Creative Labs SBLive!
Скажите, вы верите в то, что дешево - хорошо не бывает? Это поверье очень широко распространено. Я не придерживаюсь его, так как знаю достаточно много правильных и эффективных решений за очень небольшую цену... Тем не менее, я был немало удивлен, когда получил в свое распоряжение новое изделие от Creative Labs - звуковую плату под несколько претенциозным названием SBLive!. Именно так - с восклицательным знаком.
Дело я имел с младшей версией новобранца - SBLive! Value, купленной за 88$ (комплект ОЕМ, то есть предназначенный для встраивания в компьютер специалистами компьютерных фирм). Цена комплекта ОЕМ заметно ниже обычного, так как отсутствует коробка, всяческие навороты в виде демо-игрушек и т. п. В комплекте нет ничего лишнего: только сама плата в защитном металлизированном пакетике, два компакт-диска с программным обеспечением да инструкция пользователя.
Итак, что же из себя представляет SBLive? Конструктивно - это печатная плата небольших размеров, предназначенная для установки в PCI слот. На SBLive! Value миниджековые гнезда, используемые для подключения внешних устройств, выполнены из пластмассы разных цветов. Судя по всему, это сделано для облегчения жизни пользователя. Но мое эстетическое чувство такое попугайское разноцветье не обрадовало. Помимо обычного 15-контактного разъема MIDI/Game порта, на планке имеется четыре гнезда - линейный вход, вход для микрофона, линейный выход и выход для тыловых громкоговорителей, тоже линейный. Поскольку микрофонный усилитель на подобного класса устройствах, в силу своего низкого качества, может интересовать музыканта в самой малой степени, то этот вход из первоначального рассмотрения был выведен. Зато неожиданным подарком оказалось большое количество разъемов для внутренних подключений. Помимо традиционных разъемов для аналоговых источников сигналов, сразу же обратил на себя внимание вход, обозначенный как CD_Digital In, а также целая колодка джамперов, на которую выведены сигналы в формате SPDIF. Отрадным оказался тот факт, что расписание контактов этой колодки нашлось в руководстве пользователя. Это позволило сразу же смастерить из подручных средств - заглушки-брэкета, пары тюльпанов (разъемов типа RCA) и витой пары проводов - стандартные разъемы SPDIF для использования цифровых входов и выходов. Если вы сочтете необходимым повторить такой способ расширения функциональных возможностей платы, то не забудьте проложить изолирующую прокладку между металлом заглушки и металлическим корпусом тюльпанов, так как наличие контакта между землей платы и корпусом компьютера нежелательно в связи с увеличением уровня помех.
Для того чтобы разместить в компьютере SBLive, я удалил из него свои Terratec EWS 64 XL и AWE 64 Gold, хотя для установки новичка место нашлось бы и без этих изъятий, так как на линейке PCI-слотов у меня живет только видеоадаптер. Сделал я это для того, чтобы избежать "конфликта ресурсов", традиционно осложняющего жизнь владельцам IBM PC. После включения и обычной процедуры инсталляции драйверов с прилагаемого компакт-диска, SBLive заработал без каких-либо проблем. Из приложенных программ я проинсталлировал только тот минимум, который необходим для управления платой. Убедившись, что плата функционирует нормально, я восстановил Terratec EWS 64 на законном месте. Никаких конфликтов не произошло, и я вздохнул с облегчением.
Что же изменилось в моей персональной студии в результате замены AWE 64 Gold на SBLive? Первый приятный вывод - я не потерял абсолютно ничего, приобретя взамен много полезного. Во-первых - синтезатор с расширенными возможностями, во-вторых - дополнительные входы и выходы SPDIF для подключения внешнего оборудования, в-третьих - существенное повышение качества звучания, в-четвертых - прекрасный процессор эффектов. Впрочем, по порядку...
В отличие от AWE 64 Gold, которую теперь наконец-то имеет смысл отправить на заслуженную пенсию, синтезатор SBLive выполнен на новом чипе EMU-10K1. По сведениям, которые удалось разыскать в Интернет, этот чип представляет из себя специализированный DSP (Digital Signal Processor) с производительностью 1000 mips и внутренним 32-битным представлением данных с фиксированной запятой. Такая большая вычислительная мощность существенно расширила возможности синтезатора, и, в результате, получилось устройство совершенно другого уровня, хотя преемственность поколений полностью сохранилась. То есть новый синтезатор базируется на тех же самых банках Sound Font (файлы с расширением sf2), что и AWE 32/64. По поводу этого формата следует сказать несколько слов особо.
