Немного о процессе создания музыкальных произведений на компьютере

Процесс создания музыкальных произведений с помощью компьютера — достаточно спорный и своего рода "интимный" вопрос. Каждый музыкант с течением времени находит наиболее оптимальный и удобный для себя путь создания музыкального произведения. Некоторые, наоборот, пытаются не зацикливаться на методиках и комбинировать различные приемы и техники, как это, например, делается у YELLO. Однако для тех, кто вообще не знаком с этим вопросом, я приведу несколько типичных алгоритмов, которые, быть может, помогут в дальнейшем освоении огромных творческих электромузыкальных просторов.
Рассмотрим динамику создания музыкального произведения с точки зрения музыкальной индустрии, в которой все давно уже унифицировано и отработано.

Идея
Сперва нужна идея. Если не брать чисто технические и музыкальные аспекты, идея — основной фактор успеха или провала трека, альбома, сингла и т.п. Если вы действительно чувствуете, что у вас в голове созрели какие-то мысли, которые вы в силах реализовать с помощью музыкальной палитры, то считайте, что вы уже сделали первый шаг на пути сотворения музыки. Не стоит воспринимать понятие "идеи" превратно, ибо многие сторонники музыки как средства выражения чувств сразу же начнут высказывать свое гневное "фи" по этому поводу. Под идеей, в контексте данной статьи, я понимаю набор посылок, которые определяют, что должно быть показано или выражено в композиции, как это должно быть сделано (то есть в какой форме, какими звуками, в какой стилистике) и преподнесено слушателю.
Если вы мысленно проанализируете хотя бы поверхностно эти вопросы и найдете на них ответы, то дальнейшая работа для вас весьма ощутимо облегчится, ибо вам не придется блуждать в потемках своих собственных разрозненных планов и желаний. Вы сразу сможете приступать к практической реализации своего плана.
Конечно, не все поступают так. Многие музыканты говорят, что они работают по наитию, что звуки складываются у них в единое целое в процессе работы и они никогда не знают наперед, что получится. Однако если внимательно все обдумать, то можно без труда убедиться, что хотя бы начальные наметки и пути развития вещи у музыканта присутствуют всегда.

Выбор способа реализации
Существует множество техник и методик создания музыки с помощью компьютера и студийной техники. Ниже мы обсудим некоторые из них.

Потрековое наложение

Эта методика практикуется еще со времен рождения электронной музыки как таковой. Она весьма проста по своей сути, но достаточно эффективна, так как дает большой простор воображению и фантазии, не исключает элементов импровизации и избавляет композиции от той механистичности, которую так часто критикуют сторонники "живой" музыки.
Для того чтобы использовать метод потрекового наложения, вам протребуется компьютер с программой секвенсором или программой для многоканальной записи цифрового звука.
Суть в том, что вы по очереди вручную наигрываете и записываете каждый канал вашей будущей композиции, причем при записи каждого следующего канала вы имеете возможность слышать то, что уже записали. К примеру, вы берете барабанный луп, проигрываете его в зацикленном варианте и попутно пишите его на отдельный трек в компьютере. В результате у вас получается достаточно ритмичная и сравнительно динамичная барабанная партия. Далее вы берете бас-гитару и, руководствуясь уже записанным ритмом, подыгрываете басовую линию. Теперь у вас уже есть два трека. Далее подключаете синтезатор, с помощью которого раскрашиваете заготовку мелодическими линиями и эффектами. Далее... А далее вы делаете все, что вы хотите.
Потрековое наложение хорошо как для живых команд, так и для электронщиков. Вы не скованы рамками, и все ваши музыкальные идеи могут быть с легкостью воплощены в жизнь (при условии, что вы достаточно владеете теми инструментами, которые хотите прописать, или пригласите хороших сессионных музыкантов).

Блочное построение

Методика блочного построения стала использоваться со времени появления первых простейших секвенсоров. Позже, с появлением первых музыкальных программ для компьютера, популярность данного способа написания музыки резко повысилась. Суть данной методики заключается в том, что вы программируете или записываете определенные логически завершенные блоки музыкального произведения, после чего лишь комбинируете их в различном порядке. Такие блоки в трекер-ориентированных программах или эмуляторах реальных музыкальных аппаратов (драм-машинок, синтезаторов) называются паттерны. В секвенсорах (например, в Cakewalk) используется более продвинутая схема (так называемые клипы).
Основным недостатком блочной схемы построения музыкального произведения является некоторая механистичность звучания музыки, отсутствие должной вариативности произведения (если вы хотите даже чуть-чуть изменить ход развития паттерна, вам придется программировать новый паттерн с этими изменениями).
Преимуществами этого способа являются: простота в освоении, возможность выбора алгоритмов программирования паттерна (запись, пошаговая запись, "рисование").

Генеративное построение
Последнее время широкое распространение получили программы для создания генеративной музыки. Основной идеей этих программ является то, что вы как музыкант не занимаетесь как таковым написанием мелодий, созданием ритмических партий и побочных линий (хотя все это вы тоже можете делать), а задаете необходимые параметры, с помощью которых компьютер в дальнейшем создает произведение (вы лишь контролируете и корректируете процесс). В список этих параметров входят, к примеру, такие: частота и возможность использования тех или иных гармонических функций, динамика развития мелодических линий, вариативность в тональном диапазоне, зависимость одних генерируемых треков от других и многое другое.
Данный метод очень эффективно используется на сегодняшний день в создании современной танцевальной и эмбиентной музыки, так как эти стили весьма четко структурированы и при соответствующей сноровке можно вычленить необходимые схемы построения. Уровень вариативности здесь достигает почти максимального значения (производители таких программ утверждают, что каждое воспроизведение уже сгенерированного трека будет иным).
Недостатком генеративного построения является его некоторая наукоемкость и сложность в освоении.

Смешанные методики

Как показывает практика, оптимальным всегда является стремление к "золотой середине". Поэтому большинство музыкантов для достижения хорошего результата стремится комбинировать в различных ситуациях различные методики. На практике, если брать компьютерные программы, это с успехом позволяют делать такие программы, как Cakewalk Pro Audio, Cubase VST. Генеративная часть произведения может создаваться с помощью Sseyo Koan Pro, которая позволяет экспортировать сгенерированные треки в стандартный MIDI-файл.

Спонтанный подход

Эта методика является наименее распространенной и используется ограниченным количеством людей в весьма редких случаях (как правило, на живых выступлениях). Суть ее заключается в том, что практически не используются ни секвенсоры, ни многоканальная запись. Весь ход композиции создается вживую в режиме реального времени. То есть, к примеру, включается зацикленный луп, потом с одного или нескольких компьютеров идет наращивание сложности структуры композиции, которое происходит вручную.

Основным недостатками такого метода является низкая точность воспроизведения замысла автора либо полное отсутствие такового. И если учитывать, что вся сессия записывается сразу на звуковой носитель, то все недочеты и ошибки будут фигурировать и в итоговой записи.
Плюсом этого метода является непринужденность и спонтанность, что часто привлекает слушателя.
После того как вы выбрали способ реализации, следует обратить свое внимание на подбор звуков и требуемое вам программное и аппаратное обеспечение.
С появлением компьютера, на мой взгляд — нового музыкального инструмента, у музыканта появилось большее количество новых возможностей, а развитие компьютерных технологий позволило создавать эффективные программы для синтеза цифрового звука в режиме реального времени.
На сегодняшний день существует два основных пути извлекать из компьютера какие-либо звуки: сэмплерный (воспроизведение записанных в компьютер звуков или кусков музыкального произведения) и синтезаторный (математический синтез звука, либо эмуляции тех принципов и приемов, которые использовались в аналоговых синтезаторах). Третьего не дано. Любая программа, заставляющая ваш компьютер издавать звуки, подпадает под первую или вторую категорию.
Если сделать краткий экскурс в историю, то мы можем увидеть, что обе категории развивались примерно одинаково. Сэмплерные идеологии получили свое развитие в трекерах и благодаря платам типа Gravis Ultra Sound, которые позволяли загружать сэмплы в оперативную память платы. Идеологии синтеза звука применялись в различных программах предназначенных как для музыки (типа языка Csound), так и для специальных эффектов для игр и т.п.

Продолжение следует.
Ник ХудяковI.C.


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1998 год в рубрике мультимедиа :: разное

©1997-2022 Компьютерная газета
oJnWE3?=нD}{DfHM=|]| ,Rh٣ <Ļi՛)^l`6=Rep9oyB~{<@- $ 3?:͜i*Ifgf$;9'yUw9Z.N#ҧcxS`np^i㺔o; :_].mC[tTbH)n̳\jzskV[CMͿ v}\I?lI_ }:7„CzhrE