Наш ответ Чемберлену, или Все на борьбус фальсификаторами истории!

Хорошая игрушка Panzer General II. Стабильно держится в первой сотне. Но есть у нее, как и у большинства западных военных игр по мотивам Второй Мировой войны, крупный недостаток - искажены тактические показатели советской техники того времени. В худшую, естественно, сторону.
Однако исправить эту историческую несправедливость не так уж и сложно. Всего-то - откорректировать базу данных по технике.

Но сначала вкратце о системе тактико-технических свойств юнитов (кроме начисления престижа). Каждый тип техники, включая сюда и пехоту, обладает несколькими показателями, характеризующими возможности нападения, защиты, движения, наблюдения, а также стоимость в у.е. престижа. В круглых скобках "русифицированное" название, в квадратных - условные обозначения, которые будем применять в дальнейшем.

Нападение:
Hard Attack - (АТАКА ТЕХНИКОЙ) - [HA]
Soft Attack - (ПЕХОТНАЯ АТАКА) - [SA]
Air Attack - (ВОЗДУШНАЯ АТАКА) - [AA]
Naval Attack - (МОРСКАЯ АТАКА) - [NA]
Initiative - (ИНИЦИАТИВА) - [I]
Range - (ДАЛЬНОСТЬ) - [R]
Ammo - (БОЕПРИПАСЫ) - [A]

Под инициативой понимается возможность раньше открывать огонь. Чем больше этот показатель, тем лучше. Для танков и противотанковых средств он примерно соответствует дальности прямого выстрела в сотнях метров. Впрочем, возможность - еще не гарантия, многое определяется везухой. Да, есть еще Spotting (ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ) [S], это радиус обзора. Насчет атаки "русификация" не точна, на самом деле речь идет об атаке по целям с разным типом защиты.

Защита:
Ground Defense(НАЗЕМНАЯ ЗАЩИТА) - [GD]
Air Defense (ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ЗАЩИТА) - [AD]
Close Defense (БЛИЖНЯЯ ЗАЩИТА) - [CD]
- (ДАЛЬНЯЯ ЗАЩИТА) - [FD]
Движение:
Movement (ПЕРЕДВИЖЕНИЕ) - [M]
Fuel - (ГОРЮЧЕЕ) - [F]

Те, кого интересуют подробности, могут найти их в КГ N№N№ 35, 36, 37/1997.
Итак, желающие хоть немного восстановить справедливость в отображении боевых качеств советской техники могут внести следующие изменения в файл EQUIP97.EQP, он находится в директории игры, по умолчанию PANZER2. Для исправлений можно воспользоваться нортоновским DiskEdit'ом в режиме эмуляции DOS (в окне DOS такие штуки обычно не работают), но не забудьте "отпереть" диск (LOCK C:, если Ваша игрушка сынсталлирована на C:). Или загрузите Ваш комп под предыдущей версией ДОС, если есть такая возможность, тогда ничего "отпирать" не понадобится.

Наши "яки" отображены почти правдоподобно, но у большинства из них занижена "инициатива". Но если Вы сразу примите на вооружение Як-9 (что я настоятельно рекомендую), то ничего менять не надо, с ним все в порядке.

Зато наших Ла-5 эти ребята из SSI изуродовали, как бог черепаху. В реальности последовательно выпускались несколько версий пятого "лавочкина": ЛаГ-5, Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН. Примерно за год развития его тактико-технические свойства выросли от посредственных до отличных. Я просто прописал его как Ла-5ФН, полностью пересмотрев показатели и сделав его доступным с лета 43-го, как оно и было на самом деле. По "Air Attack" он находится примерно между Me-109G и FW-190A, по "Air Defence" - превосходит обоих. Престиж принимаем немного меньше "фокке-вульфа".

Привожу измененения в EQUIP97.EQP в порядке: значение байта шестнадцатиричное - [смещение шестнадцатиричное] - {наименование показателя, комментарий или десятичное значение}. Надо прописать следующее:
0F - [97BB] - {AA= 15}
0F - [97BE] - {AD= 15}
06 - [97C1] - {I = 5}
06 - [97C9] - {A = 6}
30 - [97CB] - {$ =576, здесь и далее с учетом множителя 12}
06 - [97D0] - {июнь месяц}
2B - [97D1] - {43-й год}

При этом возникает забавная ситуация. В кампании "Блицкриг", за немцев, в сражении под Новгородом, по какому-то недоразумению в сценарии прописаны Ла-пятые. А после исправления они станут крепким орешком. Но нам-то с Вами что переживать? Это пусть у немцев голова болит...
Трехпушечный Ла-7 по "Air Attack" равноценен FW-190D, а по "Air Defence" еще лучше Ла-5-го.
13 - [9804] - {AA= 19}
11 - [9807] - {AD= 17}
35 - [9814] - {$ =636}

Ла-9 получает еще пару баллов по "Air Attack" за четвертую пушку и по этому показателю становится лучше "мустанга" P-51D.
15 - [984D] - {AA= 21}
11 - [9850] - {AD= 17}
3A - [985D] - {$ =696}

Все описанные выше корректировки соответствуют действиям на малых высотах при прикрытии наземных войск, сопровождении тактических бомбардировщиков, штурмовке войск противника и перехвате его истребителей, занятых тем же самым. То есть в тех условиях, где наши истребители второй половины войны имели неоспоримое преимущество.

Что же касается показателей наших танков и самоходок, то они выглядят достаточно правдоподобно. Я только подправил Hard Attack для СУ-85 с 15 на 17 (0F на 11 по смещению 89C1), как у Т-34/85 - ведь у нее была та же самая пушка. У СУ-85 и СУ-100 установлен одинаковый Ground Defense, по 14 единиц. Можно еще добавить единицу по Ground Defense для СУ-100 (0E на 0F по смещению 88F9), ведь в реальности у них лобовая броня была толще, чем у 85-ки.

Отдельного упоминания заслуживает танк Т-43. Да, была такая машина и в реальности, но она была выпущена в совершенно незначительном количестве и упоминаний о ее боевом применении я не встречал. Это хороший повод прописать на ее место что-нибудь более интересное. Например, Т-44. Все то же, что и у Т-34/85, только защита получше, а боеприпасов поменьше. Цену по сравнению с Т-34/85 можно немного увеличить. Как я слышал, эта машина начала поступать в войска уже во время битвы за Берлин, но не слышал о ее боевом применении. Тем заманчивее проверить ее в деле.

Записываем:
0E - [9528] - {SA= 14}
11 - [9529] - {HA= 17}
11 - [952C] - {GD= 17}
0A - [9530] - {I = 10}
02 - [9531] - {R = 2}
06 - [9536] - {M = 6}
06 - [9538] - {A = 6}
21 - [953A] - {$ =396}
2D - [9540] - {45-й год}
97 - [953A] - {картинка}
37 - [954E] - {фигурка}

Поскольку "правильной" картинки и трехмерной фигурки для "сорокчетверки" не предусмотрено, при внесении изменений использованы изображения КВ-85. А в файле EQUIP97.TXT записываем T-44 вместо T-43.

А вот знаменитые наши "катюши" заслуживают особого внимания. Их показатели, установленные ребятами из SSI, не что иное, как злостная фальсификация нашей славной военной истории. Чтоб Вы знали: масса боеголовки 132-мм снаряда М-13 обычной "катюши" примерно соответствовала 107-мм снаряду ствольной артиллерии при несколько большем содержании взрывчатого вещества. Поэтому, если мы примем SA=16, чуть больше 105-мм гаубицы, и HA=7, то не сильно ошибемся. Соответственно и боеголовка тяжелого реактивного снаряда М-31, известного как "ванюша", была примерно равноценна боеголовке немецкого тяжелого реактивного снаряда, если не мощнее. Так что есть все основания принять показатели HA и SA нашей тяжелой БМ-31 (в игре названа К-31), как у немецкого аналога (ВУРФРАМЕН). Кроме того, не надо забывать, что во второй половине войны наши пусковые установки монтировались на шасси "студебеккеров", так что и показатель движения можно увеличить с 5 до 6. Зато дальность стрельбы надо снизить с 4 до 3, дальнобойностью они не отличались. Неясным остается лишь вопрос со стоимостью откорректированной техники. Она принята "на глазок".

Для К-13 записываем:
10 - [8B76] - {SA= 16}
07 - [8B77] - {HA= 7}
06 - [8B84] - {M = 6}
14 - [8B88] - {$= 240}
Для К-31 записываем:
17 - [8B76] - {SA= 23}
0B - [8B77] - {HA= 11}
03 - [8BC8] - {R = 3}
06 - [8BCD] - {M = 6}
1E - [8BD1] - {$= 360}
Вот теперь Ваши "катюши" действительно будут наводить страх на врага, как и положено этому могучему оружию "непобедимой и легендарной".

Владимир Каминский


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2022 Компьютерная газета