Процесс создания музыкальных произведений на компьютере
В этой статье мы продолжим разговор о процессе создания музыкальных произведений на компьютере. На сей раз на рассмотрение будет вынесен вопрос синтеза и нахождения нужных сэмплов.
Синтез и нахождение нужных сэмплов
Итак, смэплы. Если вы не являетесь счастливым обладателем навороченной студии, со множеством звуковых модулей и все же собираетесь делать музыку на компьютере, абсолютно ясно, что вы будете пользоваться сэмплами. Не буду объяснять, что такое сэмпл, ибо об этом уже писалось и не раз, в прошлых номерах газеты (советую, например, почитать статью "Сэмплинг?" в "КГ" N№38).
Сэмплы можно использовать по-разному. Можно использовать их такими, как они есть в исходном варианте, однако это не очень честно и не очень интересно (если только это не сэмпл, сделанный именно вами). Сэмпл можно обработать, изменить, смешать с другими сэмплами и в итоге получить, что называется, из ерунды конфетку.
Однако наиболее остро стоит вопрос именно получения музыкантом изначально интересных и оригинальных сэмплов (о качестве речь не идет, ибо впоследствии его можно улучшить).
Существует ряд способов найти действительно интересные звуки и после превратить их в сэмплы. Ниже я перечислю наиболее общеупотребительные, на мой взгляд.
1). Запись звуков окружающего нас мира с помощью диктофона и микрофона.
2). Покупка специализированных компактов с сэмплами.
3). Использование старых записей на пластинках, кассетах и т.п.
4). Сэмплирование напрямую старой аналоговой аппаратуры, а также акустических инструментов.
5). Выкачка из Intenet уже готовых сэмплов и патчей.
Конечно, наиболее оптимальным является собственноручное создание сэмплов, поэтому рекомендую походить по городу с диктофоном и записать различные звуки и шумы. Не беда, если изначально они могут быть вовсе не интересными. Помните, что у вас есть очень мощное средство обработки звука – компьютер. Поэтому даже из самого незначительного на первый взгляд звука в итоге можно получить очень оригинальный звук. Попробуйте записывать звуки нестандартно. Например, положите микрофон в большую банку, и записывайте шумы таким способом.
Использование старых записей на пластинках, кассетах, бобинах и тому подобном антиквариате тоже может быть выходом. Только особенно не наглейте. Не сдирайте здоровенные куски. Честно говоря, мне кажется, на этих носителях действительно можно найти много старой и интересной музыки, из которой есть что перенять.
Сэмплирование напрямую с аналоговой аппаратуры – прием широко распространенный среди многих электронных музыкантов всего мира. Здесь вы можете действительно дать волю своей фантазии и получить впечатляющие результаты.
Наиболее легкий и наименее полезный способ – выкачивание сэмплов из Интернет. Основным преимуществом данного способа является оперативность и малые затраты времени. Вы получаете готовые звуки в компьютерном формате без особых проблем. Единственная проблема – эксклюзивность. Большинство звуков, находящихся в Интернет – это звуки общественного пользования. То есть их использует огромное количество электронных музыкантов. Также впоследствии может стать вопрос об авторских правах на тот или иной сэмпл. Если же вы собираетесь кардинально изменять полученные вами звуки, то, пожалуй, этот вариант вам подходит (при условии, что вы располагаете достаточно быстрой связью с Интернет).
Вообще в Интернет мест, где можно найти сэмплы, достаточно много.
Это и личные старнички музыкантов-энтузиастов, и коммерческие web-сайты крупных производителей музыкальной аппаратуры, которые, как правило, вывешивают некоторые образцы звучания своих инструментов, а также странички пользователей тех или иных компьютерных плат сэмплерного типа, которые сами разрабатывают патчи под эти платы.
Наиболее обширная коллекция сэмплов, собранная в одном месте, находится на файл-сервере по адресу ftp.cdrom.com. Там вы найдете сэмплы с таких легендарных синтезаторов, как Moog, Oberheim Matrix, Arp, Yamaha DX7, Odissey, Korg X5. Также там имеется обширный набор звуков ударных с различных драм-машинок, что может вам тоже пригодиться.
Для имеющих возможность полазить в Интернет приведу список сайтов, где можно найти что-нибудь интересненькое:
http://www.slickmedia.com/super,http://spec.ch.man.ac.uk/~ashley/samples.html,
http://www.jara.demon.co.uk/bass/,http://www.lloydm.demon.co.uk/samples.htm,
http://spec.ch.man.ac.uk/~ashley/drums.html,
http://www.geocities.com/SunsetStrip/Mezzanine/8101/dreadbull.html,
http://hem2.passagen.se/lej97/kalava,
http://www.users.globalnet.co.uk/~spufus/,
http://www.hyperreal.org/music/machines/samples.html,
http://members.xoom.com/vedstar/,
http://www.august.com/copular/ww/index.htm,
http://www.trinkets2000.com/breakbeats.html .
Последний способ – приобретение специализированных библиотек с сэмплами. Как правило, такие библиотеки разрабатываются частными фирмами и стоят очень и очень недешево.
В среднем компакт со средними по содержанию звуками стоит около 60$. Использование таких библиотек имеет ряд преимуществ. Во-первых, все сэмплы, содержащиеся на компакте, вы можете использовать в своей музыке, не опасаясь за авторские права. Во-вторых, как правило, сэмплы, содержащиеся на таких компактах, очень высокого качества и прошли дополнительную обработку в студии. В-третьих, вы просто экономите себе время, которое в дальнейшем пойдет на творчество.
Компакт-дис-ки с сэмплами бывают следующих форматов: Audio (обыкновенные аудио-компакты, с сэмплами, записанными линейно), PC (сэмплы, записанные в стандартном .Wav или .AIFF формате), Mac (если у вас нету Macintosh'a, то такие компакты вам не подойдут), AKAI, E-mu (специализированные компакты для соответствующих сэмплеров).
Если исходить из той посылки, что вы работаете на PC с картой сэмплерного типа, то вы сможете использовать только библиотеки двух типов: Audio и PC. Причем второй тип предпочтительнее (хотя и стоит дороже), так как там сэмплы уже нарезаны и отсортированы по соответствующим директориям.
Для интересующихся этими специализированными библиотеками также приведу список Интернет-адресов компаний, занимающихся разработкой и дистрибьюцией библиотек с сэмплами:
http://cyserv1.cybase.co.uk/ample-sounds/ (Ample Sounds UK);
http://www.bestservice.de/ (Best Service);
http://www.bigfishaudio.com (Big Fish Audio)
http://www.dkitchen.com/ (Digital Kitchen)
http://www.ilio.com (Ilio Entertainments)
http://www.timespaceusa.com (Time+Space USA)
http://www.masterbits.com/ (Masterbits)
Продолжение следует
Ник Худяков
Синтез и нахождение нужных сэмплов
Итак, смэплы. Если вы не являетесь счастливым обладателем навороченной студии, со множеством звуковых модулей и все же собираетесь делать музыку на компьютере, абсолютно ясно, что вы будете пользоваться сэмплами. Не буду объяснять, что такое сэмпл, ибо об этом уже писалось и не раз, в прошлых номерах газеты (советую, например, почитать статью "Сэмплинг?" в "КГ" N№38).
Сэмплы можно использовать по-разному. Можно использовать их такими, как они есть в исходном варианте, однако это не очень честно и не очень интересно (если только это не сэмпл, сделанный именно вами). Сэмпл можно обработать, изменить, смешать с другими сэмплами и в итоге получить, что называется, из ерунды конфетку.
Однако наиболее остро стоит вопрос именно получения музыкантом изначально интересных и оригинальных сэмплов (о качестве речь не идет, ибо впоследствии его можно улучшить).
Существует ряд способов найти действительно интересные звуки и после превратить их в сэмплы. Ниже я перечислю наиболее общеупотребительные, на мой взгляд.
1). Запись звуков окружающего нас мира с помощью диктофона и микрофона.
2). Покупка специализированных компактов с сэмплами.
3). Использование старых записей на пластинках, кассетах и т.п.
4). Сэмплирование напрямую старой аналоговой аппаратуры, а также акустических инструментов.
5). Выкачка из Intenet уже готовых сэмплов и патчей.
Конечно, наиболее оптимальным является собственноручное создание сэмплов, поэтому рекомендую походить по городу с диктофоном и записать различные звуки и шумы. Не беда, если изначально они могут быть вовсе не интересными. Помните, что у вас есть очень мощное средство обработки звука – компьютер. Поэтому даже из самого незначительного на первый взгляд звука в итоге можно получить очень оригинальный звук. Попробуйте записывать звуки нестандартно. Например, положите микрофон в большую банку, и записывайте шумы таким способом.
Использование старых записей на пластинках, кассетах, бобинах и тому подобном антиквариате тоже может быть выходом. Только особенно не наглейте. Не сдирайте здоровенные куски. Честно говоря, мне кажется, на этих носителях действительно можно найти много старой и интересной музыки, из которой есть что перенять.
Сэмплирование напрямую с аналоговой аппаратуры – прием широко распространенный среди многих электронных музыкантов всего мира. Здесь вы можете действительно дать волю своей фантазии и получить впечатляющие результаты.
Наиболее легкий и наименее полезный способ – выкачивание сэмплов из Интернет. Основным преимуществом данного способа является оперативность и малые затраты времени. Вы получаете готовые звуки в компьютерном формате без особых проблем. Единственная проблема – эксклюзивность. Большинство звуков, находящихся в Интернет – это звуки общественного пользования. То есть их использует огромное количество электронных музыкантов. Также впоследствии может стать вопрос об авторских правах на тот или иной сэмпл. Если же вы собираетесь кардинально изменять полученные вами звуки, то, пожалуй, этот вариант вам подходит (при условии, что вы располагаете достаточно быстрой связью с Интернет).
Вообще в Интернет мест, где можно найти сэмплы, достаточно много.
Это и личные старнички музыкантов-энтузиастов, и коммерческие web-сайты крупных производителей музыкальной аппаратуры, которые, как правило, вывешивают некоторые образцы звучания своих инструментов, а также странички пользователей тех или иных компьютерных плат сэмплерного типа, которые сами разрабатывают патчи под эти платы.
Наиболее обширная коллекция сэмплов, собранная в одном месте, находится на файл-сервере по адресу ftp.cdrom.com. Там вы найдете сэмплы с таких легендарных синтезаторов, как Moog, Oberheim Matrix, Arp, Yamaha DX7, Odissey, Korg X5. Также там имеется обширный набор звуков ударных с различных драм-машинок, что может вам тоже пригодиться.
Для имеющих возможность полазить в Интернет приведу список сайтов, где можно найти что-нибудь интересненькое:
http://www.slickmedia.com/super,http://spec.ch.man.ac.uk/~ashley/samples.html,
http://www.jara.demon.co.uk/bass/,http://www.lloydm.demon.co.uk/samples.htm,
http://spec.ch.man.ac.uk/~ashley/drums.html,
http://www.geocities.com/SunsetStrip/Mezzanine/8101/dreadbull.html,
http://hem2.passagen.se/lej97/kalava,
http://www.users.globalnet.co.uk/~spufus/,
http://www.hyperreal.org/music/machines/samples.html,
http://members.xoom.com/vedstar/,
http://www.august.com/copular/ww/index.htm,
http://www.trinkets2000.com/breakbeats.html .
Последний способ – приобретение специализированных библиотек с сэмплами. Как правило, такие библиотеки разрабатываются частными фирмами и стоят очень и очень недешево.
В среднем компакт со средними по содержанию звуками стоит около 60$. Использование таких библиотек имеет ряд преимуществ. Во-первых, все сэмплы, содержащиеся на компакте, вы можете использовать в своей музыке, не опасаясь за авторские права. Во-вторых, как правило, сэмплы, содержащиеся на таких компактах, очень высокого качества и прошли дополнительную обработку в студии. В-третьих, вы просто экономите себе время, которое в дальнейшем пойдет на творчество.
Компакт-дис-ки с сэмплами бывают следующих форматов: Audio (обыкновенные аудио-компакты, с сэмплами, записанными линейно), PC (сэмплы, записанные в стандартном .Wav или .AIFF формате), Mac (если у вас нету Macintosh'a, то такие компакты вам не подойдут), AKAI, E-mu (специализированные компакты для соответствующих сэмплеров).
Если исходить из той посылки, что вы работаете на PC с картой сэмплерного типа, то вы сможете использовать только библиотеки двух типов: Audio и PC. Причем второй тип предпочтительнее (хотя и стоит дороже), так как там сэмплы уже нарезаны и отсортированы по соответствующим директориям.
Для интересующихся этими специализированными библиотеками также приведу список Интернет-адресов компаний, занимающихся разработкой и дистрибьюцией библиотек с сэмплами:
http://cyserv1.cybase.co.uk/ample-sounds/ (Ample Sounds UK);
http://www.bestservice.de/ (Best Service);
http://www.bigfishaudio.com (Big Fish Audio)
http://www.dkitchen.com/ (Digital Kitchen)
http://www.ilio.com (Ilio Entertainments)
http://www.timespaceusa.com (Time+Space USA)
http://www.masterbits.com/ (Masterbits)
Продолжение следует
Ник Худяков
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: разное