И снова князь в поход собрался...
Ну, положим, не совсем князь, но про поход все верно. Едва-едва освоившись на новом континенте, только-только победив французов, потом отделав по первое число англичан, а еще несколько позднее кое-как одолев местные индейские племена, переселенцы из Старого Света, теперь уже величающие себя американцами, к 1862 году решили, что жизнь совершенно скучна и тосклива без какой-нибудь хорошей драки.
На этот раз в качестве достойного повода было решено избрать отношение к чернокожим. Вообще говоря, в те времена их не особо жаловали по всей Америке, но на Юге в основном производили хлопок, что требовало большого количества рабочих рук, потому туда и стали завозить чернокожих рабов. На Севере хлопок не рос, потому там и пришлось развивать, в основном, промышленность, что требовало свободных рабочих рук. Но кто ж станет вдаваться в подобные тонкости? Потому во всех учебниках истории черным по белому написано, что война между Севером и Югом началась из-за неприязни северян к институту рабства.
Но не в этом суть. Главное, что драматические события второй половины XIX века нынче являются неотъемлемым фактом истории США, и до сих пор многие писатели и кинематографисты черпают там свое вдохновение. Одним из его итогов является новая игра NORTH vs SOUTH, совместное творение разработчика Erudition Software и известного издателя I-Magic.
Первое, что бросается в глаза сразу после непродолжительной инсталляции и загрузки первой боевой задачи, это возникновение особого "мейеровского" поджанра в жанре пошаговых стратегий. "Мейеровского" потому, что впервые подобное решение предложил знаменитый Сид Мейер, прославившийся своим проектом "Геттисберг". Отличительной чертой этого стиля является особенная манера управления войсками. Дело в том, что до первой мировой войны буквально все делалось по команде и только четкие слаженные коллективные действия давали шанс одолеть противника. Ружья стреляли медленно и недалеко. Артиллерия также не отличалась ни особой дальнобойностью, ни мобильностью. Таким образом, военные действия весьма сильно напоминали грандиозную шахматную партию, в которой выигрывал тот, кто выбирал поле боя и рациональнее управлялся имеющимися войсками. Именно эту особенность столь блестяще реализовал Сид Мейер, тем самым придав "Геттисбергу" непередаваемое обаяние. Видимо, стиль оказался удачным, прижился и стал примером для подражания.
Во всяком случае NORTH vs SOUTH очень и очень похожа в своих основных чертах на "Геттисберг" Сида Мейера. С одной стороны, она достаточно сложна и запутанна, но с другой, если разобраться в правилах, игра затягивает надолго. Прекрасная графика в сочетании с наличием нескольких масштабов точек зрения позволяет представлять все перипетии как в общем плане, так и в мельчайших деталях. В самом крупном масштабе даже видно, как собирается складками форма на пехотинцах, когда они выполняют строевые приемы, и как их окутывает пороховой дым при стрельбе. Разработчики NORTH vs SOUTH вообще сделали особый упор на подобные мелочи. На экране не просто передвигаются пластмассовые солдатики - у знаменосцев трепещут знамена, для отдачи команды офицер выезжает и поворачивается боком к строю, перед стрельбой артиллерийские расчеты некоторое время вполне правдоподобно суетятся возле своих пушек.
Всего в NORTH vs SOUTH реализовано два десятка наиболее известных сражений войны между Севером и Югом. Однако на самом деле их число как минимум вчетверо больше. Каждое сражение можно пройти как за северян, так и за южан в простом или сложном вариантах. В комплекте к этому прилагается редактор миссий и возможность повоевать по сети и по переписке. Таким образом, на первый взгляд, в NORTH vs SOUTH есть все необходимое для крепкой пошаговой стратегии эпохи гражданской войны в США.
Но, как говорится, в каждой бочке меда всегда найдется башмак бондаря. Есть подобная неприятность и в NORTH vs SOUTH. Ну, положим, строгое следование исторической правде есть важная отличительная черта данного жанрового направления, но не до такой же степени! Даже в жестком режиме действия компьютера достаточно предсказуемы, так как он стремится как можно меньше отклоняться от реальных исторических поступков тех или иных командиров, а потому только ребенок не станет пользоваться тактикой засад, заранее зная почти наверняка, как станет действовать компьютер. Потом, на мой взгляд, авторы уж слишком переборщили в попытке строго следовать идее, предложенной Мейером. Конечно, в тот период все делалось строго по команде, но даже тогда пехота, хотя бы из стремления к выживанию, могла самостоятельно открыть огонь, например по внезапно появившейся атакующей кавалерии противника, а в NORTH vs SOUTH бойцы пытаются защититься разве что от прямого рубящего удара шашкой по голове. Крайне раздражает также невозможность двигать войска в произвольном порядке. Кто, в конце концов, тут главнокомандующий!? Увы, игра позволяет перемещать подразделения исключительно в том порядке, в каком это происходило в истории и никак иначе. Если вы кого-нибудь пропустили по невнимательности или в азарте, то в данном шаге к нему вернуться уже невозможно.
Но самое большое раздражение вызывает звук. Такое впечатление, что разработчики NORTH vs SOUTH попытались обойтись вообще без звуковой карты и реализовать звуковое сопровождение исключительно одним только встроенным динамиком, возможности которого... ну, вы можете себе представить.
В общем, игра получилась неплохая. Достаточно строгая в управлении, но в то же время увлекательная. Некоторые ее недостатки даже местами превращаются в достоинства, ибо частенько кажется, что конкретное сражение оказалось проигранным вовсе не потому, что вы "не тяните" на Наполеона, а по какой-нибудь весьма банальной причине, например, забыли развернуть один ключевой взвод в боевой порядок перед генеральным наступлением. Таким образом, появляется вполне достойный стимул попробовать все сначала. Но все же я бы не рекомендовал NORTH vs SOUTH тем, кто не питает особого пристрастия к данному историческому периоду и к данному географическому месту. Игра-то сделана исключительно на ценителя, который уже добрую сотню раз этот самый Геттисберг как удержал, так и захватил, и его больше интересуют отличия в реализации перипетий гражданской войны в США теми или иными разработчиками.
Александр Запольскис
На этот раз в качестве достойного повода было решено избрать отношение к чернокожим. Вообще говоря, в те времена их не особо жаловали по всей Америке, но на Юге в основном производили хлопок, что требовало большого количества рабочих рук, потому туда и стали завозить чернокожих рабов. На Севере хлопок не рос, потому там и пришлось развивать, в основном, промышленность, что требовало свободных рабочих рук. Но кто ж станет вдаваться в подобные тонкости? Потому во всех учебниках истории черным по белому написано, что война между Севером и Югом началась из-за неприязни северян к институту рабства.
Но не в этом суть. Главное, что драматические события второй половины XIX века нынче являются неотъемлемым фактом истории США, и до сих пор многие писатели и кинематографисты черпают там свое вдохновение. Одним из его итогов является новая игра NORTH vs SOUTH, совместное творение разработчика Erudition Software и известного издателя I-Magic.
Первое, что бросается в глаза сразу после непродолжительной инсталляции и загрузки первой боевой задачи, это возникновение особого "мейеровского" поджанра в жанре пошаговых стратегий. "Мейеровского" потому, что впервые подобное решение предложил знаменитый Сид Мейер, прославившийся своим проектом "Геттисберг". Отличительной чертой этого стиля является особенная манера управления войсками. Дело в том, что до первой мировой войны буквально все делалось по команде и только четкие слаженные коллективные действия давали шанс одолеть противника. Ружья стреляли медленно и недалеко. Артиллерия также не отличалась ни особой дальнобойностью, ни мобильностью. Таким образом, военные действия весьма сильно напоминали грандиозную шахматную партию, в которой выигрывал тот, кто выбирал поле боя и рациональнее управлялся имеющимися войсками. Именно эту особенность столь блестяще реализовал Сид Мейер, тем самым придав "Геттисбергу" непередаваемое обаяние. Видимо, стиль оказался удачным, прижился и стал примером для подражания.
Во всяком случае NORTH vs SOUTH очень и очень похожа в своих основных чертах на "Геттисберг" Сида Мейера. С одной стороны, она достаточно сложна и запутанна, но с другой, если разобраться в правилах, игра затягивает надолго. Прекрасная графика в сочетании с наличием нескольких масштабов точек зрения позволяет представлять все перипетии как в общем плане, так и в мельчайших деталях. В самом крупном масштабе даже видно, как собирается складками форма на пехотинцах, когда они выполняют строевые приемы, и как их окутывает пороховой дым при стрельбе. Разработчики NORTH vs SOUTH вообще сделали особый упор на подобные мелочи. На экране не просто передвигаются пластмассовые солдатики - у знаменосцев трепещут знамена, для отдачи команды офицер выезжает и поворачивается боком к строю, перед стрельбой артиллерийские расчеты некоторое время вполне правдоподобно суетятся возле своих пушек.
Всего в NORTH vs SOUTH реализовано два десятка наиболее известных сражений войны между Севером и Югом. Однако на самом деле их число как минимум вчетверо больше. Каждое сражение можно пройти как за северян, так и за южан в простом или сложном вариантах. В комплекте к этому прилагается редактор миссий и возможность повоевать по сети и по переписке. Таким образом, на первый взгляд, в NORTH vs SOUTH есть все необходимое для крепкой пошаговой стратегии эпохи гражданской войны в США.
Но, как говорится, в каждой бочке меда всегда найдется башмак бондаря. Есть подобная неприятность и в NORTH vs SOUTH. Ну, положим, строгое следование исторической правде есть важная отличительная черта данного жанрового направления, но не до такой же степени! Даже в жестком режиме действия компьютера достаточно предсказуемы, так как он стремится как можно меньше отклоняться от реальных исторических поступков тех или иных командиров, а потому только ребенок не станет пользоваться тактикой засад, заранее зная почти наверняка, как станет действовать компьютер. Потом, на мой взгляд, авторы уж слишком переборщили в попытке строго следовать идее, предложенной Мейером. Конечно, в тот период все делалось строго по команде, но даже тогда пехота, хотя бы из стремления к выживанию, могла самостоятельно открыть огонь, например по внезапно появившейся атакующей кавалерии противника, а в NORTH vs SOUTH бойцы пытаются защититься разве что от прямого рубящего удара шашкой по голове. Крайне раздражает также невозможность двигать войска в произвольном порядке. Кто, в конце концов, тут главнокомандующий!? Увы, игра позволяет перемещать подразделения исключительно в том порядке, в каком это происходило в истории и никак иначе. Если вы кого-нибудь пропустили по невнимательности или в азарте, то в данном шаге к нему вернуться уже невозможно.
Но самое большое раздражение вызывает звук. Такое впечатление, что разработчики NORTH vs SOUTH попытались обойтись вообще без звуковой карты и реализовать звуковое сопровождение исключительно одним только встроенным динамиком, возможности которого... ну, вы можете себе представить.
В общем, игра получилась неплохая. Достаточно строгая в управлении, но в то же время увлекательная. Некоторые ее недостатки даже местами превращаются в достоинства, ибо частенько кажется, что конкретное сражение оказалось проигранным вовсе не потому, что вы "не тяните" на Наполеона, а по какой-нибудь весьма банальной причине, например, забыли развернуть один ключевой взвод в боевой порядок перед генеральным наступлением. Таким образом, появляется вполне достойный стимул попробовать все сначала. Но все же я бы не рекомендовал NORTH vs SOUTH тем, кто не питает особого пристрастия к данному историческому периоду и к данному географическому месту. Игра-то сделана исключительно на ценителя, который уже добрую сотню раз этот самый Геттисберг как удержал, так и захватил, и его больше интересуют отличия в реализации перипетий гражданской войны в США теми или иными разработчиками.
Александр Запольскис
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных