Компьютерные средства обучения мультимедиа-технологии
В одном из предыдущих номеров "Компьютерной газеты" мы уже рассказывали о сферах применения мультимедиа. И, как уже говорилось, одним из самых распространенных направлений является применение мультимедиа в образовании.
В Республиканском научно-методическом и учебном центре "Алгоритм" ведется профессиональная подготовка безработных и незанятого населения, а также повышение квалификации специалистов Государственной службы занятости Республики Беларусь. Формирование творческих способностей и интенсивное накопление знаний и навыков у современных специалистов в процессе профессиональной подготовки немыслимо при условии использования одних лишь традиционных методов обучения, без применения современных информационных технологий. Сказываются и краткие сроки подготовки, и большие объемы изучаемого учебного материала, и частая сменяемость групп слушателей, и многое другое. Учитывая это, специалистами учебного центра "Алгоритм" ведется активная разработка и использование в процессе обучения компьютерных средств обучения по различным специальностям.
Специалисты учебного центра "Алгоритм" имеют более чем 15-летний опыт разработки компьютерных средств обучения, владеют технологиями гипермедиа и мультимедиа для создания обучающих и контролирующих программ, тренажеров, мультимедиа - лекций, фильмов и информационных систем с использованием современных технических и программных средств. Применение компьютерных средств обучения позволяет преподавателям нагляднее преподносить учебный материал за счет использования в них многочисленных иллюстраций, анимации, мультипликации, имитирующих и моделирующих сред, которые демонстрируют различные объекты в динамике. Применение компьютерных тренирующих систем и контролирующих программ позволяет закрепить у обучаемых приобретаемые знания и навыки. В итоге компьютерные средства обучения позволяют за одно и то же время обучения преподнести значительно больше информации, а контроль знаний сделать более глубоким и объективным. Кроме того, компьютерные программы можно использовать при самоподготовке. В настоящее время создано большое количество компьютерных обучающих программ по экономике, информатике, устройству автомобиля и другим предметам. Большинство программ разрабатывается по технологии мультимедиа.
При создании компьютерных средств обучения по рыночной экономике в полной мере применяются принципы системного подхода, что обуславливает разработку не отдельных программ, а целого комплекса обучающих и контролирующих программ, мультимедийных лекций и фильмов, тренирующих программ и справочников, дополняющих друг друга функционально и объединенных по тематике.
Комплекс компьютерных средств обучения по рыночной экономике, разработанный специалистами РНМУЦ "Алгоритм", включает пакеты программ: "Инфраструктура рынка", "Микроэкономика", "Макроэкономика", "Интерэкономика".
Пакет программ "Инфраструктура рынка" содержит семь обучающих программ: "Введение в курс рыночной экономики", "Понятие рынка", "Принципы рынка", "Функции рынка", "Виды рынка. Рыночная инфраструктура", "Положительные и отрицательные стороны рынка", "Нобелевские лауреаты в области экономики". К этому же направлению рыночной экономики относится мультимедиа-фильм "Виды рынка", который содержит разделы: "Введение", "Виды рынка. Рыночная инфраструктура", "Рынок средств производства", "Рынок рабочей силы", "Рынок ссудных капиталов", "Рынок интеллектуальной продукции", "Рынок товаров народного потребления", "Рынок услуг".
Пакет мультимедиа-лекций "Микроэкономика" содержит двенадцать мультимедиа-лекций: "Спрос на товары и услуги", "Предложение товаров и услуг", "Взаимодействие спроса и предложения", "Эластичность спроса и предложения", "Поведение потребителя", "Предельная полезность", "Бюджетная линия", "Кривые безразличия", "Дифференциация доходов потребителя", "Издержки производства. Сущность и структура", "Издержки производства в краткосрочном периоде", "Издержки производства в долгосрочном периоде".
Мультимедиа-лекции оптимальным образом используют различные формы информации - тексты, графические изображения, рисунки, анимационные графики, аудиосопровождение, видеофрагменты, музыкальное оформление. Мультимедиа-лекции и мультимедиа-фильмы позволяют необычайно наглядно и доходчиво представить учебный материал. С помощью компьютера и видеопроектора преподаватель демонстрирует аудитории все изучаемые объекты, явления, динамические процессы. Кроме мультимедиа-программ, по каждой теме рыночной экономики имеются также блоки контролирующих программ. В настоящее время ведется разработка тренажеров и разделов мультимедиа-энциклопедии по рыночной экономике.
Мультимедиа-фильм "В мире современных компьютеров" предназначен для получения основных сведений по структуре персонального компьютера, изучения различных моделей персональных компьютеров и дополнительных устройств, выполняющих основные и вспомогательные функции при работе пользователя ПЭВМ, а также обзора современных программных средств. Фильм включает следующие разделы: "Базовая модель персонального компьютера", "Дополнительные устройства персонального компьютера", "Платформы персональных компьютеров", "Обзор программных средств". Первый раздел фильма познакомит вас с принципом построения персональных компьютеров платформы IBM и устройствами, составляющими базовую модель этих компьютеров. Вторая программа включает описание двенадцати дополнительных устройств, используемых персональными компьютерами, в их числе традиционно используемые принтеры и модемы, а также наиболее современные цифровые камеры, переносные винчестеры и другие. Третья программа знакомит с менее используемыми компьютерами Macintosh и Selicon Graphics и с принципами объединения компьютеров в сети для совместной работы. Четвертая программа дает обзор программных средств современных компьютеров.
Знания и навыки работы на ПЭВМ необходимы не только для программистов, но и для непрофессиональных пользователей: руководителей предприятий и фирм, предпринимателей, бухгалтеров, секретарей-референтов и многих других. Программа-инструмент "Бизнес-план начинающего предпринимателя" ускорит процесс создания бизнес-плана и даст возможность подготовки, редактирования и вывода на печать его разделов. Программа "Бизнес-план начинающего предпринимателя" имеет следующие разделы: "Введение", "Титульный лист", "Информация о предпринимателе", "Описание плана организации бизнеса", "Маркетинговый план", "Инвестиции и финансовый план", "Анализ безубыточности", "Резюме". Подготовка нужного раздела бизнес-плана производится выбором одного из пунктов меню. Во введении дается состав бизнес-плана и краткая характеристика каждого из его разделов. Затем предпринимателю предлагается заполнить титульный лист: ввести свои реквизиты и реквизиты руководителя, название предприятия и направление деятельности, адрес и телефон. В разделе "Информация о предпринимателе" пользователь отвечает на вопросы о доходах, образовании, опыте практической работы, личных качествах. В разделе "Описание плана организации бизнеса" предприниматель должен указать основные контуры плана, наименование фирмы и ее местоположение, лицензии, штат служащих и администрацию фирмы, возможность компьютеризации. В разделе "Маркетинговый план" представлена базовая структура маркетингового плана: описание бизнес-идеи и рынка, местоположение и штат предприятия, продукты и их цены, продвижение на рынке, анализ конкуренции, закупки, производственный процесс. В разделе "Инвестиции и финансовый план" предпринимателю предлагается рассчитать инвестиции, баланс, оценить параметры финансового плана, просчитать издержки, спрогнозировать ликвидность плана. В разделе "Анализ безубыточности" предприниматель должен рассчитать точку безубыточности и выручку в точке безубыточности. Резюме является сокращенной версией бизнес-плана. Программа-инструмент "Бизнес-план начинающего предпринимателя" полезна не только в учебном процессе, но и в повседневной работе предпринимателей.
Пакет программ-тренажеров "Электрооборудование автомобиля" является средством обучения по электрооборудованию автомобиля ВАЗ - 2108. Данные программы можно использовать на практических и cамостоятельных занятиях в учебных заведениях при подготовке специалистов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. В пакет "Электрооборудование автомобиля" входят тренирующие программы по поиску неисправностей во всех электрических схемах ВАЗ -2108. В каждой программе-тренажере обучаемому имитируются ситуации с характерными неисправностями. С помощью "тестера" (манипулятора "мыши") обучаемый имеет возможность определить напряжение в контрольных точках схем (на контактах разъемов и узлов), провести анализ конкретной ситуации и определить неисправный элемент на схеме.
В настоящее время в связи с развитием рыночных отношений и становлением в Беларуси рынка труда становятся актуальными прогрессивные методики по профессиональной ориентации незанятого населения, и в первую очередь молодежи. Перспективным направлением является оснащение Государственной службы занятости и центров занятости населения наглядными информационными материалами о профессиях, пользующихся популярностью на рынке труда. Актуальным направлением является осуществление проекта по созданию мультимедиа-программ по профессиям для оснащения служб и центров занятости, а также центров по профориентации молодежи и иного незанятого населения. Целью данного проекта является создание принципиально новой системы профессиональной ориентации "ПРОФЕССИОНАЛ". Отличительной особенностью этого пакета будет полнота представляемой информации о профессии, наглядность и привлекательность в подаче материала с помощью мультимедиа-программ, простота в использовании компьютерной мультимедиа-информации для посетителей центров и служб занятости, а также для учащихся учебного центра "Алгоритм". Информация о каждой профессии представляется рубриками: "Описание профессии", "Материалы и инструменты", "Рабочее место", "Необходимые качества специалиста", "Противопоказанные качества", "Содержание обучения", "Возможные места обучения", "Области приложения", "Перспективы развития". Уже созданы мультимедиа-программы для ознакомления с профессиями "Инженер-программист", "Бухгалтер", "Пользователь персонального компьютера", разрабатывается программа "Менеджер-экономист".
Использование компьютерных средств обучения в профессиональной подготовке специалистов делает учебный процесс более наглядным, динамичным, творческим, интенсивным и поднимает его на новый, современный уровень.
Мисякова Галина,заведующая отделом компьютерных технологий обучения РНМУЦ "Алгоритм", к. т. н.
В Республиканском научно-методическом и учебном центре "Алгоритм" ведется профессиональная подготовка безработных и незанятого населения, а также повышение квалификации специалистов Государственной службы занятости Республики Беларусь. Формирование творческих способностей и интенсивное накопление знаний и навыков у современных специалистов в процессе профессиональной подготовки немыслимо при условии использования одних лишь традиционных методов обучения, без применения современных информационных технологий. Сказываются и краткие сроки подготовки, и большие объемы изучаемого учебного материала, и частая сменяемость групп слушателей, и многое другое. Учитывая это, специалистами учебного центра "Алгоритм" ведется активная разработка и использование в процессе обучения компьютерных средств обучения по различным специальностям.
Специалисты учебного центра "Алгоритм" имеют более чем 15-летний опыт разработки компьютерных средств обучения, владеют технологиями гипермедиа и мультимедиа для создания обучающих и контролирующих программ, тренажеров, мультимедиа - лекций, фильмов и информационных систем с использованием современных технических и программных средств. Применение компьютерных средств обучения позволяет преподавателям нагляднее преподносить учебный материал за счет использования в них многочисленных иллюстраций, анимации, мультипликации, имитирующих и моделирующих сред, которые демонстрируют различные объекты в динамике. Применение компьютерных тренирующих систем и контролирующих программ позволяет закрепить у обучаемых приобретаемые знания и навыки. В итоге компьютерные средства обучения позволяют за одно и то же время обучения преподнести значительно больше информации, а контроль знаний сделать более глубоким и объективным. Кроме того, компьютерные программы можно использовать при самоподготовке. В настоящее время создано большое количество компьютерных обучающих программ по экономике, информатике, устройству автомобиля и другим предметам. Большинство программ разрабатывается по технологии мультимедиа.
При создании компьютерных средств обучения по рыночной экономике в полной мере применяются принципы системного подхода, что обуславливает разработку не отдельных программ, а целого комплекса обучающих и контролирующих программ, мультимедийных лекций и фильмов, тренирующих программ и справочников, дополняющих друг друга функционально и объединенных по тематике.
Комплекс компьютерных средств обучения по рыночной экономике, разработанный специалистами РНМУЦ "Алгоритм", включает пакеты программ: "Инфраструктура рынка", "Микроэкономика", "Макроэкономика", "Интерэкономика".
Пакет программ "Инфраструктура рынка" содержит семь обучающих программ: "Введение в курс рыночной экономики", "Понятие рынка", "Принципы рынка", "Функции рынка", "Виды рынка. Рыночная инфраструктура", "Положительные и отрицательные стороны рынка", "Нобелевские лауреаты в области экономики". К этому же направлению рыночной экономики относится мультимедиа-фильм "Виды рынка", который содержит разделы: "Введение", "Виды рынка. Рыночная инфраструктура", "Рынок средств производства", "Рынок рабочей силы", "Рынок ссудных капиталов", "Рынок интеллектуальной продукции", "Рынок товаров народного потребления", "Рынок услуг".
Пакет мультимедиа-лекций "Микроэкономика" содержит двенадцать мультимедиа-лекций: "Спрос на товары и услуги", "Предложение товаров и услуг", "Взаимодействие спроса и предложения", "Эластичность спроса и предложения", "Поведение потребителя", "Предельная полезность", "Бюджетная линия", "Кривые безразличия", "Дифференциация доходов потребителя", "Издержки производства. Сущность и структура", "Издержки производства в краткосрочном периоде", "Издержки производства в долгосрочном периоде".
Мультимедиа-лекции оптимальным образом используют различные формы информации - тексты, графические изображения, рисунки, анимационные графики, аудиосопровождение, видеофрагменты, музыкальное оформление. Мультимедиа-лекции и мультимедиа-фильмы позволяют необычайно наглядно и доходчиво представить учебный материал. С помощью компьютера и видеопроектора преподаватель демонстрирует аудитории все изучаемые объекты, явления, динамические процессы. Кроме мультимедиа-программ, по каждой теме рыночной экономики имеются также блоки контролирующих программ. В настоящее время ведется разработка тренажеров и разделов мультимедиа-энциклопедии по рыночной экономике.
Мультимедиа-фильм "В мире современных компьютеров" предназначен для получения основных сведений по структуре персонального компьютера, изучения различных моделей персональных компьютеров и дополнительных устройств, выполняющих основные и вспомогательные функции при работе пользователя ПЭВМ, а также обзора современных программных средств. Фильм включает следующие разделы: "Базовая модель персонального компьютера", "Дополнительные устройства персонального компьютера", "Платформы персональных компьютеров", "Обзор программных средств". Первый раздел фильма познакомит вас с принципом построения персональных компьютеров платформы IBM и устройствами, составляющими базовую модель этих компьютеров. Вторая программа включает описание двенадцати дополнительных устройств, используемых персональными компьютерами, в их числе традиционно используемые принтеры и модемы, а также наиболее современные цифровые камеры, переносные винчестеры и другие. Третья программа знакомит с менее используемыми компьютерами Macintosh и Selicon Graphics и с принципами объединения компьютеров в сети для совместной работы. Четвертая программа дает обзор программных средств современных компьютеров.
Знания и навыки работы на ПЭВМ необходимы не только для программистов, но и для непрофессиональных пользователей: руководителей предприятий и фирм, предпринимателей, бухгалтеров, секретарей-референтов и многих других. Программа-инструмент "Бизнес-план начинающего предпринимателя" ускорит процесс создания бизнес-плана и даст возможность подготовки, редактирования и вывода на печать его разделов. Программа "Бизнес-план начинающего предпринимателя" имеет следующие разделы: "Введение", "Титульный лист", "Информация о предпринимателе", "Описание плана организации бизнеса", "Маркетинговый план", "Инвестиции и финансовый план", "Анализ безубыточности", "Резюме". Подготовка нужного раздела бизнес-плана производится выбором одного из пунктов меню. Во введении дается состав бизнес-плана и краткая характеристика каждого из его разделов. Затем предпринимателю предлагается заполнить титульный лист: ввести свои реквизиты и реквизиты руководителя, название предприятия и направление деятельности, адрес и телефон. В разделе "Информация о предпринимателе" пользователь отвечает на вопросы о доходах, образовании, опыте практической работы, личных качествах. В разделе "Описание плана организации бизнеса" предприниматель должен указать основные контуры плана, наименование фирмы и ее местоположение, лицензии, штат служащих и администрацию фирмы, возможность компьютеризации. В разделе "Маркетинговый план" представлена базовая структура маркетингового плана: описание бизнес-идеи и рынка, местоположение и штат предприятия, продукты и их цены, продвижение на рынке, анализ конкуренции, закупки, производственный процесс. В разделе "Инвестиции и финансовый план" предпринимателю предлагается рассчитать инвестиции, баланс, оценить параметры финансового плана, просчитать издержки, спрогнозировать ликвидность плана. В разделе "Анализ безубыточности" предприниматель должен рассчитать точку безубыточности и выручку в точке безубыточности. Резюме является сокращенной версией бизнес-плана. Программа-инструмент "Бизнес-план начинающего предпринимателя" полезна не только в учебном процессе, но и в повседневной работе предпринимателей.
Пакет программ-тренажеров "Электрооборудование автомобиля" является средством обучения по электрооборудованию автомобиля ВАЗ - 2108. Данные программы можно использовать на практических и cамостоятельных занятиях в учебных заведениях при подготовке специалистов по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. В пакет "Электрооборудование автомобиля" входят тренирующие программы по поиску неисправностей во всех электрических схемах ВАЗ -2108. В каждой программе-тренажере обучаемому имитируются ситуации с характерными неисправностями. С помощью "тестера" (манипулятора "мыши") обучаемый имеет возможность определить напряжение в контрольных точках схем (на контактах разъемов и узлов), провести анализ конкретной ситуации и определить неисправный элемент на схеме.
В настоящее время в связи с развитием рыночных отношений и становлением в Беларуси рынка труда становятся актуальными прогрессивные методики по профессиональной ориентации незанятого населения, и в первую очередь молодежи. Перспективным направлением является оснащение Государственной службы занятости и центров занятости населения наглядными информационными материалами о профессиях, пользующихся популярностью на рынке труда. Актуальным направлением является осуществление проекта по созданию мультимедиа-программ по профессиям для оснащения служб и центров занятости, а также центров по профориентации молодежи и иного незанятого населения. Целью данного проекта является создание принципиально новой системы профессиональной ориентации "ПРОФЕССИОНАЛ". Отличительной особенностью этого пакета будет полнота представляемой информации о профессии, наглядность и привлекательность в подаче материала с помощью мультимедиа-программ, простота в использовании компьютерной мультимедиа-информации для посетителей центров и служб занятости, а также для учащихся учебного центра "Алгоритм". Информация о каждой профессии представляется рубриками: "Описание профессии", "Материалы и инструменты", "Рабочее место", "Необходимые качества специалиста", "Противопоказанные качества", "Содержание обучения", "Возможные места обучения", "Области приложения", "Перспективы развития". Уже созданы мультимедиа-программы для ознакомления с профессиями "Инженер-программист", "Бухгалтер", "Пользователь персонального компьютера", разрабатывается программа "Менеджер-экономист".
Использование компьютерных средств обучения в профессиональной подготовке специалистов делает учебный процесс более наглядным, динамичным, творческим, интенсивным и поднимает его на новый, современный уровень.
Мисякова Галина,заведующая отделом компьютерных технологий обучения РНМУЦ "Алгоритм", к. т. н.
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 1999 год в рубрике soft :: мультимедиа