M.I.A. (Ты проснулся и понял...)

Как поется в одной, некогда весьма популярной, песне, — ты проснулся и понял, ты не дома, ты — в армии. Правда, это не современная армия. Это год 1965. Октябрь месяц. Янки окончательно увязли в рисовых полях и бесконечных джунглях Вьетнама. День за днем, месяц за месяцем мы гоняем их, они гоняют нас и конца этому не видно. Только с октября 1967 эта война стала твоей. После окончания учебки ты однажды просыпаешься и видишь, что ты не дома, ты — во Вьетнаме. И твой командир уже подготовил для тебя симпатичное задание.
Гуки получают подкрепление, оружие и боеприпасы по так называемой тропе Хошимина. Как раз сейчас по разведанному участку этой тропы движется конвой. Тебе повезло. Разведка нашла не только несколько армейских грузовиков в этом изумрудном аду, но и перевалочный лагерь, в который они следуют. Так вот, в качестве теста на профессиональную пригодность тебе предстоит вылететь на их перехват. "Всего и делов, — несколько высокомерно цедит сквозь зубы командир, — спалить автомобили и пошуметь в партизанском лагере". Официальная задача — уничтожить никак не менее девяноста процентов сил и средств противника. В твоем распоряжении вертолет огневой поддержки. Нет, не та фантастическая машина, которую частенько показывают в современных фильмах про крутых военных ближайшего будущего, а обычная "кобра" со вполне обычным оружием. Так, ничего особенного, крупнокалиберные пулеметы и обычные неуправляемые ракеты в небольшом количестве.

Что, скажешь — знакомо? Я тоже так думал, пока за штурвал не сел, да не вылетел за пределы базы. Первое, что бросилось в глаза — полное отсутствие возможности изменить состав подвешенного и установленного на машину оружия. В те времена с боеприпасами было туговато и ими не разбрасывались. Второе — пилотская кабина. Я даже не сразу понял, что нахожусь внутри нее, а не снаружи. Дело в том, что своей машиной ты будешь управлять видя ее от третьего лица. То есть снаружи, сверху и несколько сзади. При этом вертолет хорошо закамуфлирован, так что не мудрено и потерять его среди типичных вьетнамских пейзажей. Спасает лишь то, что прицельный маркер виден отчетливо в любых обстоятельствах, впрочем это вовсе не роскошь, а самая что ни на есть суровая необходимость. Третье — окружающая местность. Сказать, что она совершенно настоящая, — значит не сказать вообще ничего. Ну какого вертолетчика, прошедшего суровую школу обоих Comanche и Haind'а, можно удивить нынче трехмерными ландшафтами? Однако современный Вьетнам образца 1965 года в состоянии ошеломить даже убеленных сединами ветеранов. Трехмерно там совершенно все, от холмов до самой последней гайки на затертом джипе. Причем это отчетливо наблюдается не только с расстояния вытянутой руки (когда твой сбитый вертолет падает в метре от абсолютно трехмерной сбившей тебя зенитки), но и с дальности эффективного огня твоего бортового оружия. К тому же любые объекты, как подвижные, так и стационарные, не только совершенно невероятно реалистичны, но еще и забавно раскрашены. На брезентовых палатках есть опознавательные знаки, например, госпитальные красные кресты. Грузовики бывают пятнистыми и местами даже номерными. Это я еще не трогаю гуковские поезда и вьетнамские города. Просто праздник какой-то!

Так вот, такой интересный Вьетнам глазами строевого вертолетного пилота создан в новой игре M.I.A., изданной известной компанией GT Interactive.
Только война, она и есть война, что означает наличие не только положительных моментов и белых полос, есть и неприятности, как же без этого. Игра M.I.A. занимает аж два компакта. Тем не менее она просит под себя немногим меньше четырехсот пятидесяти мегабайт дискового пространства. Вообще-то, разработчики были столь любезны, что предусмотрели возможность не копировать на винт динамические текстуры и прочие технические элементы. Это уменьшает аппетит до ста девяноста мегабайт. Только если тебе хочется дожить до победы или во всяком случае до окончания контракта и связанного с этим законного "дембеля", мой тебе совет — либо ищи четыре с половиной сотни мег или не берись за штурвал.
Зато усилия того стоят. Двадцать шесть абсолютно разных миссий. Широкий спектр оружия. Хоть его и нельзя менять по собственному капризу, а все же приятно. Трехмерный, чрезвычайно реалистичный звук. И, что самое интересное, достаточно умные напарники. Почти без всякой помощи с твоей стороны они достаточно успешно действуют "на подхвате", а порою вообще вытаскивают твою... ягодичную мышцу из вовсе уж дохлых ситуаций. Между прочим, во всяком случае такое клятвенно обещают издатели с разработчиками, во всех видах режима multiplayer напарников придают не менее сообразительных.
Словом, нельзя сказать, что M.I.A. — это один гигантский "АХ!" с самой большой буквы. Все же игра сильно отдает детским игровым автоматом и только некоторые характерные черты выдают в ней вертолетный симулятор. Для полноценного тренажера явно не хватает внешней атрибутики. Вида из кабины, например. Приборной панели опять же.

Но, с другой стороны, какая тебе разница, курсант, как выглядит та приборная панель? Ты что, по приборам летаешь или по Вьетнаму? Главное, чтобы врага громить, чтобы впереди все рыдали и разбегались, а сзади — все полыхало и взрывалось. Все, пацан, давай, вперед, Родине нужны герои...
Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 1998 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета