Немного о процессе создания музыкальных произведений на компьютере

В опросы нахождения новых сэмплов, кратко рассмотренные нами в предыдущей статье, предваряют еще одну обширнейшую область, которая при правильном подходе может изрядно помочь электронному музыканту. Область эта - программный синтез звука. Синтез нужных сэмплов Что такое современный синтезатор, звуковой модуль или сэмплер? По сути это специализированный компьютер, имеющий операционную систему, оперативную память, центральный процессор, дисплей, дисковод, иногда жесткий диск, CD-ROM и SCSI интерфейс. Если у вас два подобных устройства, то всего этого у вас тоже по два экземпляра. А рядом находится компьютер, содержащий все те же аппаратные компоненты, являющийся универсальным устройством и способный выполнять все необходимые задачи. В результате, если в компьютере есть аудио выходы, то задача превращения его в музыкальный инструмент сводится к написанию соответствующей программы. При этом пользователь получает все преимущества универсального устройства.

Увеличение скорости процессора или объема оперативной памяти сказывается на всех производимых действиях, будь то редактирование изображений или синтез звуков.

Однако именно универсальность приводит и к известным проблемам, связанным с программным синтезом.

В звуковом модуле программа создается под определенный процессор и определенный, достаточно ограниченный набор периферийных устройств. В компьютерном мире сосуществуют самые разные программные и аппаратные варианты. Кроме того, процессор компьютера выполняет и многие другие задачи, наряду с синтезом звука, например, обеспечивает работу графической подсистемы. Поэтому для многих программных синтезаторов характерны запаздывания при работе в реальном времени.

Интересно, что в создании программных синтезаторов участвуют как известнейшие в мире музыкальных инструментов фирмы, например Roland и Yamaha, так и энтузиасты-одиночки из самых разных стран.

Ниболее известны следующие программные синтезаторы: Csound, WaveGen, SubSynth, SimSynth, Stomper, Synthia V, SynthMaster.

Некоторые из них даже могут работать в реальном времени (Generator, VAZ Modular, AudioSim).

Многие из подобных программ имитируют модульные аналоговые синтезаторы (Generator, VAZ Modular, WaveCraft, VirtualWaves, Quack, AudioArchitect, FX). Отдельно можно выделить программы ReBirth RB 338 и RubberDuck, которые работают в реальном времени и имитируют популярные ныне устройства прошлого. Использовать подобные программы можно в самых разных целях: от изучения принципов синтеза звука и работы аналоговых синтезаторов до создания готовых звуков или лупов для их последующего использования в сэмплерах или секвенсорах с поддержкой аудио. Csound также позволяет получить готовое произведение, а ReBirth можно синхронизировать с секвенсором для совместной работы.

Подготовка к созданию композиции После того как вы предварительно подобрали себе все нужные сэмплы для предстоящей работы, можно переходить уже непосредственно к созданию композиции.

Прежде всего, если вы работаете со звуковой картой сэмплерного типа и намереваетесь использовать все ее возможности, вам необходимо создать банк с сэмплами ваших инструментов, в котором вы также можете указать свои параметры для генераторов огибающей (если таковые имеются), частотных и амплитудных модуляторов и т.п. Также именно в программах для создания банков с сэмплами можно создавать мультисэмплы, слои и другие прикольные штучки. Естественно, из-за того, что каждый банк-менеджер работает со специфическими параметрами звуковой карты, для разных типов карт существуют разные не совместимые друг с другом банк-менеджеры (или как их еще часто называют patch-editor'ы).

Если же вы работаете с внешними MIDI-устройствами или же сэмплами, но используя цифровой трек, то можете смело переходить к следующему разделу.

Стоит сказать, что процесс подготовки банка - весьма кропотливый и необходимый труд. Мало найти хорошие сэмплы, нужно еще правильно их скомпоновать, если нужно зациклить и выставить требуемые параметры, иначе не будет никакого удобства в работе и в процессе творчества вы почувствуете явный дискомфорт.

Как правило, в банках можно выделить три логических уровня: сэмпл, программа, патч. Сэмпл - начальный уровень. Под сэмплом в картах сэмплерного типа подразумевается стандартный компьютерный аудиофайл, загруженный в память звуковой платы. Программа - это сэмпл, но уже с соответствующими инструкциями синтезатору платы и заданными параметрами (ADSR, LFO, точки начала и конца лупа, параметры фильтров). Патч - наивысший уровень в банке. Под патчем понимается совокупность слоев (читай программ, которые воспроизводятся одновременно при работе с патчем) и общих параметров патча - как, например, панорама каждого из слоев, источники модуляции и т.п.

На уровне программы вы можете отстроить питч сэмплы для того, чтобы он подходил к общему строю банка, выставить точки цикла, указать метод проигрывания цикла, установить исходную клавишу, от которой будет производиться смещение.

Отдельно следует поговорить о мультисэмплах и наборах ударных. Как вам уже, наверное, известно из статьи о сэмплинге, для достижения наибольшей реалистичности и качества звучания сэмплирование акустических инструментов следует производить в среднем через две октавы, тогда разница между высокими и низкими нотами не будет столь высока. Однако мультисэмплы можно использовать не только для этого. Если вы, например, являетесь счастливым владельцем MIDI-клавиатуры активного типа, вы можете указывать в мультисэмплах разные сэмплы для одной и той же клавиши, но с различной динамикой нажатия.

Наборы ударных - также весьма необходимая вещь. Когда все барабанные и перкуссионные сэмплы собраны на одном канале и удобно разложены по клавиатуре, над ритмическими партиями работать гораздо легче.

Но в конце концов все же решать вам. Если ваша барабанная линия будет не очень насыщенной или же в ней будет использоваться всего несколько звучаний, то, безусловно, не имеет смысла ради этого создавать специальный мультисэмпл. В общем, смотрите по ситуации.

Далее перейдем к работе с генераторами огибающей ADSR, LFO и фильтрами. Генераторы огибающей ADSR позволяют параметрическим образом (без физического изменения сэмплов в памяти платы) задать изменения амплитудных и частотных характеристик звука с течением времени. Вы можете задать время и максимальный уровень атаки, время и максимальный уровень затухания, уровень сустэйна, а также длину и уровень звучания патча после того, как вы отпустили клавишу на клавиатуре (release). LFO и фильтры позволяют реализовать также недеструктивную обработку сэмплов на уровне задания соответствующих параметров для синтезатора платы, причем с их помощью можно получить амплитудную и частотную модуляцию, эмуляцию среза и многое другое.

Вот, пожалуй, и все, что можно вкратце сказать о процессе подготовки банка.

Последние косметические приготовления
Вне зависимости от того, используете ли вы звуковую карту сэмплерного типа или иное оборудование, настоятельно советую вам перед началом уже непосредственного написания музыки проделать следующие манипуляции, которые могут изрядно облегчить вам жизнь.

1. Создайте отдельную директорию, в которой будут храниться все используемые вами сэмплы. Если вы применяете звуки со специализированных CD, перепишите все необходимое также в эту директорию.

2. Записывайте, какие именно манипуляции вы проделываете с сэмплами при обработке. Если вы используете не пресетные настройки эффектов, а свои, не забудьте либо записать все параметры, либо сохранить их как пресеты.

3. Записывайте, какие сэмплы, программы или патчи вы размещаете в банке и в каком порядке (и на какой MIDI-program). Также постарайтесь сохранить или записать все параметры огибающих, точек цикла, LFO. В общем, записывайте все параметры банка, дабы ваш труд впоследствии не пропал зря.

Ник Худяков



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике литература :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета