По следам публикаций
Статья "MP3 очередной шаг в развитии аудио-технологий" (N№8 КГ) получила достаточно оживленный отклик среди читателей КГ. Аудио-коллекции имеют практически все пользователи компьютеров со средствами мультимедиа, поэтому любая информация на эту тему представляет известный интерес. Среди полученной почты я отобрал несколько характерных вопросов и попытался на них ответить.
Какое место по качественным оценкам занимает MP3 наряду с другими форматами и превосходит ли он формат ADPCM? Есть мнение, что последний звучит лучше.
ADPCM имеет в настоящее время распространение не менее широкое, чем MP3. Диски с записью в этом формате появились даже несколько раньше и широко представлены в торговле. MP3 более популярен в среде пользователей, которые предпочитают проводить оцифровку самостоятельно. Я не занимался корректным тестированием этих форматов с использованием одной и той же фонограммы при различных параметрах оцифровки, но субъективно MP3 оставляет лучшее впечатление. ADPCM не сильно "жалеет" высокие частоты.
Другие аудио форматы весьма многочисленны, достаточно открыть диалог "Сохранить как" любого аудио-редактора - и вы увидите обильную россыпь различных файловых расширений.
Их описание трудно представить в кратком виде. Это тема отдельной большой статьи.
При подготовке материала не ставилась цель сравнительного анализа существующих мультимедийных форматов, поскольку они мирно уживаются между собой. Выбор того или иного - дело вкуса, и каждый пользователь ПК сам выбирает предпочтения.
Другое дело используемые средства - компьютер или музыкальный центр? Еще несколько лет назад такой вопрос не ставился вообще. Сегодня тенденции развития мультимедиа скорее говорят о том, что в недалеком будущем сравнение будет не в пользу традиционных средств.
Именно на этом главный акцент публикации.
Каковы различия между форматами MP1, MP2, MP3?
Это и есть степень сжатия, при которой достигается качество, близкое к аудиокомпакт-диску. Layer 1 обеспечивает его на уровне 384 kBit/c, MP2 и MP3 соответственно 192-256 и 112-192 kBit/c. Layer4 - 96 kBit/c.
Существуют и алгоритмические различия.
Начиная с уровня 2, предусмотрена возможность сохранения в сжатом виде многоканальной записи, до ее сведения, что может быть существенно для профессиональных пользователей. Форматы не имеют принципиальных различий, хотя каждый последующий уровень привносит дополнительные элементы в алгоритм кодирования записи. Все они совместимы для воспроизводящих программ в порядке возрастания индекса.
Более подробное описание алгоритма MP3, по сравнению с представленным ранее, выглядит следующим образом:
- разделение сигнала на две копии;
- исключение из первой высокочастотных и низкочастотных составляющих на границах диапазона;
- исключение замаскированных составляющих в области рабочих частот (слабый сигнал в сочетании с сигналом большой амплитуды с незначительным частотным расхождением);
- разложение на частотные составляющие и анализ преобразованной и исходной копии на предмет предсказуемости для упрощения последующего кодирования текущего участка;
- сведение стерео сигнала в моно на тех составляющих, для которых такая операция допустима. Это относится к высшим гармоникам (стерео эффект ощущается только в средней и низкочастотной областях спектра), а также в случаях, когда разница в каналах незначительна;
- перераспределение объемов цифровых данных между каналами. Если для кодирования сигнала в одном канале требуется значительно меньше данных, то эта область используется для другого канала. Ситуация возможна при более слабом уровне сигнала одного из каналов либо при отсутствии сигнала в нем;
- окончательное сжатие по алгоритму Huffman, который используется в кодировании достаточно давно.
Исходная запись компакт-диск в формате WAV. Почему при конвертировании треков программой SoloH получаются файлы, в которых слышен только шум?
Наиболее вероятная причина - несовпадение форматов входных файлов.
В отличие от других форматов, WAV наименее строгий и описывает только формат заголовка, за которым может быть что угодно. Наиболее распространенный WAV формат компакт-дисков - ADPCM 22050 Гц 4 бит. Непосредственно использовать его для конвертирования программой SoloH невозможно. WAV файлы ADPCM 22050 Гц 4 бит необходимо перезаписать в виде PCM 44100 Гц 16 бит с тем же расширением WAV.
Это можно сделать с использованием программы "Фонограф" либо какого-нибудь музыкального редактора.
С другой стороны, файлы на компакт-дисках, как правило, уже неплохо сжаты, возможно, еще сильнее, чем MP3, который вы желаете получить. Поэтому стоит ли проводить их конвертирование, если при этом нет выигрыша в плотности записи, тем более, дополнительное преобразование из формата в формат качество не улучшает.
В чем причина периодических щелчков после копирования треков на HDD и как их устранить?
Весьма распространенная причина - старый компакт-диск. Лучше всего просто не использовать такие диски. Возможны и другие причины, например, шум винчестера. В моей практике был случай, когда щелчки наблюдались при копировании фонограммы на диск "С:" и пропадали при копировании на диск "D:". Естественно, речь идет не о партициях, а о физически разных дисках.
Причины появления помех могут быть достаточно разнообразны. Потенциальными источниками являются: блок питания, CD-привод, винчестер. Невысокое качество какого-либо из этих компонентов, их взаимное расположение, наличие других периферийных устройств могут вызвать повышенный фон, шум либо импульсные помехи.
Если избавиться от помех не удается, можно попытаться устранить их аудио-редактором. Поводом тому могут быть не только помехи. В процессе работы программа WinDac автоматически нормирует уровень записи по пиковому значению и в некоторых случаях делает это не оптимально. Иногда наблюдается искажения АЧХ (подъем уровня в области средних либо высоких частот). Эти нехитрые искажения желательно устранить до этапа конвертирования.
После инсталляции программа WinDac не подает никаких признаков жизни. Какие требуются для нее настройки?
Программа WinDac в настройках не нуждается. Во всех известных мне случаях она начинала работать сразу после установки. Наиболее вероятная причина - старый CD-привод. CD должен поддерживать команду Read Long (чтение RAW секторов диска). Если это не так, то копирование необходимо выполнять на другом компьютере или заменить привод (желательно не в антикварном магазине).
Сергей Андросенков
Какое место по качественным оценкам занимает MP3 наряду с другими форматами и превосходит ли он формат ADPCM? Есть мнение, что последний звучит лучше.
ADPCM имеет в настоящее время распространение не менее широкое, чем MP3. Диски с записью в этом формате появились даже несколько раньше и широко представлены в торговле. MP3 более популярен в среде пользователей, которые предпочитают проводить оцифровку самостоятельно. Я не занимался корректным тестированием этих форматов с использованием одной и той же фонограммы при различных параметрах оцифровки, но субъективно MP3 оставляет лучшее впечатление. ADPCM не сильно "жалеет" высокие частоты.
Другие аудио форматы весьма многочисленны, достаточно открыть диалог "Сохранить как" любого аудио-редактора - и вы увидите обильную россыпь различных файловых расширений.
Их описание трудно представить в кратком виде. Это тема отдельной большой статьи.
При подготовке материала не ставилась цель сравнительного анализа существующих мультимедийных форматов, поскольку они мирно уживаются между собой. Выбор того или иного - дело вкуса, и каждый пользователь ПК сам выбирает предпочтения.
Другое дело используемые средства - компьютер или музыкальный центр? Еще несколько лет назад такой вопрос не ставился вообще. Сегодня тенденции развития мультимедиа скорее говорят о том, что в недалеком будущем сравнение будет не в пользу традиционных средств.
Именно на этом главный акцент публикации.
Каковы различия между форматами MP1, MP2, MP3?
Это и есть степень сжатия, при которой достигается качество, близкое к аудиокомпакт-диску. Layer 1 обеспечивает его на уровне 384 kBit/c, MP2 и MP3 соответственно 192-256 и 112-192 kBit/c. Layer4 - 96 kBit/c.
Существуют и алгоритмические различия.
Начиная с уровня 2, предусмотрена возможность сохранения в сжатом виде многоканальной записи, до ее сведения, что может быть существенно для профессиональных пользователей. Форматы не имеют принципиальных различий, хотя каждый последующий уровень привносит дополнительные элементы в алгоритм кодирования записи. Все они совместимы для воспроизводящих программ в порядке возрастания индекса.
Более подробное описание алгоритма MP3, по сравнению с представленным ранее, выглядит следующим образом:
- разделение сигнала на две копии;
- исключение из первой высокочастотных и низкочастотных составляющих на границах диапазона;
- исключение замаскированных составляющих в области рабочих частот (слабый сигнал в сочетании с сигналом большой амплитуды с незначительным частотным расхождением);
- разложение на частотные составляющие и анализ преобразованной и исходной копии на предмет предсказуемости для упрощения последующего кодирования текущего участка;
- сведение стерео сигнала в моно на тех составляющих, для которых такая операция допустима. Это относится к высшим гармоникам (стерео эффект ощущается только в средней и низкочастотной областях спектра), а также в случаях, когда разница в каналах незначительна;
- перераспределение объемов цифровых данных между каналами. Если для кодирования сигнала в одном канале требуется значительно меньше данных, то эта область используется для другого канала. Ситуация возможна при более слабом уровне сигнала одного из каналов либо при отсутствии сигнала в нем;
- окончательное сжатие по алгоритму Huffman, который используется в кодировании достаточно давно.
Исходная запись компакт-диск в формате WAV. Почему при конвертировании треков программой SoloH получаются файлы, в которых слышен только шум?
Наиболее вероятная причина - несовпадение форматов входных файлов.
В отличие от других форматов, WAV наименее строгий и описывает только формат заголовка, за которым может быть что угодно. Наиболее распространенный WAV формат компакт-дисков - ADPCM 22050 Гц 4 бит. Непосредственно использовать его для конвертирования программой SoloH невозможно. WAV файлы ADPCM 22050 Гц 4 бит необходимо перезаписать в виде PCM 44100 Гц 16 бит с тем же расширением WAV.
Это можно сделать с использованием программы "Фонограф" либо какого-нибудь музыкального редактора.
С другой стороны, файлы на компакт-дисках, как правило, уже неплохо сжаты, возможно, еще сильнее, чем MP3, который вы желаете получить. Поэтому стоит ли проводить их конвертирование, если при этом нет выигрыша в плотности записи, тем более, дополнительное преобразование из формата в формат качество не улучшает.
В чем причина периодических щелчков после копирования треков на HDD и как их устранить?
Весьма распространенная причина - старый компакт-диск. Лучше всего просто не использовать такие диски. Возможны и другие причины, например, шум винчестера. В моей практике был случай, когда щелчки наблюдались при копировании фонограммы на диск "С:" и пропадали при копировании на диск "D:". Естественно, речь идет не о партициях, а о физически разных дисках.
Причины появления помех могут быть достаточно разнообразны. Потенциальными источниками являются: блок питания, CD-привод, винчестер. Невысокое качество какого-либо из этих компонентов, их взаимное расположение, наличие других периферийных устройств могут вызвать повышенный фон, шум либо импульсные помехи.
Если избавиться от помех не удается, можно попытаться устранить их аудио-редактором. Поводом тому могут быть не только помехи. В процессе работы программа WinDac автоматически нормирует уровень записи по пиковому значению и в некоторых случаях делает это не оптимально. Иногда наблюдается искажения АЧХ (подъем уровня в области средних либо высоких частот). Эти нехитрые искажения желательно устранить до этапа конвертирования.
После инсталляции программа WinDac не подает никаких признаков жизни. Какие требуются для нее настройки?
Программа WinDac в настройках не нуждается. Во всех известных мне случаях она начинала работать сразу после установки. Наиболее вероятная причина - старый CD-привод. CD должен поддерживать команду Read Long (чтение RAW секторов диска). Если это не так, то копирование необходимо выполнять на другом компьютере или заменить привод (желательно не в антикварном магазине).
Сергей Андросенков
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 1999 год в рубрике мультимедиа :: разное