А мы монстров не боимся!

Битва титанов - вообще любимое развлечение человечества. И в политике, и в маркетинге, и на отдыхе. Очень приятно наблюдать за происходящим со стороны. Можно также щегольнуть перед окружающими знанием подоплеки конфликта. Но, пожалуй, только компьютер позволяет принять непосредственное участие в драке, не рискуя при этом оказаться расшибленным в лепешку так и не заметившими вашего присутствия тяжеловесами.

Думаете, чего это меня понесло? Да все очень просто. Подвернулась возможность протестировать плату Diamond MonsterSound MX300. Если вы следите за событиями на рынке мультимедиа, то, конечно, уже заметили, что серьезная борьба развернулась между компаниями Diamond Multimedia и Creative Labs. Обе фирмы претендуют на звание лидеров на рынке мультимедийных плат для персональных компьютеров. Стоит одной из них выпустить что-нибудь новенькое, как немедленно следует ответ конкурента.

При этом есть и отличия. Creative, как известно, больше внимания уделяет звуковым платам, в каковой области и преуспела. Особенно после того, как прикупила фирмы Ensoniq и Cambridge SoundWorks. В свою очередь, Diamond довольно успешно давит противников на рынке графических акселераторов. Но и аудиокартами не брезгует, понимая, что многие пользователи хотели бы получить полный мультимедиа-комплект из одних рук. В этом есть резон: во-первых, можно избежать конфликтов и нестыковок при подключении плат друг к другу, а во-вторых, гораздо легче искать свежие драйверы, утилиты и разную полезную информацию. Впрочем, и Creative предлагает законченные мультимедийные наборы.

Познакомившись с новинкой от Creative - аудиоакселератором So-und Blaster Live!, я не мог упустить возможности проверить в деле главного конкурента этой платы - выпущенной Diamond для жаждущих геймеров звуковой карты MonsterSound MX300, делающей трехмерный окружающий звук реальностью.

Возможности MonsterSound MX300
Этот аудиоакселератор построен на чипсете Aureal Vortex AU8830, представляющем второе поколение технологии позиционного 3D-звучания А3D, поддержанной многими ведущими разработчиками игровых программ. Кажется, даже само название этой платы говорит о ее назначении - позволить вам услышать, откуда доносятся издаваемые монстрами звуки. То есть MonsterSound MX300 ориентирована на геймеров, предпочитающих не пассивные стратегии, а подвижные стрелялки, леталки, гонялки... - в общем, старающихся больше шевелить руками, чем извилиной.

Рассказ о технологии А3D не вписывается в рамки жанра этой статьи. Если кто о ней еще ничего не знает, скажу лишь, что А3D основана на психоакустических принципах и позволяет точно разместить в окружающем слушателя пространстве энное количество источников звука (говорят, до 16 звуковых 3D-потоков). Исходящие от них звуки программно суммируются, а за счет задержек и прочих ухищрений удается с помощью наушников или четырех колонок сымитировать для вас реальную обстановку. Вторая версия А3D, поддерживаемая MonsterSound MX300, с этой задачей справляется лучше, в том числе помогая обнаружить, выше или ниже вас расположен источник звука, даже когда он быстро движется.

Использование шины PCI дает возможность не оснащать MonsterSound MX300 памятью большой емкости для хранения MIDI-таблиц. Вычислительная мощность аудиочипа AU8830, применение режима Bus Mastering позволяют одновременно микшировать до 96 цифровых аудиопотоков. Нагрузка на центральный процессор компьютера при этом невелика, на каждый поток требуется не более 0.05% его времени. Это важно для динамичных игр, в которых процессор занят еще просчетом быстро меняющейся графики и обработкой команд от устройств ввода. В результате повышается чувствительность джойстика или мышки, растет скорость обновления картинки на экране.

