Что день грядущий нам готовит?..

Поутихли немного процессорные войны. Фирмы-производители разбрелись по своим нишам. Добавилась парочка аутсайдеров. Так что же происходило и происходит? Такой ли уж хороший процессор от фирмы Intel?
Исторически Intel - первый. Это он разработал х86 семейство микропроцессоров. Хороши или плохи микропроцессоры х86, можно долго спорить. Но один крупный недостаток не заметить нельзя - организацию памяти. До появления операционной системы Windows 95, когда большинство игр писалось под DOS, с этим недостатком сталкивались многие. Одни игрушки требовали расширенной памяти, другие - дополнительной, третьи вообще отказывались работать при загруженных драйверах типа HIMEM. Приходилось конфигурировать компьютер под каждую игру. Поэтому в DOS 6 и ввели мультизадачную загрузку, которая в некотором смысле упрощала процесс конфигурации.

Взять, к примеру, компьютер Macintosh. Все признают, что он лучше IBM-совместимых. Память у него организована получше, и изначально в него заложили некоторые мультимедийные функции. Но маркетинговая политика сделала свое дело. И как в сказке А.С.Пушкина: "Свет мой, зеркальце, скажи...Я ль на свете всех милее?.."

Вот о перспективных разработках в области "милых" Intel-совместимых микропроцессоров и поговорим. Исторически сложилось так: Intel делает новый процессор, снимает "сливки" с рынка и уходит дальше, а "крошки с барского стола" оставляет конкурентам. Так продолжалось до выхода процессора Pentium. Здесь конкуренты догнали Intel и попытались обогнать, но не получилось. Почему? А все очень просто! Intel же первой сделала свой Pentium. И все программы оптимизировались под Intel, под его пресловутый конвейер. За окном ХХ век, AMD и Cyrix работают цивилизованно, не "слизывая" структуру процессора, а находя свои оригинальные решения. Вот здесь оптимизация и бьет по ним. Даже сделай AMD свой сопроцессор конвейерным, он не обгонит Intel. Программы оптимизированы под конвейер Intel, и никакой другой. Потому и Cyrix такой "плохой" получился.

Однако Intel, пытаясь поприжать конкурентов, сама того не подозревая, подсказала лазейку другим фирмам. AMD разработала свой разъем Slot-А (по аналогии со Slot-1) с частотой шины 200 МГц первоначально, предложила свой набор команд 3D NOW! (по аналогии с ММХ). Тут уже сама Intel "задергалась", начала экспериментировать с разъемами, придумала набор команд "KNI" против 3D NOW!. А от этого всего, по-моему, страдаем мы, сограждане. Раньше было как? Собрал компьютер, вставил в него процессор AMD, Cyrix, Intel и оставил то, что понравилось или что деньги позволяют. Теперь полкомпьютера надо менять...

Давайте подробней, в меру возможности, рассмотрим, что заготовили производители.

Intel - Pentium III

- Pentium III или Katmai - не что иное, как тот же Pentium II с дополнительным набором команд "KNI" (71 новая команда). Дополнительные команды позволят выполнять одну инструкцию одновременно для нескольких пар данных. Как и с К6-2, это должно увеличить скорость выполнения приложений, требующих интенсивных вычислений с плавающей запятой (т.е. игр). В отличие от 3D NOW!, для KNI нет надобности в переключениях между 3D инструкциями и x87 FPU, или MMX. В блок ММХ также добавлено несколько новых команд для обработки аудио- и видеопотоков.

- Pentium III имеет разъем Slot-1 и первоначально будет работать с чипсетом ВХ на частоте шины 100 МГц. Возможно, потребуется поддержка BIOS-ом. L1 кэш всего 32KB. Он поступит на рынок 28 февраля в двух модификациях: 450 МГц и 500 МГц.

- L2 кэш - 512 KB 4 ns чипсеты Samsung (теперь ясно, почему эта фирма одной из первых получила сертификат PC100 SDRAM от Intel).

- С выходом нового чипсета Camino, взамен ВХ, возрастет и частота шины Pentium III до 133 МГц (ориентировочно июнь-сентябрь 1999 года). Возможно, увеличится до 64KB L1 кэш.

- В 1999 году возможно появление нового форм-фактора для чипов Pentium III. Эти новые форм-факторы могут сделать эти будущие чипы несовместимыми с существующими платами для Pentium II.

Что даст "KNI"?

По мнению независимых источников, оптимизация драйверов под Katmai может дать увеличение производительности на 25%. Совместно с увеличением тактовой частоты это не так уж мало. Но реально такого прироста производительности получить не удастся. Разве, например, в игре Quake 2, как наблюдается у 3D NOW! технологии, и то частично за счет самого программного обеспечения (кроме оптимизации драйверов OpenGL для 3D NOW! необходимо загрузить патч).

Если внимательно посмотреть, за счет чего 3D NOW! повышает производительность, то мы увидим, что она позволяет обходить узкое место у К6-2 - отсутствие конвейерного FPU. Поэтому для процессора Pentium II с уже хорошо оптимизированным FPU оптимизация самой программы под KNI код может повысить производительность только на 10-15% (сообщают разработчики игр Wargasm и Descent 3).

Аналитики полны скептицизма по поводу выходящего KNI - скорее всего, он повторит историю MMX. Ведь, как оказалось в действительности, ММХ имела больше маркетинговый эффект, чем реальный прирост производительности. Вот с выходом Merced, KNI, возможно, и раскроет полностью свой потенциал.

Pentium III производится по 0,25 мкм технологии. Подобно Pentium II и Celeron у него защищенный множитель, соответственно единственный способ overclocking - частотой шины.

По информации с сервера www.anandtech.com, Pentium III-500 разогнался на 560МГц (5,0х112). На 620 (5,0х124) зависал даже при напряжении питания 2,2 Вольт (номинальное - 2,0 Вольт).

Вот некоторые результаты тестирования:
Real-World Business Benchmark
CPU speed Winstone99
Pentium 3 - 560 25.2
Pentium 3 - 500 23.3
Celeron - 550A 22.7
Pentium 2 - 500 22.3
Pentium 2 - 450 21.9
Pentium 2 - 400 19.0
Celeron - 333 16.9

Quake2 Demo1
Voodoo2 SLI @ 1024x768
Pentium 3 - 560 81.0 fps
Pentium 3 - 500 77.1 fps
Celeron - 550A 80.2 fps
Pentium 2 - 500 76.6 fps
Pentium 2 - 450 73.1 fps
Pentium 2 - 400 72.2 fps
Сeleron - 333 64.1 fps


Software Renderer @ 640x480
Pentium 3 - 560 39.2 fps
Pentium 3 - 500 37.2 fps
Celeron - 550A 36.3 fps
Pentium 2 - 500 36.4 fps
Pentium 2 - 450 34.1 fps
Pentium 2 - 400 32.2 fps
Celeron - 333 30.8 fps
Вывод: Разогнанный Celeron показывает производительность на уровне Pentium III. Правда, все эти тесты не учитывают возможности KNI. Но когда же задействуют программисты KNI, и задействуют ли вообще? А разница в цене между Celeron и Pentium III очень существенная, и стоит ли платить за призрачные 10-25% увеличения производительности?

Как и первые Pentium II, первые Pentium III делаются с пассивными радиаторами (без вентилятора) и греются до 85°С. Любителям overclocking-а можно посоветовать самостоятельно прикрепить вентилятор к радиатору.

AMD - K7 (Argon)

- первый микропроцессор из семейства х86 7-го поколения.

- Содержит очень продвинутый блок вычислений с плавающей запятой (FPU) - полностью с конвейерной организацией, а пиковая производительность FPU K7-го может достигать вдвое больших величин, чем у FPU Pentium II.

- AMD K7 имеет разъем Slot-A (Альфа EV6 совместимый. Потенциальная взаимозаменяемость с Alpha 21264PC). 200МГц шина, способная работать с обычной SDRAM PC100.

- технология 3D NOW!

- 128KB L1 кэш

- Первоначально будет 512KB L2 кэш в картридже (подобно Pentium II), работающий на частоте шины. В дальнейшем планируется увеличение его до 8Mb и выпуск версий с L2 кэшем, работающем на частоте процессора.

- 500-600 МГц (по разным источникам) начальная скорость, затем 700 МГц.

- K7 будет поддерживать многопроцессорные платформы (впервые для AMD).

- Будет изготавливаться по 0,25-микронной технологии. В будущем (к концу 1999 года) по 0,18, что позволит переступить 700 МГц барьер.

200МГц шина позволит довести скорость обмена между CPU и RAM до 2.6GB (Гигабайт) / сек. Но и это не предел: спецификация шины EV6 предусматривает частоту шины до 400МГц. Остановка только за памятью.

Большой 128KB L1 кэш - одна из основных особенностей AMD K7. Некоторые специалисты отмечают, что кэш размера 128КВ может работать медленнее, чем 64 КВ, и может снизить максимальную производительность процессора, но CPU все равно будет работать быстрее аналогичного с кэшем 64Кb. Большой размер кэша L2 может сам по себе стать проблемой.

VIA планируют производить чипсет, поддерживающий AMD K7. Выход окончательного релиза предполагается в то же время, что и выход K7, а предварительные релизы появятся в первом квартале 1999г. Acer Laboratories Inc. (ALi) и сама AMD будут также разрабатывать чипсеты под K7.

Стоимость AMD K7 будет достаточно высока, в начале же 2000 года предполагается ее падение до $ 300. Поэтому предназначены они первоначально для рынка рабочих станций, где ранее традиционно доминировал Intel. Такое положение дел, видимо, позволит задержаться архитектуре Super7 до 2000 года, а возможно, и дольше. AMD вынуждена будет продолжать производить более дешевые K6.

Три микропроцессорные компании в такой ситуации смогут поконкурировать с AMD и Intel на низкоценовом секторе рынка.

Cyrix

Cyrix перейдет на недорогую PGA370 платформу с их MXs процессором, который ранее назывался Jedi.

