На что рассчитывать профессионалу
Интересно, что в большинстве случаев наши умельцы и не догадываются, какого уровня техника необходима им для работы. И часто предпочитают об этом не думать, чтобы нервы не портить - все равно нет на нее денег. Вот и обходятся у нас профессиональные дизайнеры, художники и верстальщики обычными офисными сканерами, мониторами и принтерами.
Это, конечно, тоже выход. Но не лучший. Уверен, что если бы профи, то есть те, кому работать, принимали решение о покупке оборудования, да еще серьезно подошли к его выбору, то смогли бы без особого труда найти и по деньгам доступное, и по характеристикам и качеству устраивающее решение.
Между прочим, я уже давно обнаружил, что профессионалу-дизайнеру намного легче выбрать принтер или сканер, чем монитор. В этом нет ничего удивительного. Одно дело - оперировать знакомыми понятиями, такими как линеатура, оптическая плотность или глубина цвета, и совсем другое - непонятными и незнакомыми частотами разверток и полосой пропускания. К сожалению, монитор как раз и является основным рабочим инструментом вооруженного компьютером инженера или художника. По крайней мере, смотреть на картинку на экране приходится намного больше, чем на напечатанную.
Как же выбрать монитор, устраивающий по характеристикам профессионального пользователя? Сознаюсь, что я уже "смоделировал" этот выбор и неплохо познакомился с моделью, о которой пойдет речь. Так что просто расскажу, как и почему из имеющихся сегодня в продаже мониторов остановился я именно на CTX PR-710T.
Первое требование, предъявляемое пользователем в наших экономических условиях, - ценовая доступность. Именно стоимость часто выступает решающим фактором, заставляя отказаться от оптимальной по характеристикам модели в пользу более дешевой. По соображениям цены сразу отпали 21-дюймовые мониторы, хотя такой размер экрана, конечно, жизненно необходим по остальным соображениям. Итак, заглянув в карман, ограничим диапазон поиска 17-дюймовыми моделями.
Но не будем снижать требования, предъявляемые к кандидатам. Для профессионала важно, чтобы монитор поддерживал как можно большее разрешение. Почему это надо конструктору, кажется, понятно. Но и дизайнеру, работающему с фотоснимками, высокое разрешение очень полезно, так как позволяет разглядеть мелкие детали, не прибегая к функциям увеличения картинки. Профессионалу, работающему с графикой, может потребоваться разрешение 1,600 х 1,200 пикселов, хотя для 17-дюймового монитора оптимальным считается 1,024 х 768 пикселов.
Прочитать в спецификации, что монитор поддерживает такое разрешение, мало. Необходимо ведь, чтобы на экран влазила картинка не просто большого размера, она должна быть идеально четкой. Для этого требуется, чтобы монитор отображал каждый логический пиксел отдельной точкой люминфора. У модели CTX PR-710T, снабженной трубкой типа Trinitron, размер картинки по диагонали составляет 16 дюймов, то есть 406 х 305 мм. Учитывая, что шаг апертурной сетки равен 0.25 мм, получаем, что максимальный размер точно прорисовываемого изображения составляет 1,624 х 1,220 пикселов. Как видите, даже если не вытягивать картинку сверх номинального размера, остается небольшой запас.
Разобравшись с пикселами, переходим к самой запутанной для непосвященного материи - частотным характеристикам. Наш монитор - CTX PR-710T - поддерживает частоты строчной развертки от 30 до 95 кГц, а кадровой - от 50 до 160 Гц. Профессиональному дизайнеру приходится подолгу пристально всматриваться в картинку на экране, поэтому она не просто должна быть стабильной, важно соблюсти нормы безопасности, установленные международными стандартами. Порог кадровой частоты, который ассоциация VESA называет безопасным, равен 75 Гц.
Монитор CTX PR-710T обеспечивает такую частоту кадров при максимальном разрешении, то есть при 1,600 х 1,200 пикселов. Если же вы захотите работать с более низким разрешением, скажем, 1,024 х 768 пикселов (что вполне, кстати, оправдано для 17-дюймовой модели), то сможете задать частоту кадровой развертки до 117 Гц. Это не только заметно снизит утомляемость, но и обеспечит идеально стабильное изображение, напрочь лишенное воспринимаемых глазом мерцаний.
Не менее важный, чем частоты разверток, параметр, позволяющий судить о четкости картинки, - полоса пропускания видеосигнала, которую производители иногда называют пиксельной частотой (pixel rate, dot rate). У модели CTX PR-710T эта характеристика равна 135 МГц. Если разделить эту величину на частоту кадров и размер картинки в пикселах, должно получиться число больше 1.2 - коэффициент обратного хода лучей. Чем больше остаток от деления, тем лучше: значит, электроника вашего монитора работает не на пределе своих возможностей, картинка устойчивая и четкая. Для CTX PR-710T при разрешении 1,024 х 768 пикселов и частоте кадров 117 Гц получаем 1.47, то есть остается запас в 20% с лишним.
То, что монитор обеспечивает отличное качество картинки, - это лишь половина проблемы выбора для профессионального пользователя. Теперь надо обратить внимание на возможности регулировки параметров изображения. И насколько удобно это делать.
Я уже не раз, кажется, хвалил систему управления, примененную в мониторах СТХ. Не пожадничав, компания расположила на передней панели ряд кнопок, открывающих быстрый и удобный доступ к меню и напрямую к основным регулировкам - яркости и контрастности. Не буду снова перечислять все настройки, собранные в три группы меню. Их набор вам знаком. Остановлюсь лишь на самых важных для профессионального пользователя аспектах.
Во-первых, CTX PR-710T позволяет устранить муар, возникающий на экране и мешающий восприятию точных изображений. Во-вторых, в меню имеется необходимая для высокачественных мониторов регулировка сведения лучей. Правда, в нашем случае эта процедура сильно упрощена, тогда как в дорогих профессиональных моделях настройка сведения выполняется отдельно, как минимум, для девяти зон экрана.
Отдельно хочу остановиться на цветокалибровке. В мониторах СТХ применена необычная схема, позволяющая не просто подобрать температуру цвета, а и сохранить в памяти дисплея четыре разные настройки. Их легко вызвать при переходе, скажем, от разработки полиграфической продукции к Web-дизайну. В каждом случае вам придется подобрать интенсивность трех основных цветов - красного, зеленого и синего, что немного сложнее, чем стандартный способ калибровки. Зато вы получите дополнительную гибкость в работе и сэкономите много времени, избежав необходимости заново отстраивать цветопередачу. И не забывайте, что это необходимо делать довольно часто; например, для цветной полиграфии, если меняется сорт бумаги, - требуется разная настройка для обложки и для внутренних полос журнала.
Итак, что мы получили в итоге? Монитор CTX PR-710T соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным дисплеям. У него превосходные для 17-дюймовой модели характеристики, хорошая трубка типа Trinitron и запас по режимам работы. Не менее важно, что CTX PR-710T удобен с точки зрения настройки и имеет дополнительные регулировки, возиться с которыми приходится профессиональным пользователям. И стоит такое счастье немногим больше $520. Это немного и доступно даже в условиях пресловутого кризиса.
Роман Соболенко
Это, конечно, тоже выход. Но не лучший. Уверен, что если бы профи, то есть те, кому работать, принимали решение о покупке оборудования, да еще серьезно подошли к его выбору, то смогли бы без особого труда найти и по деньгам доступное, и по характеристикам и качеству устраивающее решение.
Между прочим, я уже давно обнаружил, что профессионалу-дизайнеру намного легче выбрать принтер или сканер, чем монитор. В этом нет ничего удивительного. Одно дело - оперировать знакомыми понятиями, такими как линеатура, оптическая плотность или глубина цвета, и совсем другое - непонятными и незнакомыми частотами разверток и полосой пропускания. К сожалению, монитор как раз и является основным рабочим инструментом вооруженного компьютером инженера или художника. По крайней мере, смотреть на картинку на экране приходится намного больше, чем на напечатанную.
Как же выбрать монитор, устраивающий по характеристикам профессионального пользователя? Сознаюсь, что я уже "смоделировал" этот выбор и неплохо познакомился с моделью, о которой пойдет речь. Так что просто расскажу, как и почему из имеющихся сегодня в продаже мониторов остановился я именно на CTX PR-710T.
Первое требование, предъявляемое пользователем в наших экономических условиях, - ценовая доступность. Именно стоимость часто выступает решающим фактором, заставляя отказаться от оптимальной по характеристикам модели в пользу более дешевой. По соображениям цены сразу отпали 21-дюймовые мониторы, хотя такой размер экрана, конечно, жизненно необходим по остальным соображениям. Итак, заглянув в карман, ограничим диапазон поиска 17-дюймовыми моделями.
Но не будем снижать требования, предъявляемые к кандидатам. Для профессионала важно, чтобы монитор поддерживал как можно большее разрешение. Почему это надо конструктору, кажется, понятно. Но и дизайнеру, работающему с фотоснимками, высокое разрешение очень полезно, так как позволяет разглядеть мелкие детали, не прибегая к функциям увеличения картинки. Профессионалу, работающему с графикой, может потребоваться разрешение 1,600 х 1,200 пикселов, хотя для 17-дюймового монитора оптимальным считается 1,024 х 768 пикселов.
Прочитать в спецификации, что монитор поддерживает такое разрешение, мало. Необходимо ведь, чтобы на экран влазила картинка не просто большого размера, она должна быть идеально четкой. Для этого требуется, чтобы монитор отображал каждый логический пиксел отдельной точкой люминфора. У модели CTX PR-710T, снабженной трубкой типа Trinitron, размер картинки по диагонали составляет 16 дюймов, то есть 406 х 305 мм. Учитывая, что шаг апертурной сетки равен 0.25 мм, получаем, что максимальный размер точно прорисовываемого изображения составляет 1,624 х 1,220 пикселов. Как видите, даже если не вытягивать картинку сверх номинального размера, остается небольшой запас.
Разобравшись с пикселами, переходим к самой запутанной для непосвященного материи - частотным характеристикам. Наш монитор - CTX PR-710T - поддерживает частоты строчной развертки от 30 до 95 кГц, а кадровой - от 50 до 160 Гц. Профессиональному дизайнеру приходится подолгу пристально всматриваться в картинку на экране, поэтому она не просто должна быть стабильной, важно соблюсти нормы безопасности, установленные международными стандартами. Порог кадровой частоты, который ассоциация VESA называет безопасным, равен 75 Гц.
Монитор CTX PR-710T обеспечивает такую частоту кадров при максимальном разрешении, то есть при 1,600 х 1,200 пикселов. Если же вы захотите работать с более низким разрешением, скажем, 1,024 х 768 пикселов (что вполне, кстати, оправдано для 17-дюймовой модели), то сможете задать частоту кадровой развертки до 117 Гц. Это не только заметно снизит утомляемость, но и обеспечит идеально стабильное изображение, напрочь лишенное воспринимаемых глазом мерцаний.
Не менее важный, чем частоты разверток, параметр, позволяющий судить о четкости картинки, - полоса пропускания видеосигнала, которую производители иногда называют пиксельной частотой (pixel rate, dot rate). У модели CTX PR-710T эта характеристика равна 135 МГц. Если разделить эту величину на частоту кадров и размер картинки в пикселах, должно получиться число больше 1.2 - коэффициент обратного хода лучей. Чем больше остаток от деления, тем лучше: значит, электроника вашего монитора работает не на пределе своих возможностей, картинка устойчивая и четкая. Для CTX PR-710T при разрешении 1,024 х 768 пикселов и частоте кадров 117 Гц получаем 1.47, то есть остается запас в 20% с лишним.
То, что монитор обеспечивает отличное качество картинки, - это лишь половина проблемы выбора для профессионального пользователя. Теперь надо обратить внимание на возможности регулировки параметров изображения. И насколько удобно это делать.
Я уже не раз, кажется, хвалил систему управления, примененную в мониторах СТХ. Не пожадничав, компания расположила на передней панели ряд кнопок, открывающих быстрый и удобный доступ к меню и напрямую к основным регулировкам - яркости и контрастности. Не буду снова перечислять все настройки, собранные в три группы меню. Их набор вам знаком. Остановлюсь лишь на самых важных для профессионального пользователя аспектах.
Во-первых, CTX PR-710T позволяет устранить муар, возникающий на экране и мешающий восприятию точных изображений. Во-вторых, в меню имеется необходимая для высокачественных мониторов регулировка сведения лучей. Правда, в нашем случае эта процедура сильно упрощена, тогда как в дорогих профессиональных моделях настройка сведения выполняется отдельно, как минимум, для девяти зон экрана.
Отдельно хочу остановиться на цветокалибровке. В мониторах СТХ применена необычная схема, позволяющая не просто подобрать температуру цвета, а и сохранить в памяти дисплея четыре разные настройки. Их легко вызвать при переходе, скажем, от разработки полиграфической продукции к Web-дизайну. В каждом случае вам придется подобрать интенсивность трех основных цветов - красного, зеленого и синего, что немного сложнее, чем стандартный способ калибровки. Зато вы получите дополнительную гибкость в работе и сэкономите много времени, избежав необходимости заново отстраивать цветопередачу. И не забывайте, что это необходимо делать довольно часто; например, для цветной полиграфии, если меняется сорт бумаги, - требуется разная настройка для обложки и для внутренних полос журнала.
Итак, что мы получили в итоге? Монитор CTX PR-710T соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным дисплеям. У него превосходные для 17-дюймовой модели характеристики, хорошая трубка типа Trinitron и запас по режимам работы. Не менее важно, что CTX PR-710T удобен с точки зрения настройки и имеет дополнительные регулировки, возиться с которыми приходится профессиональным пользователям. И стоит такое счастье немногим больше $520. Это немного и доступно даже в условиях пресловутого кризиса.
Роман Соболенко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1999 год в рубрике hard :: monitor