Чем больше выбор, тем он труднее

Иногда кажется, что лучше вообще не иметь представления о том, как работает компьютер и что у него внутри. Купить его тогда намного легче - это факт. Сложности начинаются, когда пытаешься что-то выбрать. Но еще хуже - когда тебя просят посоветовать, что выбрать. Раздача таких советов - отличный способ нажить врагов. Ведь всем известна прописная истина конца ХХ века: какой компьютер вы ни купили бы, завтра все равно окажется, что можно было купить лучше и дешевле. Вот и хочется, когда спрашивают, ответить коротко и веско, в стиле "соль, сахар, перец - по вкусу"...

В общем, если вы не знаете, какой процессор или плату купить, сами выбрать не в состоянии, то лучше вам этого и не знать. Другое дело, если в общем-то знаете, но не уверены, хотите убедиться, что еще кто-то так же думает. Но и в этом случае выбор за вами. Не пытайтесь его перевалить не чужие плечи. Попробуйте сделать наилучший выбор сами, в рамках своей компетенции. И не нервничайте, будьте уверены, что к следующему разу вы станете компетентнее.

Например, захотелось вам купить не просто видеоплату, а ту, что называют графическим ускорителем. Это серьезная проблема, какую из них предпочесть. Но, прежде чем приставать к окружающим, решите хотя бы, зачем она вам нужна. Оцените свои планы в четырех областях: насколько часто вы собираетесь работать с обычными приложениями, с профессиональными графическими пакетами (включая 3D), будете ли вы заниматься цифровым видео и, наконец, какие игры вы предпочитаете. Определитесь с этим, и будет значительно легче выбирать (и советовать).

Скажем, с Corel'ом вам приходится общаться от случая к случаю, основной ваш инструмент - Word или Excel, о цифровом видео слыхали, интересно, что это, но на возню с ним нет ни времени, ни необходимости. А из игр предпочитаете динамичные, чтобы поиграл часок - и достаточно. А не такие, где пару дней за компьютером просидеть надо. И, в принципе, именно из-за игр (честно-то признайтесь) вы и решили попробовать, что есть 3D-акселератор. При такой информации совет дать нетрудно. И попадешь с ним, как минимум, в девятку. Плата на Voodoo Banshee вас, скорее всего, не разочарует. Например, такая, как

Gigabyte GA-630 Сделана она фирмой, пользующейся хорошей репутацией, и достаточно качественно. Об этом можно судить хотя бы по тому, что Gigabyte не поскупилась и установила на чип Banshee теплоотвод с вентилятором, чтобы гарантировать надежную его работу.

Как и у других плат на Voodoo Banshee, у Gigabyte GA-630 высокопроизводительная 128-битовая архитектура. На ней установлено 16 мегабайт 125-мегагерцевой памяти SGRAM, обмен данными с которой производится по 128-разрядной шине. В этом чипе интегрированы 128-битовый процессор двумерной графики, в котором аппаратно реализованы все базовые функции графического интерфейса Windows, и мощный 3D-процессор, построенный на базе ядра 3Dfx Voodoo 2.

Наличие 250-мегагерцевого цифро-аналогового преобразователя RAMDAC обеспечивает поддержку достаточно высоких, хотя и не рекордных, разрешений - до 1,600 х 1,200 пикселов при частоте кадровой развертки 85 Гц. При наиболее популярном сегодня разрешении 1,024 х 768 частота кадровой развертки достигает 120 Гц, что позволяет на полную катушку использовать возможности практически любого монитора.

Благодаря 16-мегабайтной видеопамяти при всех разрешениях вам доступен полный 32-битовый цвет, то есть палитра из 16.8 млн. цветов. С этой точки зрения Gigabyte GA-630 удовлетворяет требованиям профессиональной графики и дизайна. Правда, ее производительность в таких приложениях не слишком высока.

Конек GA-630 - мощный 3D-энжин, разработанный фирмой 3Dfx на основе знаменитого Voodoo 2. Его отличительные черты - самая широкая программная совместимость, самый полный набор функций, реализованных в "железе", и высокое качество графики. Впрочем, в последнем чипсет Banshee уступает своему старшему брату - Voodoo 2. Это связано с применением упрощенных алгоритмов текстурирования (если помните, в Voodoo 2 входят геометрический процессор и две отдельные микросхемы текстурных процессоров, а в Banshee все надо было поместить на одном кристалле).

Производительность
Приступая к тестированию платы Gigabyte GA-630, я не ожидал, что она преподнесет сюрприз. Сначала его ничего не предвещало. Для проверки скорости двумерной графики я использовал ZD Winbench 97. Оказалось, что GA-630 демонстрирует стабильные результаты, на которых практически не сказывается изменение глубины цвета и разрешения. В частности, при переходе от 1,024 х 768 пикселов к 1,280 х 1,024 скорость снизилась всего на 4.6%, а при изменении цвета с 16-битового на 32-битовый падение производительности я вообще не обнаружил.

В целом же по производительности бизнес-приложений Gigabyte GA-630 входит в число лучших видеоплат на нашем рынке. Она совсем немного уступила ASUS V3400TNT и Matrox Millennium G200, но заметно обогнала карты на чипсетах S3 Savage3D, i740 и RIVA-128/ZX. В области профессиональной графики успехи GA-630 далеко не столь впечатляющи. С этой точки зрения она относится к "середнячкам", поэтому рекомендовать ее дизайнерам нельзя.

Что Gigabyte GA-630 в трехмерной графике проявит себя хорошо, я ожидал - как-никак, а чипсет от 3Dfx, но что она рекорд поставит, не думал. По быстродействию OpenGL эта плата, как и предполагалось, заняла место рядом с другими картами на Voodoo Banshee, пропустив вперед карты на Voodoo 2 и RIVA TNT. Но когда я дошел до теста 3D Winbench 98, глазам не поверил. Gigabyte GA-630 поставила абсолютный рекорд, преодолев барьер в 1,000 пунктов, на 17% превысив показатели ASUS V3400TNT и на 49% - Diamond Monster3D II.

Не слишком доверяя этому тесту (например, он сильно завышает производительность плат на i740), я постарался проверить 3D-быстродействие платы Gigabyte GA-630 на других тестах для Direct3D. И Turok, и Forsaken, и Final Reality подтвердили, что GA-630 работает значительно быстрее конкурентов. Думаю, что эти феноменальные результаты объясняются очень хорошими драйверами, хотя, конечно, и от самой платы тут многое зависит.

Инсталляция

Поставить плату Gigabyte GA-630 в компьютер несложно. Перемычек никаких нет, IRQ и DMA ей не требуются, а компакт-диск с драйверами прилагается. Вставил GA-630 в AGP-слот, включил компьютер, положил компакт в дисковод, и остается лишь шаг за шагом выполнять инструкции. Эта карточка не капризна, драйверы ее подхватывают сразу, и не требуется пытаться их поставить несколько раз, прежде чем все получится как надо.

До установки собственно драйверов программа инсталляции, запускаемая с компакта автоматически, рекомендует поставить DirectX 6.0. Не стоит от этого отказываться, тем более что есть даже русифицированная версия (для Windows 95). При желании на диске нетрудно найти драйверы и установить их вручную, без помощи слишком многословной программы инсталляции.

После установки драйверов в окне свойств дисплея появляются две странички. Первая помогает выбрать разрешение и частоту кадровой развертки, а вторая, спрятанная за кнопкой Advanced на страничке Settings, предназначена для более тонкой настройки и позволяет, в частности, управлять 3D-режимами OpenGL/Glide и Direct3D.

Рекомендации

Как видите, Gigabyte GA-630 вполне удовлетворяет требованиям, которые были перечислены в начале статьи. Более того, благодаря удивительно высокому быстродействию под Direct3D и возможности работать с 3D-графикой в окне Windows она пригодна для профессиональных приложений анимации, моделирования и проектирования. Хотя, конечно, для этих целей есть более подходящие графические ускорители.

Главное - это определить, для чего вам нужна новая графическая карта. Если честно и точно сформулируете свои требования, то подобрать подходящий продукт труда не составит. Благо в продаже неплохой выбор видеоплат.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1999 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета