Эра мультигейма уже наступила

Формула успеха при разработке компьютерных игр со временем ничуть не изменилась. Пока толпа будет расхватывать и распечатывать красивые коробочки, большинство компаний, разработчиков компьютерных игр, будет лишь "асфальтировать старые дороги". Иногда, правда, процесс улучшения очередного опуса может выйти из-под контроля. Процесс вылущивания всего ценного из игры в угоду красивому виду оставляет после себя лишь могилы с красивыми названиями, в которых суть - пустота. Называют это неудачным трендом, но мне кажется, что этот тренд принимает все более и более общий характер... Однако не стоит забывать о тех жуликоватого вида компаниях, которые не желают заваливать магазины всяким барахлом, производя и копируя-перекомпилируя старые шаблоны. Геймеры доверяют этим людям, веря в то, что среди прочего навоза они смогут раскопать жемчужину или даже две. И предсказано было, что появится игра, которая и через шесть месяцев после прохождения будет завораживать сердце и мутить рассудок. Что ж, солдат, пакуй свой ранец - этот шедевр уже появился. Солдат, собирай свой лазерный прицел, не забудь захватить лазерное ружье, плазмаган, броню, запасную амуницию, около 20 друзей и будь готов к драке. На первый взгляд тебе покажется, что Starsiege:Tribes от "Динамикса" (Dynamix) - это всего лишь еще одна 3D-стрелялка с сильной многопользовательской поддержкой, и на уровне первого взгляда ты будешь по-своему прав. Хорошо ли, плохо ли, но Starsiege:Tribes - это только многопользовательская игра; волнующие учебные уровни не предполагают одиночной игры и, по правде, даже не имеют такого намерения. Разработчики добивались возникновения толкучки в реальном времени и кошмарно в этом преуспели.

В направлении, которое становится все более и более популярным, Starsiege:Tribes отмечает поворотный момент в развитии компьютерных игр по многим причинам. Изначальный анонс следующей версии Quake как однопользовательской в совокупности с покупкой Team Fortress фирмой Valve стал хорошим подтверждением того, что эра онлайновых игр не за горами. Можно, конечно, сравнивать и строить графики относительно анонсированного Quake 3 и грядущего Team Fortress 2, но объективная реальность состоит в том, что Starsiege:Tribes уже здесь, а другие игры являются ни чем иным, как спекуляцией на заданную тему.

Starsiege:Tribes является межевой игрой, но, глядя на нее сверху, этого можно и не заметить. Вступление в ней отсутствует, и по этой причине всякая мультимедиа в процессе игры отброшена. Всему действу сопутствует длинная предыстория, но ее можно лишь прочесть в прилагаемом к игре справочном руководстве. Это тоже плохо, поскольку история действительно красива и заслуживает хорошего видеоряда. Однако, на отсутствие этих "красивостей" можно прикрыть глаза, если учесть аудиторию игры. Те, кто с головой погрузился в мультиплейерное безумство, предлагаемое Starsiege:Tribes, вообще не будут смотреть кино. Все, что надо таким людям, - калечить всех и вся на своем пути, и игра удовлетворит это чувство полностью.

Предигровой интерфейс похож на большинство многопользовательских игрушек. Интерфейс "find server" очень похож на Gamespy и даже углублен по сравнению с последним, обеспечивая более детальное описание аппаратной конфигурации сервера. Первые впечатления, как правило, самые сильные - и мои меня едва не убили. После конфигурирования профиля, выбора кожи и вида, я начал поиски хорошего сервера с небольшим временем ответа и большим количеством пользователей. К своему удивлению я нашел около пятнадцати, удовлетворяющих моим условиям. Все еще полный скептицизма, я попробовал все варианты. Мой скептицизм быстро сменился уважением, ибо скорость на всех пятнадцати была высока, а лаги отсутствовали.

При том количестве моноплейерных 3D-игр, выпущенных либо без поддержки многопользовательского режима, либо с убогим оным, Starsiege:Tribes с успехом отдувается за всех. На данный момент функционирует достаточное количество серверов, поддерживающих до 64 игроков, так что выбор достойного противника не представляет сложности. Даже ветераны из Quake или Team Fortress не видели ничего подобного Starsiege:Tribes. Оригинальность игры утверждается многими вещами, но величайшим достижением является поле битвы. Все выглядит настолько потрясающим, что единственным и наилучшим способом описания будет приглашение посмотреть все своими глазами, а поскольку в момент чтения статьи это не реально, то я скромно предлагаю посмотреть прилагаемый экранчик из игры.

Эти ландшафты просто необыкновенны. Полный переход от коридоров и лабиринтов к обширной и холмистой местности настолько хорош, насколько это вообще возможно на сегодняшний день. Я должен хотя бы немного намекнуть на размер уровней. Как человек, любящий все громадное, я почувствовал себя в Starsiege:Tribes как дома. Пейзажи включают различные поверхности от ярко-зеленой травы до укутанных снегом гор. Погодные явления тоже не оставлены в стороне и по визуальным эффектам похожи на дополнение к Spec Ops - Ranger Team Bravo. Особенно хорошо взирать на эти ландшафты с высоты в 1000 футов. Каждый воин в игре носит боевое обмундирование, и на каждую броню можно повесить джет-пак, который, в зависимости от своего назначения, может подбрасывать игроков высоко вверх.

Прямо за ландшафтами, которые составляют суть изюмины Starsiege:Tribes, идет геймплей. Как я заметил ранее, нет ничего похожего на Starsiege:Tribes. Одновременно можно собирать до четырех команд и сталкивать их в разного типа играх: "битва за флаг", "десматч", "до последнего бойца", "защита" и "уничтожение башен" - все варианты выбираются через multi-team-опцию. Но вместо описания деталей и материального обеспечения игры, которые и без того хороши, я остановлюсь на некоторых "маленьких отличиях", которые лучше всего демонстрируют геймплей. Во-первых, вместо стандартного "бегай и собирай оружие и боеприпасы" типа игры, разработчики предложили куда более безжалостный и безумный "десматч", хотя можно играть и по привычному сценарию. Для многих же включенные элементы стратегии и планирования станут самым приятным дополнением жанра с момента пришествия Интернет. Команды располагают деньгами, которые могут быть ограничены или нелимитированы, каждому игроку дается возможность экипировки при входе в игру. Есть три типа брони: легкая, средняя и тяжелая. Каждая имеет свои преимущества: легкая броня позволяет быстро двигаться и летать, но ограничена в оружии и ранцах, в то время как тяжелая позволяет тащить на себе большое количество припасов, но более медленна и обладает малой маневренностью.

Оружие и ранцы, о которых я говорил, также фантастически разнообразны. Большинство орудий сами по себе не представляют чего-то из ряда вон, но каждая имеет возможность масштабирования (scope, zoom), позволяющая увеличить эффект в два, пять, десять и двадцать раз. Ни одна игра на рынке не способна настолько хорошо визуализировать врагов и структуры на дальних дистанциях. Ранцы и другие примочки игроки могут покупать, чтобы увеличить мощь собственной команды. Камеры, портативные турели, восстанавливающие пакеты и радарно-разыскные девайсы - это лишь самые простые вещи, которыми может располагать команда. Да, еще, захваченный масштабами и пространствами игры, я забыл упомянуть, что каждая команда имеет также хорошо фортифицированную базу, оснащенную радарами, высокомощными турелями, которые способны превратить в тушенку небольшую армию коммандос.

Все сказанное утверждает лишь то, что вышедшая игра кардинально отличается от всех прочих. Никогда, играя на компьютере, я не чувствовал такого родства с людьми, бьющимися со мной в одной команде. Мы организовали свой клан на одном из серверов и, хотя мы еще не настолько грозные, мы стали уже единым организмом. Starsiege:Tribes предлагает новичкам, не нюхавшим пороха многопользовательской битвы, хорошую возможность начать. Отличная оптимизация под Интернет уравнивает в правах с гуру даже пользователей аналоговых модемов, Dynamix провела серьезную работу в урезании самого неприятного аспекта многопользовательских игр - большого количества людей, единственной целью которых является крушение чужих судеб. Подробнее об этом позже. В конце хочется отметить, что Starsiege:Tribes является лучшей мультиплейерной игрой года и, по моему мнению, лучшей мультиплейерной игрой, в которую я когда-либо играл.

Давайте рассмотрим сначала негативные аспекты. Владельцам TNT и других не 3Dfx карточек придется ждать патча с OpenGL, который заставит все работать. С одной лишь поддержкой Glide вы будете крайне огорчены блочной и пикселезированной графикой режима "software". Кроме этого, единственной раздражающей вещью в графике оказался недостаток камней и кустов в ландшафтах. Хотя топология местности достаточно извилиста, отсутствие деревьев ухудшает общее впечатление.

В остальном Starsiege: Tribes прекрасна. 3D Glide акселерация - это чистое небо. Хотя поверхность земли при быстром движении слегка искажается, частота кадров и скорость отработки изображения поражает. Даже на медленных машинах с обычными Voodoo-картами игра просто летает (с небольшим лагом на графику). Я играл в 1024х768 с включенной детализацией и не заметил ни единого торможения. Как замечено было раньше, ландшафт выполнен лучше, чем где-либо. Ночной мир, дневной мир и погодные эффекты возносят графику в небеса.

Мною не была упомянута еще одна любопытная деталь - экран командора. Starsiege:Tribes позволяет выбирать в команде главнокомандующих. С консоли собственной станции командоры могут направлять свои кланы. Эта и другие опции составляют отличный и удобный интерфейс. Тем не менее, конфигурация клавиш не настолько открыта к переопределению, как в аналогичных продуктах, и в ней не позволяется использовать Shift для ускорения шага. Однако это окупается тем, как игроки в многопользовательской игре приобретают оружие и предметы. Новый метод не беспорочен, но он все-таки значительно лучше, чем "бег над предметами".

Если какой-то критерий и важен по-настоящему, то это именно геймплей. Starsiege:Tribes - это не компиляция известных 3D-сетевых игр, это они все, взятые вместе, и кроме того нечто большее. Совершенно "отпадные" ландшафты, комбинированные с командно-ориентированными и тактическими элементами являются той ступенью, которая отделяет Starsiege:Tribes от конкурентов. Игра становится не только развлечением и ускорителем времени, но и обучающим средством. Геймплей также расширен ассортиментом летательных средств. Игроки могут покупать крылья вместе с оружием и обмундированием и сильно ускорять свое передвижение по местности. Некоторые летательные аппараты (скауты) могут нести только одного человека, некоторые (ATV-type) - большие группы. Пассажиры на борту очень больших суден не беспомощны, так как могут стрелять по врагам и защищать транспорт. Игра в Starsiege:Tribes похожа на просмотр серии известных эпических битв. Я не могу дождаться окончания статьи - руки чешутся вернуться в бой.

К сожалению, звуковые эффекты - самое слабое место в игре. Все плюсы звук набирает за счет использования внутренних речевых паттерн, которыми могут пользоваться игроки для переговоров. Некоторые из этих словечек выдраны из Дюка (Duke Nukem) типа "Come get some!" и популярного "Shazbot!" Есть речи, важные для игры, вроде анонса своих планов или информирования группы о ходе атаки. Для большего колорита некоторым звукам добавлено визуальное сопровождение. Тем не менее, большинство звуков, особенно лазерных, не вдохновляет. Звуки взрывов звучат очень заурядно, и полностью отсутствует шумовое сопровождение.

Музыка базируется на CD-аудио и звучит очень неплохо. Каждому уровню сопоставлена своя звуковая дорожка. Игра также поддерживает любой звуковой CD, что не может не радовать. Многие игроки привыкли убивать под любимые мелодии, и Starsiege:Tribes не разочарует их.

Определение этой категории для многопользовательской игры слегка непривычно. Как вы можете себе вообразить, я не пытаюсь определить искусственный интеллект игры (из-за отсутствия оного), поэтому я сфокусируюсь на сложности. Сложность определить тоже непросто, так как в обычном случае этот пункт есть следствие искусственного интеллекта прочих персонажей либо сложности миссий. Все это сильно зависит от тех серверов, которые вы найдете, и от тех людей, с которыми вы схлестнетесь. Как в любой мультиплейерной игре, один элемент всегда является отрицательным - это большое количество людей, прикладывающих массу усилий на то, чтобы испортить жизнь кому-либо. Starsiege:Tribes снабжена целой системой, позволяющей на основе голосования выбрасывать игроков, изменять карты и на лету менять состав команд. В целом, это наиболее дружественная многопользовательская игра на сегодняшний день.

От высшего оценочного уровня Starsiege:Tribes отделяют лишь проблемы с 3D-акселерацией и несколько слабые звуковые эффекты. Тем не менее, она заслуживает награду типа "Reviewer's Choice Award" и, по моему мнению, является лучшей многопользовательской игрой, которую вы можете найти. Если в вас живет тяга к многопользовательским играм, я надеюсь, вы уже приобрели ее, а если вы ищете что-нибудь этакое, то Starsiege:Tribes станет хорошим началом. Даже если вам не хочется вступать в массовое побоище, дайте этой штуке шанс - Starsiege:Tribes наверняка станет новым источником превращений. Эра мультиплейера наступила - встречайте!

Данное описание Starsiege:Tribes является переводным вариантом обзора, обнаруженным мною на одном из "западных" игровых сайтов. На мой взгляд оно наиболее полно отражает общую картину нового мультипользовательского проекта от Dynamix и добавить ко всему вышесказанному можно лишь одно - системные требования. Для приемлемого качества игры через Интернет вам будет вполне достаточно запустить Starsiege:Tribes на компьютере класса Pentium 200 (или выше) с тридцатью двумя мегабайтами оперативной памяти (или больше), ста восьмьюдесятью мегабайтами свободного дискового пространства, четырехскоростным CD-ROM и модемом (28.8 или быстрее). Тем геймерам, у кого вдруг появятся какие-либо вопросы относительно Starsiege:Tribes, я могу посоветовать посетить следующие неофициальные сайты: www.angelfire.com/nh/killerbunny/, www.gameplex.net/faqs/tribes/faq.shtml, www.warwolf.com/ starsiege и www.bga.com/~bwizard/ tribes.html, но естественно, что начать все-таки нужно будет с "фирменного места" - http://www.sierra.com/dynamix/tribes/.

Евгений Бубенников


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета