Стратегические игры и историческая правда
Как-то уж так сложилось, что среди стратегических игр в последнее время стали популярны real-time игры, при практически полном забвении пошаговых. На моем же винчестере по ряду причин прижились именно последние, а такие эпохальные игры, как Dune и Warcraft, прошли мимо. Почему? Может, причиной тому специфический режим жизни, который редко позволяет просто посидеть и "погонять балду". Хотя, скорее всего, причины лежат глубже.
В школьно-студенческие годы (а они пришлись на первую половину 80-х) я интересовался историей. Не настолько, конечно, чтобы РТИ предпочесть истфак, но рефераты я писал регулярно, чем заметно повышал свой рейтинг среди учителей и обеспечивал спокойную жизнь в промежутках между ними. В мои почетные обязанности входило также втягивание преподавателей в дискуссии для избежания опросов. Несколько раз в пылу спора преподаватель, не замечая того, заходил, скажем так, за пределы официальной истории того времени. В 10-м классе я услышал отличную от принятой трактовку причин начала Второй мировой войны (почитайте "Ледокол" Виктора Суворова, и вы поймете, что я имею в виду). На втором курсе, на военной кафедре, бравый подполковник в промежутках между строевой подготовкой и уставами дал понять, что он знает об арабо-израильских войнах не только по газете "Правда". И так далее.
В результате я пришел к выводу, что истории нас учат весьма избирательно и достаточно погано. Интернета тогда не существовало, и приходилось собирать информацию по крупицам. А года три назад мне в руки попала игрушка производства SSI "Wargame construction set: Tanks!". Игрушка довольно схематичная, характеристики советской техники здорово занижены (что характерно для всех игр военной тематики западного происхождения), но точно переданная атмосфера танкового боя позволила мне пережить много нового. И дело не столько в исторической достоверности конкретного эпизода, сколько в полноте подбора ключевых моментов, определявших судьбы мира.
И я понял, что мы ничего не знаем не только в зарубежной, но и в своей собственной истории. К сожалению, в настоящее время, несмотря на появление множества дополнительных источников информации, общий уровень исторических познаний среди подрастающего поколения стал еще ниже, чем был у нас. И дело не только в худших учебниках, а в общем безразличном отношении. Вы скажете: "Какая, к черту, история, когда кушать нечего". Хочу заметить, что в Германии в начале 30-х тоже ситуация была не из лучших. А к чему это привело, знают даже самые закоренелые нигилисты. В то же время, компьютерные игры давно зарекомендовали себя как ненавязчивое средство обучения любому предмету (кроме физкультуры).
Та же SSI выпустила серию игр "Steel Panthers" (всего создано три игры, не считая дополнительных миссий), в которых собрана антология основных сражений (не только танковых) современной истории. Они представляют собой достаточно реалистичные оперативно-тактические симуляторы общевойскового боя. Несмотря на чисто пошаговый характер игры, она достаточно динамична и затягивает не хуже "Тетриса". Юниты имеют реалистичные характеристики. Например, танк проще уничтожить с борта или кормы, чем спереди, а артиллерийские орудия имеют определенный сектор обстрела. Есть даже такие тонкости, как оружие под названием "Molotov" у советских пехотинцев. Не знаете, что это такое? Бутылка с бензином, которой поджигали танки.
Искусственный интеллект программы достаточно высок: с первого раза не удается пройти ни одной миссии (вне зависимости, за какую сторону играешь). То есть, волей-неволей приходится искать обходные пути, а следовательно, учиться.
В прошлом году я поставил эксперимент на соседском старшекласснике, который отнюдь не стремился к знаниям. После недели безуспешных попыток выиграть Курскую битву или Шестидневную войну молодой человек засел за литературу. Примерно через месяц он написал реферат по мотивам Steel Panthers, после которого учительницу истории (еще советской закалки) долго поили валерьянкой. Конечно, доводить преподавателей не очень хорошо, но зато человек научился ДУМАТЬ, а также по-другому смотреть на факты (исторические в том числе).
Причем здесь историческая правда? А притом, что одно дело — абстрактный факт, что 1-го сентября 1939 года в Европе началась война, а 9 мая 45-го она закончилась, а совсем другое, когда выясняешь, что на 23 июня 1941 года (на второй день войны с Советским Союзом) под Гродно вермахт потерял целую танковую дивизию. Кроме этого, подобные игры помогают все-таки определить значимость Восточного и Западного фронтов — стоит лишь сопоставить число юнитов, участвующих в миссиях. Картина получается вполне определенная. В объективности и непредвзятости ребятам из SSI нельзя отказать. Чего, к сожалению, не скажешь о разработчиках лучшей отечественной игры на ту же тему — "Противостояния". Как говорил герой одного бессмертного фильма: "За державу обидно..."
Я далек от того, чтобы заниматься поучениями (сам в детстве их переел). Просто не стоит рассматривать компьютерные игры как тривиальное развлечение либо как пособие для курсантов военных училищ. Все обстоит гораздо сложнее и интереснее.
Вадим Винокур
В школьно-студенческие годы (а они пришлись на первую половину 80-х) я интересовался историей. Не настолько, конечно, чтобы РТИ предпочесть истфак, но рефераты я писал регулярно, чем заметно повышал свой рейтинг среди учителей и обеспечивал спокойную жизнь в промежутках между ними. В мои почетные обязанности входило также втягивание преподавателей в дискуссии для избежания опросов. Несколько раз в пылу спора преподаватель, не замечая того, заходил, скажем так, за пределы официальной истории того времени. В 10-м классе я услышал отличную от принятой трактовку причин начала Второй мировой войны (почитайте "Ледокол" Виктора Суворова, и вы поймете, что я имею в виду). На втором курсе, на военной кафедре, бравый подполковник в промежутках между строевой подготовкой и уставами дал понять, что он знает об арабо-израильских войнах не только по газете "Правда". И так далее.
В результате я пришел к выводу, что истории нас учат весьма избирательно и достаточно погано. Интернета тогда не существовало, и приходилось собирать информацию по крупицам. А года три назад мне в руки попала игрушка производства SSI "Wargame construction set: Tanks!". Игрушка довольно схематичная, характеристики советской техники здорово занижены (что характерно для всех игр военной тематики западного происхождения), но точно переданная атмосфера танкового боя позволила мне пережить много нового. И дело не столько в исторической достоверности конкретного эпизода, сколько в полноте подбора ключевых моментов, определявших судьбы мира.
И я понял, что мы ничего не знаем не только в зарубежной, но и в своей собственной истории. К сожалению, в настоящее время, несмотря на появление множества дополнительных источников информации, общий уровень исторических познаний среди подрастающего поколения стал еще ниже, чем был у нас. И дело не только в худших учебниках, а в общем безразличном отношении. Вы скажете: "Какая, к черту, история, когда кушать нечего". Хочу заметить, что в Германии в начале 30-х тоже ситуация была не из лучших. А к чему это привело, знают даже самые закоренелые нигилисты. В то же время, компьютерные игры давно зарекомендовали себя как ненавязчивое средство обучения любому предмету (кроме физкультуры).
Та же SSI выпустила серию игр "Steel Panthers" (всего создано три игры, не считая дополнительных миссий), в которых собрана антология основных сражений (не только танковых) современной истории. Они представляют собой достаточно реалистичные оперативно-тактические симуляторы общевойскового боя. Несмотря на чисто пошаговый характер игры, она достаточно динамична и затягивает не хуже "Тетриса". Юниты имеют реалистичные характеристики. Например, танк проще уничтожить с борта или кормы, чем спереди, а артиллерийские орудия имеют определенный сектор обстрела. Есть даже такие тонкости, как оружие под названием "Molotov" у советских пехотинцев. Не знаете, что это такое? Бутылка с бензином, которой поджигали танки.
Искусственный интеллект программы достаточно высок: с первого раза не удается пройти ни одной миссии (вне зависимости, за какую сторону играешь). То есть, волей-неволей приходится искать обходные пути, а следовательно, учиться.
В прошлом году я поставил эксперимент на соседском старшекласснике, который отнюдь не стремился к знаниям. После недели безуспешных попыток выиграть Курскую битву или Шестидневную войну молодой человек засел за литературу. Примерно через месяц он написал реферат по мотивам Steel Panthers, после которого учительницу истории (еще советской закалки) долго поили валерьянкой. Конечно, доводить преподавателей не очень хорошо, но зато человек научился ДУМАТЬ, а также по-другому смотреть на факты (исторические в том числе).
Причем здесь историческая правда? А притом, что одно дело — абстрактный факт, что 1-го сентября 1939 года в Европе началась война, а 9 мая 45-го она закончилась, а совсем другое, когда выясняешь, что на 23 июня 1941 года (на второй день войны с Советским Союзом) под Гродно вермахт потерял целую танковую дивизию. Кроме этого, подобные игры помогают все-таки определить значимость Восточного и Западного фронтов — стоит лишь сопоставить число юнитов, участвующих в миссиях. Картина получается вполне определенная. В объективности и непредвзятости ребятам из SSI нельзя отказать. Чего, к сожалению, не скажешь о разработчиках лучшей отечественной игры на ту же тему — "Противостояния". Как говорил герой одного бессмертного фильма: "За державу обидно..."
Я далек от того, чтобы заниматься поучениями (сам в детстве их переел). Просто не стоит рассматривать компьютерные игры как тривиальное развлечение либо как пособие для курсантов военных училищ. Все обстоит гораздо сложнее и интереснее.
Вадим Винокур
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных