Есть идеи - и кризис не помеха

Ни для кого не секрет, что отечественный компьютерный бизнес переживает далеко не самые лучшие времена. Многократное падение курса рубля не могло не сказаться на отрасли, полностью зависящей от импорта высокотехнологичных товаров и банковских кредитов. Осень, традиционно отмечавшаяся всплеском продаж компьютерной техники, периферии и комплектующих, на этот раз не принесла ожидаемого роста прибылей. Иначе и быть не могло - практически все потребители были по горло заняты собственными проблемами. Когда речь идет о выживании, проекты развития и переоснащения бизнеса превращаются в утопию.

Тем более интересно, что на фоне сплошной стагнации компьютерного рынка появляются новые инициативы. Причем такие, о которых и в более светлые времена говорили как о коммерчески нерентабельных проектах, требующих слишком больших вложений и сулящих доходы лишь в туманной перспективе. Но при кризисе, похоже, одни опускают руки, а других он заставляет активнее искать решения. И находить выход там, где раньше его никто не видел.

Хочу предложить вашему вниманию беседу с одним из соавторов такого начинания - заместителем директора клуба сетевых компьютерных игр Sky Lords Денисом Проценко. Это и заряд оптимизма вам даст, и покажет, что при наличии идей и желания их осуществить нет неблагоприятных времен.

- Денис, насколько я знаю, вы открыли клуб Sky Lords не в самый лучший для компьютерного бизнеса момент?

- Наш клуб открылся 1 сентября прошлого года, как раз после всем памятных августовских событий. Тогда у нас было всего пять объединенных сетью компьютеров. Сейчас же переехали в более просторное помещение и, как видите, обзавелись новой техникой.

- Наверное, пришлось пойти на существенные расходы? Скажите, а как вы сами оцениваете перспективы этого бизнеса? Окупается ли он?

- В настоящий момент уже можно утверждать, что окупается. Более того, после расширения рассчитываем на получение прибылей, которые помогут в дальнейшем развитии клуба. У нас есть кое-какие не задействованные пока ресурсы; если удастся их использовать, получим достаточную прибыль. Например, стоило продлить время работы клуба до 23 часов, как сразу ощутимо возросла посещаемость и, соответственно, стали получать больше денег.

- А не думали вы перейти на ночной режим работы? Посмотрите, сколько геймеров по ночам сидит за компами. Может, они с радостью посещали бы вас?

- Интересная идея. Пока могу сказать, что у нас круглосуточно работает охрана. Кстати, очень солидная и надежная. Клуб же работает без выходных, так что, если не получается зайти к нам на неделе после работы, можно придти в субботу или в воскресенье. Чаще всего приходят компаниями, выясняют отношения, кто в какой игре сильнее. А втроем или впятером, понятно, собраться труднее.

- А кто, кстати, к вам в основном заглядывает?

- Процентов на пятьдесят наши посетители - студенты. Оставшуюся часть публики примерно наполовину составляют школьники и взрослые.

- Конкуренции не боитесь?

- Пока мы ее не наблюдаем. Пусть бы появилась, тогда интереснее работать будет. Представляете, в городе с полсотни клубов вроде нашего? Можно встречи между ними устраивать...

- Новые компьютерные игры, как известно, многого требуют от машины. Получается, что вам придется все время апгрейдить свою технику?

- Сегодня у нас стоят 15 компьютеров. Из них 10 построены на 300-мегагерцевых Celeron'ах. В этих машинах по 64 мегабайта памяти, 3D-акселераторы на Intel 740 с 8 мегабайтами, CD-ROM, звуковые PCI-карты Ensoniq, материнские платы тоже Intel. Мы сами сначала проверили, такая конфигурация дает достаточную практически для всех игр производительность. Например, Quake II нормально работает и при разрешении 800 х 600.

Оставшиеся пять машин - это 486-е с 20 мегабайтами памяти, мегабайтными PCI-видеоплатами. Они объединены в отдельную сеть - Ethernet на коаксиальном кабеле с пропускной способностью 10 мегабит. Почасовая плата за пользование ими в два раза меньше.

Основная же сеть собрана на витой паре. Она 100-мегабитная, поэтому игры не тормозят из-за сети даже при полной нагрузке.

- Вы упомянули об оплате. Не хотелось бы в интервью приводить конкретные суммы, чтобы не сочли за рекламу. Попробуйте относительно оценить стоимость развлечений в вашем клубе.

- Гм, с чем бы сопоставить... Плату мы берем за час. Скажем, что игра в нашем клубе обойдется не дороже, чем пиво, которое вы можете выпить за то же время, причем без фанатизма...

- А как вы решаете проблему звука? Колонок не вижу...

- Ко всем машинам подключены наушники, чтобы народ не мешал друг другу.

- Игры у вас установлены заранее? Что в основном предпочитают ваши посетители?

- На машинах уже стоят самые популярные игры. По крайней мере те, которыми у нас чаще всего интересуются. Это Quake II, Starcraft, Baldur's Gate, Total Annihilation... Но мы не запрещаем устанавливать свои игры. Если приходит компания и хочет сыграть именно в эту игру - пожалуйста. Ставьте ее со своего компакта. CD-ROM есть на всех машинах. На всех компьютерах установлена Windows 98, с которой все приходящие к нам умеют обращаться. И у нас всегда присутствуют специалисты, помогут, если будут проблемы.

- Ладно, о технических подробностях можно не один час толковать. Вернемся к идеям. Скажите, вы что-нибудь придумали, что собираетесь реализовать уже в ближайшем будущем?

- В первых числах марта проводим очередной чемпионат Минска по Quake II. Это мероприятие официальное и некоммерческое.

- То есть на прямые прибыли от него не рассчитываете?

- Мы не заработаем на нем ни копейки. Это как фестиваль. Проводится он для поддержания хорошей традиции и чтобы у людей было побольше праздников. Согласитесь, что мероприятие это захватывающее и веселое. И не на один день.

- Тогда, может, пару слов о сроках? Только коротко, пожалуйста.

- С 27 февраля мы начнем регистрировать участников. Им надо обратиться в клуб Sky Lords и прихватить свой файл конфигурации для Quake II. Чемпионат пройдет с 1 по 6 марта в несколько туров по системе Double elimination. Будем сражаться на уровнях с Q2DM1 по Q2DM8, исключая 4, 6 и 7-й. По четыре человека, по полчаса, сервер - выделенный. Финальные бои пройдут по парам. Для них подготовлен специальный уровень. Так что условия состязания гарантируют честность и объективность. Победят именно сильнейшие.

Для победителей наши спонсоры выделили кучу призов. Рассчитываем в качестве главного приза выставить компьютер. Проблема пока в мониторе для него. Может, еще найдем фирму, которая его предоставит. Есть еще масса других призов, в среднем по $50.

Кроме того, победитель получит возможность поехать на чемпионат Москвы по Quake II в клуб "Орки". Надеемся, что отстоит честь Минска и там.

- Хорошо, но это не все, конечно, условия. Впрочем, те, кто интересуется, обратятся, конечно, прямо к вам - в клуб Sky Lords. А какие еще задумки? Не собираетесь ли подключиться к Интернет?

- Это пока тайна. Впрочем, признаю, что планы такие есть, но конкретно говорить пока рано. Компания Network Systems, наш провайдер, выражала готовность помочь с подключением игровой сети к Интернет через прокси-сервер. Я уже говорил, что есть еще много идей и скрытых ресурсов в том бизнесе, которым мы всерьез занялись. Есть и чужой опыт, знакомство с которым приносит большую пользу.

Хотя от западных игровых салонов у нас пока только слюнки течь могут. Еще очень не скоро мы сможем предложить нечто подобное. Пока главное, чтобы посетителям наши услуги были по карману. Иначе нет смысла все это затевать.

- А казино? Они-то поголовно рассчитаны на "новых богатых"?

- Мы же не казино. Да вот случился и кризис. Где добрая половина тех богатых? А наша публика всегда с нами. Стараемся предложить ей доступные цены и чтобы как можно круче было, и она откликается.

- Пока не вижу, чтобы у вас народ толпился.

- А сколько сейчас времени? Это же обеденные часы. Вы к нам вечером загляните - посмотрите, сколько народу собирается...

- Значит, у вас есть шансы обогнать по популярности залы игровых автоматов? И вы будете расширяться, даже несмотря на общие для компьютерного бизнеса проблемы?

- Надеемся. Беседовал Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 1999 год в рубрике del :: интервью

©1997-2022 Компьютерная газета