Плата MonsterSound MX300 поддерживает стандарт Dolby Digital (АС-3), используемый в фильмах и музыкальных записях на DVD-дисках. Отсутствие DVD-привода не дало мне проверить, как это выглядит на практике, но данная возможность в ближайшем будущем станет очень актуальной. Единственное, что для этого, наверное, потребуется, - акустическая система 5.1, включающая пять сателлитных колонок и сабвуфер. Для их подключения Diamond предлагает плату-расширитель МХ50, но в стандартном комплекте MonsterSound MX300 ее нет.

В современных играх, особенно в 3D-шутерах, MIDI-синтезиро-ванный звук используется очень редко. Плата MonsterSound MX300 оснащена 64-голосым табличным MIDI-синтезатором, поддерживающим в дополнение к 64 аппаратным голосам еще 256 программных. Общее число голосов, таким образом, достигает 320. Поддерживается технология загрузки волновых таблиц DLS 1.0. Однако музыкантам эту плату рекомендовать не возьмусь - разозлятся и поколотят.

Достоинства и недостатки

Предназначенная для войны с монстрами и прочими титаническими врагами плата Diamond MonsterSound MX300 страдает рядом недостатков, ограничивающих ее применение в "смежных" областях.

Например, если вы увлекаетесь цифровой музыкой "хай-энд", вам потребуются цифровые входы и выходы S/PDIF, на MonsterSound MX300 почему-то отсутствующие. Это суровый минус, который отвратит от неплохой по характеристикам платы серьезных меломанов. Но, с другой стороны, для воспроизведения с компакта саундтреков в качестве музыкальной подложки к игре ее возможностей хватает с избытком. Как и для проигрывания все более популярной МР3-музыки.

Плата MonsterSound MX300 обеспечивает прекрасное для непрофессиональной аппаратуры воспроизведение частот в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Субъективные испытания показали, что она прекрасно справляется со всем слышимым диапазоном. Немного, пожалуй, занижен уровень высоких частот, но на то есть встроенный графический эквалайзер.

Кстати, в комплекте с MonsterSound MX300 поставляется шикарный софт. Управление звуком сконцентрировано в апплете, значок которого появляется после инсталляции на System Tray. Там собраны буквально все функции, необходимые как для прослушивания музыки, так и для наслаждения 3D-стрелялками. Причем есть возможность на тестах проверить настройку карты.

Кроме того, с MonsterSound MX300 на компакте с драйверами приходит программа-плейер MediaWorks 98. Скажу вам честно, что из подобных программ она обладает едва ли не самым приятным интерфейсом, к тому же позволяет воспроизводить не только звуковые, но и видеофайлы, автоматически сканирует винчестеры на предмет обнаружения мультимедийных данных, проигрывает компакт-диски и оснащена очень красивым микшером.

Уровень шумов у MonsterSound MX300 несколько выше, чем у Sound Blaster Live!, к тому же плата не располагает встроенным усилителем и к ней необходимо подключать активные колонки. Уровень сигнала на выходах настолько мал, что его еле хватает на наушники. Лишенные же усилителя колонки просто молчат.

И пару слов о входах-выходах. У MonsterSound MX300 нет цифровых входов и выходов, зато есть полный джентльменский набор аналоговых. Для внутренних устройств предназначены стереоконнекторы CD и AUX (для MPEG-карты), а также моноразъем под модем с речевыми функциями. На внешней колодке платы присутствует неизменный разъем MIDI/ джойстик, линейный и микрофонный входы, два линейных стереовыхода для фронтальной и тыловой пары колонок. Разумеется, передние колонки лучше брать с сабвуфером. Умиляет то, что все гнезда, включая разъем джойстика, позолочены.

Резюме

Не возьмусь предсказать, кто победит в схватке Diamond и Creative. Плата MonsterSound MX300 немного дешевле (она стоит уже меньше $70), но у Sound Blaster Live! лучше характеристики и больше возможностей для подключения высококачественной звуковой аппаратуры, включая цифровые каналы. С другой стороны, технология А3D 2.0, реализованная в MonsterSound MX300, способна покорить сердца геймеров и пока опережает EAX 2.0, применяемую Creative.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 1999 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета