Карты стареют, карты дешевеют...

Во всяком минусе есть свои плюсы - так на одесский манер можно прокомментировать ситуацию на рынке графических акселераторов. Массу переживаний вызывает то, что чипсеты нового поколения появляются уже два раза в год. Попробуй тут разберись, что лучше, а с чем в лужу сядешь.

Но, если задуматься, то и в этой неразберихе есть светлая сторона. Скажите, можно ли, по большому счету, безоговорочно объявить устаревшим графический чипсет, который совсем еще недавно провозглашали грандиозным технологическим достижением и претендентом на лидерство? Стоит ли так спешить, ведь мы все еще работаем с теми же приложениями, развлекаемся теми же игрушками, что и полгода назад. Достаточный ли повод, чтобы судорожно искать возможность апгрейда?

Ведь чем чревато приобретение сверхновой видеоплаты? Во-первых, цена таких новинок совершенно очевидным образом завышена. Расчет производителя - хорошенько заработать в момент, когда спросом управляет реклама, а не трезвый расчет. Во-вторых, почти всегда приходится сталкиваться с недоделками в драйверах и поддержке новых технологий со стороны приложений. Лазить каждую неделю в Интернет в поисках обновлений драйверов не так уж интересно.

С другой стороны, этих недостатков лишены платы, на которые производитель уже не делает ставки. Они, подешевев вдвое, остаются достаточно производительными для наших программ. Если не хочешь, чтобы цена компьютера вылетела за допустимые пределы, старайся сэкономить на каждой комплектующей. Естественно, не жертвуя надежностью. Но ведь "старые" платы в этом отношении тоже выигрывают. По крайней мере, у них уже сложилась репутация и с ними нет риска нарваться на неведомые никому приключения.

Ускоритель ACorp ST-Savage
На эти философствования меня подвигла плата ST-Savage от компании ACorp, которую мне недавно дали протестировать. Устроив после испытаний перекур, я задумался, чем же хороша эта плата.

Как видно из названия, построена она на базе чипсета S3 Savage3D, который уже уступил место своему братцу Savage4 и не в состоянии по производительности состязаться на равных с новинками от nVIDIA. Что и подтвердили тесты. Но плата эта мне понравилась. Вот я и задумался - чем?

Сверхъестественных разрешений она не поддерживает, хотя и оснащена 8 мегабайтами SGRAM-памяти. В инструкции, кстати, с разрешениями напутали, так и не поймешь, сколько можно по максимуму выжать из этой платы (утверждение, что она имеет 1780-мегагерцевый RAMDAC - очевидная опечатка, на самом деле в чипсет S3 Savage3D встроен 250-мегагерцевый RAMDAC). Факт, что поддерживаемых разрешений более чем достаточно для 17-, а тем более 15-дюймового дисплея.

128-битовый энжин 2D- и 3D-графики, поддержка AGP 2Х и видео - к этому тоже уже все привыкли. Так чем же эта плата мне приглянулась?

Минусы

Драйверы с прилагаемого компакта стали легко. Найди их на диске удалось тоже без проблем. Правда, это, судя по результатам тестирования, не самая последняя версия, оптимизированная под DirectX 6. Более свежих драйверов под рукой не оказалось, так что по скорости ACorp ST-Savage в группу лидеров попасть шансов не имела.

Другие минусы связаны с комплектацией. О на диво небрежно подготовленной инструкции я уже говорил. Книжечка на дюжину страниц скорее всего не окажется вам полезной ни при изучении возможностей платы, ни при установке драйверов к ней, ни при поиске причин неисправностей (правда, я не столкнулся ни с какими проблемами). Убогость инструкции компенсируется опытом, поскольку платы на S3 Savage3D в руки попадали не раз.

Ускоритель ACorp ST-Savage снабжен видеовыходом, позволяющим подключить телевизор и использовать его большой экран для игр или просмотра DVD-фильмов. Приятная особенность, прежде всего для домашних пользователей. Подпортить ее может отсутствие в комплекте видеокабелей.

Плюсы

Если бы о плате ACorp ST-Savage нечего было больше сказать, она бы не произвела на меня приятного впечатления. Так что теперь перечислю ее положительные черты.

Да, это не чемпион по производительности. Но и не самая дорогая игрушка. Если у геймера не затрепещет сердце от возможностей этой платы, то и от цены на нее колени не подломятся. Конкурируя по стоимости с популярной у нас платой ASUS V3000 на чипсете nVIDIA RIVA 128, ACorp ST-Savage во многом у нее выигрывает. Уступая по производительности, ST-Savage укомплектована гораздо более приятными драйверами (хотя и не самыми последними). Например, чего стоит только отсутствие проблем с яркостью изображения в OpenGL-играх, от которых волком воют обладатели плат на RIVA?

В целом качество 3D-графики в исполнении ACorp ST-Savage оставило у меня очень приятное впечатление. Если сравнивать, то оно ближе всего платам на чипсетах от 3Dfx. Картинка чистая, четкая и прозрачная, поэтому играть - одно удовольствие.

Нельзя также забывать, что ACorp ST-Savage поддерживает технологию сжатия текстур S3TC, которая вошла в DirectX 6. Приложения, поддерживающие эту технологию, смогут воспользоваться текстурами, содержащими значительно больше подробностей. Возрастает также пропускная способность канала между графическим процессором и памятью. Можно в 3D-сценах просто использовать в несколько раз больше текстур обычного размера. Технология S3TC, которая впервые была реализована в чипсете Savage3D, выглядит перспективной.

Если попытаться охарактеризовать плату ACorp ST-Savage в двух словах, то надо сказать, что это недорогая и совсем еще не устаревшая безнадежно плата, использовать которую лучше всего в домашних компьютерах. Невысокая производительность компенсируется отличным качеством 3D-графики и возможностью подключения телевизора, особенно актуальной в преддверии нашествия DVD-фильмов. Хотелось бы, правда, получить в комплекте больше свежего софта и видеокабели. Да и инструкция нормальная не помешала бы.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 1999 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета