Есть идеи - и кризис не помеха

Тем более интересно, что на фоне сплошной стагнации компьютерного рынка появляются новые инициативы. Причем такие, о которых и в более светлые времена говорили как о коммерчески нерентабельных проектах, требующих слишком больших вложений и сулящих доходы лишь в туманной перспективе. Но при кризисе, похоже, одни опускают руки, а других он заставляет активнее искать решения. И находить выход там, где раньше его никто не видел.

- Денис, насколько я знаю, вы открыли клуб Sky Lords не в самый лучший для компьютерного бизнеса момент?
- Наш клуб открылся 1 сентября прошлого года, как раз после всем памятных августовских событий. Тогда у нас было всего пять объединенных сетью компьютеров. Сейчас же переехали в более просторное помещение и, как видите, обзавелись новой техникой.
- Наверное, пришлось пойти на существенные расходы? Скажите, а как вы сами оцениваете перспективы этого бизнеса? Окупается ли он?
- В настоящий момент уже можно утверждать, что окупается. Более того, после расширения рассчитываем на получение прибылей, которые помогут в дальнейшем развитии клуба. У нас есть кое-какие не задействованные пока ресурсы; если удастся их использовать, получим достаточную прибыль. Например, стоило продлить время работы клуба до 23 часов, как сразу ощутимо возросла посещаемость и, соответственно, стали получать больше денег.
- А не думали вы перейти на ночной режим работы? Посмотрите, сколько геймеров по ночам сидит за компами. Может, они с радостью посещали бы вас?
- Интересная идея. Пока могу сказать, что у нас круглосуточно работает охрана. Кстати, очень солидная и надежная. Клуб же работает без выходных, так что, если не получается зайти к нам на неделе после работы, можно придти в субботу или в воскресенье. Чаще всего приходят компаниями, выясняют отношения, кто в какой игре сильнее. А втроем или впятером, понятно, собраться труднее.
- А кто, кстати, к вам в основном заглядывает?
- Процентов на пятьдесят наши посетители - студенты. Оставшуюся часть публики примерно наполовину составляют школьники и взрослые.
- Конкуренции не боитесь?
- Пока мы ее не наблюдаем. Пусть бы появилась, тогда интереснее работать будет. Представляете, в городе с полсотни клубов вроде нашего? Можно встречи между ними устраивать...
- Новые компьютерные игры, как известно, многого требуют от машины. Получается, что вам придется все время апгрейдить свою технику?
- Сегодня у нас стоят 15 компьютеров. Из них 10 построены на 300-мегагерцевых Celeron'ах. В этих машинах по 64 мегабайта памяти, 3D-акселераторы на Intel 740 с 8 мегабайтами, CD-ROM, звуковые PCI-карты Ensoniq, материнские платы тоже Intel. Мы сами сначала проверили, такая конфигурация дает достаточную практически для всех игр производительность. Например, Quake II нормально работает и при разрешении 800 х 600.
Оставшиеся пять машин - это 486-е с 20 мегабайтами памяти, мегабайтными PCI-видеоплатами. Они объединены в отдельную сеть - Ethernet на коаксиальном кабеле с пропускной способностью 10 мегабит. Почасовая плата за пользование ими в два раза меньше.
Основная же сеть собрана на витой паре. Она 100-мегабитная, поэтому игры не тормозят из-за сети даже при полной нагрузке.
- Вы упомянули об оплате. Не хотелось бы в интервью приводить конкретные суммы, чтобы не сочли за рекламу. Попробуйте относительно оценить стоимость развлечений в вашем клубе.
- Гм, с чем бы сопоставить... Плату мы берем за час. Скажем, что игра в нашем клубе обойдется не дороже, чем пиво, которое вы можете выпить за то же время, причем без фанатизма...
- А как вы решаете проблему звука? Колонок не вижу...
- Ко всем машинам подключены наушники, чтобы народ не мешал друг другу.
- Игры у вас установлены заранее? Что в основном предпочитают ваши посетители?
- На машинах уже стоят самые популярные игры. По крайней мере те, которыми у нас чаще всего интересуются. Это Quake II, Starcraft, Baldur's Gate, Total Annihilation... Но мы не запрещаем устанавливать свои игры. Если приходит компания и хочет сыграть именно в эту игру - пожалуйста. Ставьте ее со своего компакта. CD-ROM есть на всех машинах. На всех компьютерах установлена Windows 98, с которой все приходящие к нам умеют обращаться. И у нас всегда присутствуют специалисты, помогут, если будут проблемы.
- Ладно, о технических подробностях можно не один час толковать. Вернемся к идеям. Скажите, вы что-нибудь придумали, что собираетесь реализовать уже в ближайшем будущем?
- В первых числах марта проводим очередной чемпионат Минска по Quake II. Это мероприятие официальное и некоммерческое.
- То есть на прямые прибыли от него не рассчитываете?
- Мы не заработаем на нем ни копейки. Это как фестиваль. Проводится он для поддержания хорошей традиции и чтобы у людей было побольше праздников. Согласитесь, что мероприятие это захватывающее и веселое. И не на один день.
- Тогда, может, пару слов о сроках? Только коротко, пожалуйста.
- С 27 февраля мы начнем регистрировать участников. Им надо обратиться в клуб Sky Lords и прихватить свой файл конфигурации для Quake II. Чемпионат пройдет с 1 по 6 марта в несколько туров по системе Double elimination. Будем сражаться на уровнях с Q2DM1 по Q2DM8, исключая 4, 6 и 7-й. По четыре человека, по полчаса, сервер - выделенный. Финальные бои пройдут по парам. Для них подготовлен специальный уровень. Так что условия состязания гарантируют честность и объективность. Победят именно сильнейшие.
Для победителей наши спонсоры выделили кучу призов. Рассчитываем в качестве главного приза выставить компьютер. Проблема пока в мониторе для него. Может, еще найдем фирму, которая его предоставит. Есть еще масса других призов, в среднем по $50.
Кроме того, победитель получит возможность поехать на чемпионат Москвы по Quake II в клуб "Орки". Надеемся, что отстоит честь Минска и там.
- Хорошо, но это не все, конечно, условия. Впрочем, те, кто интересуется, обратятся, конечно, прямо к вам - в клуб Sky Lords. А какие еще задумки? Не собираетесь ли подключиться к Интернет?
- Это пока тайна. Впрочем, признаю, что планы такие есть, но конкретно говорить пока рано. Компания Network Systems, наш провайдер, выражала готовность помочь с подключением игровой сети к Интернет через прокси-сервер. Я уже говорил, что есть еще много идей и скрытых ресурсов в том бизнесе, которым мы всерьез занялись. Есть и чужой опыт, знакомство с которым приносит большую пользу.
Хотя от западных игровых салонов у нас пока только слюнки течь могут. Еще очень не скоро мы сможем предложить нечто подобное. Пока главное, чтобы посетителям наши услуги были по карману. Иначе нет смысла все это затевать.
- А казино? Они-то поголовно рассчитаны на "новых богатых"?
- Мы же не казино. Да вот случился и кризис. Где добрая половина тех богатых? А наша публика всегда с нами. Стараемся предложить ей доступные цены и чтобы как можно круче было, и она откликается.
- Пока не вижу, чтобы у вас народ толпился.
- А сколько сейчас времени? Это же обеденные часы. Вы к нам вечером загляните - посмотрите, сколько народу собирается...
- Значит, у вас есть шансы обогнать по популярности залы игровых автоматов? И вы будете расширяться, даже несмотря на общие для компьютерного бизнеса проблемы?
- Надеемся. Беседовал Роман Соболенко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике del :: интервью