Промежуточное решение или новый класс мониторов?

Бывает, что у старых технологий, от которых, казалось бы, уже не приходится ждать чего-нибудь новенького, открывается второе дыхание и они неожиданно преподносят сюрпризы. И тогда непонятно, на что же следует ориентироваться в ближайшем будущем. В данном случае разговор идет о мониторах. Дисплеи, построенные на электронно-лучевой трубке (ЭЛТ), долгие годы верой и правдой служили компьютерным пользователям. Выпускающие их компании с мировыми именами немало приложили усилий, чтобы выжать из этой технологии все, что только можно. Возросшие требования к качеству картинки и эргономичности заставили их придумать столько усовершенствований, что найти какое-нибудь новое решение представлялось невозможным.

В будущем просматривается очевидная перспектива перехода на жидкокристаллические технологии. Такие мониторы уже сегодня обладают рядом серьезных преимуществ перед дисплеями на ЭЛТ. Главный сдерживающий фактор - слишком высокая стоимость ЖК-панелей, как показывает опыт, не является непреодолимым препятствием. Еще один рывок в технологиях производства - и эта стена падет.

И тут совершенно неожиданно в лагерь мониторов с ЭЛТ прибыло мощное подкрепление. Появились модели с совершенно плоским экраном, способные занять нишу между недорогими традиционными дисплеями и недоступными массовому потребителю, но очень перспективными ЖК-панелями. Как к этому относиться - как к промежуточному решению, надобность в котором вот-вот отпадет, или как к появлению нового класса устройств, способных составить серьезную конкуренцию "мониторам будущего"?

Монитор Panasonic PF70 Возмутителем спокойствия выступила компания Matsushita, первой предложившая на рынке две 17-дюймовые модели с идеально плоским экраном - потребительскую Panasonic SF70 и профессиональную Panasonic PF70. Вторая, естественно, отличается расширенной функциональностью и более высокими характеристиками. Поэтому я ее и выбрал для знакомства с новой дисплейной технологией.

В ее основе лежит революционно новая конструкция ЭЛТ. Компания Matsushita разработала кинескоп с идеально плоским экраном. Известные раньше ЭЛТ типа FST имели небольшое закругление по вертикали и горизонтали, ЭЛТ типа Trinitron, которым обязана своим процветанием Sony, закруглялись по горизонтали. Предложенная Matsushita трубка PureFlat (иногда ее называют PanaFlat) имеет абсолютно плоский экран.

Что это дает? Во-первых, плоский экран PureFlat отражает на 87% меньше комнатного света, чем другие типы ЭЛТ. В результате изображение на нем получается более ярким и четким, цвета отличаются насыщенностью. Во-вторых, что особенно важно для профессиональной графики, устраняются геометрические искажения, с картинкой на экране столь же удобно работать, как если бы она была на бумаге.

Чтобы обеспечить равномерную яркость и точность фокусировки лучей по всей плоскости экрана, Matsushita разработала маску нового типа - Pre-stretched Shadow Mask (рискну перевести это как "натяжная теневая маска"), в которой сочетаются лучшие черты традиционных теневой и апертурной масок. Кроме того, пришлось серьезно усовершенствовать отклоняющую систему ЭЛТ, чтобы получить дополнительные возможности фокусировки и компенсации геометрических искажений.

Главное, что новая ЭЛТ не стала значительно дороже, чем кинескопы привычных типов. Благодаря этому монитор Panasonic PF70 сравним по цене с другими высококачественными 17-дюймовыми моделями, в то же время превосходя их по многим параметрам.

Характеристики
Итак, применение ЭЛТ нового типа позволило улучшить характеристики монитора. Начнем, как водится, с разрешения. Panasonic PF70 допускает работу с разрешениями до 1,600 х 1,200 пикселов. Это слишком большое разрешение для монитора с 17-дюймовой ЭЛТ, размер изображения на котором достигает 15.9 дюйма по диагонали. Возможно, поэтому в инструкции как максимальное упоминается разрешение 1,280 х 1,024 пиксела.

Размер зерна у маски нового типа составляет 0.24 мм, поэтому при максимальном размере картинки 325 х 243 мм возможно отображение один к одному 1,354 х 1,012 пикселов. Следовательно, оптимальными разрешениями для Panasonic PF70 можно считать 1,280 х 1,024 или 1,024 х 768 пикселов. К тому же при 1,600 х 1,200 на 17-дюймовом экране значки, кнопки и надписи становятся слишком мелкими, работать с ними практически невозможно.

Еще одно отличие Panasonic PF70 от других моделей той же ценовой группы - расширенный диапазон частот разверток. Более совершенная отклоняющая система позволила поднять верхнюю границу строчной развертки до 86 кГц, наибольшая кадровая развертка при этом 160 Гц. Таким образом, частота кадровой развертки составит 100 Гц при 1,024 х 768 пикселов и 75 Гц в режиме 1,280 х 1,024 пиксела. Этого достаточно по соображениям эргономичности.

Кроме высокой частоты кадров и полосы пропускания видеосигнала в 135 МГц, что гарантирует высокую четкость картинки при максимальных разрешениях, профессиональным пользователям понравится антибликовое и антистатическое покрытие кинескопа AGRAS. Уменьшая блики на две трети и повышая контрастность изображения, оно содержит минимум силикона, обеспечивая возможность работы с высокими разрешениями.

Управление

Система управления монитором Panasonic PF70 построена на экранных меню. Она принципиально не отличается от применяемой в других мониторах Panasonic и ViewSonic профессиональных серий. Для навигации в меню используются две кнопки со стрелками, вызов меню и выбор в них осуществляется с помощью еще двух кнопок. Не скажу, что это самая удобная и наглядная схема, но она получила широкое распространение и привыкнуть к ней можно.

Кроме обычных регулировок, включая яркость и контрастность изображения, его размер и положение по вертикали и горизонтали, монитор Panasonic PF70 предлагает еще ряд настроек, интересных для профессионального пользователя. Наиболее богато смотрятся средства устранения геометрических искажений. Среди них поворот картинки, компенсация подушкообразных, трапецеидальных и параллелограммных искажений. Кроме того, имеются средства для борьбы с вертикальным и горизонтальным муаром.

Для профессиональных графических работ также важна возможность калибровки цветовой температуры. На выбор предлагаются две фиксированные величины - 9,300 К и 6,500 К. Если они не устраивают, - пожалуйста настраивайте интенсивность каждого цветового канала отдельно. Помогают это сделать цифровые значения, указываемые в меню.

В мониторе Panasonic PF70 предусмотрены две возможности подключения к компьютеру - обычным 15-штырьковым кабелем и с помощью BNC-коннекторов. Соответственно в меню есть функция выбора источника сигнала. Если буквы на экране нечеткие, скорее всего надо выбрать в меню другой уровень входного сигнала.

Недостатки

Хотя меню настройки Panasonic PF70 выглядит впечатляюще, в нем не хватает такой важной вещи, как регулировка сведения лучей. При работе с точной графикой, такой как чертежи или штриховые рисунки, плохое сведение способно напрочь испортить настроение. Как показывает опыт, сведение лучей ухудшается по прошествии всего полугода-года работы, поэтому такая регулировка оказалась бы совсем нелишней.

Тот Panasonic PF70, что предоставили мне для знакомства, кстати, первоначально был совсем не настроен. Большинство искажений удалось легко устранить с помощью регулировок в меню, но вот сведение в углах осталось слишком плохим, чтобы этот монитор можно было поставить на стол профессиональному дизайнеру или конструктору. Надумаете покупать такой дисплей - вооружитесь программкой, генерирующей испытательные картинки, и тщательно проверьте качество изображения.

Что же касается вопроса, вынесенного в заголовок статьи, то пока ответить на него не могу. При очевидных достоинствах Panasonic PF70 не лишен недостатков, которые в принципе отсутствуют у ЖК-мониторов. Если инициативу Matsushita поддержат другие фирмы и реально возникнет новый класс мониторов, тогда и можно будет говорить об альтернативе дорогим цифровым плоскопанельным дисплеям. Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 1999 год в рубрике hard :: monitor

©1997-2024 Компьютерная газета