Помимо того, что у многих музыкантов, практиковавших на AWE 32, накопились солидные запасы звуков (в моих закромах, например, хранится этого добра на 2,5 гигабайта), этот формат становится форматом общения между синтезаторными платформами различных производителей. С недавних пор его поддерживают Pinnacle и Apex (при использовании редактора пэтчей Everest 1.47), а также программный синтезатор Reality 1.5.
Кроме того, для Terratec EWS 64 XL я нашел утилитку, позволяющую конвертировать банк из формата Sound Font. Да еще и фирма Creative Labs (чьим подразделением является E-mu) лицензировала этот формат для третьих фирм, и можно ожидать увеличения числа синтезаторов, совместимых с ним. Но все же главное в том, что E-mu выпустила на рынок полупрофессиональных устройств новое изделие на том же самом чипе EMU-10K1. Речь идет о системе E-mu Audio Production Studio, состоящей из 20-разрядной звуковой платы и модуля расширения. Синтезатор в APS базируется на том же самом формате Sound Font. Мне удалось опробовать эту систему и ее описание я постараюсь представить вашему вниманию в ближайшее время. Понятно, что фирма-производитель намерена поддержать APS соответствующими звуками. В комплекте APS есть демо-банки высокого качества, содержащие звуки таких модулей, как Proteus, Planet Phatt, Vintage Keys... Так что перспективы синтезатора у SBLive весьма радужные.
Теперь о возможностях нового синтезатора. Первое, что бросается в глаза, - полифония возросла до 64 голосов, а мультитембральность до 32 инструментов. Так как в протоколе MIDI содержится ограничение числа каналов (16) для одного устройства, синтезатор разбит на две секции, которые появляются как независимые порты в Cakewalk, Cubase и других программах. Помимо аппаратного синтезатора, в этих портах появляется также програм-мный синтезатор, который доводит общую мультитембральность с учетом внешнего интерфейса до 128. А в новых версиях драйверов, которые можно скачать с сайта www.sblive.com, количество голосов этого дополнительного синтезатора доведено до 512! Тем не менее, качество программного синтезатора не произвело на меня сильного впечатления и детальное знакомство с ним я решил отложить.
Другим качественно важным свойством этого синтезатора является то, что он базируется на новой технологии хранения сэмплов. Если в платах предыдущего поколения (с ISA интерфейсом) для хранения синтезаторных пэтчей необходимо было устанавливать дополнительную память, то теперь рабочие сэмплы хранятся в оперативной памяти компьютера. Стало это возможно благодаря применению интерфейса PCI, пропускная способность которого позволяет получить высокую скорость доступа к звуковым данным. Причем, в отличие от программных синтезаторов (например Reality), которые тоже сохраняют свои звуки в оперативной памяти компьютера, формирование звука производится звуковой платой и меньше нагружает центральный процессор. Очевидные выгоды этого решения таковы:
- уменьшается суммарная стоимость системы, так как компьютерная память общего назначения дешевле специализированной, требовавшейся для плат предыдущего поколения;
- эффективность использования памяти гораздо выше, так как память можно перераспределять для решения разных задач, в то время как раньше память звуковой платы использовалась только для синтеза звука;
- сняты ограничения на объем памяти под сэмплы. Например, на моем компьютере со 128 мегабайтами, ресурсом для сэмплов по умолчанию является область в 64 мегабайта. При необходимости, это значение можно изменить;
- время загрузки банка в память синтезатора резко сократилось - банк объемом в 26,5 мегабайт загружался у меня чуть дольше 5 секунд!
Надо сказать, что это техническое решение стало доступным Creative Labs благодаря стратегическому ходу этой компании в области бизнеса. Ноу-хау приобретено вместе с его разработчиком - фирмой Ensoniq, ставшей теперь подразделением Creative Labs. Это должно уберечь в будущем от всяческих споров и исков, которые, как известно, время от времени сотрясают компьютерно-музыкальный мир. Характерно, что этот прием продемонстрирован уже вторично - в свое время E-mu таким же макаром стала частью могучей империи Creative Labs. И именно совмещение технологий от Ensoniq и E-mu в одном изделии породило возможность нового технического прорыва в области недорогого, но качественного звукового оборудования.
Предварительное прослушивание инструментов удобно производить с виртуальной клавиатуры, на которой можно выбрать банк, пэтч, контроллер. Отрадно, что проигрывать звук можно не только мышью, но и с обычной внешней MIDI клавиатуры. Этого очень недоставало в панели управления синтезатором AWE 32. Правда, как недостаток я бы отметил то, что управление из двух окон - не самый удобный способ. Лучше бы загрузка банков и клавиатура были бы сосредоточены в одной программной утилитке, а внешняя клавиатура не отключалась при деактивации окна виртуальной клавиатуры.
В комплекте к карточке отсутствовал редактор пэтчей для сэмплера, но уже имевшийся у меня редактор Vienna 2.3 оказался пригодным для всех устройств, работающих в стандарте Sound Font. Ничего нового, за исключением этой возможности, новая версия не получила, кроме способности выходить в редактор сэмплов (например, Sound Forge) прямо из окна редакции пользовательского сэмпла.
Существенной частью любого синтезатора является процессор эффектов - SBLive в этом смысле не подкачал. Его FX-Engine выглядит весьма современно. Функционально, обработка сделана общей для всех аудиоисточников - MIDI, Audio, Mixer. При помощи панели управления (рис.2) можно не только выбрать подходящий к случаю тип обработки из имеющихся пресетов, но нарулить и собственный эффект, сохранив все в пользовательском пресете. Типы обработок - реверберация, хорус, задержка, частотный сдвиг (Frequency Shifter), смещение высоты тона, дисторшн, фленджер, кольцевой модулятор, авто-вау. Так как структура внутреннего устройства синтезатора задается микропрограммой, то логично ожидать появления новых эффектов. Например, новая версия драйверов, скачанная из Интернет, пополнила этот перечень новичком под названием Vocal Morpher.
Количество настраиваемых параметров в каждом эффекте велико и позволяет воздействовать на структуру задержанного сигнала посредством таких регулировок, как диффузия, ранние отражения и т. п. (рис. 3). Как всегда, у развитой техники есть оборотная сторона - разобраться сходу с тонкостями настройки непросто, но после некоторого привыкания новые возможности доставили настоящее удовольствие. Например, полностью решена проблема обеспечения комфортного звука для исполнителя в процессе записи вокальных или гитарных партий. Я предпочитаю писать в аудиотрек "сухой" сигнал, чтоб иметь больше возможностей при сведении, а исполнителю нужно слышать в момент исполнения свой голос или гитару во всей красе, что очень важно. В Terratec EWS 64 XL, с которой я работал до сих пор, такая возможность тоже имеется, но вот качество эффектов ниже всякой критики, так что я ими не пользовался. Для мониторинга в процессе записи раньше я использовал систему из микшеров и ревербератора Alesis Midiverb. Новая плата позволила полностью отказаться от этой системы.
По материалам статьи Евгения Петрова
Дело я имел с младшей версией новобранца - SBLive! Value, купленной за 88$ (комплект ОЕМ, то есть предназначенный для встраивания в компьютер специалистами компьютерных фирм). Цена комплекта ОЕМ заметно ниже обычного, так как отсутствует коробка, всяческие навороты в виде демо-игрушек и т. п. В комплекте нет ничего лишнего: только сама плата в защитном металлизированном пакетике, два компакт-диска с программным обеспечением да инструкция пользователя.
Итак, что же из себя представляет SBLive? Конструктивно - это печатная плата небольших размеров, предназначенная для установки в PCI слот. На SBLive! Value миниджековые гнезда, используемые для подключения внешних устройств, выполнены из пластмассы разных цветов. Судя по всему, это сделано для облегчения жизни пользователя. Но мое эстетическое чувство такое попугайское разноцветье не обрадовало. Помимо обычного 15-контактного разъема MIDI/Game порта, на планке имеется четыре гнезда - линейный вход, вход для микрофона, линейный выход и выход для тыловых громкоговорителей, тоже линейный. Поскольку микрофонный усилитель на подобного класса устройствах, в силу своего низкого качества, может интересовать музыканта в самой малой степени, то этот вход из первоначального рассмотрения был выведен. Зато неожиданным подарком оказалось большое количество разъемов для внутренних подключений. Помимо традиционных разъемов для аналоговых источников сигналов, сразу же обратил на себя внимание вход, обозначенный как CD_Digital In, а также целая колодка джамперов, на которую выведены сигналы в формате SPDIF. Отрадным оказался тот факт, что расписание контактов этой колодки нашлось в руководстве пользователя. Это позволило сразу же смастерить из подручных средств - заглушки-брэкета, пары тюльпанов (разъемов типа RCA) и витой пары проводов - стандартные разъемы SPDIF для использования цифровых входов и выходов. Если вы сочтете необходимым повторить такой способ расширения функциональных возможностей платы, то не забудьте проложить изолирующую прокладку между металлом заглушки и металлическим корпусом тюльпанов, так как наличие контакта между землей платы и корпусом компьютера нежелательно в связи с увеличением уровня помех.
Для того чтобы разместить в компьютере SBLive, я удалил из него свои Terratec EWS 64 XL и AWE 64 Gold, хотя для установки новичка место нашлось бы и без этих изъятий, так как на линейке PCI-слотов у меня живет только видеоадаптер. Сделал я это для того, чтобы избежать "конфликта ресурсов", традиционно осложняющего жизнь владельцам IBM PC. После включения и обычной процедуры инсталляции драйверов с прилагаемого компакт-диска, SBLive заработал без каких-либо проблем. Из приложенных программ я проинсталлировал только тот минимум, который необходим для управления платой. Убедившись, что плата функционирует нормально, я восстановил Terratec EWS 64 на законном месте. Никаких конфликтов не произошло, и я вздохнул с облегчением.
Что же изменилось в моей персональной студии в результате замены AWE 64 Gold на SBLive? Первый приятный вывод - я не потерял абсолютно ничего, приобретя взамен много полезного. Во-первых - синтезатор с расширенными возможностями, во-вторых - дополнительные входы и выходы SPDIF для подключения внешнего оборудования, в-третьих - существенное повышение качества звучания, в-четвертых - прекрасный процессор эффектов. Впрочем, по порядку...
В отличие от AWE 64 Gold, которую теперь наконец-то имеет смысл отправить на заслуженную пенсию, синтезатор SBLive выполнен на новом чипе EMU-10K1. По сведениям, которые удалось разыскать в Интернет, этот чип представляет из себя специализированный DSP (Digital Signal Processor) с производительностью 1000 mips и внутренним 32-битным представлением данных с фиксированной запятой. Такая большая вычислительная мощность существенно расширила возможности синтезатора, и, в результате, получилось устройство совершенно другого уровня, хотя преемственность поколений полностью сохранилась. То есть новый синтезатор базируется на тех же самых банках Sound Font (файлы с расширением sf2), что и AWE 32/64. По поводу этого формата следует сказать несколько слов особо.
Помимо того, что у многих музыкантов, практиковавших на AWE 32, накопились солидные запасы звуков (в моих закромах, например, хранится этого добра на 2,5 гигабайта), этот формат становится форматом общения между синтезаторными платформами различных производителей. С недавних пор его поддерживают Pinnacle и Apex (при использовании редактора пэтчей Everest 1.47), а также программный синтезатор Reality 1.5.
Кроме того, для Terratec EWS 64 XL я нашел утилитку, позволяющую конвертировать банк из формата Sound Font. Да еще и фирма Creative Labs (чьим подразделением является E-mu) лицензировала этот формат для третьих фирм, и можно ожидать увеличения числа синтезаторов, совместимых с ним. Но все же главное в том, что E-mu выпустила на рынок полупрофессиональных устройств новое изделие на том же самом чипе EMU-10K1. Речь идет о системе E-mu Audio Production Studio, состоящей из 20-разрядной звуковой платы и модуля расширения. Синтезатор в APS базируется на том же самом формате Sound Font. Мне удалось опробовать эту систему и ее описание я постараюсь представить вашему вниманию в ближайшее время. Понятно, что фирма-производитель намерена поддержать APS соответствующими звуками. В комплекте APS есть демо-банки высокого качества, содержащие звуки таких модулей, как Proteus, Planet Phatt, Vintage Keys... Так что перспективы синтезатора у SBLive весьма радужные.
Теперь о возможностях нового синтезатора. Первое, что бросается в глаза, - полифония возросла до 64 голосов, а мультитембральность до 32 инструментов. Так как в протоколе MIDI содержится ограничение числа каналов (16) для одного устройства, синтезатор разбит на две секции, которые появляются как независимые порты в Cakewalk, Cubase и других программах. Помимо аппаратного синтезатора, в этих портах появляется также програм-мный синтезатор, который доводит общую мультитембральность с учетом внешнего интерфейса до 128. А в новых версиях драйверов, которые можно скачать с сайта www.sblive.com, количество голосов этого дополнительного синтезатора доведено до 512! Тем не менее, качество программного синтезатора не произвело на меня сильного впечатления и детальное знакомство с ним я решил отложить.
Другим качественно важным свойством этого синтезатора является то, что он базируется на новой технологии хранения сэмплов. Если в платах предыдущего поколения (с ISA интерфейсом) для хранения синтезаторных пэтчей необходимо было устанавливать дополнительную память, то теперь рабочие сэмплы хранятся в оперативной памяти компьютера. Стало это возможно благодаря применению интерфейса PCI, пропускная способность которого позволяет получить высокую скорость доступа к звуковым данным. Причем, в отличие от программных синтезаторов (например Reality), которые тоже сохраняют свои звуки в оперативной памяти компьютера, формирование звука производится звуковой платой и меньше нагружает центральный процессор. Очевидные выгоды этого решения таковы:
- уменьшается суммарная стоимость системы, так как компьютерная память общего назначения дешевле специализированной, требовавшейся для плат предыдущего поколения;
- эффективность использования памяти гораздо выше, так как память можно перераспределять для решения разных задач, в то время как раньше память звуковой платы использовалась только для синтеза звука;
- сняты ограничения на объем памяти под сэмплы. Например, на моем компьютере со 128 мегабайтами, ресурсом для сэмплов по умолчанию является область в 64 мегабайта. При необходимости, это значение можно изменить;
- время загрузки банка в память синтезатора резко сократилось - банк объемом в 26,5 мегабайт загружался у меня чуть дольше 5 секунд!
Надо сказать, что это техническое решение стало доступным Creative Labs благодаря стратегическому ходу этой компании в области бизнеса. Ноу-хау приобретено вместе с его разработчиком - фирмой Ensoniq, ставшей теперь подразделением Creative Labs. Это должно уберечь в будущем от всяческих споров и исков, которые, как известно, время от времени сотрясают компьютерно-музыкальный мир. Характерно, что этот прием продемонстрирован уже вторично - в свое время E-mu таким же макаром стала частью могучей империи Creative Labs. И именно совмещение технологий от Ensoniq и E-mu в одном изделии породило возможность нового технического прорыва в области недорогого, но качественного звукового оборудования.
Предварительное прослушивание инструментов удобно производить с виртуальной клавиатуры, на которой можно выбрать банк, пэтч, контроллер. Отрадно, что проигрывать звук можно не только мышью, но и с обычной внешней MIDI клавиатуры. Этого очень недоставало в панели управления синтезатором AWE 32. Правда, как недостаток я бы отметил то, что управление из двух окон - не самый удобный способ. Лучше бы загрузка банков и клавиатура были бы сосредоточены в одной программной утилитке, а внешняя клавиатура не отключалась при деактивации окна виртуальной клавиатуры.
В комплекте к карточке отсутствовал редактор пэтчей для сэмплера, но уже имевшийся у меня редактор Vienna 2.3 оказался пригодным для всех устройств, работающих в стандарте Sound Font. Ничего нового, за исключением этой возможности, новая версия не получила, кроме способности выходить в редактор сэмплов (например, Sound Forge) прямо из окна редакции пользовательского сэмпла.
Существенной частью любого синтезатора является процессор эффектов - SBLive в этом смысле не подкачал. Его FX-Engine выглядит весьма современно. Функционально, обработка сделана общей для всех аудиоисточников - MIDI, Audio, Mixer. При помощи панели управления (рис.2) можно не только выбрать подходящий к случаю тип обработки из имеющихся пресетов, но нарулить и собственный эффект, сохранив все в пользовательском пресете. Типы обработок - реверберация, хорус, задержка, частотный сдвиг (Frequency Shifter), смещение высоты тона, дисторшн, фленджер, кольцевой модулятор, авто-вау. Так как структура внутреннего устройства синтезатора задается микропрограммой, то логично ожидать появления новых эффектов. Например, новая версия драйверов, скачанная из Интернет, пополнила этот перечень новичком под названием Vocal Morpher.
Количество настраиваемых параметров в каждом эффекте велико и позволяет воздействовать на структуру задержанного сигнала посредством таких регулировок, как диффузия, ранние отражения и т. п. (рис. 3). Как всегда, у развитой техники есть оборотная сторона - разобраться сходу с тонкостями настройки непросто, но после некоторого привыкания новые возможности доставили настоящее удовольствие. Например, полностью решена проблема обеспечения комфортного звука для исполнителя в процессе записи вокальных или гитарных партий. Я предпочитаю писать в аудиотрек "сухой" сигнал, чтоб иметь больше возможностей при сведении, а исполнителю нужно слышать в момент исполнения свой голос или гитару во всей красе, что очень важно. В Terratec EWS 64 XL, с которой я работал до сих пор, такая возможность тоже имеется, но вот качество эффектов ниже всякой критики, так что я ими не пользовался. Для мониторинга в процессе записи раньше я использовал систему из микшеров и ревербератора Alesis Midiverb. Новая плата позволила полностью отказаться от этой системы.
По материалам статьи Евгения Петрова
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 1999 год в рубрике hard :: sound