Даешь гражданскую позицию!!!

Любой газете приятно, когда читатели присылают свои письма. Это говорит как минимум о том, что ее читают и над прочитанным задумываются. Потому приятно, даже когда приходят письма весьма даже не хвалебные.
Однако порой, видимо по въевшеися за прошлые десятилетия привычке, вместо нормальных писем отдельные читатели иногда присылают настоящие "петиции". Знаете, это почти как в GREENPEACE: "спасите китов", "не кушайте кроликов", "не носите натуральный мех", "не добывайте нефть" и так далее. Причем, как показывает практика, уже в который раз подтверждается старая как мир истина, что самые ярые праведники получаются из самых закоренелых грешников. Лично мне вовсе не кажется радужной перспектива внезапного прекращения добычи нефти хотя бы по той причине, что вся окружающая нас жизнь держится на транспортных перевозках. Стоит их остановить - и цивилизация развалится, так как не то что Интернет, даже молока в магазинах не станет, ибо его нечем будет возить.

Эту статью меня побудило написать одно письмо, на днях пришедшее в редакцию. Его автор, Юрий Лукошевич из Минска, назвал послание "петицией" и составил в классическом декларативном стиле. Мол, доколе "Компьютерная газета", являющаяся "рупором пиратского рынка", будет продолжать порочную практику освещения на своих страницах компьютерных игр исключительно пиратского происхождения?! Почему это работающие в газете авторы (в том числе и я сам) считают первым стоящим российским игровым проектом "Берегись автомобиля", а не "Братьев Пилотов" или там "Петьку и Василия Ивановича"?!

Оно, конечно, здорово. Человек открыто заявил о своей непримиримой и принципиальной гражданской позиции, однако лично мне кажется, что как-то глупо пенять на зеркало каждый раз, когда отражение в нем не вызывает положительных эмоций. Ну да ладно, дело не в конкретных личностях, а в общем принципе.

Давайте разберемся в вопросе: что было раньше - яйцо или курица? Газеты рассказывают о пиратских компактах, чем стимулируют их продажу и интерес к ним со стороны потребителей, или рынок пока предлагает в основном пиратскую продукцию, а обозреватели лишь рассказывают о том, что на рынке есть? Мой собственный опыт подсказывает, что наиболее реально именно второе предположение.

Основной движущей силой любой торговли является борьба спроса с предложением. Во всяком случае практически повсеместные коммерческие провалы чисто отечественных игровых проектов свидетельствуют об этом более чем однозначно. Когда на нашем рынке перед нашим потребителем появляется выбор между пиратской версией чего-либо и ее лицензионным вариантом предпочтение почти автоматически отдается пиратскому диску. Это не я придумал, это суровая действительность. Причин тому множество, и размер средней зарплаты тут играет далеко не последнюю роль. Предложение всего лишь стремится удовлетворить спрос. Если на одну "коробочную" версию игры или мультимедийной энциклопедии приходится три десятка пиратских, то и на торговых прилавках соотношение будет именно таким.

А что касается газет, то мы занимаемся не рекламой организаций, торгующих компактами, а рассказываем о самих играх. Это уже ваше личное интимное дело, где понравившиеся игры брать: "на жданах", "на горбушке" или заказывать в Вашингтоне с оплатой по кредитной карточке. Более того, любой обзор по определению субъективен, он зависит от взглядов и пристрастий, ибо в мире людей за исключением конкретных физических величин (типа метра или килограмма) нет ничего однозначного или постоянного. Одни геймеры просто фанатеют от возможности разнести голову виртуального монстра метким выстрелом из дробовика, а другие, чаще всего вовсе не геймеры, наоборот весьма озадачены растущим уровнем насилия в компьютерных играх. Причем и те и другие приводят весьма даже серьезные аргументы в свою пользу.

Такова вот "селяви", уважаемые доны и доньи. Оно, конечно, здорово: высказывать свою принципиальную позицию, только когда позиция сильно смахивает на команду "р-р-равняйсь!", в результате все равно получается как в Советской Армии - наказывают преимущественно невиновных, а награждают, что характерно, по большей части непричастных.

Между прочим, реалии отечественного мультимедийного развлекательного рынка это подтверждают со всей однозначностью. Практически все отечественные (читай российские, так как в Беларуси вообще ни одной игры не разработали и даже не планируют) игровые проекты "у нас" провалились. Таких поделок, как, например, "Петька и Василий Иванович" или "Братья Пилоты", за рубежом штампуют сотнями тысяч, но они никогда не попадают даже в последние строчки ТОП100 ввиду своей изначальной ограниченности. Их даже и играми-то сложно назвать. Это скорее виртуальные анекдоты на местную тему, относящиеся исключительно к разряду курьезов.

Кто, например, сейчас помнит такой российский проект, как "Противостояние"? Никто. А почему? Да потому, что игра опоздала с выходом на рынок как минимум на четыре - пять лет. Примитивная графика. Крайне ограниченный компьютерный AI. Совершенно "картонные" задания. На фоне современного уровня военных стратегий реального времени она выглядит более чем бледно. А сколько было шума! Сколько писали и говорили о первом серьезном чисто "нашем" проекте!

И это вовсе не единичный случай. Вспомните хотя бы проект "Всеслав Святогор"... Выжили только те команды, которые либо изначально ориентировались на зарубежный рынок, либо в процессе разработки нашли выход "туда" и в первую очередь трудились над западным вариантом, а потом уже над версией "для внутреннего пользования". Так "пошел" Z.A.R., так "создавались" АЛЛОДЫ, так разрабатывался ГЭГ. Потому "западные" локализации к "нам" попадают гораздо раньше, чем изначально русские версии этих же игр. Вот поэтому я считаю игру "Берегись автомобиля" действительно первой удачной отечественной разработкой, ибо она создавалась ТОЛЬКО для российского рынка, при этом она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО соответствует современному уровню игр (во всех отношениях). И вообще, на вещи надо смотреть реально. Деревья качаются потому, что ветер дует, а не наоборот. Воруют в нашей стране потому, что так во многих отношениях выгоднее, а не по причине низкой заработной платы. Рынок у нас "дикий" потому, что по сей день львиная доля его участников предпочитает делить его на "наших" и "всех остальных", а не потому, что некие "тайные силы" задались целью нас "поработить" и "развалить".

В конце концов ведь продавцы покупателей в свои магазины не взятками заманивают и не под дулом автомата пиратские диски силой брать заставляют. Мы сами туда идем и сами предпочитаем хватать изначально "левые" "солянки" по типу "сто симуляторов на одном диске". Значит мы сами же и стимулируем тех "пиратов". А вы как думали? Вы что же действительно верите, что придет некий добрый дядя и станет за 60 тысяч в сутки давать на прокат настоящие лицензионные видеокассеты? Вы же сами знаете, что технология проката нового фильма проста, как грабли, - сначала прокат в самых престижных кинотеатрах за большие деньги, потом прокат в кинотеатрах поменьше за более низкую плату, далее - прокат в закрытых платных кабельных каналах, и только потом наступает очередь пунктов индивидуального проката. Однако ж почему-то ждать пару лет никто не хочет. Почему-то многие ругают пиратство как таковое, и в то же время народ валом валит на так называемые "тряпичные копии".

Подводя черту, хочу напомнить старую восточную мудрость: сколько ни говори "халва", а во рту слаще не станет. Мы старались и будем стараться "поддерживать товаропроизводителя", однако это вовсе не означает, что мы его будет дотировать. В принципе не составляет большого труда рассказывать только о тех играх, которые поступили в продажу исключительно в лицензионном варианте, однако говорить тогда будет не о чем. Не мы определяем выбор. Не мы составляем ТОП100. Не мы формируем пристрастия. Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета