Битва "летучих голландцев"

Как говаривал незабвенный почтальон Печкин, почта бывает полевая, а бывает - морская. Я это к тому, что индустрия виртуальных развлечений уделяла массу внимания буквально всему - от глубокого космоса в далеком будущем до возведения величайших империй в далеком прошлом. А вот морю разработчики электронных игр практически ничего не посвящали. Иногда среди шутеров и эрпэгэшек мелькнет, словно одинокий метеор в черном бархате ночного неба, редкая и совершенно одинокая игра "о море", например симулятор подводной лодки. Так как почти каждый такой проект уникален, то его авторам практически не на что опереться, как, например, в военных стратегиях реального времени, которых уже тьма-тьмущая, и настоящий хит можно выпустить, просто собрав все хорошее и постаравшись не допустить всего плохого, что уже допущено у конкурентов. С морем дела обстоят куда сложнее, ибо разработчики вынуждены продираться буквально на ощупь, так как мы все, по большей части, существа сухопутные, а посему в морских делах не слишком хорошо сведущие...

Так вот, после пристального тестирования MAN OF WAR II, изданной STRATEGY FIST INC, складывается впечатление, что с момента появления "первой" MAN OF WAR разработчики проекта все же не удосужились не только лично взобраться на борт линкора "ВИКТОРИЯ" (флагманский корабль адмирала Нельсона, выставлен в качестве музея в Лондоне), но почитать хотя бы одну военно-историческую книгу о морских сражениях восемнадцатого века. Перерабатывая игру, они попытались просто улучшить то, что, на их взгляд, можно было усовершенствовать без кардинальной переработки всего исходного кода. Как и MAN OF WAR, действие MAN OF WAR II происходит в восемнадцатом веке в бурных водах Атлантического океана аккурат в тот период, когда британские колонии в Америке решили малость пересмотреть вопрос собственной государственности и объявили метрополии войну. Общеизвестно, что Великобритания считалась владычицей морей, значит настоящая победа в той войне ковалась не на суше под дробь полковых барабанов, а в клубах порохового дыма бортовых залпов фрегатов и линкоров. Программисты из STRATEGY FIST INC отразили сей момент просто тем, что, кроме отдельного корабля в MAN OF WAR II, теперь можно сразу вступить в должность командующего дивизией или даже сразу адмирала флота. Разница заключается в том, что чем выше пост, тем больше боевых кораблей попадает под ваше командование. И, собственно, на этом все. Разве что ваша виртуальная биография будет пополняться не только записями о количестве выпитого грога в береговых тавернах, но еще и отметками о боевых наградах и, возможно, возведенных в вашу честь памятников.

Откровенно говоря, после детального обсуждения в Интернет всех достоинств и недостатков MAN OF WAR лично я ожидал, что разработчики постараются замечания общественности хоть как-то учесть. Увы, этого не произошло. В MAN OF WAR II появилась лишь поддержка сети, и единовременно вы может покомандовать аж тридцатью двумя кораблями. В остальном игра производит довольно мистическое впечатление. Вы стоите на палубе совершенно безлюдного корабля и отдаете приказы, которые, тем не менее, выполняются. Прямо "летучий голландец" какой-то, а не боевая единица US NAVY. Самое веселое в этом деле то, что на мачтах вашего корабля абсолютно нет никаких парусов, как, впрочем, и рей, к которым они крепятся. А раз нет ни парусов, ни рей, значит незачем иметь и такелаж (так называется причудливая паутина всяческих концов и канатов, которые густо опутывают любое парусное судно). Нет даже вант, благодаря которым на паруснике крепятся мачты. Однако стоит отдать какую-либо команду, как из динамиков раздаются бравые выкрики о готовности ее выполнить. Мистика!

С командами дела также обстоят не самым лучшим образом. С незапамятных времен считается, что капитан на судне - это первый человек после Бога, его слово - Закон, не подлежащий обсуждению. Однако в MAN OF WAR II об этой традиции, похоже, никто не подозревает. Канониры, например, могут по совершенно непредсказуемой причине отказаться стрелять в противника даже тогда, когда он проходит буквально в пяти саженях от вашего борта и когда даже слепой не промахнется. Хотя кое в чем их понять можно, ибо разработчики игры MAN OF WAR II не потрудились каким бы то ни было образом обозначить сектор орудийной стрельбы и максимальную дальность выстрела. Вам придется проиграть ни одну схватку, пока не научитесь определять сей важный параметр на глаз. Между прочим, не один десяток "ласковых" слов я приберег для разработчиков MAN OF WAR II и по поводу корабельного арсенала. В игре пушки стреляют ТОЛЬКО ядрами и ничем больше, причем исключительно холодными, а значит вы не имеете возможности поджечь противника или лишить его парусов, тем самым уменьшив скорость хода противника. Для человека понимающего подобное упрощение сравнимо разве что с низведением шахмат до уровня игры в поддавки. Во всяком случае, в реальной жизни легкие фрегаты в Карибском море нередко топили испанские галионы (10-20-кратное огневое превосходство огромных галионов компенсировалось лучшей маневренностью легких фрегатов, что давало им решающее превосходство, особенно после того, как удавалось снести одну-две мачты), а MAN OF WAR II в подобной ситуации проигрывает фрегат, так как галион подавляет его пушечным огнем.

Не меньше нареканий в MAN OF WAR II вызывает отсутствие толковой системы ориентирования по ветру. Судить о том, куда он дует и с какой скоростью движется корабль, можно лишь по направлению вым-пелов на мачтах противника и только на основании субъективной оценки разницы между вашей скоростью и ходом противника. Вам придется очень и очень попотеть, чтобы хоть худо-бедно освоить азы сей непростой науки.

В целом же MAN OF WAR II является достаточно интересной игрой, но лишь для ценителей жанра, согласных на некоторые очевидные огрехи смотреть сквозь пальцы, например, на отсутствие в MAN OF WAR II хоть какой-нибудь цели всех этих морских сражений. Дело в том, что игра просто генерирует некоторое количество тактических ситуаций либо предлагает повторить определенное число сражений, имевших место быть на самом деле. Но даже если вам удастся выиграть подряд несколько битв, исторически проигранных, то это все равно ничего не изменит в глобальном раскладе событий. Таким образом, MAN OF WAR II становится привлекательной лишь для тех, кто ценит сам процесс, а не конечный результат. Возможно это не так уж и плохо, но в канун двадцать первого века все же хочется чего-то большего, чем аскетически бедной игры в "потопи себе британца".

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета