Сон про Геркуланию

Приходилось ли вам играть в игру, сюжет которой затем преследовал вас в ваших мыслях даже спустя несколько месяцев после того, как вы ее полностью прошли? При том, что мне, как обозревателю, приходится смотреть великое множество игр, это случается совсем не часто. Обычно, завершив разбор очередной игры, я тут же погружаюсь в другую работу, и предыдущие впечатления немедленно выветриваются из головы. В наше время навороченных аудиовизуальных примочек создается впечатление, что сюжет это нечто совершенно вторичное, и покупатели не ожидают, что компьютерные игры хоть как-то могут задеть их за живое, как это могут сделать книги или даже кинофильмы.

Однако, с тех пор как я смог взглянуть на Morpheus от Soap Bubble Productions, мне никак не удавалось выбросить из головы сюжет этой игрушки. Я могу вам сказать совершенно честно, что это вещь наиболее овладевающая вашим сознанием; это, несомненно, самая захватывающая компьютерная сказка, которую мне доводилось видеть. И это также - зловещая история, которую не попытались раскрасить компьютерными прибамбасами-украшалками, которая имеет особую мистическую связь с тем, что у вас находится в самых дальних закоулках сознания, куда вам самим заглядывать не очень-то хочется без особой надобности, что я и почувствовал, только запустив ее. Теперь же, когда Piranha Interactive выпустила финальный релиз игры, я вернулся к ней и прошел ее по новой. И, играя, я испытывал совсем не "дежа вю", которое бывает у вас, когда вы гоняете со скуки в давно пройденные игры, я был попросту вновь по уши вовлечен в тот невероятный сон, который являет собой эта игра.

Однажды уже это сказав, я попросту вынужден буду повториться, что игра затрагивает ваши глубинные переживания, даже и мои. Ни одного из персонажей игры ни в коей мере нельзя назвать трогательным: вы встречаетесь со слегка деформированным мальчиком, который учиняет кровавую расправу над своими бывшими мучителями, жестокую девицу, забавляющуюся красочным садизмом над маленькими детками, вызывающим жалость и недоумение бывшим актеришкой, жестоким и самодостаточным профессиональным боксером - и этот списочек можно продолжать и продолжать... Каждый из этих персонажей - идеален в своем уродстве! Для некоторых слабонервных и впечатлительных геймеров элементы психологического насилия могут даже показаться чересчур сильными, несмотря на их привычность к компьютерным зубодробиловкам с насилием чисто физическим. Я больше чем уверен, что детям будут сниться кошмары, даже если они будут наблюдать за ходом игры через плечо играющего. И, несмотря на все это, искусная нить повествования где-то да затрагивает суть вашего внутреннего человеческого чувства, называемого гуманизмом.

В игре вас знают под именем Матвея Холмса Младшего, исследователя Арктики, который пытается расследовать случившееся несколько десятилетий назад исчезновение своего отца в районе полярной шапки. Ход событий развивается в точности по тому сценарию, как это когда-то произошло с его отцом: он отбивается от поисковой партии во время бурана и оказывается заблудившимся на много дней, пока, дойдя до полного истощения, не впадает в состояние, когда уже не может отличить бред от яви. И в это самое время посреди темной ледяной тверди на горизонте появляется мистический замороженный корабль под названием Herculania. И по мере исследования им этого корабля, по мере знакомства с его странным населением, он начинает осознавать ту жуткую цепочку обстоятельств, которая прошла через их жизни и которая послужила причиной смерти его отца.

Мне очень сильно понравилось медленное разворачивание сюжета. Как только вы попадаете на борт корабля, вы сначала пытаетесь действовать очень прямолинейно, для того чтобы выяснить, где собака зарыта. Затем вы попадаете все глубже внутрь корабля, в роскошные каюты и помещения, и вам кажется, что "Титанику" можно спрятаться перед этим великолепием. А в конце концов вы освобождаетесь из его пределов и попадаете в индивидуальный сон каждого из шести главных персонажей. С каждым существенным продвижением вперед, с каждым успехом, задачи, которые встают перед вами, становятся все более и более сложными, хотя вы начинаете понимать, что есть какие-то три вещи, которые вам кажутся все более взаимосвязанным между собой.

Сюжеты в таких играх, как эта, очень неоднозначны и требуют для осмысления серьезных размышлений. Игры типа MYST, к которым относится и Morpheus, несомненно, требуют невероятно больших затрат для того, чтобы они были реализованы именно так, как следует. И комбинация этих условий делает такие продукты большой редкостью на переполненных прилавках компьютерных магазинов. Однако Glenn Dean, глава Soap Bubble Productions, имеет совершенно четкое видение того, что именно они хотели выпустить; он и его небольшая команда напряженно работали более 4-х лет над производством этого трехмерного произведения искусства, которое у нас есть шанс пощупать ручками.

Не боясь конкуренции с фирмой Cyan (создатель MYST), графически игра создана превосходно. Это первая игра, в которой я наблюдаю наиболее полное использование всех ресурсов Apple's QuickTime 3.0, что делает возможным воспроизвести блистательную серию очень реалистичных анимаций и спецэффектов. В то время как большинство разработчиков, подобно леммингам, тупо рулят в направлении 3D видео-акселераторов, эта технология ни в коей мере не может даже приблизиться к вышеуказанной как в плане реализации текстур, так и архитектур, что действительно является насущной необходимостью в играх такого жанра.

Как в MYST или Riven (но не Journeyman Project 3: Legacy of Time), взаимодействия с другими людьми в этой игре нет совсем. В то время, как одни на это жалуются, мне сдается, что именно это очень хорошо помогает создать в игре атмосферу невыносимой таинственности, от которой мороз по коже дерет. Как и во сне, здесь вы никогда не можете быть уверены на все сто, что происходящее с вами реально, а что только снится. Вы можете идентифицировать кто есть кто на Геркулании только по малейшим намекам или попав в их сон. И последняя вещь, которая только подчеркивает все вышесказанное, - диалоги с множеством альтернатив для разговоров с этими эксцентричными персонажами.

Morpheus графически реализован лучше всего, что мне ранее доводилось видеть у игр этого жанра, он практически лишил короны первенства знаменитую Riven. То, что ставит Morpheus особняком от всех подобных игр-конкуентов, - это невероятное количество художественной и технической фантазии при ее реализации: использование перспективы, симметрии и цвета произведено на высочайшем уровне и с максимальным использованием всех потенциальных возможностей (что не случайно, поскольку Glenn Dean - профессиональный художник).

Иначе говоря, игра не просто хочет выглядеть реалистично, она выглядит эстетически реалистичной, приносящей удовольствие для глаз своей изысканной архитектурной выстроенностью. В качестве примера хочется упомянуть двери в корабле, прорисованные в очень сочных и почти вибрирующих красках, так, что хочется постоять возле них и полюбоваться их вычурным дизайном. Другой пример - сцена приближения к водопаду из пещерного туннеля, от вида которой даже дух захватывает. Реализация диалогов произведена в манере, напоминающей 7th Guest, что мне показалось довольно эффективным. Прорисовка деталей каждой сцены просто изумительная, гораздо более тщательная, чем в любой другой игре, имеющейся сегодня на прилавках, несмотря на широкое разнообразие графических движков на текущий момент.

Единственный минус здесь - графическое разрешение, к сожалению, только 640x480, что не позволяет смотреть сцены в полноэкранном режиме, если вы вручную не уменьшите разрешение экрана до этого уровня, и глубина регулировки цветов в 16 бит, что также требует изменения разрешения вручную. На моем компьютере автоматическая регулировка разрешения, для многих пользователей было бы гораздо удобнее, если бы игра делала это сама. Конечно, несколько лет назад пользователям к такому было не привыкать, но сегодня, конечно, такого происходить не должно совсем.

Более простой и интуитивный интерфейс нужно хорошо поискать. Мышка - единственное средство управления, и вам не нужно запоминать неуклюжие комбинации кликов и нажатий на клавиатуре (что случается довольно часто в таких играх), а просто прокликивать путь в роскошнейшей обстановке игры. Когда нужно предпринимать нестандартные действия, курсор сам изменяется нужным образом, чтобы на это указать. 360-градусный обзор и плавность движений позволяют вам концентрировать внимание только на том, куда вы идете и что вы видите, и здесь нет, как в MYST, никаких резких притормаживаний и застывших кадров, как нет и растерянного поиска искомых объектов, представленных на экране небольшой кучкой пикселов. Система меню скуповата, но в высшей мере элегантна и позволяет без потери времени сохранять и грузить игру.

Симметрии графической в игре соответствует симметрия в головоломках. Весь мой опыт, заработанный годами решений таких задачек, не помешал мне получить массу удовольствия от развязывания этих умных и логически сложных и запутанных заданий. Все они органично привязаны к сюжету, и приятно признать, что они, кроме того, помогают в понимании сюжета игры, ее персонажей и их взаимоотношений. Они не вызывают впечатления случайных или искусственных вкраплений в игру, как это кажется в 7th Guest. Ни одна из них не требует от вас подобрать какую-то вещь в одном мире и использовать ее в другом, как в The Journeyman Project 3: Legacy of Time. И когда вы решаете головоломку, вы ощущаете неподдельную гордость в отношении качества вашего серого вещества, чему ни в коей мере не мешает отсутствие прессинга во времени и способность экспериментировать с вариантами ответов.

И действительно, эта игра предоставляет возможность открытого, нелинейного исследования обстановки, что мне всегда очень сильно нравится. Например, нет никакой разницы, в какой очередности вы будете исследовать сны-миры персонажей. К сожалению, здесь также присутствует большой технический ляпсус, который не позволяет игре получить высшую оценку в этой области. В релизе есть глюк по вине плохо записанного файла на одном из компактов, что произошло при заводской записи, который приводит к зависанию машины (правда, Piranha срочно выпустила заплату).

Игровой звук выполнен прекрасно, и каждое действие получает интригующий звуковой отклик. Говоря о дверях (никак отойти от них не могу!), мне понравился звук, когда они открываются. Однако Riven все еще здесь сохраняет пальму первенства, что и следует признать. Голоса в Morpheus реализованы очень хорошо с точки зрения передачи специфики эксцентрических персонажей в эксцентрических ситуациях, причем я никак не могу сказать, что актеры переигрывают, что встречается в играх почти повсеместно.

Музыка заднего плана полностью соответствует переменам настроений, она роскошная, она овладевает вашим настроением настолько, насколько это делает и графика игры. Здесь присутствует скрытый намек, некая недомолвка, что прекрасно соответствует атмосфере сновидения, присутствующей в игре. Она никогда не отвлекает вас от игрового процесса, органично вписываясь в нее подобно и головоломкам. И мелодии действительно потом долго звучат у вас в голове...

Как по моим запросам, Morpheus в отношении сложности - игра идеальная. Одним из ее аспектов является то, что если вы запутались, то у вас есть масса совершенно прозрачных намеков, что нужно делать, а также реальная возможность нахождения решения. Здесь у меня развилось определенного рода доверие, что я всегда смогу найти разгадку, и Morpheus никогда не поставит меня в безвыходное положение. Мне даже показалось, что дизайнеры игры испытывали скорее некое сочувствие по отношению к игроку, а не что-то вроде "Ну а здесь как мы заставим их вспотеть?" Для новичков игра не покажется до такой степени сложной, что они откажутся от нее сразу же, а ветеранам компьютерных сражений она не покажется легким куском. Что касается искусственного интеллекта, то, наверное, и говорить не стоит, что в играх такого типа он не нужен совсем.

Пройдя за последние несколько месяцев игрушку аж два раза (а в релизе присутствуют довольно значительные улучшения по сравнению с бетой), должен признаться, что я серьезно заболел этой игрой. Я бы оценил ее как одну из самых моих любимых игр этого жанра, среди таких монстров, как MYST/Riven от Cyan или Obsidian от SegaSoft. В то время как ужастики не являются моим любимым жанром, великолепная графика и звуковое сопровождение, заметно высокий уровень технического исполнения, обращение к глубоким внутренним переживаниям человека и прекрасно разработанные персонажи делают эту игрушку очень привлекательной в моих глазах. Я с удовольствием присуждаю ей "приз своих симпатий", надеясь, что после этого мне, наконец-то, приснится уже хоть что-то поприличнее...

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета