Viewtop Vulcan B от Britek Electronics Co., Ltd

Как всем, даже детям малым, известно, любое доброе дело не должно остаться безнаказанным. Похоже, что, породив рынок массовых 3D-акселераторов, компания 3Dfx от него одной из первых и пострадала.
Начиналось все просто прекрасно. Компания 3Dfx первой обратила внимание, что с пожиранием вычислительных возможностей даже не самых дорогих персональных компьютеров бизнес-приложения уже не справляются. Следовательно, надо помочь Microsoft, чтобы прогресс не топтался на месте. Идея перевода некоторых жанров игрушек на натуральную 3D-графику, для которой ой как много мощности требуется, витала в воздухе.
Вовремя сориентировавшись, 3Dfx разработала упрощенную версию интерфейса OpenGL, ориентированную сугубо на игровые программы. Этот программный интерфейс получил название Glide. Он помог фирмам начать создание игр с движущимися сложными трехмерными объектами, текстурами, источниками освещения и т.п. Аппаратная поддержка нового интерфейса была возложена на чипсет Voodoo, принесший 3Dfx всемирную известность и немалые доходы.

Однако свято место пусто не бывает, и вот на только что возникшем рынке уже началась давка. Конкуренты, распихивая друг друга локтями, ломанули осваивать денежные ресурсы фанатиков-геймеров и простых пользователей, которым тоже захотелось идти в ногу с новациями. Стараясь привлечь покупателей, 3Dfx предложила решение, позволяющее модернизировать компьютер, не выбрасывая на помойку старую видеоплату. В то же время подавляющее большинство конкурентов занялось выпуском полных ускорителей, работающих и с 2D-, и с 3D-графикой.
Нельзя сказать, что 3Dfx спала в тряпочку. Она предложила чипсет Voodoo Rush — оригинальный Voodoo, дополненный 2D-чипом. Затем был разработан Voodoo 2, отличающийся, во-первых, значительно большей производительностью и, во-вторых, позволяющий установить не одну, а две 3D-платы, распараллелив графические вычисления между всеми шестью установленными на них специализированными процессорами.

На Voodoo 2 делалась самая серьезная ставка. Этот чипсет, превосходя по качеству создаваемой 3D-картинки конкурирующие решения, должен был обогнать их и по быстродействию. Платы на Voodoo 2 также проектировались для апгрейда без замены основной графической карты. Однако конкуренты оказались сильнее, чем о них думали в 3Dfx. Да и ставка на полные ускорители более правильная с точки зрения маркетинга, ведь большинство потребителей сегодня покупает новые машины и им не хочется сразу же учинять в них апгрейд.
Несмотря на бравурные заявления представителей 3Dfx, ее прибыли оказались не столь уж высоки. Платы на Voodoo 2, за выпуск которых взялись очень многие фирмы, начали скапливаться на складах, когда в продаже появились более дешевые и не менее мощные конкурирующие продукты, такие, например, как ускорители на nVIDIA RIVA TNT. К такому повороту событий 3Dfx в принципе была готова. Она припасла еще одну новую разработку — чипсет Voodoo Banshee, предназначенный для полных 2D/3D-ускорителей.

В переводе banshee означает "дух, стоны которого предвещают смерть". Любит 3Dfx мистику, но хотелось бы узнать — чью смерть? И кто там стонет — конкуренты или сама 3Dfx, которой они, обгоняя, крепко оттоптали хвост?

Viewtop Vulcan B

Знакомство с платой Viewtop Vulcan B, созданной компанией Britek Electronics Co., Ltd., надо начать с предупреждения. Дело в том, что Voodoo Banshee принципиально, на архитектурном уровне, отличается от Voodoo 2. И, кстати, от полных акселераторов 3Dfx предыдущего поколения Voodoo Rush тоже.
Чипсет Voodoo 2 состоит из трех микросхем — двух текстурных и одного геометрического процессора. Каждый из них имеет свой банк памяти. Voodoo Banshee состоит из одного чипа, в котором интегрированы блоки VGA, 2D- и 3D-графики, преобразователь DAC, входная схема для видео, соединенная с VMI-коннектором внутреннего расширения, блок интерфейсов PCI и AGP, буфер команд и контроллер памяти. Так что это совсем не похоже на архитектуру Voodoo 2.
И поэтому, конечно, Viewtop Vulcan B в корне отличается по характеристикам от всем известных плат на Voodoo 2. На этой плате установлено 16 мегабайт памяти со 100-мегагерцевым 128-разрядным интерфейсом, пропускная способность которого достигает 1.6 гигабайта в секунду. Интегрированный 230-мегагерцевый RAMDAC обеспечивает поддержку разрешений до 1,600 х 1,200 пикселов при частоте кадровой развертки 85 Гц и полном 32-битовом цвете.
В Voodoo Banshee, как и следовало ожидать, реализованы все необходимые для 3D-игр графические функции, включая сглаживание краев, прозрачность и атмосферные эффекты, самые разные режимы текстурирования. Однако по качеству картинки (по крайней мере, мне так показалось), как и по производительности, этот чипсет уступает Voodoo 2. В нем применяется 16-битовая Z-буферизация. Внутренние вычисления проводятся с 24-битовым цветом, который на выходе преобразуется в 16-битовый.
Кроме того, Viewtop Vulcan B на программном уровне поддерживает воспроизведение DVD-видео через интерфейс VMI. Есть модификация этой платы, снабженная выходом для подключения телевизора. Viewtop Vulcan B соответствует требованиям РС '97 и '98, поддерживает обмен информацией с монитором по интерфейсу VESA DDC2B.

Производительность

Для чипсета Voodoo Banshee компания 3Dfx указывает следующие параметры быстродействия: скорость геометрических построений достигает 4 млн. треугольников в секунду, а визуализации — до 100 мегапикселов в секунду. (Для сравнения: у RIVA TNT эти показатели равны 8 млн. треугольников в секунду и 250 млн. пикселов в секунду.) Это близко к производительности S3 Savage3D и nVIDIA RIVA128.
Проведенное тестирование в целом подтвердило мои ожидания, основанные на паспортных данных. Более того, плата Viewtop Vulcan B оказалась "быстроходнее", чем ASUS AGP-V3000 на RIVA 128, ставшая в прошлом году камнем, на котором споткнулись акселераторы на 3Dfx Voodoo. Причина этого, видимо, кроется в том, что драйверы от 3Dfx изготовлены и оптимизированы гораздо лучше, чем те, что никак не доделает до конца nVIDIA.
По 3D-производительности Viewtop Vulcan B обогнала не только платы на оригинальном Voodoo и на RIVA 128, но и относящуюся к новому поколению 3D-акселераторов Matrox Millennium G200. В то же время Viewtop Vulcan B не смогла угнаться за ускорителями на RIVA TNT и Voodoo 2, лидерство которых сегодня непререкаемо.
Интересно, что хотя 3Dfx сделала себе имя не на скучной 2D-графике, ее первый 2D-акселератор (в Voodoo Rush использовался отдельный 2D-чип АТ25 от Alliance Semiconductors) продемонстрировал очень солидную производительность бизнес-
приложений — на уровне куда более дорогой Millennium G200. С другой стороны, проявилась ориентация Voodoo Banshee на домашних пользователей. По тестам на базе профессиональных приложений Viewtop Vulcan B заняла место во второй половине списка, где-то рядом с платами на S3 ViRGE/GX и Trident 3DImage 985.

Драйверы

Основное преимущество Viewtop Vulcan B, как платы на чипсете от 3Dfx, — широчайшая поддержка со стороны выпускающих игрушки фирм. Эта плата поставляется с драйверами для программных интерфейсов Microsoft Direct3D и 3Dfx Glide. Кроме того, упоминается поддержка полной версии OpenGL, но на компакте соответствующего драйвера нет. Возможно, следует его поискать на сайте 3Dfx, но у меня на это не хватило времени.
Перед установкой платы Viewtop Vulcan B и драйверов к ней следует культурно избавиться от старой карточки. Для этого надо, во-первых, переключить в Windows драйвер дисплея на стандартную VGA-карту, а затем, после перезагрузки, деинсталлировать все утилиты и драйверы, которые шли со старой видеоплатой. После этого выключаете компьютер, вставляете Viewtop Vulcan B, запускаете машину и ждете, когда Windows заметит новое устройство.
Драйверы устанавливаются с компакта обычным для Windows способом — указываете директорию с ними, и система копирует необходимые файлы. Это удобнее, на мой взгляд, чем возиться с самозапускающимися программами. Однако это лишь первая стадия инсталляции софта. Она не затрагивает поддержку Glide. Следующий шаг — найти на компакте программу с Glide-драйверами и запустить ее. Сначала файлы будут распакованы во временную директорию на винчестере, после чего вам придется туда залезть и запустить очередную инсталляционную программу. Она найдет на винчестере игры, поддерживающие 3D-графику, и установит для них драйверы. Процесс слегка длинноват, но хоть не сопровождается глюками.
С помощью вкладки Voodoo Banshee в окне свойств дисплея вы сможете настроить гамму изображения и кое-какие параметры 3D-графики. Их не так много, как при использовании Voodoo 2, и они не очень влияют на производительность, так что можно их и не трогать.
На компакт-диске с драйверами записана также утилита PowerStrip for Windows 95/NT, упрощающая управление дисплеем и драйверами к графической карте. Это очень приятная программка, даже по-русски она может с вами общаться. На последнем этапе установки драйверов рекомендую поставить на компьютер DirectX 6.0, поскольку плата Viewtop Vulcan B оптимизирована под него.
В комплект входит еще один компакт-диск — коллекция игрушек, позволяющих оценить достоинства Viewtop Vulcan B. Это Forsaken, G-Police, Redline Racer, Panzer Commander и Turok: Dinosaur Hunter (последние три — демо-версии). Бывалого геймера этим, конечно, не удивишь, но, согласитесь, приятно получить в придачу к карте хоть и облегченные и демо-версии, но все же какие-то игрушки на халяву.

Резюме

Честно говоря, я так и не понял, кто стонет и в чей адрес. Не думаю, что 3Dfx с помощью Voodoo Banshee удастся уморить конкурентов. Но что плата Viewtop Vulcan B заслуживает внимания, это уж точно.
Как-никак, она ощутимо дешевле, чем обогнавшие ее акселераторы. Купив ее, вы получаете высокую производительность 2D-графики в бизнес-приложениях и неплохое быстродействие игровых программ. Качество картинки тоже не вызывает нареканий. И, что главное, поддержка Glide — святое правило для игровых компаний. С совместимостью проблем не будет.

Роман Соболенко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1998 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета