Новости из мира компьютерного звука

Итак, дорогие читатели, в прошлый раз мы говорили с вами о выборе способа реализации ваших идей в музыкальном произведении. Будем считать, что вы определились, какие именно способы (или их сочетания) вы станете применять. Следующим этапом будет подбор наиболее удобного и функционального программного обеспечения и необходимой аппаратуры.
Подбор требуемых программ и аппаратного обеспечения
Данный этап является одним из самых важных при создании какой-либо музыки на компьютере. Для подбора соответствующей звуковой платы вы должны определиться, с какой системой или системами вы будете работать. Если превалирующей системой у вас будет MIDI, ориентироваться вам нужно либо на достаточно дорогие полупрофессиональные или профессиональные платы сэмплерного типа (платы с возможностью загрузки сэмплов в оперативную память самой платы и с последующим использованием их в качестве стандартных MIDI-инструментов), либо на платы, позволяющие выводить во внешний мир ваши MIDI-данные (если вы являетесь счастливым обладателем синтезаторов, звуковых модулей, микшеров и эффект-процессоров, поддерживающих стандарт MIDI). Стоит сказать, что практически все платы сэмплерного типа позволяют использовать возможность работы по MIDI с внешними устройствами, а также дают вам все преимущества работы с цифровым звуком на компьютере (при достаточно высоком качестве).
Избрание основным направлением работы манипуляции с цифровым звуком потребует от вас и достаточно больших материальных затрат, так как, если вы хотите достичь высокого качества ваших будущих фонограмм, вам следует приобрести как можно более качественную звуковую карту (желательно 24-х битную под PCI), оснащенную интерфейсами для передачи цифровых данных (типа SPDIF, AES/EBU). Также вам потребуется достаточно большой по объему и быстрый по скорости доступа винчестер (желательно SCSI) и высокопроизводительный компьютер для работы с эффектами в режиме реального времени (минимум Pentium 233MMX + 32 Mb RAM). Неплохо было бы, если бы ваша звуковая карта поддерживала работу несколькими каналами ввода/вывода звука одновременно.
Дабы не быть голословным, приведу список наиболее популярных и известных плат всех типов.
Профессиональные и полупрофессиональные платы сэмплерного типа: AVM Apex, Creative Labs Sound Blaster 32 PnP, Creative Labs Sound Blaster AWE32, Creative Labs SoundBlaster AWE64, Terratec EWS 64XL, Turtle Beach Tropez 32, Turtle Beach Tropez Plus, Turtle Beach Pinnacle, Turtle Beach Pinnacle Project Studio, Guillemot MaxiSound 64, E-mu APS.

Для простейшей работы с внешними устройствами вам вполне будет достаточно примитивной звуковой карты, поддерживающей стандарт вывода/ввода MIDI-данных. Это может быть Creative Labs Vibra или что-нибудь в этом роде.
Платы ввода/вывода цифрового звука: AdB Multi!Wav Pro 24, Hohner Midia Prodif 24, Lynx Studio LynxONE, MusicNet DIGI 32, SEK'D Prodif 96, Zephiro Acoustics ZA 2, Creamware TDAT 16, Digidesign Project II, Digidesign Pro Tools 24, Digidesign Pro Tools 24 MIX, Emagic Audiowerk 8, Ensoniq Paris, Event Darla, Event Gina, Event Layla.
Если вы собираетесь приобрести карту сэмплерного типа, очень важным моментом является наличие внутреннего эффект-процессора, который позволит вам либо поканально, либо вообще обработать звук. Отсутствие такового рождает достаточно большие проблемы, так как вам придется скидывать ваши MIDI-композиции поканально в формат цифрового аудио, а потом обрабатывать их эффектами в различных звуковых программах.
Большим подспорьем в вашей работе будет MIDI-клавиатура, особенно, если вы когда-либо играли на пианино. При покупке MIDI-клавиатуры следует обращать внимание на то, активная она или нет.
Подбор программного обеспечения также требует достаточно внимательного к себе отношения. Многие люди, увлекающиеся музыкой на компьютере, накапливают огромное количество всяческого софта, больше половины которого они впоследствии не используют. Набор программ должен быть удобным, функциональным, достаточно простым в обращении. Также вы должны учитывать, что многие профессиональные платы содержат нестандартные драйвера, и некоторые уникальные возможности этой аппаратуры выбранная вами программа может просто не поддерживать.
Для нормальной всесторонней работы со звуком и музыкой на компьютере вам необходимы: MIDI-секвенсор (желательно с поддержкой и цифрового аудио), звуковой редактор с возможностью обработки звука, программа для редактирования и обработки многоканального звука (если выбранный вами MIDI-секвенсор не поддерживает цифровое аудио), программы для синтеза звука, CD-ripper (программа, позволяющая без потери качества по-битово снять с компакт-диска нужную аудио-информацию), редактор патчей (должен поддерживать вашу плату).

Все вышесказанное относится к тем, кто остановил свой выбор на плате сэмплерного типа. Для работы только с цифровым звуком вы можете ограничиться звуковым редактором и программой для работы с многоканальным цифровым звуком.
Наиболее известные и мощные MIDI-секвенсоры, поддерживающие также и цифровое аудио, это: Cakewalk Pro Audio (версии 6.0, 7.0, 8.0), Steinberg Cubase VST (версии 3.55, 3.6, 4.0), Emagic Logic Audio 3.0. Эти программы будут полезны как пользователям карт сэмплерного типа, так и тем, кот решил работать с цифровым звуком. В связи с тем, что производители данных пограммных продуктов имеют мировую известность, то в комплект поставок включены всевозможные драйвера для работы практически со всей известной музыкальной периферией, поддерживающей стандарт MIDI.
Выбор звукового редактора на сегодняшний день также достаточно однозначен. Наиболее популярны сегодня: Sound Forge (версии 4.0, 4.5), WaveLab 2.0, CoolEdit Pro. Все из перечисленных редакторов имеют свои достоинства и преимущества. Я, например, остановил свой выбор на Sound Forge 4.5 c большим набором плагинов и WaveLab 2.0. Впрочем, звуковые редакторы — вещь полезная, поэтому можно использовать их все. Благо, обязательно найдутся какие-нибудь интересные обработки или функции, которые есть в одной программе и нет в других. Хотелось бы также отметить, что в основном на сегодняшний день ценность программы определяет наличие к ней большого числа подключаемых плагинов, созданных независимыми разработчиками. Эти плагины изрядно пополнят вашу личную библиотеку эффектов и помогут вам в будущем придать музыке необычное и эксклюзивное звучание.

Программы для работы с многоканальным цифровым звуком я делю на два типа: аппаратно зависимые и, соответственно, аппаратно независимые. Аппаратно зависимые программы, как правило, позволяют записывать несколько каналов звука одновременно и включают в себя поддержку уникальных функций, доступных только при наличии соответствующей звуковой платы. Аппаратно независимые программы работы с многоканальным звуком позволяют пользователю записывать только одну дорожку за одну сессию, но могут воспроизводить несколько дорожек аудио (их количество зависит от мощности вашего компьютера) одновременно. Такие программы работают с любыми картами, имеющими цифровой тракт. В качестве примеров могу привести: SAW 32 или Samplitude.
Программы синтеза звука — достаточно больная тема для обладателей маломощных компьютеров, ибо практически весь современный софт предназначен для синтеза звука в режиме реального времени. Исключение составляет лишь программа Virtual Waves. Основное удобство последних версий — возможность использовать эти программы как виртуальные MIDI-устройства и управлять ими по MIDI с помощью секвенсоров. Наиболее известные и популярные программы для синтеза звука: Generator 1.5, MetaSynth, VAZ Modular, VAZ Plus, RubberDuck, Virtual Waves, Synthia, Orangator.

Из CD-ripper'ов могу порекомендовать лишь Audiograbber или WinDAC.
Касательно редакторов патчей, то есть программ, которые позволяют загружать сэмплы во внутреннюю память синтезатора вашей звуковой карты, а также работать с различными его параметрами (например, с ADSR-контроллерами и т.п.), можно сказать, что это, как правило, достаточно узкоспециализированный софт, разрабатываемый и поставляющийся фирмами-производителями.
Вот, пожалуй, вкратце и все, что можно было бы сказать о компьютерном аппаратном обеспечении и софте.
В следующих номерах газеты мы с вами последовательно и достаточно подробно рассмотрим процесс поиска необходимых сэмплов, а также методики композиционного построения электронной музыки. Вдобавок к этому вы, я надеюсь, научитесь создавать ритм-треки, а также узнаете о необходимости гармонического развития вашей музыки.

Конечно, все эти вопросы достаточно сложны для понимания неспециалиста, но я постараюсь изложить их в достаточно доступной форме. Так что следите за дальнейшими публикациями и пишите письма с вопросами, наиболее важные из которых будут учтены при подготовке дальнейших статей.
Ник Худяков (I.C.)


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1998 год в рубрике del :: новости

©1997-2022 Компьютерная газета