L1 кэш - 64KB. MX чип все тот же M2, но с конвейерным FPU. Это означает, что он будет содержать x87 блок (FPU) на уровне Pentium (некоторые его части будут сильнее, некоторые - слабее, но по большей части ожидается, что производительность будет достаточно высока). По оценкам некоторых экспертов, производительность MXs превысит PII на 30% в ряде случаев (за счет 3D NOW!, аналогичной AMD). MX чипы будут работать на частоте 400 МГц. Чипы начнут производиться весной и поступят на рынок в июле. В августе Cyrix начнет производить 600 МГц чипы, которые станут доступными в сентябре.

IDT

WinChip 3 (То же ядро, что и у C6, и у WinChip 2). Частота процессора увеличится с 200МГц до 266-300 МГц. L1 кэш - 128KB. Разъем Socket7. Чип планируется поставить на рынок в первой половине 1999 года.

WinChip 4 (Новое ядро). Частота процессора 400-500 МГц (шина 100 МГц). L1 кэш - 128KB (возможен интегрированный L2 кэш). MMX и 3D NOW! технологии. Сначала будет изготавливаться по 0,25-микронной технологии, с 2000 года по 0,18-микронной, что позволит увеличить частоту до 500-700 МГц. Напряжения питания соответственно будут 2,5 Вольт, затем - 1,8 Вольт. Разъем Socket7. Чип планируется поставить на рынок во второй половине 1999 года.

Rise Technology

mP6 первой генерации будет иметь 16KB L1 кэш. Чип второй генерации - 16KB L1 кэш и 256KB интегрированного L2 кэш. mP6 первой генерации будет поставляться в трех версиях - 266, 233, и 166 МГц. Цена за партию в 1000 штук: mP6-266 - $70, mP6-233 - $60, и mP6-166 - $50. Разъем Socket7.

При маркировке mP6 используется PR-рейтинг, mP6-266 работает на самом деле на частоте 200 МГц, mP6-233 - на частоте 190 МГц, а mP6-166 - на частоте 166 МГц! mP6-166 работает при частоте FSB 83МГц (83х2=166), mP6-233 - 95МГц (95х2=180), а mP6-266 - 100МГц (100х2=200).

mP6 содержит два конвейера для работы с плавающей точкой. В mP6 три блока обработки команд ММХ по сравнению с двумя в PII и К6-II и одним в К6 и М2.

Со сроками поставки есть некоторая неопределенность.

Вывод: Pentium III уже есть, но дорог. K7-го еще нет, но будет - и будет дорог. Jedi от Cyrix и WinChip 3, 4 от IDT тоже в перспективе. Над mP6 вообще туман.

3D NOW! технология уже год присутствует на рынке. В ее адрес прозвучало много восторгов и критики. Однако она признана лучшей в 1998 году. 3D NOW! не имеет большого преимущества над конвейерным сопроцессором в сегодняшних играх из-за слабой поддержки. Даже самые современные 3D-игры используют 3D NOW! в очень малой степени. Если в лучшей оптимизированной игре - Quake II - оптимизация присутствует только в API и результаты просто превосходные, представьте себе, какими тогда будут результаты в полностью оптимизированной игре!

Технология 3D NOW! позволяет достичь двухкратного превосходства над конвейерным сопроцессором Pentium II. Но в современных 3D играх используется очень маленькое количество полигонов (лица персонажей угловатые и нереальные). Поэтому 3D NOW! может добавить только 15-30%. В играх следующего поколения этот недостаток будет исправлен, количество полигонов возрастет (лица и тела будут гладкие, реалистичные). Большее количество полигонов подразумевает увеличение одинаковых вычислений над большими массивами данных. А это является идеальным случаем для архитектуры SIMD, на которой построен блок 3D NOW! В этом случае блок 3D NOW! будет нуждаться в большом количестве кэша для своевременного получения данных, иначе преимущество будет не так велико. Конвейерный FPU, наоборот, не будет успевать обрабатывать данные и размер кэша не будет иметь значения. Это приведет к тому, что К6-3 с трехуровневой схемой кэша будет генерировать феноменальное количество полигонов. В играх, оптимизированных под 3D NOW! и использующих большее количество полигонов, прирост производительности будет доходить до 50-70%.

Практически все разработчики ПО заявили о поддержке технологии 3D NOW! в их новых продуктах. Поэтому 1999 год станет годом расцвета 3D NOW!

Появилась информация о существовании эмулятора Sony Playstation для PC. Он поддерживает 3D NOW! и очень неплохо!

Соответственно, вопрос "что покупать: Celeron или AMD К6-2 (К6-3)" остается открытым. А Celeron-ы выпуска конца 1998 года о-очень плохо гонятся и по частоте.

Ложка дегтя напоследок

Запрет на ввоз мощных процессоров в страны бывшего СССР еще не отменен, и желание приобрести у нас что-либо помощнее в ближайшее время, возможно, так и останется мечтой для многих. Кроме того, некоторые старые программы отказываются работать на частотах выше 350 МГц. Владимир Томкович


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике разное :: мелочи жизни

©1997-2024 Компьютерная газета