Компьютеры и дистанционное образование в США

То, что компьютеры в американском образовании играют огромную роль, стало давно аксиомой. Как известно, по количеству компьютеров на тысячу населения США занимает первое место в мире. Компьютеры широко применяются и в общеобразовательной школе, и в высшем образовании. Они используются и в качестве технических средств обучения, и как объект обучения, и как источник и инструмент обработки информации. Последнее время компьютеры в образовании все чаще используются как средство передачи информации на расстояние, называемое CMC (computer-mediated communication). Здесь можно выделить такие обучающие приемы, как использование различных видов электронной почты, специальных интернетовских сайтов, а также комбинации первого и второго.
E-mail и образование

Использование различных видов электронной почты в преподавании многих предметов в последние пять-семь лет стало очень популярным. Электронная почта применяется в преподавании практически всех предметов - от математики до иностранных языков. E-mail применяется в основном для следующих целей: дискуссии и выполнение домашних заданий.

Дискуссии через электронную почту - один из самых популярных видов использования компьютеров в обучении. Многие преподаватели выносят на обсуждение ряд вопросов к следующему заданию. Студенты имеют возможность читать послания их коллег и комментарии преподавателя. Особенно успешно такой метод используется в преподавании истории, философии, математики, английского и других языков, потому что в последнем случае имеет место реальное, неискусственное общение с носителями языка, живые языковые ситуации и условия общения. Такие дискуссии могут быть и как в реальном времени (real-time chat), или, как их еще называют, "синхронными", так и "асинхронными", т.е. между посылкой сообщения на дискуссию и реакцией на это сообщение проходит от нескольких часов до нескольких суток.

В отличие от советской и постсоветской методик обучения в высшем образовании, в университетах и колледжах США интенсивно используется метод письменных заданий, задаваемых на неделю. Электронная почта в этом плане дает большие преимущества: выполненное домашнее задание может быть отправлено преподавателю очень быстро, в любое время суток и из любой точки земного шара. Кроме очевидной экономии бумаги и затрат на распечатывание, есть еще одно явное преимущество перед текстом, напечатанным на бумаге, - преподаватель может вносить свои поправки и комментарии непосредственно в текст задания, а многие программы электронной почты позволяют это делать в различных шрифтах и цветах. И, естественно, отправить свои замечания обратно студенту, который может находиться очень далеко от университета.

Одним из неоспоримых преимуществ электронной почты как технического средства обучения является стимулирование независимого мышления обучаемого. Использование электронной почты включает целый ряд умений и навыков, как, например, умение работать с компьютером, ориентироваться в огромном кибернетическом пространстве и использовать его фантастические ресурсы. Совершенствование этих навыков в процессе обучения затем дает студентам огромное преимущество в будущем электронном общении, которое становится сейчас нормой в развитых странах.

С другой стороны, преподаватели получают возможность динамичного и эффективного контакта со студентами и с коллегами, могут наиболее эффективно использовать самую последнюю информацию из Интернет.

Использование Интернет в образовании

Интернет, как особая широкодоступная кибернетическая среда и источник информации, все более и более широко используется в образовании как индивидуально, так и образовательными организациями. Доступ к Интернет для индивидуальных пользователей стоит двадцать долларов в месяц, но пользование Интернет в любой библиотеке бесплатно. Каждый из более чем трех тысяч колледжей и университетов США имеет свой сайт.

На этих сайтах вы можете найти любую информацию, касающуюся не только данного учебного заведения, его подразделений и преподавателей, но и предметов: расписание занятий, требования к курсу, его содержание, литература, домашние задания и т.д. Можно подать электронное заявление о поступлении в данный колледж, записаться на определенный курс и тут же произвести оплату.

Но главная образовательная ценность Интернет не в этом. Сейчас все более и более популярными становятся курсы, которые либо полностью, либо частично размещены в Интернет. Преподаватель создает свой сайт, на котором помещает основную информацию о курсе. Студент, записавшийся на курс, получает пароль и может принимать задания непосредственно с сайта. Это могут быть, например, математические задачи, либо, например, аудиофайлы для изучающих иностранный язык. Преподаватель может рекомендовать электронные источники, из которых студент может получить нужную для выполнения задания информацию. Выполненное задание студент может либо непосредственно передать преподавателю, либо отослать его по электронной почте.

Выполненное задание, благодаря современным возможностям компьютера, может содержать компьютерную графику, аудио и даже видеофайлы. Таким образом, мы имеем дело с заочной формой обучения, когда студент и преподаватель могут быть разделены большими расстояниями. Причем студент и преподаватель могут путешествовать. Все, что им нужно для отсылки и получения задания, - компьютер и доступ к Интернет, что сейчас имеется в любой библиотеке и гостинице. Для использования некоторых программ необходима простая дискета, как, например, для замкнутой системы электронной почты First Class Client, которая использует Интернет в качестве проводника. Такая система поддерживает шрифты практически любых языков, а также математические символы. В ней же есть и опции для синхронного диалога или полилога для пересылки графики и аудиофайлов.

Хотя заочные курсы через Интернет стали достаточно обычным явлением, как и сама заочная форма обучения, разговоры о полностью заочных университетах пока еще преждевременны. Практически никто не настаивает на той идее, что дистанционное образование в перспективе вытеснит традиционное. Дистанционное образование с участием компьютеров и впредь будет развиваться, но, скорее всего, как дополнение и усовершенствование традиционных методов, не отрицая, а усиливая их.

В заключение несколько полезных адресов для наших читателей.

В университете штата Техас преподается курс дистанционного обучения. Наши читатели могут принять участие в нем, если посетят страницу http://EDTCServer.coe.tamu.edu/courses/645/EDTC645International.html.

Чтобы узнать, какие заочные курсы предлагаются в американских университетах, нужно посетить самую большую базу данных об университетах, где вы найдете все: http://www.universities.com.

Если же вы преподаватель и хотите найти партнера в США для вашего проекта, то вам нужно будет отправить послание subscribe по адресу IECC-request@stolaf.edu.

Для того чтобы объявить о вашем проекте, пошлите subscribe по адресу: IECC-PROJECTS-REQUEST@stolaf.edu.

Для международных проектов по высшему образованию напишите subscribe по адресу IECC-he-request@stolaf.edu.

Специально для преподавателей (а также для всех желающих): вы можете БЕСПЛАТНО подписаться на электронный журнал по вопросам электронной коммуникации в образовании. Для этого пошлите subscribe IPCT-J yourfirstname yourlastname по адресу listserv@guvm.george-town. edu или listser v@guvm.bitnet.

Желаю удачи!

Павел Самсонов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 1999 год в рубрике del :: новости

©1997-2024 Компьютерная газета