История мира

Пожалуй, нет ничего более интересного, чем история, как нет и ничего столь мало изученного, как все та же история. С одной стороны подобное высказывание могло бы показаться излишне смелым, если бы не один печальный во всех отношениях факт — за исключением достаточно немногочисленной когорты историков и археологов, прошлое своей планеты, более или менее хорошо, почти что никто не знает. А между тем именно история является практически неисчерпаемым источником вдохновения для романистов, сценаристов, режиссеров театра и кино. Она же оказывается весьма подготовленным преподавателем для генералов, дипломатов, политиков и, как минимум, социологов.

Вся проблема заключается в том, что преподавание истории как предмета в средней школе обычно налажено очень и очень плохо. Даже не вдаваясь в полемику по поводу реального уровня учебной литературы, нельзя не признать, что преподавание этого предмета обычно сводится к стремлению заучить некоторое количество сухих фактов, большая часть которых внешне напоминает старое тряпье из бабушкиного сундука, что стоит на чердаке не один десяток лет. Увы, представленная в учебниках история практически полностью теряет свое очарование и захватывающий дух странствий. Она становится скучным описанием давно минувших дел и давно умерших людей, замыслы и стремления которых так и остаются неразгаданной загадкой.

Поэтому особое внимание обращают на себя современные мультимедийные технологии, на основе которых создаются электронные энциклопедии. Благодаря возможности совместить одновременно несколько различных видов представления информации (текст, музыка, иллюстрации, рисованное или документальное видео и так далее), а также в силу достаточно большой емкости носителя, становится возможным разместить на одном компакт-диске такой объем интереснейших фактов и их трактовок, который ранее встречался только в достаточно малотиражных специализированных научных монографиях. Кроме того, подготовка и издание электронной энциклопедии оказывается значительно проще и дешевле, чем печатание тиража книги. Наглядным тому примером может служить мультимедийная энциклопедия ИСТОРИЯ МИРА, ориентированная на учеников четвертых-восьмых классов средней школы.
Естественно, ИСТОРИЯ МИРА слишком мала, чтобы пытаться с ее помощью заменить стандартный школьный учебник. Однако такой цели ее авторы и не преследовали. Эта мультимедийная энциклопедия легко и в то же время весьма увлекательно рассказывает о таких, чрезвычайно слабо освященных в официальной школьной программе истории, темах, как история самураев, история возникновения и развития флагов, история мирового морского пиратства, история возникновения гладиаторов. Причем опубликованные в ней материалы, при сохранении чисто научной достоверности (даты, географические наименования, имена людей и так далее), в то же время сохраняют тот блеск естественности, наличие которого создает стойкую иллюзию личного присутствия и чуть ли не личного участия в описываемых событиях. Таким образом, вроде бы совершенно засыпанные пылью веков и почти что никому не нужные факты вдруг оживают во всем своем блеске, прививая тем самым еще и интерес к истории как к науке.

Кроме самих разделов, богатых фактическим материалом и красочных цветными иллюстрациями, компакт-диск ИСТОРИЯ МИРА содержит также игру на наблюдательность, ориентированную на самых маленьких читателей этой энциклопедии, своего рода блиц-тест из девяноста шести вопросов по материалам энциклопедии, и увлекательнейшее описание знаменитых семи чудес света. Причем, в отличие от книжного, совершенно числительного представления, данный раздел мультимедийного компакт-диска ИСТОРИЯ МИРА является более чем исчерпывающим описанием всей истории возникновения каждого из этих чудес. В семи главах пользователь может узнать не только где, кем и когда указанные чудеса были сооружены или почему они удостоились попасть в список со столь громким наименованием, тут рассказывается и о технологии их возведения, и о событиях, непосредственно тому предшествующих, и о смысле, который строители вкладывали в каждое из них.
Все это вместе взятое более чем наглядно подтверждает краткое пояснение, данное энциклопедии ИСТОРИЯ МИРА самими ее авторами, под заглавием которой написано: "История глазами тех, кто ее творил".

Александр Запольскис


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1998 год в рубрике дискотека :: энциклопедия

©1997-2024 Компьютерная газета