Куда ведет эта синяя-синяя дверь?

Куда ведет эта синяя-синяя дверь?

Впечатление, что главное событие прошедшей недели - появление микропроцессора Pentium III - носит скорее маркетинговый, чем технологический характер, сложилось у многих, кто побывал на презентации нового чипа в московской гостинице "Ренессанс". После пафосных речей, демонстрации слайдов и клипов дверь открылась... и за ней мы не увидели ничего неожиданного. В клубах дыма она явила нам тот самый Pentium III, о котором уже полдня только и говорили.

Отдохнув от разговоров и возлияний во славу новейшего и мощнейшего процессора из всех выпускаемых Intel, хочется подытожить услышанное и увиденное, разобраться, хотя бы в первом приближении, что за новинку нам предлагают.

На презентации Pentium III неоднократно подчеркивалось, что Pentium III - процессор для Интернет. Убедившись, что способности бизнес-приложений по пожиранию ресурсов персонального компьютера едва ли не исчерпаны, Intel вслед за Microsoft обратилась к неисчерпаемому источнику всего, что только может прийти в голову человечеству на рубеже тысячелетий, - к Интернет и Web-технологиям.

По мнению Intel, уже в ближайшие пару лет Европа догонит Америку в увлечении Всемирной Паутиной. Буйным цветом расцветут электронная коммерция и Интернет-развлечения. Соответственно, надо предложить пользователям подходящий для открывания двери в мир глобальных информационных технологий инструмент. С этой точки зрения Pentium III призван сыграть роль лома, пробивающего окно в информационо-развлекательное пространство. Или подковырнуть этот набитый доходами вагончик, если он сам с горки катится не так быстро, как хотелось бы. На худой конец, можно рассматривать этот безотказный инструмент в качестве отмычки к корпоративным и индивидуальным кошелькам.

С технической точки зрения Pentium III не принес революционно новых решений. Частоты, число транзисторов на кристалле, интеграция кэш-памяти - все на уровне знакомых нам предыдущих разработок. В этом отношении представленный компанией AMD на пару дней раньше К6-III смотрится выигрышнее. В Pentium III корпорация Intel внедрила всего два существенных новшества.

Во-первых, это набор инструкций Kathmai, слухи о котором не утихали с того момента, как AMD явила миру свою аналогичную разработку - технологию 3DNow!. Intel, верная принципу интриговать потребителя, окончательно назвала свою разработку сочетанием из трех букв, первые две одинаковые - нет, не ММХ, а SSE.

Что это такое? И AMD 3DNow!, и Intel SSE представляют собой набор SIMD-инструкций*, позволяющих процессору по одной команде обрабатывать достаточно большой набор данных. Эта идея легла, кстати, еще в основу ММХ. В случае Pentium III речь идет о Streaming SIMD Extensions, то есть о добавлении к инструкциям процессора команд, предназначенных для обработки множественных потоковых данных. К таким данным в первую очередь относятся аудио- и видеопотоки, воспроизведение которых до сих пор наш пользователь Интернет непременно отключал.

Если говорить о производительности Pentium III, то для оптимизированных под SSE приложений она может оказаться вдвое выше, чем при использовании Pentium II с такой же тактовой частотой. Если же приложение о SSE не догадывается, то прироста вы не заметите. Он в лучшем случае будет кратен превышению частоты Pentium III над частотой стоявшего до модернизации Pentium II. Не знаю, договорилась ли Intel с Microsoft, как решить эту проблему.

Инструкции SSE, очевидно, удобные для приложений Интернет, могут принести пользу и при решении других задач. На презентации, в частности, нам наглядно продемонстрировали, что Pentium III открывает новые возможности для 3D-графики в игрушках. Правда, без 3D-акселератора вам все равно не обойтись. Причем, как элегантно намекнули представители корпорации, чем мощнее 3D-акселератор, тем больше пользы он извлекает из взаимодействия с Pentium III.

Интересно, что Pentium III и в самом деле способен решить кое-какие проблемы с Интернет. Пока ни у нас, ни "у них" линии доступа к Интернет не позволяют всласть крутить по Сети видеоролики или бродить по поисковым системам, построенным по принципу 3D-лабиринтов. Установленный в клиентской машине процессор, специализирующийся на обработке таких данных, в состоянии принять на себя ее основную часть (рендеринг), что позволит уменьшить объем перекачиваемой по каналам связи информации и применить на порядок более эффективные (и требующие большей производительности) алгоритмы сжатия.

Это, несомненно, похоже на правду, хотя и наводит на мысли об отказе от считавшейся всего пару лет назад исключительно перспективной идеологии "толстый" сервер - "тонкий" клиент. Кишка между ними оказалась на деле слишком тонка, вот теперь клиент и толстеет.

В общем же технологическая новизна процессора Pentium III по отношению к Pentium II, как подтвердили представители Intel на пресс-конференции, сопоставима с тем, насколько отличался Pentium с ММХ от просто Pentium.

Второе принципиальное новшество - внедрение в микропроцессор уникального регистрационного номера. С этим предложением Intel связано гораздо больше споров, чем с SSE.

Дело в том, что компьютер, оснащенный Pentium III, можно будет точно идентифицировать в сети, причем запрашивать на это разрешение пользователя не потребуется. Специфические Web-приложе-ния и сайты электронной коммерции получат возможность опознать пользователя еще до того, как он сам назовет себя. И не спрячешься.

С другой стороны, Intel предвидела резко отрицательную реакцию со стороны пользователей. Поэтому она предусмотрела возможность отключения регистрационного номера процессора через утилиту настройки BIOS. Для его выключения или включения, таким образом, потребуется перезагрузить компьютер, что от внимания пользователя вряд ли ускользнет.

У меня не сложилось абсолютно четкой позиции по этому вопросу. С одной стороны, и в самом деле есть ряд приложений (например, системы электронной подписи документов и другие программы обеспечения безопасности), в которых привязка к машине по совершенно уникальному номеру полезна. Но, с другой стороны, не породит ли это манию преследования как у пользователей, так и у программистов (кто кого будет гонять, надеюсь, понятно?).

С другой стороны, регистрационный номер никак не защищен от похищения при передачи по сети. И наверняка хакеры в ближайшие дни придумают, как им ловчее пользоваться. Приложения электронной коммерции и так требуют указать номер счета или банковской карточки. Если эти данные не считать надежными с точки зрения идентификации клиента, то не номер же процессора может послужить их проверке!

Но очевидно, что поголовная регистрация процессоров (а новинка, как подтвердили представители Intel, в скором времени будет внедрена и в процессоры Celeron) с удаленным доступом к этой информации по сети способна послужить целям борьбы с программным пиратством, не одобренным начальством использованием техники и рабочего времени. Опасно давать дубинку в руки людей с полицейскими генами, уж мы-то это знаем! Жаль, что за океаном, видимо, жизнь течет молоком меж кисельными берегами.

Вам еще не раз, наверное, продемонстрируют аналогию между регистрационным номером процессора и паспортом. Мол, у всех у нас есть номер в паспорте. Когда надо, мы его предъявляем. И ничего, живы ведь. Простите, батенька, но номер процесосра больше напоминает нашивку на концлагерной робе путешествующего по Интернет. Пока роба надета, всем твой номер виден, а не только тем, кому ты согласен его сообщить. Не станут ли к нам скоро обращаться: "Номер такой-то, немедленно принять вправо, остановить Netscape Navigator и запустить Internet Explorer!".

Впрочем, поживем - увидим. Мне только очень жаль, что появление нового процессора, несомненно хорошего, сопровождается давлением на самую больную мозоль ХХ века.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 08 за 1999 год в рубрике del :: новости

©1997-2024 Компьютерная газета