных миссий каждого, кто сидит за штурвалом, компьютер упорно именует мистером Приходько. При этом делается сие на чистейшей английской "мове", точнее на специальном ее подвиде - армейском сленге. Таким образом, услышав в конце любой фразы из центра управления полетами, слово "роджер", не следует искать этого самого Роджера. Это не фамилия, не имя и даже не кодовая кличка какого-либо начальника. Слово "роджер" в английской и американской армиях означает "конец связи". В сочетании с исконно "нашей" фамилией пилота картина выглядит довольно потешно.

Но в целом игра получилась что надо. Отлично смотрится и, что там скрывать, быстро захватывает. Правда, она и времени отнимает порядком...

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета