S3 сдаваться не намерена - Viewtop Titan-5000
Из новой волны 3D-акселе-раторов от моего внимания ускользнул чипсет S3 Savage3D. Не то чтобы я про него совсем забыл, просто долгое время руки не доходили протестировать какую-нибудь плату на нем.
Признаюсь, это не единственная причина. Не в восторге я от видеоплат на чипсетах от S3. И не в том дело, что они работают хуже других или больше глючат. Просто в последние года два этой компании никак не удается выпустить продукт, который хотя бы по основным параметрам превзошел конкурирующие.
С другой стороны, S3 несомненно лидирует на нашем, да и на мировом рынке. Абсолютное большинство продаваемых у нас компьютеров оснащено графическими картами на чипах от S3. Возможно, именно поэтому о надежности таких плат распространилось не очень высокое мнение. Больше их ставят — больше сбоев и конфликтов замечают. Тем не менее графические карты на разных версиях микросхем S3 Trio и S3 ViRGE и сегодня применяются чаще других.
Компания S3, как и полагается лидеру, располагает мощными производственными возможностями. К тому же у нее пухлый портфель технологий, а у ее разработчиков богатейший опыт. Нашествие 3D-графики S3, как и ее основные конкуренты, все же проспала. Ну кто ж предполагал, что 3Dfx сможет задеть такие струны в душе пользователей, что они едва ли не поголовно задумаются над тем, как потратить деньги на развлечения? На гребне успеха оказалась сама 3Dfx, создавшая рынок массовых 3D-акселераторов, а также компании, занимавшиеся разработкой профессиональных ускорителей и сумевшие быстро перековать их для рядового потребителя.
Первые опыты S3 в области 3D-графики не производили большого впечатления. Я уже писал о графических картах на S3 Trio3D и S3 ViRGE/GX2. Единственное их преимущество, как мне кажется, — дешевизна. Если выбирать по качеству, производительности 3D-графики или отсутствию проблем с драйверами, то более привлекательных решений — хоть отбавляй.
Чип S3 Savage3D, принадлежащий к новому поколению, компания успела запустить в производство раньше, чем обновили свою продукцию конкуренты. Пресса всколыхнулась, прокатилась волна сообщений, S3 возвестила о своем успехе и... произошла заминка. Плат на новом чипсете появилось не так уж много. И стало ясно, что сбыт Savage3D не будет таким же, как у ViRGE, однако познакомиться с этим решением обязательно надо.
Viewtop Titan-5000
Акселератор Viewtop Titan-5000 выпущен тайваньской компанией Britek Electronics Co., Ltd. на базе чипсета S3 Savage3D и дает полное представление о его возможностях. Кстати, полученные при тестировании результаты, о которых я расскажу позже, можно было довольно точно предсказать, исходя из характеристик самого чипа Savage3D.
Savage3D имеет внутреннюю 128-битовую архитектуру со сдвоенным конвейером рендеринга. С трилинейной фильтрацией он справляется за один такт. В этом он схож с другими графическими чипсетами последнего поколения. Однако для доступа к памяти используется 64-разрядная шина, работающая с частотой 125 мегагерц. Вычислительная мощность Savage3D позволяет рассчитывать в секунду до 5 млн. треугольников и 125 млн. текстурированных пикселов (текселов). По быстродействию этот процессор несколько превосходит, например, RIVA 128ZX (до 5 млн. треугольников и 100 млн. текселов в секунду), но значительно уступает RIVA TNT (до 8 млн. треугольников и 250 млн. текселов в секунду). В отличие от предыдущих 3D-чипсетов компании S3, Savage3D располагает полным набором функций трехмерной графики. Он также поддерживает воспроизведение видео.
Плата Titan-5000 оснащена 8 мегабайтами памяти и интерфейсом AGP 2Х. Кроме монитора, она позволяет подключить телевизор, причем картинка будет выводиться на оба устройства одновременно. Обеспечена и поддержка нескольких мониторов, ставшая доступной массовому пользователю с выходом Windows 98.
Благодаря 8 мегабайтам памяти и 250-мегагерцевому RAMDAC плата Titan-5000 позволяет работать с 2D-графикой при самых больших разрешениях — до 1,600 х 1,200 пикселов — при 32-битовом цвете и частоте кадровой развертки 85 Гц.
Компрессия текстур
Это основная особенность чипа S3 Savage3D. В принципе, текстуры играют решающую роль в развлекательной трехмерной графике. Без них можно сделать только пластмассовые предметы. Любой другой материал требует применения текстуры. И любой рисунок — надписи, лица, окна домов, стекла автомобилей — тоже выполняется с помощью текстуры.
Применение шины AGP позволяет сохранить больше текстур. В этом случае для их хранения используется не только встроенная память видеоплаты, но и оперативная память машины. Однако для визуализации системная память не подходит — слишком медленный обмен с ней. Компания S3 предложила эффективный алгоритм сжатия текстур, реализовав его в чипе Savage3D. Microsoft сделала его стандартом и включила в DirectX 6.0. Конечно, Viewtop Titan-5000 использует эту возможность.
Благодаря компрессии удается разместить больше текстур в ограниченном объеме памяти. Ускоряется и их обработка, поскольку на обмен с памятью уходит меньше времени. С другой стороны, в памяти можно разместить текстуры большего размера, отличающиеся более точной проработкой деталей. Это гарантирует высокое качество картинки.
По качеству графики к Viewtop Titan-5000 у меня претензий не возникло. Хотя преимущества компрессии текстур могут полностью раскрыться лишь в использующих эту технологию программах; даже обычные игры, в которых применяются небольшие текстуры, оказываются в выигрыше.
Производительность
В первую очередь об этом говорят результаты испытаний на производительность. Как и следовало ожидать, по 3D-производительности Viewtop Titan-5000 не смогла обогнать графические платы на базе других новых чипсетов — nVIDIA RIVA TNT, 3Dfx Voodoo2 или Voodoo Banshee. Лидеры устояли. Тем не менее Titan-5000 внесла сумятицу во второй эшелон 3D-акселераторов.
Уступая по быстродействию графики OpenGL платам на RIVA 128 и Intel 740, она значительно обогнала их при использовании интерфейса Direct3D. Насколько понимаю, тут сыграла свою роль компрессия текстур, поскольку я уже установил на свой компьютер 6-ю версию DirectX. Впрочем, могу и ошибиться, поскольку мои тестовые программы были написаны еще до появления этой технологии.
И все же ситуация с Savage3D не напоминает истории с чипсетом i740, оптимизированным под Direct3D и показывающим нереальные результаты по 3D WinBench 98. При использовании Direct3D плата Viewtop Titan-5000 продемонстрировала высокую скорость не только в 3D WinBench 98, но и в других программах — Turok, Forsaken, Final Reality.
По быстродействию 2D-графики, которое я измерял с помощью набора тестов WinBench 97, плата Viewtop Titan-5000 также не смогла войти в число лидеров. Вперед она пропустила карты на RIVA TNT, Matrox G200 и Voodoo Banshee. Однако ей удалось обогнать лидировавшие по продажам в этом году карты на базе i740 и RIVA 128. Преимущество Titan-5000 проявляется при работе с бизнес-приложениями. Профессиональные графические пакеты, интенсивнее использующие память, сталкиваются с довольно узкой по сегодняшним меркам 64-разрядной шиной, и показатели их производительности не так высоки.
Программное обеспечение
Компания Britek под маркой Viewtop выпускает с дюжину ускорителей практически на всех популярных чипсетах. Причем ориентируется на массового потребителя и старается сделать всю свою продукцию более доступной, чем у конкурентов. В таком случае сложно комплектовать каждую карту именно под нее разработанным уникальным пакетом софта.
К Viewtop Titan-5000 прилагается простейшая инструкция по установке и компакт-диск, на котором записаны драйверы для всех выпускаемых Britek графических акселераторов Viewtop. Программная поддержка обычно обеспечивается драйверами от производителя чипсета, в данном случае — от компании S3.
Установить их помогает утилита PowerStrip. Это известная программа, популярная среди "продвинутых" пользователей. Она не только приходит на помощь при установке драйверов, но и позволяет упростить управление режимами работы видеокарты и монитора, рабочим столом Windows. Любят ее и тестировщики, поскольку она выдает кучу информации о текущем состоянии видеоподсистемы компьютера, поддерживаемых режимах работы и т.п.
В общем, Britek избрала простой и одновременно мощный подход. Стандартный для Windows метод инсталляции драйверов применить не получается — по крайней мере, я не смог быстро найти на компакте драйверы для Savage3D. Однако с установкой как платы, так и софта проблем не возникло. Надо следовать указаниям инструкции и утилиты PowerStrip. Между прочим, она в самом начале инсталляции предлагает общаться на разных языках, в том числе и по-русски.
Что из всего этого следует
Наверное, следует подвести итоги. Итак, плата Viewtop Titan-5000 оказалась не самой быстрой. Она и не самая дешевая из предлагаемых сегодня серьезных 2D/3D-акселе-раторов. Тем не менее для ее покупки есть кое-какие основания.
Во-первых, к ней прилагается хороший драйвер. Вы не столкнетесь с проблемами при запуске игрушек, какими страдают, например, карты на RIVA 128. Поддерживаются интерфейсы Direct3D и OpenGL, качество графики отличное, работает управление яркостью картинки.
Во-вторых, Titan-5000 не так уж отстает по производительности. Особенно при использовании Direct3D, для которого пишется все больше игровых программ. Надо учесть, что заложенный в DirectX 6.0 механизм сжатия текстур практически еще никем не используется, но о нем программисты не забудут, и тогда потенциал Savage3D раскроется полностью. Пока в этой истории нельзя ставить точку. У Viewtop Titan-5000 хорошие перспективы.
Роман Соболенко
Признаюсь, это не единственная причина. Не в восторге я от видеоплат на чипсетах от S3. И не в том дело, что они работают хуже других или больше глючат. Просто в последние года два этой компании никак не удается выпустить продукт, который хотя бы по основным параметрам превзошел конкурирующие.
С другой стороны, S3 несомненно лидирует на нашем, да и на мировом рынке. Абсолютное большинство продаваемых у нас компьютеров оснащено графическими картами на чипах от S3. Возможно, именно поэтому о надежности таких плат распространилось не очень высокое мнение. Больше их ставят — больше сбоев и конфликтов замечают. Тем не менее графические карты на разных версиях микросхем S3 Trio и S3 ViRGE и сегодня применяются чаще других.
Компания S3, как и полагается лидеру, располагает мощными производственными возможностями. К тому же у нее пухлый портфель технологий, а у ее разработчиков богатейший опыт. Нашествие 3D-графики S3, как и ее основные конкуренты, все же проспала. Ну кто ж предполагал, что 3Dfx сможет задеть такие струны в душе пользователей, что они едва ли не поголовно задумаются над тем, как потратить деньги на развлечения? На гребне успеха оказалась сама 3Dfx, создавшая рынок массовых 3D-акселераторов, а также компании, занимавшиеся разработкой профессиональных ускорителей и сумевшие быстро перековать их для рядового потребителя.
Первые опыты S3 в области 3D-графики не производили большого впечатления. Я уже писал о графических картах на S3 Trio3D и S3 ViRGE/GX2. Единственное их преимущество, как мне кажется, — дешевизна. Если выбирать по качеству, производительности 3D-графики или отсутствию проблем с драйверами, то более привлекательных решений — хоть отбавляй.
Чип S3 Savage3D, принадлежащий к новому поколению, компания успела запустить в производство раньше, чем обновили свою продукцию конкуренты. Пресса всколыхнулась, прокатилась волна сообщений, S3 возвестила о своем успехе и... произошла заминка. Плат на новом чипсете появилось не так уж много. И стало ясно, что сбыт Savage3D не будет таким же, как у ViRGE, однако познакомиться с этим решением обязательно надо.
Viewtop Titan-5000
Акселератор Viewtop Titan-5000 выпущен тайваньской компанией Britek Electronics Co., Ltd. на базе чипсета S3 Savage3D и дает полное представление о его возможностях. Кстати, полученные при тестировании результаты, о которых я расскажу позже, можно было довольно точно предсказать, исходя из характеристик самого чипа Savage3D.
Savage3D имеет внутреннюю 128-битовую архитектуру со сдвоенным конвейером рендеринга. С трилинейной фильтрацией он справляется за один такт. В этом он схож с другими графическими чипсетами последнего поколения. Однако для доступа к памяти используется 64-разрядная шина, работающая с частотой 125 мегагерц. Вычислительная мощность Savage3D позволяет рассчитывать в секунду до 5 млн. треугольников и 125 млн. текстурированных пикселов (текселов). По быстродействию этот процессор несколько превосходит, например, RIVA 128ZX (до 5 млн. треугольников и 100 млн. текселов в секунду), но значительно уступает RIVA TNT (до 8 млн. треугольников и 250 млн. текселов в секунду). В отличие от предыдущих 3D-чипсетов компании S3, Savage3D располагает полным набором функций трехмерной графики. Он также поддерживает воспроизведение видео.
Плата Titan-5000 оснащена 8 мегабайтами памяти и интерфейсом AGP 2Х. Кроме монитора, она позволяет подключить телевизор, причем картинка будет выводиться на оба устройства одновременно. Обеспечена и поддержка нескольких мониторов, ставшая доступной массовому пользователю с выходом Windows 98.
Благодаря 8 мегабайтам памяти и 250-мегагерцевому RAMDAC плата Titan-5000 позволяет работать с 2D-графикой при самых больших разрешениях — до 1,600 х 1,200 пикселов — при 32-битовом цвете и частоте кадровой развертки 85 Гц.
Компрессия текстур
Это основная особенность чипа S3 Savage3D. В принципе, текстуры играют решающую роль в развлекательной трехмерной графике. Без них можно сделать только пластмассовые предметы. Любой другой материал требует применения текстуры. И любой рисунок — надписи, лица, окна домов, стекла автомобилей — тоже выполняется с помощью текстуры.
Применение шины AGP позволяет сохранить больше текстур. В этом случае для их хранения используется не только встроенная память видеоплаты, но и оперативная память машины. Однако для визуализации системная память не подходит — слишком медленный обмен с ней. Компания S3 предложила эффективный алгоритм сжатия текстур, реализовав его в чипе Savage3D. Microsoft сделала его стандартом и включила в DirectX 6.0. Конечно, Viewtop Titan-5000 использует эту возможность.
Благодаря компрессии удается разместить больше текстур в ограниченном объеме памяти. Ускоряется и их обработка, поскольку на обмен с памятью уходит меньше времени. С другой стороны, в памяти можно разместить текстуры большего размера, отличающиеся более точной проработкой деталей. Это гарантирует высокое качество картинки.
По качеству графики к Viewtop Titan-5000 у меня претензий не возникло. Хотя преимущества компрессии текстур могут полностью раскрыться лишь в использующих эту технологию программах; даже обычные игры, в которых применяются небольшие текстуры, оказываются в выигрыше.
Производительность
В первую очередь об этом говорят результаты испытаний на производительность. Как и следовало ожидать, по 3D-производительности Viewtop Titan-5000 не смогла обогнать графические платы на базе других новых чипсетов — nVIDIA RIVA TNT, 3Dfx Voodoo2 или Voodoo Banshee. Лидеры устояли. Тем не менее Titan-5000 внесла сумятицу во второй эшелон 3D-акселераторов.
Уступая по быстродействию графики OpenGL платам на RIVA 128 и Intel 740, она значительно обогнала их при использовании интерфейса Direct3D. Насколько понимаю, тут сыграла свою роль компрессия текстур, поскольку я уже установил на свой компьютер 6-ю версию DirectX. Впрочем, могу и ошибиться, поскольку мои тестовые программы были написаны еще до появления этой технологии.
И все же ситуация с Savage3D не напоминает истории с чипсетом i740, оптимизированным под Direct3D и показывающим нереальные результаты по 3D WinBench 98. При использовании Direct3D плата Viewtop Titan-5000 продемонстрировала высокую скорость не только в 3D WinBench 98, но и в других программах — Turok, Forsaken, Final Reality.
По быстродействию 2D-графики, которое я измерял с помощью набора тестов WinBench 97, плата Viewtop Titan-5000 также не смогла войти в число лидеров. Вперед она пропустила карты на RIVA TNT, Matrox G200 и Voodoo Banshee. Однако ей удалось обогнать лидировавшие по продажам в этом году карты на базе i740 и RIVA 128. Преимущество Titan-5000 проявляется при работе с бизнес-приложениями. Профессиональные графические пакеты, интенсивнее использующие память, сталкиваются с довольно узкой по сегодняшним меркам 64-разрядной шиной, и показатели их производительности не так высоки.
Программное обеспечение
Компания Britek под маркой Viewtop выпускает с дюжину ускорителей практически на всех популярных чипсетах. Причем ориентируется на массового потребителя и старается сделать всю свою продукцию более доступной, чем у конкурентов. В таком случае сложно комплектовать каждую карту именно под нее разработанным уникальным пакетом софта.
К Viewtop Titan-5000 прилагается простейшая инструкция по установке и компакт-диск, на котором записаны драйверы для всех выпускаемых Britek графических акселераторов Viewtop. Программная поддержка обычно обеспечивается драйверами от производителя чипсета, в данном случае — от компании S3.
Установить их помогает утилита PowerStrip. Это известная программа, популярная среди "продвинутых" пользователей. Она не только приходит на помощь при установке драйверов, но и позволяет упростить управление режимами работы видеокарты и монитора, рабочим столом Windows. Любят ее и тестировщики, поскольку она выдает кучу информации о текущем состоянии видеоподсистемы компьютера, поддерживаемых режимах работы и т.п.
В общем, Britek избрала простой и одновременно мощный подход. Стандартный для Windows метод инсталляции драйверов применить не получается — по крайней мере, я не смог быстро найти на компакте драйверы для Savage3D. Однако с установкой как платы, так и софта проблем не возникло. Надо следовать указаниям инструкции и утилиты PowerStrip. Между прочим, она в самом начале инсталляции предлагает общаться на разных языках, в том числе и по-русски.
Что из всего этого следует
Наверное, следует подвести итоги. Итак, плата Viewtop Titan-5000 оказалась не самой быстрой. Она и не самая дешевая из предлагаемых сегодня серьезных 2D/3D-акселе-раторов. Тем не менее для ее покупки есть кое-какие основания.
Во-первых, к ней прилагается хороший драйвер. Вы не столкнетесь с проблемами при запуске игрушек, какими страдают, например, карты на RIVA 128. Поддерживаются интерфейсы Direct3D и OpenGL, качество графики отличное, работает управление яркостью картинки.
Во-вторых, Titan-5000 не так уж отстает по производительности. Особенно при использовании Direct3D, для которого пишется все больше игровых программ. Надо учесть, что заложенный в DirectX 6.0 механизм сжатия текстур практически еще никем не используется, но о нем программисты не забудут, и тогда потенциал Savage3D раскроется полностью. Пока в этой истории нельзя ставить точку. У Viewtop Titan-5000 хорошие перспективы.
Роман Соболенко
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 1998 год в рубрике hard :: video