Fly, как Fly
Каким он будет, авиасимулятор завтрашнего дня? На чем и как придется летать геймерам-пилотам в недалеком будущем? Давайте попробуем пофантазировать, а помогут нам в этом две игровые компании - Terminal Reality и The Gathering of Developers - с их новым проектом под названием Fly, который должен появиться на рынке где-то в районе четвертого квартала этого года.
Такой модели самолета, конечно, не существует в действительности, но симулятор в целом вполне операбелен. Хотя датчиков, переключателей и кнопок в кабине экипажа коснуться нельзя, это оборудование вполне подходит для выполнения поставленных задач. Операторы воздушного движения и пилоты созданы не из плоти, однако с ними можно легко входить в контакт по радио. И хотя пилот комфортно расположился у себя дома перед компьютером, он имеет возможность легко парить вдоль и поперек нашего земного шара, без труда встречаясь в виртуальных небесах с другими игроками из реальной жизни. На помощь в этой экспедиции им приходит целый набор подлинных, хотя и выполненных программно, навигационных инструментов. И хотя ландшафт не совсем отвечает реальности, моделирование действительно реализовано на совершенно новаторских принципах.
Конечно же, сразу возникают вопросы относительно "новаторских принципов": на каких таких принципах может быть создан новый авиасимулятор на текущей ступени развития авиации. В конце концов, базовые принципы на протяжении недавних десятилетий изменились не так и радикально. Хотя Глобальные навигационные системы (GPS) медленно заменяют более старые методы, основанные на системе навигации NAVAID, Федерация пилотов-любителей (FAA) не собирается использовать системы, основанные исключительно на GPS в течение еще нескольких лет. Однако, даже приняв это за аксиому, планируемые к выпуску авиасимуляторы, вне зависимости от своей претенциозности, будут подвергаться сильным тенденциям в отношении развития реализма. В лучшем случае, проектировщики могут сохранить статус-кво, так как наиболее популярные симуляторы уже достаточно терпимо моделируют самолетную навигацию.
Каким же образом теория имитации полетов может принести здесь какую-то пользу? Только основываясь на полном использовании преимуществ технологических параметров современных PC и только используя беспрецедентное увеличение степени детализации изображения. А это является именно тем, что Terminal Reality делает со своим новым симулятором FLY!
Близкое к реальности моделирование полета, на которое он ссылается, основано на характеристиках и данных испытаний, предоставленных изготовителем каждой модели самолета. На выбор будет предлагаться пять моделей самолетов гражданской авиации, Cessna Skyhawk 172R (одиночная опора), Piper Malibu Mirage (одиночная опора), Piper Navajo (двойная опора), Raytheon/Beechcraft King Air 200 (турбодвигатель) и реактивный Cessna Citation 10. Почему были выбраны именно эти самолеты? Для среднего пилота-любителя это дает понятие о широком диапазоне характеристик самолетов, с которыми он может столкнуться в реальной жизни (для нас с вами это, конечно, маловероятно, но вот у них, на "загнивающем западе"...), получив частную лицензию на полеты, а затем позволяет ознакомиться с более сложно оснащенными и совсем крутыми самолетами с турбодвижком и реактивным двигателем.
Представьте себе виртуальных пилотов, со всей серьезностью на лице выбирающих себе самолет, а затем берущих руководство по игре и проверяющих свою эффективность в отношении качества полета, его дальности, расхода топлива и соблюдения ограничений.
Те компании, которые утверждают, что моделирование в реальном времени для них - раз плюнуть, все равно несколько искажают истину. Даже простому аналоговому датчику, смоделированному в тысячах кадров в секунду, может чего-то недоставать. И этот эффект ощущается гораздо сильнее с такими сложными объектами, как погодные условия, где для их формирования в действие вступают миллионы различных переменных. Симуляторы были придуманы для имитации различных видов окружающей обстановки. Проекты игр в реальном времени, даже те, стоимость которых исчисляется многими миллионами, просто обязаны содержать в себе некоторые компромиссы. При всем сказанном, мне определенно кажется, что вышеупомянутым двум компаниям пришлось сделать наименьшее число таких компромиссов в проекте Fly, чем в любом другом проекте авиасимулятора, выполненном для PC. Они сфокусировали просто невероятное количество внимания и времени на точности передачи моделирования полета и навигационных приборов.
Встроенная соответственно для каждого самолета система навигации GPS будет допускать мгновенную и точную навигацию в любой момент времени и в любой точке земного шара. Кроме того, обширные базы данных аэропортов и NAVAID будут обеспечивать реальность полета над территориями США и крупнейших стран. Реализм отображения времени суток и течения времени, как и задаваемые погодные условия, дадут пилотам возможность полного контроля над полетом при различных условиях видимости. Также имеется интегрированная система управления воздушным движением, что значительно усиливает реализм взаимодействия с другими воздушными средствами и аэропортами в окружающей обстановке. А еще если эти другие воздушные средства будут пилотироваться реальными игроками (чего так сильно ожидают поголовно все приверженцы полетов в он-лайн), то это обеспечит еще большую эффективность игрового взаимодействия.
Программисты приложили большие усилия для придания реализма окружающей обстановке. Земной шар представлен сферой, поделенной на точки широты-долготы, и участники могут с легкостью определять точечные координаты в любом месте полета благодаря точнейшей системе навигации GCN (Great Circle Navigation). Имеются некоторые визуальные огрехи в критических точках для северного и южного полюсов, хотя пилоты вполне могут пересечь и эти области. Полностью масштабируемый спутником пейзаж будет обеспечивать хорошее разрешение поверхности при низкой высоте полета, и цифровая модель рельефа поверхности будет давать замечательно реалистический вид ландшафта.
Имеются пять основных областей происходящего действия в 25 метров, каждая из которых создана при помощи снимков спутниковой системы Landsat. Движок затем выборочно внедряет еще 10 метров изображения, а для основных аэропортов или других областей с критическим наземным движением - еще 5 метров. Модель возвышенностей рельефа может поддерживать интервалы от 256 футов до более чем 10 километров на позицию. Поверхность масштабирована, и более высокие интервалы пункта разрешения помещены в пределах отображаемых областей рельефа, а более широкие - вне этих областей. Со временем, как только будут выпущены спецификации формата файлов, пользователи получат возможность импортировать данные по возвышенностям в файлы. То, что вызывает довольно оживленное обсуждение среди любителей авиасимуляторов - это некоторая дотошность в детализации исполнения кабины управления. Это - больше чем обои вашего десктопа; это - мощный интерфейс, который включает в себя полностью функциональные навигационные и радионавигационные системы в конфигурации, предоставленной реальными изготовителями авиатехники. Пилоты будут теперь иметь полный доступ к управлению всеми системами самолета. Настоящие пилоты скажут вам, что FAA нет никакого дела до того, будете ли вы получать удовольствие от рассматривания окружающего пейзажа при пилотировании самолета, поскольку основными навыками при обучении пилотированию являются навыки радионавигации и пользования приборами. Иногда будущих пилотов обучают при помощи специальных закрытых шлемов с визорами, чтобы они не могли сверить обстановку через иллюминаторы, то есть обучение происходит исключительно при помощи навигационных приборов.
В условиях того, что важность приборов осмысливается как критическая, Terminal Reality решила, что лучшим вариантом здесь будет их исполнение с наибольшей скрупулезностью, в особенности это касается приборов радионавигации. Если изготовитель помещает что-нибудь на панели, то это происходит, вероятно, по той причине, что оно должно использоваться пилотом. Это также должно означать, что одной панели, по всей видимости, недостаточно. Большинство крупных самолетов имеет несколько панелей в кабине управления: основную, верхнюю, подножную и боковые. Они свободно перемещаемы и имеют произвольное количество кнопок, переключателей и датчиков. Без сомнения, еще ни одна игра не подошла в этом столь близко к реальности, как это осуществлено во FLY!
При свойственной этому симулятору сложности представляется очевидным, что авиасимулятор прежде всего рассчитан на опытных игроков, поэтому возникает вопрос, как он будет воспринят новичками? Хотя симулятор и не имеет режима тренировочного полета, в управлении предусмотрено множество "горячих клавиш" и возможностей вызова help'а для того, чтобы игроки-новички могли постепенно привыкать к управлению самолетами. Для того чтобы помочь новичкам постичь основы пилотирования, FLY предлагает специальные сценарии, в которых самолет помещается в отдельные заданные ситуации, например на взлетно-посадочной полосе с включенными двигателями, в полете или при заходе на посадку. Игра будет поставляться с подробным руководством, в котором будут излагаться основы теории полетов и рассматриваться основные приемы работы с различными системами.
Весь этот интерактивный реализм будет оказывать сильное давление на процессор, и для извлечения из FLY всех его прелестей потребуется действительно мощная машина. Фактически, минимальные требования включают PC с процессором Pentium средней мощности, а также 3D-ускоритель. Продукт будет поддерживать ряд API, включая Microsoft Direct 3D и 3Dfx Glide, а также будет предусмотрено использование всех преимуществ AGP-видеокарт. Программисты, насколько это позволяет время, теперь занимаются полировкой таких вкусностей, как блики сигнальных ракет, красивые восходы и заходы солнца, а также отображение на плоскостях фюзеляжа и крыльев солнца, облаков и рельефа поверхности. Как будто всего предыдущего было недостаточно, были смоделированы относительно времени суток, года и расположения наблюдателя точные фазы и расположение луны и 400 самых ярких звезд, видимых невооруженным глазом.
Периферийная поддержка проекта будет реализована так же плотно, как и программная. Будет обеспечена хорошая поддержка обратной связи, так же, как полная поддержка multiplayer по Интернет. Кроме того, все компоненты, включая пейзаж, самолет, кабины экипажа, изображения рельефа и т.д., будут реализованы как произвольно изменяемые. Terminal Reality выпустит спецификации файла и редакторы вскоре после начального релиза игры.
Евгений Бубенников
Такой модели самолета, конечно, не существует в действительности, но симулятор в целом вполне операбелен. Хотя датчиков, переключателей и кнопок в кабине экипажа коснуться нельзя, это оборудование вполне подходит для выполнения поставленных задач. Операторы воздушного движения и пилоты созданы не из плоти, однако с ними можно легко входить в контакт по радио. И хотя пилот комфортно расположился у себя дома перед компьютером, он имеет возможность легко парить вдоль и поперек нашего земного шара, без труда встречаясь в виртуальных небесах с другими игроками из реальной жизни. На помощь в этой экспедиции им приходит целый набор подлинных, хотя и выполненных программно, навигационных инструментов. И хотя ландшафт не совсем отвечает реальности, моделирование действительно реализовано на совершенно новаторских принципах.
Конечно же, сразу возникают вопросы относительно "новаторских принципов": на каких таких принципах может быть создан новый авиасимулятор на текущей ступени развития авиации. В конце концов, базовые принципы на протяжении недавних десятилетий изменились не так и радикально. Хотя Глобальные навигационные системы (GPS) медленно заменяют более старые методы, основанные на системе навигации NAVAID, Федерация пилотов-любителей (FAA) не собирается использовать системы, основанные исключительно на GPS в течение еще нескольких лет. Однако, даже приняв это за аксиому, планируемые к выпуску авиасимуляторы, вне зависимости от своей претенциозности, будут подвергаться сильным тенденциям в отношении развития реализма. В лучшем случае, проектировщики могут сохранить статус-кво, так как наиболее популярные симуляторы уже достаточно терпимо моделируют самолетную навигацию.
Каким же образом теория имитации полетов может принести здесь какую-то пользу? Только основываясь на полном использовании преимуществ технологических параметров современных PC и только используя беспрецедентное увеличение степени детализации изображения. А это является именно тем, что Terminal Reality делает со своим новым симулятором FLY!
Близкое к реальности моделирование полета, на которое он ссылается, основано на характеристиках и данных испытаний, предоставленных изготовителем каждой модели самолета. На выбор будет предлагаться пять моделей самолетов гражданской авиации, Cessna Skyhawk 172R (одиночная опора), Piper Malibu Mirage (одиночная опора), Piper Navajo (двойная опора), Raytheon/Beechcraft King Air 200 (турбодвигатель) и реактивный Cessna Citation 10. Почему были выбраны именно эти самолеты? Для среднего пилота-любителя это дает понятие о широком диапазоне характеристик самолетов, с которыми он может столкнуться в реальной жизни (для нас с вами это, конечно, маловероятно, но вот у них, на "загнивающем западе"...), получив частную лицензию на полеты, а затем позволяет ознакомиться с более сложно оснащенными и совсем крутыми самолетами с турбодвижком и реактивным двигателем.
Представьте себе виртуальных пилотов, со всей серьезностью на лице выбирающих себе самолет, а затем берущих руководство по игре и проверяющих свою эффективность в отношении качества полета, его дальности, расхода топлива и соблюдения ограничений.
Те компании, которые утверждают, что моделирование в реальном времени для них - раз плюнуть, все равно несколько искажают истину. Даже простому аналоговому датчику, смоделированному в тысячах кадров в секунду, может чего-то недоставать. И этот эффект ощущается гораздо сильнее с такими сложными объектами, как погодные условия, где для их формирования в действие вступают миллионы различных переменных. Симуляторы были придуманы для имитации различных видов окружающей обстановки. Проекты игр в реальном времени, даже те, стоимость которых исчисляется многими миллионами, просто обязаны содержать в себе некоторые компромиссы. При всем сказанном, мне определенно кажется, что вышеупомянутым двум компаниям пришлось сделать наименьшее число таких компромиссов в проекте Fly, чем в любом другом проекте авиасимулятора, выполненном для PC. Они сфокусировали просто невероятное количество внимания и времени на точности передачи моделирования полета и навигационных приборов.
Встроенная соответственно для каждого самолета система навигации GPS будет допускать мгновенную и точную навигацию в любой момент времени и в любой точке земного шара. Кроме того, обширные базы данных аэропортов и NAVAID будут обеспечивать реальность полета над территориями США и крупнейших стран. Реализм отображения времени суток и течения времени, как и задаваемые погодные условия, дадут пилотам возможность полного контроля над полетом при различных условиях видимости. Также имеется интегрированная система управления воздушным движением, что значительно усиливает реализм взаимодействия с другими воздушными средствами и аэропортами в окружающей обстановке. А еще если эти другие воздушные средства будут пилотироваться реальными игроками (чего так сильно ожидают поголовно все приверженцы полетов в он-лайн), то это обеспечит еще большую эффективность игрового взаимодействия.
Программисты приложили большие усилия для придания реализма окружающей обстановке. Земной шар представлен сферой, поделенной на точки широты-долготы, и участники могут с легкостью определять точечные координаты в любом месте полета благодаря точнейшей системе навигации GCN (Great Circle Navigation). Имеются некоторые визуальные огрехи в критических точках для северного и южного полюсов, хотя пилоты вполне могут пересечь и эти области. Полностью масштабируемый спутником пейзаж будет обеспечивать хорошее разрешение поверхности при низкой высоте полета, и цифровая модель рельефа поверхности будет давать замечательно реалистический вид ландшафта.
Имеются пять основных областей происходящего действия в 25 метров, каждая из которых создана при помощи снимков спутниковой системы Landsat. Движок затем выборочно внедряет еще 10 метров изображения, а для основных аэропортов или других областей с критическим наземным движением - еще 5 метров. Модель возвышенностей рельефа может поддерживать интервалы от 256 футов до более чем 10 километров на позицию. Поверхность масштабирована, и более высокие интервалы пункта разрешения помещены в пределах отображаемых областей рельефа, а более широкие - вне этих областей. Со временем, как только будут выпущены спецификации формата файлов, пользователи получат возможность импортировать данные по возвышенностям в файлы. То, что вызывает довольно оживленное обсуждение среди любителей авиасимуляторов - это некоторая дотошность в детализации исполнения кабины управления. Это - больше чем обои вашего десктопа; это - мощный интерфейс, который включает в себя полностью функциональные навигационные и радионавигационные системы в конфигурации, предоставленной реальными изготовителями авиатехники. Пилоты будут теперь иметь полный доступ к управлению всеми системами самолета. Настоящие пилоты скажут вам, что FAA нет никакого дела до того, будете ли вы получать удовольствие от рассматривания окружающего пейзажа при пилотировании самолета, поскольку основными навыками при обучении пилотированию являются навыки радионавигации и пользования приборами. Иногда будущих пилотов обучают при помощи специальных закрытых шлемов с визорами, чтобы они не могли сверить обстановку через иллюминаторы, то есть обучение происходит исключительно при помощи навигационных приборов.
В условиях того, что важность приборов осмысливается как критическая, Terminal Reality решила, что лучшим вариантом здесь будет их исполнение с наибольшей скрупулезностью, в особенности это касается приборов радионавигации. Если изготовитель помещает что-нибудь на панели, то это происходит, вероятно, по той причине, что оно должно использоваться пилотом. Это также должно означать, что одной панели, по всей видимости, недостаточно. Большинство крупных самолетов имеет несколько панелей в кабине управления: основную, верхнюю, подножную и боковые. Они свободно перемещаемы и имеют произвольное количество кнопок, переключателей и датчиков. Без сомнения, еще ни одна игра не подошла в этом столь близко к реальности, как это осуществлено во FLY!
При свойственной этому симулятору сложности представляется очевидным, что авиасимулятор прежде всего рассчитан на опытных игроков, поэтому возникает вопрос, как он будет воспринят новичками? Хотя симулятор и не имеет режима тренировочного полета, в управлении предусмотрено множество "горячих клавиш" и возможностей вызова help'а для того, чтобы игроки-новички могли постепенно привыкать к управлению самолетами. Для того чтобы помочь новичкам постичь основы пилотирования, FLY предлагает специальные сценарии, в которых самолет помещается в отдельные заданные ситуации, например на взлетно-посадочной полосе с включенными двигателями, в полете или при заходе на посадку. Игра будет поставляться с подробным руководством, в котором будут излагаться основы теории полетов и рассматриваться основные приемы работы с различными системами.
Весь этот интерактивный реализм будет оказывать сильное давление на процессор, и для извлечения из FLY всех его прелестей потребуется действительно мощная машина. Фактически, минимальные требования включают PC с процессором Pentium средней мощности, а также 3D-ускоритель. Продукт будет поддерживать ряд API, включая Microsoft Direct 3D и 3Dfx Glide, а также будет предусмотрено использование всех преимуществ AGP-видеокарт. Программисты, насколько это позволяет время, теперь занимаются полировкой таких вкусностей, как блики сигнальных ракет, красивые восходы и заходы солнца, а также отображение на плоскостях фюзеляжа и крыльев солнца, облаков и рельефа поверхности. Как будто всего предыдущего было недостаточно, были смоделированы относительно времени суток, года и расположения наблюдателя точные фазы и расположение луны и 400 самых ярких звезд, видимых невооруженным глазом.
Периферийная поддержка проекта будет реализована так же плотно, как и программная. Будет обеспечена хорошая поддержка обратной связи, так же, как полная поддержка multiplayer по Интернет. Кроме того, все компоненты, включая пейзаж, самолет, кабины экипажа, изображения рельефа и т.д., будут реализованы как произвольно изменяемые. Terminal Reality выпустит спецификации файла и редакторы вскоре после начального релиза игры.
Евгений Бубенников
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных