Не спешите ставить точку

align="right"> За последние годы компания ASUSTeK Computer, Inc. заметно прибавила и сегодня претендует на звание крупнейшего в мире поставщика комплектующих для персональных компьютеров. Особенно это заметно на нашем рынке, где материнские платы и графические ускорители ASUS предлагаются большинством фирм. Вообще, очень интересно наблюдать за реальным предложением на рынке, сопоставляя его с вихрем анонсов и новинок, появляющихся что ни день. Например, возьмем такой бурно развивающийся сектор, как 3D-ускорители. На переднем крае сегодня компании 3Dfx, ATI, S3, nVIDIA, Matrox - они неустанно разрабатывают и выпускают новые графические чипсеты, создают технологии, обещающие стать панацеей от всех проблем, преследующих трехмерную графику.

Совсем недавно ATI, S3 и 3Dfx объявили о выпуске очередных чипсетов, то есть открыли новый виток "гонки вооружений". Не знаю, как скоро появятся у нас в продаже платы на Rage 128, Savage4 и Voodoo3, но думаю, что раньше лета мы их не увидим. Или первые образцы будут не по карману большинству пользователей. Что же делать - ждать?

А зачем? Сегодня в продаже и так хватает весьма солидных ускорителей. Предыдущее поколение акселераторов, на котором спешат поставить крест производители чипсетов, не только еще не ушло с рынка, напротив, переживает самый расцвет. Цены упали до приемлемого даже при скромном бюджете уровня. Решено большинство проблем с драйверами, преследующих все продукты с момента рождения. Наконец, только-только удалось разобраться, какие платы для каких задач подходят лучше.

Инерционность реального рынка играет роль буфера между разработчиками самых передовых решений и технологий и несчастными покупателями, которым те постоянно морочат голову своими анонсами. И надо не сетовать на то, что новинки запаздывают, а радоваться, что можно купить проверенные продукты. Такие, скажем, как

Графический ускоритель ASUS AGP-V3100T

Вернемся к ASUS. Она на днях выпустила новый графический ускоритель AGP-V3100T, которого пока нет даже на Web-сайте компании. Многие поморщатся, узнав, что эта плата построена на чипсете S3 Savage3D - тоже мне, скажут, новинка. И тем не менее это новый продукт, который, как мне кажется, придется ко двору многим пользователям.

Что из себя представляют графические платы на Savage3D, многие из вас, наверное, уже знают. На всякий случай коротко напомню об основных отличиях этого чипсета. Главное из них - поддержка технологии сжатия текстур S3TC, разработанной компанией S3 и поддержанной Microsoft в DirectX 6.

Сжатие текстур

Эта технология призвана решить две проблемы. С одной стороны, она позволяет применять в 3D-играх и прикладных программах текстуры большего размера и с большей степенью детализации. Благодаря сжатию текстуры в графической памяти занимают в шесть раз меньше места, значит, можно увеличить их число и улучшить проработку мелких деталей. Отсюда выигрыш в качестве изображения.

В то же время S3TC поднимает производительность трехмерной графики. Кому-то это утверждение покажется абсурдным, ведь на компрессию-декомпрессию текстур уходит дополнительное время, но на самом деле оно верное. Алгоритмы сжатия в Savage3D реализованы аппаратно, то есть работают с максимальной скоростью. С другой стороны, сжатие позволяет за единицу времени передать по шине AGP гораздо больше текстур благодаря уменьшению их объема в килобайтах. Отсюда рост производительности, так как на обмен с памятью - подкачку текстур - графический акселератор расходует не меньше времени, чем на расчеты.

Другие плюсы

Среди других отличий чипсета Savage3D и, следовательно, платы ASUS AGP-V3100T - 128-разрядные вычисления 2D-, 3D-, GUI- и DirectDraw-графики; полная поддержка шины AGP 2Х, которой не могли похвастаться первые AGP-ускорители; поддержка воспроизведения видеозаписей VCD (MPEG-1) и DVD (MPEG-2); возможность использования в 3D-графике видеотекстур в формате MPEG-2.

На плате ASUS AGP-V3100T установлено 8 мегабайт быстродействующей памяти SGRAM, доступ к которой осуществляется по шине с частотой не 100, а 125 МГц. Встроенный 250-мегагерцевый RAMDAC - цифроаналоговый преобразователь, отвечающий за вывод цифровых данных из кадрового буфера карты на аналоговый монитор - обеспечивает поддержку разрешений до 1,600 х 1,200 пикселов при частоте кадровой развертки 85 Гц.

Однако при наиболее популярном сегодня разрешении 1,024 х 768 пикселов видеоплата AGP-V3100T не поддерживает частоту кадровой развертки свыше 85 Гц, что является ее существенным (и необъяснимым) недостатком. Дело в том, что не редкость 17-дюймовые мониторы, способные показывать картинку при таком разрешении с частотой 100 и 105 Гц. Чем больше частота кадров, тем выше качество картинки и меньше отрицательное влияние на глаза пользователя.

Компания ASUS, кстати, выпускает две модификации нового акселератора на Savage3D - карту AGP-V3100T с видеовыходом (на снимке) и AGP-V3100TV, отличающуюся наличием видеовхода. Плата ASUS AGP-V3100TV, как мне кажется, представляет больший интерес для наших пользователей. Как-никак, это недорогая графическая плата, среди прочего предоставляющая возможность ввода и оцифровки видео с приличным качеством. В этом плане ее ближайшие конкуренты - выпускаемые той же ASUS платы AGP-V3000TV на RIVA 128 и AGP-V3400TV на RIVA TNT. Первая порядком устарела, работает медленнее, да и качества такого не дает. Вторая лучше, но и ощутимо дороже. С учетом этого AGP-V3100TV - почти золотая середина.

Производительность

Что платы на чипсете Savage3D не претендуют на первые места в рейтингах по быстродействию, знает сегодня даже ребенок. Вот и ASUS AGP-V3100T - типичное среднее и по стоимости, и по скорости решение.

Тестирование производительности AGP-V3100T при работе с двумерной графикой с помощью пакета Winbench 97 подтвердило это наблюдение. Как и следовало ожидать, показатели этой графической карты ненамного отличались от полученных при тестировании Viewtop Titan-5000, также изготовленной на Savage3D. Примерно таким же быстродействием обладают акселераторы на базе i740. Немного большую скорость для бизнес-приложений демонстрируют платы на Voodoo Banshee. Это все платы практически одной ценовой группы, и неудивительно, что они близки по производительности. ASUS AGP-V3400 на RIVA TNT и в деловых, и в профессиональных приложениях показывает значительно более высокую скорость.

Проверка производительности ASUS AGP-V3100T для трехмерной графики принесла сюрприз. Совершенно неожиданно для меня ускоритель повторил рекорд, недавно поставленный в моих тестах Gigabyte GA-630 на Voodoo Banshee. Измеренное по 3D Winbench98 быстродействие Direct3D-графики для AGP-V3100T составило 1,040 - на 17% больше, чем у ASUS AGP-V3400. Однако в реальных условиях (как, по крайней мере, показала игра Turok) AGP-V3100T откатилась назад, заняв положение между Gigabyte GA-630 и AGP-V3400TNT.

Впрочем, показатели быстродействия, изучать которые так приятно по диаграммам, на практике, оказывается, не так уж заметно влияют на то, как приятно работать с приложениями Windows или играть в 3D-игры. Более важным, особенно для плат средней ценовой группы, я считаю удобство конфигурирования и хорошую программную поддержку.

Драйверы и софт

Как обычно, плата от ASUS производит приятное впечатление еще на стадии ее извлечения из красивой коробки. На свет Божий вываливается мануал - не очень пухлый, но очень подробный, - за ним три компакта. На одном - драйверы и DirectX 6, на другом - программный DVD-плейер DVD Express от MediaMatics, на третьем - 3D-леталка Incoming от Rage Software.

Установка драйверов автоматизирована, к тому же она подробно описана в инструкции. Проблем возникнуть не должно. Поставив DVD-плейер, вы сможете смотреть фильмы с DVD-дисков (конечно, если у вас есть DVD-ROM). Интерфейс у этой программы удобный и оформлен красиво.

В общем, поставить плату ASUS AGP-V3100T и работать с ней нетяжело и даже приятно. Драйверы просты в управлении. Единственное, что может вызвать затруднение, - настройки для 3D-режима. Их немного, и разобраться с ними помогает встроенная справка, но вот найти их непросто. 3D-настройки спрятаны за кнопкой Advance Setting на страничке TV Setting. Нажав на нее, вы получаете на экране еще одно диалоговое окно, страничка которого - Parameter Setting - и содержит управление 3D-графикой. Правда, хитро запрятано?

В общем, ASUS AGP-V3100T - неплохой по производительности 2D/3D-акселератор, к достоинствам которого надо отнести перспективную технологию компрессии текстур, поддержку DVD-воспро-изведения, наличие видеовыхода и видеовхода (у модели AGP-V3100TV). Думаю, что он понравится тем, кто хочет попробовать свои силы в цифровом видео. К тому же он прекрасно подходит для материнских плат от ASUS, которые у нас становятся все популярнее.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1999 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета